Сделай Сам Свою Работу на 5

Методы передачи и усвоения учебной информации, их характеристика

Методы передачи и усвоения учебной информации широко используются, поэтому надо отчетливо различать особенности каждого из них и методики их применения.

Методы передачи и усвоения учебной информации предполагают несколько непременных условий, которые профессионал должен выполнять.

Дикция, темп и четкость речи очень важны для ее адекватного восприятия школьниками. Ясно произносимые термины, сопровождающиеся паузами для осмысливания, словесные описания, данные в таком темпе, что они понимаются и запоминаются, - все это обычные методические условия устного изложения. Правильные интонации, выделение (при необходимости) омонимов и омофонов (слов, совпадающих с другим по звучанию), правильные ударения и отказ от бытовых названий в пользу принятых в технике — это обязательные требования применения словесных методов.

Слова, которые употребляет преподаватель технологии, должны иметь для учеников вполне определенный, точный смысл.

Успех словесного изложения во многом зависит от эмоциональности.

В ходе рассказаученики знакомятся с определенными предметами, явлениями или процессами по их словесному описанию, Этот метод более пригоден для младшего школьного возраста. Эффективность применения рассказа зависит главным образом от того, насколько слова, используемые учителем, понятны для учащихся.

В трудовом обучении гораздо чаще используют разновидность рассказа — объяснение,когда рассуждения и доказательства сопровождаются учебной демонстрацией. Объяснять приходится конструкцию машин, инструментов, приспособлений или правила построения технологического процесса. Этот метод используется во время вводного и текущего инструктажей, при раскрытии вопросов подготовки работы, приемов ее выполнения и т.п.

В работе со школьниками старших классов нередко используют лекционный метод. От рассказа лекцияотличается тем, что она не только воздействует на воображение и чувства и стимулирует конкретно-образное мышление, но и активизирует способность отбора и систематизации излагаемого материала. Структура лекции более строгая, чем структура рассказа, а ее ход в большей степени подчинен требованиям логики.



Самостоятельная работа учащихся с технической и учебной литературойпредставляет собой метод обучения, основанный на слове, и является одним из важнейших средств как познания, так и закрепления знаний. При обучении по программированным текстам работа с книгой является эффективным средством контроля и оценки результатов самообразования.

Самостоятельная работа с книгой позволяет научить школьников целенаправленно подбирать литературу, овладевать техникой правильного чтения. Рекомендуется ознакомить ребят с методами работы в библиотечных каталогах, научить пользоваться разного рода вспомогательными материалами (справочниками, энциклопедиями).

Письменное инструктированиеявляется разновидностью работы с технической документацией и применяется в первоначальные периоды обучения, когда учащиеся еще не имеют достаточно знаний, умений и навыков в новой для себя области. Главное отличие письменной инструкции заключается в специально подготовленной графе самоконтроля, когда, выполнив указание о действии, учащийся может самостоятельно удостовериться в его правильности. Это воспитывает внимательность, понимание важности соблюдения технологической дисциплины, подводит к умению самостоятельно определить последовательность выполнения работы, выбора необходимых для этого принадлежностей.

На занятиях могут быть использованы запись радио- и телепередач по истории науки и техники, рассказы о достижениях современных технологий, выступления ученых и производственников.

В практике учителя технологии одно из самых важных мест занимают демонстрационные (наглядные) методы обучения(схема). Так в методике принято называть совокупность действий учителя, которая состоит в показе учащимся самих предметов или их моделей, а также в представлении им определенных явлений или процессов с объяснением их существенных признаков.

Что же касается демонстрации трудовых приемов,то здесь применяют следующую примерную методику:

• показ трудового процесса в рабочем темпе;

• показ его в замедленном темпе;

• показ в замедленном темпе с остановками после каждого приема, при необходимости — изолированный показ отдельных слож­ных движений;

• заключительный показ трудового процесса в рабочем ритме;

• проверка (пробное выполнение) уяснения учащимися показанного трудового процесса.

Самостоятельные наблюденияучащихся как метод трудового и производственного обучения применяются при длительном изучении процессов производства в реальных условиях. Этот метод может быть использован для изучения хода технологического процесса, режимов работы, действия машин, аппаратуры и т. п. Для получения требуемых результатов наблюдений обязательна соответствующая подготовка к ним: надо научить школьников наблюдать, развить у них определенные умения в осмыслении и фиксации наблюдений.

Практические методыразличаются методикой их применения в зависимости от периода обучения и, в значительной степени, от возраста обучаемых. Так, на первоначальных этапах обучения мо­гут применяться подготовительные упражнения по выработке пра­вильной рабочей позы, умению держать инструменты, по координации и т.д. При выполнении упражнений учитель технологии должен предотвращать торопливость, побуждать учеников внимательно следить за своими действиями и оценивать их результат.

Основными путями и средствами воспитания самостоятельности при выполнении заданий являются:

• применение различных технических устройств (тренажеров);

• использование инструкционных карт;

• самостоятельный разбор чертежей;

• подбор режимов работы;

- самостоятельное пользование контрольно-измерительными инструментами или приборами;

• личный контроль качества (проверка) готовой продукции.

Итак, учитель технологии в ходе урока использует самые разнообразные методы.

Учитель сам волен избирать и произвольно варьировать используемые методы. Тем более что таких комбинаций может быть достаточно много, так как они диктуются логикой проведения уроков, где один совершенно не похож на другой.

 



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.