Сделай Сам Свою Работу на 5

ДОЛЖЕН ЛИ ПАПА УЧИТЬ СЫНА ДРАТЬСЯ?





Должен ли папа учить сына драться? Многие отцы просто рассмеются: а как же! Я, мол, с детства, с песочницы, никому не давал спуску, за разрушенный куличик мог "пасть порвать"! И мой отец, и твой дед, гордился мной. А ты, сынку, есть достойный продолжатель нашего рода Пупкиных, и должен понять: если тебя бояться - значит, уважают.

Так-то оно так, да не так. Не уважают за несправедливость. Боятся и ненавидят тупую животную силу, которая не разбирает, кто прав - кто не прав, просто сметает все на своем пути, как электричка или милиция. В жизни наших детей не все так однозначно, как нам хотелось бы для нашего спокойствия, да и слава Богу. Конфликт есть конфликт, даже на уровне песочницы. Это маленькая модель тех сложных ситуаций, которыми "потчует" жизнь любого взрослого человека. Школьный класс, детсадовская группа, компания ли во дворе - все это есть маленькие, а уж если по научному - "малые несоциальные группы", в которых заложена промодель государственного устройства, и сложена, заметьте! - не нами! Как бы ни замечателен для нас, родителей и родственников со знакомыми, был наш ребенок, увы и ах, ему придется оказаться в другой среде, в "малой несоциальной группе". А эти группы живут по своим законам. И все наши наставления, наш опыт выхода из той или иной передряги для ребенка - опыт сугубо теоретический. И не более.



Папа может научить ребенка пониманию, как достойно выйти из любой ситуации. Правда, понимание "достойного" выхода у каждого разное, в силу своего мировоззрения и жизненного опыта. Нормальный отец хочет передать своему дитятке опыт нормального сосуществования. Но ежели родитель агрессивен и "с успехом" учит отпрыска "второму счастью", то у последнего велика возможность нарваться на ему же подобного любителя "силовых решений", который в состоянии нанести ему не только моральную травму! Такой папаня, мягко говоря, недальновиден. Ибо, став "лучшим учеником" кулачной политики отца, сынок может со временем и "на папу поднять лапу". В самом нейтральном случае сверстники, могущие повлиять на судьбу забияки в светлом направлении, просто сторонятся его. Понимание достойного выхода из конфликтных ситуаций - это очередная задача и обязанность отца в воспитании ребенка.



"Но как же противостоять задире?" - спросит застенчивый сын у отца. Агрессивный будет талдычить свое: да врежь ты ему как следует, а там и я подоспею! Ввяжись в драку, а потом - хоть трава не расти! Таким образом, данный родитель, желая "добра", сразу переводит межличностный конфликт в стадию конфликтных действий.

Конечно, подобному хулиганью надо давать решительный отпор, но... Можно разбить ему лоб и загреметь в милицию. А толку-то? Нормальный отец понимает: мальчик не становится мужчиной, родившись только лишь с мужским телом. Это только в анекдоте: "Эй, кто там родился, мальчик? Нет? А кто?" Мы, отцы, просто обязаны в сегодняшней ситуации организовать хотя бы физическое воспитание детей. Зарядкой ли, играми ли с ними в "ролевые" игры, в которых воспитывается и взращивается внутренняя уверенность в себе. В здоровом теле - здоровый дух! Но этот самый здоровый дух без головы - ничто! Тех же бандюганов, между прочим, учат во всяких секциях психологическому восприятию и оправданию собственной деятельности. Пока учат неважно.

Нормальному отцу надо уделять как можно больше внимания ребенку; хорошо, если у них, например, будут общие тайны, секреты. Подражая отцу, ребенок постепенно перенимает его жизненные установки и опыт. Как важно, что бы они были положительными! Или хотя бы понимание нужности этого! Ведь что посеешь, как говорят....

Повторюсь. Чувствовать и вести себя, как мужчина, наши сыновья начинают благодаря личному примеру отца или близкого человека мужского пола. А посему не жалейте времени, играйте с ребенком, направляйте его в нормальное русло. И обойдитесь, по возможности, без обидных, ехидных замечаний в его адрес. Ему в данный момент дороже и важнее всего прочего пусть скупые, но слова одобрения. Один нормальный отец - это больше, чем сотня учителей!



"Витязь". Сдача последнего экзамена на Краповый берет.

ГДЕ ЖИВЕТ ГЕРОЙ?

Говоря о воспитании мужественности, нельзя обойти стороной вопрос о героизме. Так повелось, что воспитание мальчиков в России всегда было не просто мужественным, но по-настоящему героическим. И потому, что нам часто приходилось воевать. И потому, что выжить в столь суровом климате, как наш, могли только очень выносливые, стойкие люди. Теме подвига отдали дань практически все русские писатели. Можно сказать, что это одна из ведущих тем отечественной литературы. В русском языке даже существует слово, аналогов которому нет во многих других языках. Это слово «подвижничество» – подвиг как образ жизни, жизнь, тождественная подвигу. Из поколения в поколение передавалась память о героизме наших предков. И каждое поколение оставляло в истории свой героический след. Герои и героические культы создавались, насаждались, поддерживались. Для чего это было нужно? Во-первых, знакомство детей с подвигами предков вызывало у них уважение к старшим. А это существенно облегчало задачу воспитателей, ведь основа педагогики – авторитет взрослых. Можно оборудовать классы новейшими компьютерами, можно разработать высоконаучные, эффективные методики. Но если ученики ни в грош не ставят учителей, толку все равно не будет. В чем за последние годы, увы, смогли убедиться многие родители. А во-вторых, невозможно вырастить нормального мужчину, если не демонстрировать ему в детском и подростковом возрасте романтических образцов героизма. Посмотрите на малышей лет пяти-шести. Как у них загораются, легче на них равняться. Юношеская тяга к романтике неистребима. Это обязательный этап становления личности. Если он не пройден, человек не может развиваться нормально. Причем в первую очередь, как ни странно, это сказывается на интеллектуальном развитии, которое резко затормаживается. Так что подростки, не получившие образцы героизма, все равно ищут их. Но находят лишь суррогаты, о чем свидетельствует рост подростковой преступности. Ребята, отрицавшие в наших анкетах нужность героизма, с одной стороны, панически боялись «крутых», а с другой, подражали «одноклеточным» героям американских боевиков. И называли среди героических черт характера жестокость, непримиримость к врагу и готовность пойти на все ради достижения своей цели. Вот и представьте себе, какие мужчины будут нас окружать, если так продолжится еще с десяток лет. Иногда от мам или бабушек приходится слышать: «Ну и что? Пусть будет каким угодно. Лишь бы остался жив». Но мужчина обязательно должен себя уважать, иначе ему жизнь не мила. Он без многого может прожить, а без уважения – нет. А о каком самоуважении может идти речь, если мужчина будет не в состоянии защитить свою семью и свою страну? «Целомудрие, честность и милосердие без мужества – добродетели с оговорками», – сказал американский писатель Льюис Кэррол. И с этим трудно не согласиться.

ЭФФЕКТ ПОДСОЛНУХА

«Ну, хорошо, – скажет кто-нибудь. – Я согласен, мальчик должен уметь постоять за себя. Пусть будет смелым, но в меру. А геройство зачем?». Но человек так устроен, что его развитие невозможно без стремления к идеалу. Как подсолнух тянется головкой к солнцу и сникает в пасмурную погоду, так и человек находит в себе больше сил для преодоления трудностей, когда перед ним стоит высокая цель. Идеал, конечно, не всегда достижим, но, стремясь к нему, человек становится лучше. А если планку занизить, то снизится и стремление. Что, например, случится, если ребенка в первом классе не нацеливать на идеал чистописания – каллиграфическое письмо? Если позволять ему писать тяп-ляп, особенно не стараясь? Собственно говоря, результаты мы видим на каждом шагу, ведь во многих школах именно так и поступили, решив, что нечего тратить полгода на освоение прописей, а лучше быстренько обучить детей безотрывному письму. В результате школьники в массе своей пишут как курица лапой. В отличие от их бабушек и дедушек, которые даже после учебы в простой сельской школе имели аккуратный почерк. Точно такая же история происходит и с воспитанием смелости. Стать героем дано далеко не каждому. Но, изначально занижая планку, а то и дискредитируя героизм в глазах ребенка, мы вырастим труса, который не сможет постоять ни за себя, ни за своих близких. И наоборот, если «назначить» трусишку героем, он постепенно начнет подтягиваться, дабы оправдать это высокое звание. Примеров можно привести множество, но ограничусь всего одним. Вадик ужасно боялся уколов. Уже на подходе к поликлинике он начинал рыдать. В кабинете приходилось держать его – с такой силой он отбивался от медсестры. Однажды папа, встречавший Вадика с мамой на улице, шепнул жене: – А давай ты скажешь мне, что Вадик вел себя сегодня героически. Посмотрим, что получится. Мама так и поступила. Услышав про свой героизм, Вадик сперва опешил, но потом, справившись с изумлением, согласился. Вскоре родители заметили, что поведение Вадика в поликлинике изменилось. В следующий раз он сам зашел в кабинет, и хотя заплакал, но обошлось без криков и драк. Через пару посещений Вадик справился и со слезами. Таким образом страх уколов был преодолен. Отец назначил сына «героем», и он им стал. Одним из основных источников передачи традиций в России до сих пор остаются книги. Даже сейчас, когда дети стали меньше читать. Поэтому любое воспитание, в том числе и воспитание мужества, очень важно производить на основе интересных, талантливо написанных книг. Героической литературы море, всю не перечесть: Олеша, Катаев, Гайдар, Рыбаков, Кассиль, Пантелеев и др. Кроме того, вся наша история изобилует примерами героизма. Причем примеры можно подобрать на любой вкус. Это и жития святых, и биографии великих полководцев, и истории обычных мирных жителей, волею судеб вдруг вставших перед необходимостью защитить свою Родину от посягательств врагов. Так что материал, на котором можно воспитывать мальчишек настоящими мужчинами, есть. Было бы желание.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.