Сделай Сам Свою Работу на 5

Раздел II: Историческое источниковедение культуры





Тема 4: Проблемы источниковедческой реконструкции исторических форм культуры.Понятие «историческая реконструкция» Характер реконструкции. Степень достоверности и пределы реконструкции. Средства и методы реконструкции. Понятие «историческая реконструкция». Степень достоверности и пределы реконструкции. Средства и методы реконструкции. Понятие «артефакт культуры».

Тема 5: Источники по истории культуры Востока. Источники по истории культуры Месопотамии.Археологические источники: раскопки Аккада, Вавилона, библиотека Ашшурбанапала. Законы царя Хаммурапи (1792–1750 до н.э.). Эпос о Гильгамеше, эпос об Этане, космогоническая поэма «Энума элиш»». Религиозные тексты: «Заклинание Солнца», «Молитва о поднятии рук Иштар», «Молитва ночным богам», Вавилонская теодоцея. Дидактика, афористика, исторические надписи: «Поучение Шуруппака, «Разговор господина и его раба». Хроникально-историческая литература «Поэма о Саргоне» (8 в до н.э.). Эпиграфика: надписи Ассархадона, Ашшурбанапала. Хетто-хурритская литература как исторический источник: библиотека в Богазкей. Песнь об Улликуми, Гимны богам, Молитва Кантуцилиса, Гимн Солнцу, Молитва Мурсилиса, Мифологический эпос о Карату-Керете. Периплы: «Плавание Гимилькона».



Источники по истории древнееврейской культуры.ТаНаХ – основной памятник древнееврейской литературы. Птикниже Торы: Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие. Хроникально-эпические тексты книги Пророков (Невиим). Писания: Книга Притчей Соломоновых, философские поэмы Книга Иова, Экклезиаст, Песнь песней, Плачь Иеремии, Книга назидательных повестей «Руфь», Книга Эстер, хроникально-эпические книги Ездры и Нееми, 1-я и 2-ая книги хроник (Паралипоменон), книга царя Давида. Литературные тексты: Псалтырь, притчи царя Соломона. Книга Шофтим.

Источники по истории культуры Древнего Египта.Архитектура Египта: храмовые комплексы, гробницы и пирамиды фараонов, обелиски с иероглифическими надписями. Археологические памятники Древнего Египта как исторический источник: литературные памятники как исторический источник: « Книга мертвых, «Книга о вратах», « Книга о подземных пещерах», «Книга о том, что есть в другом мире». Иероглифические тексты магические заклинаний. Молитвенные обращения к богам, хозяйственные записи, поучения мудрецов, сказки о чудесах и чародеях, повести, жизнеописания, песни. Абстрактно-философские сочинения «Беседа разочарованного со своей душой». Повествовательная литература «Путешествие Унаумона». Заклинания. Мифология Египта как исторический источник. Живопись Египта как исторический источник. Каталоги звездного неба, карты долина Нила как исторический источник.



Источники по истории культуры Индии. Шумерские источники о стране Мелухха. Раскопки Хараппы и Мохенджо-Даро. Письменность. Источники по арийскому вторжению. Авеста. Веды. Эпические сказания «Рамаяна» и «Махабхарата». Классическая драма. Культовая каменная скульптура и архитектура.

Источники по культуре Древнего Китая.Археологические памятники Китая: раскопки Шань-Ина, г. Эрлитоу. Древнекитайская эпиграфика на шелке. Работы Э.Шаванна, М. Гране и А. Масперо в области изучения культуры и истории Китая. Древнекитайские летописи: летопись «Чунь-цую», хроника-комментарий «Цзучшуань», «Шицзун». Исторические записки Сыма Цяня (145–90 гг до н.э), «Жизнеописание династии Хань» Бань Гу (32–92 гг.), повествования Бэнь Цзы, Трактаты «Шу», Таблицы «Бяо», «История поздней династии Хань» Фань Е (398–445 гг). Историография Китая: Ху Хоу-Сюань (исследования иньского общества), Ян Куань, Хэ - Чан Цюнь ( «История Ханьского Китая»).

Тема 6: Источники по истории культуры Античности.

Источники по истории культуры Древней Греции.Археологические памятники Древней Греции как историко-культурный источник. Минойская культура Древней Греции: Кносский дворец как исторический источник. Микенская Греция: шахтовые гробницы, раскопки Трои Г. Шлиманом. Письменные памятники культуры Ахейского периода истории культуры Древней Греции (11–9 до н.э.). «Одиссея» и «Илиада» Гомера. Мифология Греции как исторический источник. Труды греческих наутрфилософов как источник по истории культуры (Фалес, Анаксимен, Анаксимандр, Пифагор, Гераклит). Лирическая литература Греции как исторический источник: Алкман (Парфенеи), Сафо, Архилох, Греческая трагедия как источник по истории культуры Греции: Аристофан (Комедии), Софокл (Трагедии). Труды греческих историков как культурно-исторический источник: Геродот «История», Страбон «География», Фукидид «История», Ксенофонт «Анабасис». «Законы 12 таблиц» (5 в до н.э.), законы Ликурга как источник по истории права Древней Греции, идеальное государство в «Законах» Платона.



Источники по истории культуры Рима.Археологические памятники этрусской культуры (1 тыс. до н.э.) как исторический источник: латинские надписи, памятники погребальной архитектуры. Древнеримская мифология как исторический источник. Произведения римских писателей как источник по истории культуры Древнего Рима: Плавт (250–184 гг. до н.э.), Теренций (190–159 гг.), Лукреций Кар (96–55 гг. до н.э.), Катон Старший «О сельском хозяйсвте), Аппиан «Гражданские войны», Цицерон «Золотая Латынь». Римская историография: Варрон «Древености дел божественных и человечеческих», Саллютий «Заговор Каталины», «Югуртинская война», Гай Юлий Цезарь «Записки о Галльской войне». Философская литература Рима как источник по истории культуры: Марк Антоний, Сенека. Римская историография: Тит Ливий «История Рима», Плутарх «Сравнительное жизнеописание». Вергилий «Энеида».

Тема 7: Источники по истории культуры Западной Европы.

Германия: немецкая реформация, книгопечатание, образование, литература. Эразм Роттердамский, Ульрих фон Гуттен « Диалоги» «Публицистика». Контрреформация, искусство, литература. Базель – центр гуманизма и книгопечатания. Историография Реформации.

Франция: гуманисты Возрождения, книгопечатание. Документы по истории Франции 16 в. Ф.Рабле, Пьер Ронсар, Ш. Монтень. Внутренняя политика французского абсолютизма, «Регистры ремесла и торговли, города Парижа», «Великая хартия вольностей», «Саллическая правда»

Англия: Двор первых Тюдоров, куртуазная культура, Оксфордский кружок гуманистов, Томас Мор и его «Утопия»– манифест интеллектуализма. Культура Англии золотого века Елизаветы, У. Шекспир. Томас Мор «Утопия», «Вестминстерские статуты».

Италия: Вазари «Жизнеописания». Никколо Макьявели «История Флоренции», «Государь», Джордано Бруно «Диалоги», «Итальянские коммуны 14–15 вв», Леонардо да Винчи «Анатомия», Арнольд из Виллановы «Салернский кодекс здоровья», Данте Алигьери «Божественная комедия».

Географические открытия: Бартоломе де Лас Касас «Кратчайшее сообщение о разрушении Индий», Книга Марко Поло, Антонио Пигафетта «Путешествие Магеллана», Диего де Ланда «Сообщение о делах на Юкатане»,

Эпические произведения: Исландские саги, Песнь о Сиде, Калевала, Песнь о Нибелунгах, песнь о Роланде.

Тема 8: Источники по истории культуры России. Летописание как исторический источник и методы изучения летописей. «Повесть временных лет» и более ранние летописные своды. Летописи 12–13 вв. Летописи 14–15 вв. Общерусские летописные своды 15–16 вв. Летописные и другие исторические источники 17 в. Хронографы. Памятники законодательства как исторический источник и методы его изучения. Памятники светского права. Памятники древнерусского канонического права. Актовый материал как исторический источник и методы его изучения. Акты удельного периода. Акты 15–17 вв. Литературные произведения как историко-культурный источник Переводы литературных произведений в Древней Руси и их историческое значение. Оригинальная древнерусская литература. Типологические изменения корпуса источников 18–20 вв. Законодательные источники. Документы политической истории. Статистика. Материалы по развитию народного хозяйства. Периодическая печать. Архивные документы.

 

Заключение.

Значение и перспективы развития источниковедения истории культуры.

 

Практические занятия

По каждой теме предполагаются как лекционные, так и практические занятия. Последние проводятся в форме обсуждения семинарских вопросов и индивидуальных докладов. Одно из обязательных требований к студенту в ходе изучения дисциплины – один раз в семестр сделать доклад. Доклад должен быть результатом самостоятельной работы – знакомства с литературными текстами, ведения «читательского дневника» и осуществления анализа текста с применением критической литературы. Доклад является устным выступлением, он требует особой подготовки. Результатом этой формы деятельности должен стать навык устной речи – емкой, насыщенной, выразительной, сочетающей цитирование с изложением собственного мнения.

Семинарское занятие I.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.