Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 3. История русского знамени.





Федеральное агентство по образованию и науке российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

«МАТИ» - Российский государственный технологический

Университет им. К.Э. Циолковского

Кафедра «Культурология, история и молодежная политика»

 

 

Исторические основы вексиллологии.

Методические указания в помощь изучающим Историю государственной символики России.

 

автор: О.И.Косых

 

Под ред. Л.А. Гегель

 

Москва 2007

Косых О.И.

Исторические основы вексиллологии. Методические указания в помощь изучающим Историю государственной символики./ Под ред. Л.А. Гегель. – М.: МАТИ, 2007. – 32 с.

Настоящие методические указания адресованы студентам, изучающим историю государственной символики России.

Российская вексиллология - оригинальный, самобытный, но недостаточной изученный пласт отечественной исторической и культурной традиции, переживающий ныне эпоху подъема и развития. Цель данной работы – помочь студентам осмыслить теоретические и исторические основы вексиллологии. Предлагаемые методические указания могут быть использованы в качестве вспомогательного материала при подготовке к лекциям и семинарским занятиям, а также экзаменам и зачетам по курсу Истории государственной символики России и Отечественной истории.



 

Введение

Как много можно узнать о государстве, если исследовать его символы и атрибуты? Что в них зашифровано? Ответ на эти вопросы хранит в себе история формирования государственной символики. Сегодня она существует в триединстве - это герб, флаг и гимн. Утверждение символов и атрибутов государства является важной прерогативой верховной власти. Процедура их принятия связана со вступлением в силу специальных законов.

С недавнего времени в область геральдических памятников помимо гербовых изображений и их описаний, включили знамена и флаги. Но оказалось, что этот специфический источник практически не освоен. Для знамён и флагов ещё не выработано единых принципов описания и классификации, не составлено каталогов знамённых коллекций. Изучение знамён редко идёт дальше выработки терминологии, приёмов описания, реставрации и консервации тканей. В отличие от других геральдических источников знамёна и флаги недолговечны, они, как правило, изготавливаются, из ткани. До того, как попасть в музеи и хранилища, знамёна и флаги многие-многие годы активно используются, подвергаясь воздействиям, которые не способствуют их сбережению. Они не могут сравниться с орденами и, тем более, монетами по тиражу. Часто знамя существует в единственном экземпляре, а проектные рисунки до такой степени редки, что встречаются ещё реже самих знамён. Однако знамёна и флаги необходимо отнести к числу наиболее выразительных музейных геральдических памятников и весьма важным историческим источникам.



 

 

Вексиллология как наука.

1. Происхождение названия.

2.Предмет и объект изучения.

С течением времени сменяются поколения, мышление людей и устройство их жизни, но важно, чтобы сохранялась связь с прошлым, чтобы люди помнили о своих корнях.

Флаги объединяют с гербами многие черты. Они, в большинстве случаев, являются лишь одним из способов передачи гербового изображения. Но всё же флаги не следует отождествлять гербами. Хоть они и «родственники», но различий, как в них самих, так и в их истории, более чем достаточно.

У современных флагов были прообразы - военные знаки, иногда украшенные цветными лентами, выполненные в виде шестов с разнообразными фигурами на вершинах. Такие знаки известны с древнейших времён, их изображения встречались на рельефах Древнего Египта и Ассирии. Они были помощниками и для полководца, и для воинов, которые, в любой момент, по знаку, могли определить, на каком участке находится то или иное подразделение.



В Древнем Риме на горизонтальных перекладинах, укреплённых на вершинах шестов, вывешивались цветные полотна. Такие знаки именовались - "вексиллум" (от латинского "vexillum" - знамя), они и были предками современных флагов. И это слово стало основой названия науки о флагах - вексиллологии (или, если угодно, флаговедения - именно таким русским синонимом называют вексиллологию). У вексиллологии, как и у других научных и исторических дисциплин, довольно много определений. Приведем два из них:

- "Вексиллология - историческая дисциплина, родственная геральдике, изучающая флаги и знамёна".

- "Вексиллология изучает все виды флагов, знамён, стягов, штандартов, хоругвей, бунчуков и вымпелов, их формы, структурные компоненты, геральдические или особые символические знаки, композиции цветов на знамёнах и флагах, интерпретирует и устанавливает их происхождение, социальные и целевые функции, историческую роль, эволюцию и миграцию знамённой символики и цветов".

Современный предмет вексиллологии изучает знамёна, флаги, штандарты, вымпелы и другие вексиллоиды (флагоподобные).

Заметный интерес к вексиллологии появился в 60-х годах XX века в Европе и Америке, а также и в СССР. Помимо зарубежных периодических изданий, появились первые русскоязычные книги о флагах и энтузиасты вексиллологии - М.Ревнивцев, В.Курасов, А.Басов и другие.

Контрольные вопросы

1. Дайте понятие вексиллологии?

2. Определите предмет вексиллологии?

3. Назовите объект вексиллологии?

4. Какие сложности существуют в изучении флагов?

5. Что общего у флагов и гербов?

6. Какие прообразы существовали у современных флагов?

7. Что означает слово «вексиллум»?

8. Назовите самые известные западные издания по вексиллологии?

9. Перечислите отечественные издания по вексиллологии?

10. Кто из отечественных ученых сыграл видную роль в изучении вексиллологии?

 

 

Элементы знамени.

1. Понятие и разновидности флагов.

2. Составные части знамени: полотнище, древко, навершие, ленты, скоба, подток, кисти.

3. Знамя и флаг: соотношение понятий.

Все вексиллоиды разделены на две большие группы: флаги и знамёна. Флаг в международной вексиллологической терминологии занимает первое место. Его название по-голландски означало корабельное знамя. И в таком качестве употреблялось до XIX века. Флагом называют прикреплённое к древку или шнуру полотнище различной формы со строго определённым соотношением сторон. Государственному флагу, как святыне, отдаются высшие государственные почести. Достоинство его подлежит защите как внутри страны, так и за ее пределами, его оскорбление рассматривается как оскорбление чести нации и государства. Флаг - изделие массового производства. Отсюда и его качества: простота рисунка, простота изготовления, однослойное полотнище (исключение только у флага Саудовской Аравии, который по правилам изготовления знамён сшивается из двух частей). Утерянный или пришедший в негодность флаг заменяется другим, аналогичным по рисунку.

Многие флаги, и российский здесь не исключение, представляют собой сочетание цветных полос, расположенных по-вертикали или по-горизонтали. Полосы на флаге принято перечислять сверху вниз, либо от древка к вольной кромке. Например, российский флаг правильно именовать «бело-сине-красным». При вертикальном вывешивании полотнища, состоящего из горизонтальных полос, его верхняя полоса должна располагаться слева от зрителя, а нижняя - справа. Желательно избегать статичного вывешивания флагов. Флаг должен реять на флагштоке. Именно развевающийся флаг представляет собой зрелище, пробуждающее патриотические чувства.

В последнее время международно-признанным понятием стал «триколор», то есть флаг из трёх цветных полос. Первым триколором был флаг революционной Франции, ныне флаги более 50 государств мира - триколоры.

На полотнище флагов могут изображаться различные рисунки. В частности, очень популярны кресты. Крест, несколько сдвинутый к древку, традиционно именуется скандинавским (такой крест несут флаги Швеции, Дании, Норвегии, Финляндии). В мусульманских странах, где использование креста не приветствуется, на флаг часто помещаются полумесяцы и звёзды. Вообще размещение рисунков на флаге никак не регламентируется. Можно изображать на флаге всё. Правда, не рекомендуется помещать на полотнища флагов надписи или портреты.

В древности были распространены именно знамёна. Они были у императоров, феодалов, торговых компаний, в армейских подразделениях. Раньше флаги, как правило, использовались на море: было очень важно определить принадлежность корабля с большого расстояния. Причём, намного проще было рассмотреть флаг большой по размеру и простой по рисунку. По этой причине в XVII-XVIII вв. флаги на кораблях были очень большими, иногда достигая десяти, и более, метров длины. И состояли, в основном, из цветных полос. Позднее флаги, использующиеся в море, появились и на суше.

Существует несколько разновидностей флагов:

Государственный флаг - атрибут государства. Вывешивается на правительственных зданиях, государственных учреждениях, выборных органах власти и т.п.

Национальный флаг часто представляет собой копию государственного флага. Его разрешено использовать всем гражданам одной страны. Это знак принадлежности к нации и уважения к Родине.

Военно-морской флаг- главный символ военно-морского флота страны. Поднимается на кормовом флагштоке и служит знаменем корабля. В России флаг ВМФ отличается от государственного, в большинстве других странах он является копией государственного флага.

Флаг торгового флота (коммерческий флаг) - флаг гражданских кораблей страны. Поднимается на корме и символизирует государственную принадлежность судна. Российский триколор до принятия его в качестве государственного достаточно долго был флагом торгового флота.

Флаг армии - флаг, поднимаемый в гарнизонах, на торжественных построениях и в других случаях, согласно воинскому уставу. В России, как и ранее в СССР, флага армии нет. Правда, свой флаг был и есть в военно-воздушных силах. В российской армии используются знамёна

Штурмовой флаг - выдаётся солдатам во время боевых действий. Обычно представляет собой копию национального флага. Но это требование не категорично.

Штандарт - специальный флаг, с функциями знамени. По правилам классической геральдики обладателю герба позволялось иметь гербовый штандарт - знамя аналогичного рисунка. Штандарт приписывается к должности: Императорский штандарт, штандарт Президента, штандарт Министра обороны и т.п. Штандарт похож на знамя, богато отделан, и постоянно хранится в кабинете или резиденции обладателя, покидая его в исключительных случаях. Копии штандарта украшают транспортные средства своего обладателя. В прошлом, штандартом ещё называли знамя кавалерии. Оно отличалось от знамени сухопутных частей тем, что чаще всего имело квадратную форму и меньшие размеры, которые были необходимы для того, чтобы знаменосцу-кавалеристу хватило сил удержать знамя в руках. Слово "штандарт" заимствовано из немецкого языка в начале XVIII века. Символ власти и превосходства.

Бунчук - воинская регалия в виде древка с шаром или остриём на верхнем конце, украшенная кистями, конскими или турьими хвостами. В XVI-XVIII вв. бунчук являлся гетманской регалией на Украине. Используется в современных духовых оркестрах как украшение или как шумовой инструмент, в том случае, если снабжён колокольчиками.

Должностной флаг - понятие близкое к штандарту. Должностные флаги используются на флоте. При прибытии на корабль должностного лица его флаг поднимается на стеньге. Комплект должностных флагов хранится на корабле.

Вымпел - длинное узкое полотнище с определёнными функциями. Распространён на флоте. Брейд-вымпел - короткий вымпел, выполняющий функции должностного флага.

В последнее время флаги стали появляться у городов, учебных заведений, предприятий и фирм. Причём они ограничиваются размещением своего логотипа на одноцветном флаге. Такое положение вещей создаёт предпосылки "флаготворчеству".

Знамя - это единичное изделие изготавливаемое, как правило, из дорогостоящих материалов, богато украшенное ручной вышивкой, бахромой, кистями и лентами. Само полотнище изготавливается из двух прямоугольных кусков ткани, сшитых по периметру. Затем его крепят непосредственно к древку специальными знаменными гвоздями. Утрата знамени владельцем, считается несмываемым позором.

Значение и смысл знамени состоит из трёх главных составляющих: цвета, изображения и текста, которые несут все элементы знамени - полотнище, древко, навершие, ленты и другие знамённые принадлежности (Рис. 1).

 

 

Рис. 1. Элементы знамени.

Полотнище - основная часть знамени, это кусок ткани разной формы и расцветки, укреплённый на древке. Преобладает прямоугольная форма при разном соотношении длины и ширины. Но встречаются полотнища квадратной, треугольной, прямоугольной с откосом и других форм.Главную информацию несут в себе его размер, форма, цвет, изображения и надписи. Знамя может быть односторонним или двусторонним, в зависимости от размещения эмблем или надписей. Лицевой стороной принято считать ту, которая развёрнута вправо от древка по отношению к зрителю. На ней располагаются самые важные изображения и надписи.

Элементами полотнища являются (Рис. 2).

 

 

Рис. 2. Элементы знамени.

 

Ближняя к древку или фалу часть называется древковой, дальняя от древка - вольной («вольной» в смысле не прикреплённой к чему-либо). Ближняя к шкаторине часть вымпела традиционно именуется «головкой». Одна из сторон полотнища именуется лицевой, вторая - оборотной. Как правило, лицевой считается сторона, разворачиваемая вправо от древка.

Верхнюю часть полотнища у древка будем именовать кантоном (canton – в европейской геральдике квадрат в верхнем левом от зрителя углу щита). В России эта часть полотнища обычно называется «крыж». Правда, этот термин не совсем удачный. Как известно, слово «крыж» может обозначать кружок или крест; к тому же в традиционном понимании крыж - это область флага, выделенная цветом или обведённая каёмкой другого цвета. Кантон - почётная часть флага. Кантон в данном случае более общее понятие, он не обязательно выделен цветом. В нём на флагах ведомств обычно помещается уменьшенный государственный флаг, морские офицеры помещают в кантон своих должностных флагов военно-морской флаг.

На полотнище также можно выделить кромки: верхнюю, нижнюю и вольную; а также четыре угла.

Специальные кольца, предназначенные для крепления полотнища к тросу, именуются люверсами. Иногда крепление полотнища выполняется с помощью петель. Реже используется так называемый карман, он делается в древковой части полотнища. Флаг сверху надевается карманом на флагшток. Современные фирмы-производители флагов иногда используют стропы - прочные полоски ткани, вшитые по периметру полотнища. Раньше для изготовления флагов традиционно использовали шерстяную материю «флагдук». Ныне всё чаще используются полиэфирные ткани или трикотажные сетки.

Часто флаг имеет в вольной части полотнища треугольный вырез. Получившиеся в результате этого треугольные концы флага называются косицами.

Другая часть знамени - древко, к которому крепится полотнище, изготавливается из дерева или металла.

 

Рис 3. Навершие.

Навершие является украшением древка, укреплённым на нём с помощью втулки. Чаще всего оно оформлено в виде копья, креста или какого-нибудь символического знака: хризмона, серпа и молота, двуглавого орла.

Ленты и кисти со шнурами крепятся к навершию. Ленты могут быть орденскими, если подразделение или организация награждена орденом, и декоративными. В последнем случае на ленте пишется название организации.

Подток - нижний металлический конец древка.

Атрибутом знамени является бахрома - плетёное украшение, которым обшиваются края полотнища. Изображения и надписи наносятся на знамя различными способами: вышивкой, аппликацией, красками.

В состав знамённого комплекса входит также предохранительный чехол намени и панталер - перевязь через плечо знаменосца, предназначенная для ношения знамени.

Разновидности знамен:

Стяг - синоним воинского знамени, часто употребляется в русских летописях и художественно-литературных произведениях. В буквальном понимании слово «стяг» означает - шест, длинная палка, жердь. По мнению В.И. Даля «стяг мог получить это значение от стяганья, сбора вокруг себя воинов»[1]. Поэтому слово употребляется в значениях «знамя», «отряд» и «воинское подразделение».

Прапор - в значении «знамя» известен всем славянским народам. В слове «прапор» заложена самая ранняя форма знамени - перо или пучок перьев на шесте. Как название боевого знамени этот термин активно использовался в XVI-XVIII веках.

Хоругвь - выносная икона на тканевой основе - от знамён и флагов отличается способом крепления полотнища. Её верхняя часть крепится на горизонтальной перекладине размещенной крестообразно относительно вертикального древка. В нижней части, как правило, фигурные вырезы. В значении "знамя" это слово известно практически всем славянским народам. У хоругви наиболее выражена его священная сторона реликвии, ритуального или культового знамени. Церковное знамя (хоругвь) символизирует победу. Перед битвой хоругвь освещали церковники, и «не было большего позора, чем потерять ее, так как считалось, что она наделена сверхъестественной силой».[2]

Известно использование церковных хоругвей как боевых знамён. Во Франции хоругвь церкви Сен-Дени стала знаменем французских королевских войск. Специальный знаменосец - хоругвеносец носил хоругвь при себе и лишь перед битвой разворачивал и поднимал на копьё. Она, вероятнее всего, была сделана из красного шелка с золотой отделкой и свисала с флагштока, сделанного из позолоченного дерева или металла: отсюда ее и название Орифламма, которое в переводе обозначает «золотое пламя». Эта хоругвь использовалась вплоть до битвы при Азенкуре (1415 г.), где несший ее Гийом Мартель, сеньор де Беккевиль, был убит, героически защищая ее. Больше ее уже не встречали. Другие хроники говорят, что она хранилась в аббатстве Сен-Дени вплоть до XVIII столетия и находилась в очень плачевном состоянии.

Знамя Победы. 15 апреля 1996 года для увековечения подвига в Великой Отечественной войне, за заслуги воинов Советских Вооруженных Сил перед Отечеством и в знак благодарности победителям над фашистскими захватчиками, в дни государственных праздников Российской Федерации, дни воинской славы России, при проведении воинских ритуалов, и мероприятий, связанных с боевыми победами российского народа, был принят Указ Президента РФ "О знамени Победы", в котором указано, что Знамя Победы используется вместе с Государственным флагом Российской Федерации. Знамя Победы, водруженное над рейхстагом в мае 1945 года, выносится 9 мая - в День Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг. и 23 февраля - в День защитника Отечества для возложения венков к могиле Неизвестного солдата федеральными органами государственной власти, проведения торжественных заседаний, парадов войск и шествий ветеранов Великой Отечественной войны на Красной площади в Москве. В иных случаях используется символ Знамени Победы. На обеих сторонах символа Знамени Победы расположено изображение пятиконечной звезды. Восстановление в правах Знамени Победы было воспринято как справедливый и разумный шаг. Перечисленные в этой части «знамёна» не исчерпывают понятия «знамени», как явления, как части геральдического искусства, а только указывают сферы и время его использования, определяют эволюцию знамённых типов.

Знамёна подразделяются на группы по следующим признакам:

1. Формально-технологическому (знамя, штандарт, транспарант, хоругвь, флаг, плакат, вымпел и т.д.);

2. Событийному (демонстраций, восстаний, определённых дат, войн и революций);

3. Принадлежности: личные; фамильные; родовые; профессиональные; корпоративные (ремесленные, цехов, гильдий, политических, экономических, культурных и спортивных организаций); конфессиональные (духовные, церковные, братств); военные (армейские, флотские); этнические; национальные; общегосударственные; городов; земель и т.д.

Каковы особенности флагов и знамён, присущие только им и отличающие их друг от друга?

1. Знамя шьётся из двух отдельных полотнищ, каждое из которых имеет свой внешний вид и называется лицевой и тыльной сторонами знамени. Обычно для знамени идет тяжёлая материя, не применяемая для флагов, - бархат, диагональ, атлас, парча. Флаг, напротив, изготавливается из очень легкой материи.

2. Знамя имеет серебряную или золотую бахрому, чего никогда не бывает у флага.

3. На знамени помещаются надписи и изображения (даже портреты), которые не принято наносить на флаг. Надписи могут быть девизами или лозунгами, а также названием организации, владеющей знаменем.

4. Цвет знамени может не совпадать с цветом флага, а лишь приближаться к нему. Например, цвет знамён, многих организаций советского периода, отечественной истории часто был не красным, а алым, вишнёвым, бордовым, пурпурным, то есть на тон-два, гуще красного и иного оттенка.

5. Знамя обычно хранится в чехле и развёртывается (является народу) лишь в особо торжественных случаях. Знамя не может быть вывешенным как флаг. Оно носится особо выделенными для этой цели людьми - знаменосцами и ассистентами и сопровождается трубачом и барабанщиком. При этом знаменосец и его ассистенты должны быть обязательно вооружены холодным или огнестрельным оружием. Это правило выполняется в воинских подразделениях.

6. Знамя считается официальным юридическим «лицом» организации, которому надлежит носить все знаки отличия (ордена, медали, орденские ленты). В случае награждения организации или воинского подразделения не знаками отличия, а золотым оружием, серебряными трубами, денежной или лауреатской премией, то всё это может сообщаться на знамени в виде вышиваемых на нём изображений указанных предметов или заменяющих их эмблем (лавровых венков, пальмовых ветвей и т.д.) или особых надписей ("краснознамённый", "премированный", "отмеченный" и т.д.).

7. Утрата знамени (потеря, хищение, сдача в бою, гибель в огне или во время стихийного бедствия) является равным гибели организации или воинского подразделения, владеющего знаменем. Утрата знамени во всех странах влечёт за собой самое серьёзное наказание непосредственных виновников утраты и всех членов организации (полное расформирование воинских частей, сдача в штрафные батальоны рядовых и разжалование в рядовые офицеров).
При изучении знамён и флагов, важен комплексный подход:

- анализ текстовой части,

- изобразительных знаков (символов и эмблем),

- обстоятельств и истории их создания,

- эволюции и использования.

В вексиллологии принято условно обозначать цвета флага, используя буквенную систему. Она официально признана ФИАВ - Межданародной Федерацией Вексиллологических Ассоциаций. В геральдике это обычно делается с помощью разнонаправленной штриховки. Ныне, с развитием полиграфии и всё большим удешевлением цветной печати, буквенные обозначения стали понемногу забываться. Но и сейчас их используют те бюллетени, что выходят в чёрно-белом варианте.

Буквенная система предусматривает обозначение каждого цвета на полотнище определённой латинской буквой или двумя. Используются такие буквы:

R - красный (почти на всех европейских языках слово "красный" начинается с буквы "Р": red, rot, rouge)

Y - жёлтый (от английского "yellow")

B - синий (вероятно от английского "blue" или немецкого "blau")

V - зелёный (от испанского и французского терминов,"verde" и "vert")

N - чёрный (от испанского (negro) и французского (noir) терминов)

M - коричневый (marroon)

W - белый (от немецкого (weiss) и английского (white) терминов)

P - пурпурный и фиолетовый (иногда используется F)

Gr - серый (gray)

Or - оранжевый (orange)

Au, Ag - золотой, серебряный

Нестандартные цвета, например, охряной или фиалковый, пишутся полностью. В отличие от геральдики, которая оперирует лишь 7 основными цветами, в вексиллологии могут используются оттенки цветов. Светлый цвет обозначается добавлением знака "-" после буквы, тёмный - добавлением знака "+". Например, "В+" обозначает "тёмно-синий", "М-" - "светло-коричневый", "R++" - "очень тёмно-красный". Буква с обозначением цвета пишется рядом с полосой соответствующего цвета. Если фигура одного цвета наложена на фон другого, то условно их сочетание обозначают дробью. В числителе - цвет фигуры, в знаменателе - цвет поля. Можно использовать "многоуровневые" дроби, если наложенная фигура сама является фоном для другой фигуры.

В России одно время энтузиасты флаговедения пытались ввести систему условных названий флагов по первым буквам составляющих их цветов. Например, бело-сине-красный флаг должен был называться "бесик" (БЕлый, СИний, Красный), флаг Нидерландов "крабес" (Красный, Белый, Синий) и т.п. Но ввиду своей громоздкости, а также из-за невозможности точно восстановить рисунок флага, пользуясь одним лишь названием, эта система не прижилась.

Контрольные вопросы

1. Дайте определение флага?

2. Дайте определение знамени?

3. Перечислите элементы знамени?

4. Назовите составные части флага?

5. Какие вы знаете разновидности знамен?

6. Перечислите виды флагов?

7. Каковы особенности флагов и знамён, присущие только им и отличающие их друг от друга?

8. С какой целью был принят Указ Президента РФ "О знамени Победы"?

9. Как назвалось боевое знамя в XVI-XVIII веках?

10. Каковы функции штандарта?

11. Что такое бунчук?

12. Какие последствия наступают при утрате знамени?

Тема 3. История русского знамени.

1. Происхождение знамен. Знамена XII – XVI вв.

2. Военные знамена России XVI - XVII вв.

3. Изменение символики русских военных знамен XVIII века.

4. Государственные знамена России XVIII – XIX вв. Русские военные знамена XIX века.

Какова же история российского флага? До конца ХVПI в. правильнее говорить не о национальных, а о флагах родов, князей, правящих династий и т.п. Феодально-зависимое население не имело права ни на герб, ни на флаг. Государственный флаг утвердился по-настоящему лишь в ХIХ в.

Боевые стяги и знамена после крещения Руси в Х в. бьли в прямом смысле слова священными. На стягах огромных размеров, которые во время битв вкапывались в землю (при сильном ветре они "ревели"), изображались лики Спасителя, Богородицы и святых. Стяг считался душой, славой и честью. Религиозной святыней был и огромный "чермный" (багряно-красный, а не черный) стяг Дмитрия Донского с Нерукотворным Спасом. Под стягом бились на Куликовом поле русские полки. На миниатюрах конца ХУI в русские воины изображались сражавшимися под красными знаменами. Перед штурмом Казани в 1552г. Иван Грозный выстроил полки и развернул перед ними малиновое, как у Дмитрия Донского, знамя с тем же крестом, который в 1380г. был свидетелем поражения полчищ Мамая.

Уже в первой трети ХVП в. белый, голубой и красный выполняли роль государственных цветов. Первым государственным и династическим знаменем России в ХVП в. можно считать белое "гербовое" (гербовое) знамя с изображением русского герба - золотого (редко черного) двуглавого орла.

Первое упоминание о Российском флаге появилось в 1668г. во времена царствования Алексея Михайловича, когда стремительно начала развиваться торговля с зарубежными странами. Царь Алексей Михайлович отдал приказ: «...строить корабли для охраны торговых караванов». В небольшом селе Дединово, что на берегу Оки, спешно собрали мастеровых людей из близлежащих деревень, и вскоре был построен корабль «Орел». Капитаном его назначили Бутлера, который, как отмечалось во многих исторических документах, отличался нравом педантичным и суровым. Он первым обратился к государю с вопросом: под каким же флагом выйдет корабль? «...Которого государства корабль, того государства бывает и знамя», - не преминул заметить Бутлер. Но собственно государственного знамени еще не было. Царь, основательно изучив цвета флагов разных стран, остановился на бело-сине-красном. И над Волжско-Каспийской флотилией стал развеваться этот флаг.

Впервые в России триколор начал использоваться Петром I с 1693г. как военный. С 20 января 1705г. именным Указом N 2021 он был дарован коммерческим судам: « ...на торговых судах быть знаменем, по образцу каков нарисован, послан под сим его Великого Государя Указом». Эту дату принято считать днем рождения российского флага. До этого момента торговым флагом в 1693 - 1700 гг. считался белый с двуглавым черным орлом.

Петр I собственноручно нарисовал образец и определил порядок горизонтальный полос на флаге. Историки полагают, что моделью послужил голландский флаг, состоявший из трех горизонтальных полос тех же цветов. Он явился одним из первых в Европе освободительных флагов; под его знаменами велась борьба за независимость Нидерландов.

Однако, несомненно, что выбор в России был преодолен и традиционными предпочтительными цветами русского народа. Славянские народы предпочитают красные, белые, синие, зеленые краски (синий считался цветом славянской взаимности). Красный и синий были самыми распространенными в народной одежде. Подвенечный наряд невест в народе до ХХ в. был красным. Голубой считался цветом Богоматери. Белыми называл народ свою веру, царя и Отечество. По русским обиходным понятиям XVII-XIX вв. красный символизировал отвагу, войну, защиту веры и бедных людей, героизм, великодушие, кровь, самопожертвование, огонь, смертный бой. Синий - небо, целомудрие, верность, духовность, веру. Белый - мир, чистоту, правду, благородство, совершенство.

Петр I не изменил ни прежних национальных цветов XVП в., ни государственного гербового знамени. Первое знамя Петра I , созданное в 1696г. по старым традициям, имело государственные цвета - красное полотнище с белой каймой, в середине был изображен золотой орел, парящий над морем, а на груди орла в кругу - Спаситель; вокруг знамени был выписан полный титул царя.

10 марта 1699г. был утвержден первый военный орден в честь покровителя России св. Андрея Первозванного со знаком лазурного скошенного креста. В начале Северной войны в сухопутной армии, а затем, постепенно, с 1703 по 1712г. и на флоте утвердился один из красивейших флагов мира - «Андреевский», флаг - белый с лазоревым крестом в честь ордена святого апостола Андрея Первозванного. Однако бело-сине-красный не сразу был вытеснен с военных судов. Царь постоянно разрабатывал разные варианты соединения косого креста с трехцветным флагом. В 1692 - 1712 гг. Петр составил около 30 типов морских флагов.

Итак, в конце ХVП - начале ХVПI вв. не менее десятилетия бело-сине-красный был боевым флагом России как на суше, так и на море. С петровского времени нам известен точный порядок полос на флаге ­белая, синяя, красная. Расположение полос русского флага совпадало с древним пониманием строения мира: внизу - физический, плотский, выше - небесный, еще выше - мир божественный, или, переосмысливая сверху вниз - Вера, Надежда, Любовь. Позже в ХIХ в. полосам придали значение содружества трех восточнославянских народов - белорусов, украинцев и русских.

В послепетровское время национальные цвета почти угасли. Из армии они оказались вытесненными, а во флоте перешли в разряд торгово-ведомственных. Но еще прочнее забытым оказался Трехцветный флаг. Под ним уже не лилась русская кровь, как под пехотными знаменами и кавалерийскими штандартами, которые, даже обветшав и «поседев», окроплялись дважды в год святой водой и как драгоценные реликвии выносились на парады. Трехцветный флаг не мог соперничать с Андреевским, слава которого гремела по северным и южным морям и даже океанам, не говоря уже о двуглавом орле, которого видели повсюду.

С XVIII в. русская культура ориентировалась на Европу. Перемены в армии вплоть до отдельных деталей униформы «шли в ногу» с европейскими. Эти нововведения стимулировались немецким окружением царствующих особ, в жилах которых текло все больше немецкой крови. Во второй половине ХIХ в. случилось то, что было немыслимо было для моряков Петра Великого: 900 новобранцев из 1000 не знали цветов русского флага. Нет сомнения, что петровские цвета постепенно бы возродились, но неожиданно Александр II «подарил» России новый символ. 11 июня 1858г. царь учреждает третий, черно-желто-белый флаг для правительственных, казенных и административных учреждений. Его цвета символизировали землю-золото-серебро. Так называемый «монархический» флаг просуществовал до 1883 года. В борьбе за звание «государственного» флага бело-сине-красному флагу пришлось на протяжении почти двух столетий «конкурировать» черно-желто-белым императорским стягом.

«Высочайшее утверждение» единственного варианта флага в черно-желто-белом исполнении произошло по совету барона Бернарда Кёне. Недальновидная ориентация на немецко-европейскую геральдику обернулась в скором будущем проигрышем для правительства - Россия стала одной из немногих стран, где императорский флаг оказался в противопоставлении с неотмененным «торгово-гражданским». В торжественных случаях казенные черно-желто-белые «романовские» цвета предписывалось поднимать над правительственными учреждениями, а бело-сине-красные допускалось выставлять на частновладельческих постройках и гражданских судах. Прав на черно-желто-белые флаги «обыватели» не имели. Строго говоря, черно-желто-белый был первым, официально узаконенным государственным флагом империи, но населению он был известен еще меньше, чем бело-сине-красный, который все-таки видели на ярмарках, выставках, масленичных гуляниях. Правительственный указ 1858г. мало кто знал, и флаг Кёне либо по аналогии с петровским или по ошибке иногда вешали перевернутым белой полосой наверх (см. картину А.Л.Розанова «Ярмарка на Арбатской площади»).

Двойственность символики, разделявшей царскую власть и гражданское общество, наконец, был осознана. 25 апреля 1883г. перед коронацией Александр Ш отдал предпочтение старому петровскому «торговому», а не «казенному» флагу Кёне. 7 мая 1883г. было опубликовано высочайшее повеление: «В торжественных случаях, украшение зданий флагами, был употребляем исключительно русский флаг, состоящий из трех полос, верхней - белого, средней - синего, нижней - красного цветов». Однако, несмотря на постановление 1883 г., немецко-романовские цвета дожили до февраля 1917 года. Правящая династия и не думала отказываться от императорских цветов. Под «золото, серебро и землю» был выдержан роскошный средневековый наряд герольдов, возвещавших о коронации Александра III.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.