СПЕЦИАЛЬНЫЕ ФОРМЫ УРОКОВ ТЕХНОЛОГИИ
Билет 6
Типовая структурная схема урока технологии
Как правило, в ходе урока технологии решаются все основные дидактические задачи, но доминирует одна — например ознакомление учащихся с новым материалом или контроль и оценка результатов обучения. Другие задачи носят вспомогательный характер — скажем, проверка знаний выступает в качестве подготовки к восприятию новой темы.
В силу сказанного, комбинированный, или смешанный, урок имеет наибольшее распространение. Его структура обычна такова:
организация обучающихся;
проверка выполнения домашнего задания;
повторение ранее пройденного учебного материала;
изложение нового материала;
закрепление изученного материала;
объяснение домашнего задания.
Это всего лишь пунктирная канва, которая у комбинированного урока по технологии имеет свою специфику. Рассмотрим этапы подробнее.
Первый, так называемый организационный, предполагает проверку явки учащихся, их технической, санитарной готовности к предстоящему занятию (наличие рабочей одежды, головных уборов и т.п.) и их психологической готовности к уроку. На этом организационно-подготовительном этапе может осуществляться распределение по рабочим местам, раздача инструментов и заготовок, назначение дежурных (если обычный график почему-то нарушается). Если преподаватель сочтет нужным, он сообщает ученикам особенности хода настоящего занятия или концентрирует их внимание
на задачах, которые необходимо решить. При сдвоенном уроке этот этап обычно занимает 2 — 5 мин.
Второй этап может быть, если было домашнее задание, а может и отсутствовать. Тогда эту часть занятия можно отвести под контроль за работой над проектами.
Третий этап урока — проверка усвоения пройденного материала, закрепление полученных знаний и подготовка учащихся к восприятию нового. Повторение включает в себя, как правило, устный опрос, по окончании которого преподаватель делает заключение, отмечая положительные и отрицательные стороны ответов, типичные ошибки и сообщает оценки.
Но здесь есть одна особенность, которую должен учитывать молодой преподаватель. При повторении важно охватить как можно большее число учащихся. А устный опрос предлагает диалог чаще всего с одним, реже — двумя-тремя учениками. Даже при активизации класса такой традиционный опрос не эффективен. Вот почему опытные педагоги совмещают устный опрос конкретных учеников, знания которых учитель хочет проверить, с работой всего остального класса по карточкам-заданиям безмашинного или машинного программированного контроля (см. возможные варианты карточек — Приложение 3). В этом случае обеспечивается и высокая активность класса, и достаточная накопляемость оценок, и возможность глубинной избирательной проверки знаний учеников.
У автора существует свое видение методики проведения этого этапа. Представляется, что это только начало урока и восприятие детей напоминает чистый лист, а поэтому целесообразнее начать объяснение нового материала, изложить теоретические сведения. При этом следует широко практиковать беседы, дискуссии, в ходе которых необходимо обращение к пройденному материалу с целью его систематизации, формирования у школьников ясной взаимосвязи прошлых знаний и новых. Если при этом перед учащимися ставить посильные проблемные задачи, решение которых возможно с использованием аналогий из прошлого опыта, предыдущего материала, то можно с уверенностью утверждать: такой путь ведет к интенсификации дидактической работы.
В любом случае, разделены или объединены по замыслу учителя этапы повторения и изложения нового материала, они предшествуют важному элементу комбинированного урока, называемому вводным инструктажем. Он открывает практическую часть урока и является рассказом о технологии изготовления конкретного изделия — объекта труда школьников на данном занятии. Вводный инструктаж включает сообщение о назначении изделия, его применении, обязательный показ эталонного изделия. Далее следует подробный разбор технологической последовательности изготовления. Он включает в себя показ применяемых инструментов и приспособлений, демонстрацию необходимых приемов, предупреждение о возможных ошибках.
Обязательный элемент содержания вводного инструктажа — техника безопасности предстоящих работ.
Если учитель не запланировал на этом этапе урока закрепление материала, — его право. Дело в том, что закрепление происходит не только в ходе опроса — как понят школьниками изложенный материал, — но и в процессе их самостоятельной работы, упражнений. Это связано с текущим инструктированием (целевыми обходами учителя), когда осуществляется достоверный контроль понимания учащимися нового материала.
Завершает комбинированный урок заключительный инструктаж и уборка рабочих мест в мастерских.
Необходимо отметить: чем разнообразнее используемые построения уроков технологии, чем меньше шаблона и однообразия в их проведении, тем выше эффект совместной работы учителя и учеников.
СПЕЦИАЛЬНЫЕ ФОРМЫ УРОКОВ ТЕХНОЛОГИИ
В практике учителя технологии применимы и полезны специальные формы занятий. Они могут быть классными и внешкольными. К ним относят, прежде всего, лабораторно-практические занятия по отдельным темам программы и производственные экскурсии. И та, и другая форма отличаются значительной дидактической ценностью, но требуют определенной подготовительной работы.
Лабораторно-практическая работа по усмотрению учителя технологии может проводиться фронтально (когда все учащиеся выполняют одинаковую работу) или в виде практикума (когда материальная база не позволяет фронтального изучения, работу выполняют звенья из 2 — 3 человек).
Лабораторно-практические работы могут проводиться непосредственно при изучении нового материала (в этом случае они являются частью занятия) или после изучения соответствующего раздела темы. Решение о времени проведения лабораторно-практической работы принимает учитель технологии.
Проведению лабораторно-практических занятий предшествует большая подготовительная работа: изучение преподавателем соответствующего учебного материала, составление письменных инструкций, подготовка оборудования и планирование занятий. В случае невозможности фронтального проведения занятия составляется скользящий график его выполнения (по звеньям).
Каждая лабораторно-практическая работа обычно включает следующие основные элементы:
организационная часть — контроль явки учащихся и подготовка их к работе;
общее инструктирование — сообщение темы лабораторно-практической работы, ее цели и содержания; краткое повторение теоретических положений, необходимых для выполнения данной работы; инструктаж по безопасности труда;
расстановка учащихся по рабочим местам и (при необходимости) дополнительное инструктирование;
самостоятельная работа учащихся ознакомление их с работой, порядком ее выполнения; выполнение работы, наблюдение и контроль учителя за работой; текущий инструктаж; составление школьниками отчетов; уборка рабочих мест и сдача оборудования; отчет преподавателю);
• анализ выполнения работы (указание на типичные ошибки и упущения).
При проведении лабораторно-практических работ широко применяется письменное инструктирование, которое способствует более четкой организации работы, приучает учащихся к самостоятельности.
Письменная инструкция на первом этапе обучения обычно включает следующие элементы:
тема работы;
ее цель;
содержание;
перечень оборудования для работы;
последовательность выполнения работы;
указания по составлению отчета;
сообщение, в котором кратко раскрываются теоретические вопросы, имеющие прямое отношение к выполняемой работе;
описание устройства и работы оборудования;
перечень используемой литературы.
По мере приобретения учащимися знаний, умений и навыков из инструкционных карт постепенно исключаются отдельные пункты и указания и ставятся более сложные задачи: самостоятельно выбрать необходимое оборудование, определить последовательность выполнения работы, подобрать по справочникам требуемые данные и т.д.
Такая методика проведения работ позволяет не только развивать у школьников самостоятельность, но и вырабатывает инициативу и творческое отношение к изучаемому материалу.
Учебной программой по технологии не предусмотрены специально экскурсии на производство. Но очевидно, что дать учащимся полное представление о современном производстве без его посещения весьма трудно. Многие проблемы могут быть представлены в понятной для учеников наглядной форме только при соприкосновении с реальной производственной средой. В условиях учебных мастерских школьники, как правило, не имеют возможности знакомиться с современными способами обработки материалов. Экскурсии — часто единственно возможный путь приобщения учащихся к современной технике, технологии и организации производства.
Экскурсии могут иметь различное назначение — в зависимости от ставящихся целей. Они могут быть общеознакомительными и целевыми.
В любом случае в методике проведения экскурсии можно выделить следующие основные вопросы: подготовка к экскурсии, проведение экскурсии и подведение итогов.
Подготовка экскурсии обязательно включает в себя:
определение учебных целей, которые предполагается достичь,
выбор места (объекта) экскурсии;
определение ее маршрута с обязательным совместным решением с представителем производства об обеспечении безопасности передвижения учащихся и по территории предприятия, и при посещении производственных помещений (естественно, и сами школьники должны быть ознакомлены с правилами поведения во время экскурсии).
В проведении экскурсии принципиальна роль экскурсовода. Хорошо, если это сам учитель, но часто он оказывается недостаточно подготовлен к разъяснению всех особенностей конкретного производства — тогда привлекается работник предприятия. Его выбор не может быть случайным. Он должен знать цели экскурсии, учитывать возраст учащихся при объяснении технических подробностей. От индивидуальности экскурсовода во многом зависит решение дидактических задач экскурсии. Это и стимулирование интереса школьников к предмету, и расширение их политехнического кругозора.
Подводить итоги экскурсии можно по-разному. Заключительная беседа, письменные отчеты, выпуск технических бюллетеней или альбомов с фотографиями и письменными материалами по истории производства, сведениями о выпускаемой продукции, связям предприятия и т.п.
В распоряжении учителя технологии есть формы уроков, которые могут возбуждать познавательный интерес и переходить в самостоятельную продуктивную работу.
- Классификация форм организации учебной работы
Форма обучения – внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся осуществляемое в определенном порядке и режиме.
Форма характеризуется: количеством участников, временем и местом протекания процесса и порядком его осуществления.
Существуют следующие способы обучения:
1) индивидуальный способ обучения – обучаемые общались с учителем один на один и выполняли все задания индивидуально
2) индивидуально-групповой способ обучения.
3) групповой способ обучения
4) коллективный способ обучения
Функции формы обучения:
Функции форм обучения:
1) обучающе-образовательная – она создает наилучшие условия для передачи ЗУНов, формирования практических способностей;
2) воспитательная – последовательное введение школьника в разнообразные виды деятельности, формирование положительных качеств личности;
3) организационная – четкая организация методической подачи материала, строгий отбор вспомогательных средств;
4) психологическая – выработка у учащихся определенного деятельностного биоритма, т.е. привычка к работе в одно и тоже время;
5) развивающая – содержательная форма учебных занятий в совокупности с активными методами;
6) интегрирующе-дифференцирующая – коллективная и индивидуальная деятельность детей, взаимообмен информацией, индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся;
7) систематизирующая и структурирующая – разбивка всего учебного материала по часам и темам, формам организации обучения (что изучается на уроке, что выносится на домашнюю работу), учитывает формы организации обучения;
8) стимулирующая – мобилизация учащихся на активное усвоение материала;
9) дополняющая и координирующая – т.е. формы организации дополняют и корректируют друг друга.
Классификация форм обучения:
По длительности (времени) обучения различают:
1) классический урок – 45 минут;
2) спаренный урок – 90 минут;
3) спаренное укороченное занятие – 70 минут;
4) «уроки без звонков» произвольной длительности.
Организация формы обучения – виды учебных занятий отличаются друг от друга дидактическими целями, составом учащихся, местом проведения, продолжительностью и содержанием деятельности педагога и учащихся.
Существует 2 вида форм обучения:
1) коллективная работа;
2) индивидуальная работа.
Коллективная работа включает в себя:
1) урок – традиционная форма обучения, ограниченная во времени, организованная система взаимодействий учителя и учащихся, в результате которой происходит усвоение детьми ЗУНов;
2) факультатив – углубление и расширение знаний в определенной области, развитие познавательных интересов и способностей учащихся. Они организуются по выбору учителя и их желанию в соответствии на них часами в учебном плане. Здесь проводятся творчески-практические занятия;
3) семинар – коллективное обсуждение изученных вопросов, докладов, рефератов, используемых в целях утверждения мировоззренческих позиций, углубление знаний и формирование оценочных суждений. Он способствует прочному усвоению ЗУНов и развивает психические процессы (готовятся в течении 2 недель – 1 месяца, получают консультации, могут готовить все вопросы или разделить на группы, занимает – 90 минут)4
4) практикум – комплекс самостоятельных, лабораторных работ учащихся (биология, химия, физика, география). Учебный практикум – выработка практических умений и навыков. Программы рассчитаны на длительное время (10-16 часов) – на протяжении 2-3 недель;
5) экзамен – итоговая форма проверки и признания успехов или неудач в учебной деятельности;
6) учебная экскурсия – учебное занятие проводимое вне школы: на производстве, в музее, в полевых условиях и т. д. (экскурсии вне класса, они не имеют строго разграничения во времени и могут составом учащихся);
Экскурсии бывают:
- по месту в учебной программе: - вводные; текущие; обобщающие.
- по содержанию: - предметные (1 объект); комплексные (несколько объектов).
- по мету проведения: - природоведческие; производственные; культурологические.
Они используются на любом этапе обучения:
1) с целью введения в тему;
2) как способ получения новой информации;
3) для закрепления и углубления уже имеющихся знаний.
7) дополнительные занятия – групповые и индивидуальные формы обучения с целью восполнения пробелов в знаниях, реализация возможности учащихся в выборе индивидуальных тем на усвоение материала, удовлетворение повышенного интереса к учебному предмету;
8) домашняя работа- самостоятельное выполнение учащимися заданий вне класса без непосредственного руководства учителя, но под его опосредованным влиянием. Виды домашней работы: по характеру познавательной деятельности – репродуктивная и творческая; по учебным действиям – выполнение упражнений и решение задач, работа с учебником, наблюдения и опыты, чтение дополнительной литературы, подготовка докладов и сообщений, изготовление пособий и т.п.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|