Сделай Сам Свою Работу на 5

Личностные и профессиональные качества преподавателя и их влияние на педагогический процесс





Билет 3

Содержание внеклассной деятельности учителя технологии

Урок, даже самый удачный, имеет один недостаток: он спрес­сован во времени и не допускает отвлечений, даже когда группа (класс) остро интересуется каким-либо вопросом, ибо есть уста­новленный план. Другое дело – внеклассные занятия, в которых учитель не связан жесткими временными и плановыми рамками.

В обязанности учителя технологии могут быть вменены руко­водство кружком технического творчества, клубом по интересам, факультативом, связанным с инвариантными направлениями тех­нологии, и т. п. Эта деятельность является продолжением целенап­равленной работы по развитию творческих возможностей и спо­собностей школьника, формированию его как личности.

Будучи органически связанной с учебной деятельностью, вне­классная работа в отличие от неё строится по принципу добро­вольности, а её содержание должно отвечать личным интересам школьника.

Такой подход даёт возможность всесторонне учитывать их за­просы, индивидуальные наклонности, дифференцировать темати­ку занятий, исходя из уровня развития школьников. Вместе с тем следует учитывать, что, хотя самодеятельность и активность уча­щихся при внеклассной работе больше, чем на уроках, и действи­тельно интересы подростков главенствуют, нельзя исходить только из желаний учащихся. Учитель должен выполнять свою направляю­щую роль хотя бы потому, что он лучше знает, что понадобится детям в самостоятельной жизни. Ведь иногда та или иная информа­ция по современному производству, о высоких технологиях, новых направлениях развития науки и техники никак не совпадает с те­мой занятий по технологии в школьных мастерских. При внекласс­ной деятельности учитель способен пробуждать интерес школьни­ков, формировать их активность, развивать техническое мышление, рациональный подход к решению возникающих проблем.



Отдельно следует сказать о широких возможностях учителя тех­нологии в формировании у школьников интереса к изобретатель­ской и рационализаторской деятельности, научно-техническому творчеству. Именно внеклассная работа со школьниками способна успешно культивировать те качества, без которых творческая лич­ность может не состояться, целенаправленно развивать навыки ра­ционального мышления. В жизни всегда есть место творчеству. Это незыблемый закон развития человеческого общества, всей нашей цивилизации. Внеклассная деятельность учителя технологии в этом направлении может коренным образом повлиять на взгляды и пред­ставления будущего члена общества, помочь ему развить дремлю­щие способности и наклонности.



Таким образом, внеклассная работаносит ярко выраженный воспитывающий характер. Следует подчеркнуть, что для её успеха необходима целенаправленная деятельность учителя технологии по развитию интеллектуально-творческого потенциала юного чело­века как одного из основных условий подготовки личности к ус­пешному и социально значимому функционированию в современ­ном обществе.

К такой целенаправленной деятельности следует относить не только кружковую работу, чтобы не сузить искусственно рамки внеклассной деятельности учителя технологии. Трудно переоценить в этой связи роль таких проверенных многолетней практикой форм внеклассной работы, как конкурсы профессионального мастер­ства, встречи с интересными людьми, тематические вечера, «круг­лые столы» (диспуты), обзоры достижений науки и техники, ви­деопутешествия и т. д. Заметим, что многие из названных форм возможны для использования в любой школе. А это значит, что творчество педагога может реализоваться в самой отдалённой от больших культурных центров школе. Интеллект и профессиона­лизм нельзя ограничить никакими пределами.



Наконец, необходимо поговорить о третьем направлении вне­классной деятельности, которому учитель технологии и предпри­нимательства может дать огромный импульс. Речь идёт о практи­ческой реализации одного из принципов, заложенных в програм­ме «Технологии», – подготовке школьников к жизни в условиях рыночной экономики. Какую форму может принять этот вид вне­классной деятельности в каждом конкретном случае, могут ре­шить только учитель и его ученики. Организация ли собственного производства или центра по оказанию различных услуг, выпуск продукции на основе кооперации или разработка образцов по за­казам – любой вариант диктуется местными условиями. Необходимо помнить, что труд довольно тонкое вос­питательное средство. Если творческие устремления, воспитатель­ные задачи будут вытесняться утилитарными, если будут огруб­ляться нравственные категории, еще долго наш рынок будет бли­же к «дикому», чем к цивилизованному.

Во внеклассной деятельности учителя технологии могут быть заложены огромные возможности для реализации и воспитатель­ных, и развивающих, и формирующих активную жизненную по­зицию школьников задач. Вот почему этой стороне повседневной работы школьного учителя трудового обучения необходимо уде­лять первостепенное внимание как главной составляющей гума­нистической воспитательной системы.

Личностные и профессиональные качества преподавателя и их влияние на педагогический процесс

Профессиональная деятельность каждого педагога в сочета­нии с разнообразными ее видами определяется направленно­стью и мотивами, которые являются основанием абстрактной модели личности педагога. В ней интегрируются личностно-профессиональные качества, обладая которыми преподаватель может достичь хороших результатов в работе на фоне высокой педагогической культуры и мастерства. Кроме этого, перечис­ленные качества позволят преподавателю сконструировать «без­условно позитивное отношение к студентам, определяемое как признание, принятие другого человека и являющееся основой педагогического взаимодействия» (Ф. Бурнард). Выделим эти качества. Личность современного преподавателя во многом определя­ется его эрудицией, высоким уровнем культуры. Душевная чуткость, сердечность, педа­гога — своеобразный барометр, позволяющий: чувствовать со­стояние своих подопечных, их настроение, взаимоотношения; вовремя приходить на помощь тем, кто в ней более всего нужда­ется. Эмпатия — нравственно-эмоциональное качество, без кото­рого нет гуманного педагога. Важным личностно-профессиональным качеством является толерантность, которая выступает своеобразной характеристи­кой отношения преподавателя к своим воспитанникам на основе терпимости и переносимости неприятных или неприемлемых форм поведения, качеств личности студентов. Неотъемлемое профессиональное качество преподавателя — справедливость — ассоциируется с объективностью. Милосердие представляется как сострадательное, доброжела­тельное, заботливое отношение к другому человеку. Педагогическая деятельность требует от человека единства ин­теллектуального, волевого и эмоционального напряжения, кото­рое, однако, из-за особенностей этой профессии нельзя выражать открыто, поэтому профессионально необходимыми качествами преподавателя являются волевые черты характера, показывающие степень выдержки и самообладания; целеустремленность; нали­чие, разработанность оперативных (сиюминутных), тактических и стратегических целей педагогической работы; уверенность в сво­их силах и возможностях; решительность, смелость в форме оп­равданного педагогического риска; упорство в доведении начато­го дела до конца; исполнительность. Весь комплекс личностно-профессиональных качеств стано­вится показателем педагогической культуры и мастерства препо­давателя при наличии объемных знаний, профессиональных уме­ний и навыков. Знание — проверенный практикой результат познания дейст­вительности, верное ее отражение в мышлении человека. Знания профессиональные являются основой профессиональ­ной деятельности, представляют собой отражение в сознании пе­дагога системы понятий, законов, закономерностей, теорий, принципов, которые раскрывают научно-методические (техниче­ские) основы профессиональной деятельности. Знания — это воспринятая, переработанная в сознании (ос­мысленная), сохраненная в памяти и воспроизведенная в нуж­ный момент для решения теоретических или прикладных задач информация. Знание — продукт общественно-трудовой и мыслительной деятельности людей, представляющий собой идеальное сочета­ние в языковой форме объективных, закономерных связей прак­тически преобразуемого объективного мира. Содержание каждой конкретной деятельности представлено определенной суммой или системой знаний, так как зна­ние — ядро сознания. Прочность, надежность, активность и эф­фективность этого ядра зависят от того, какие это знания: обы­денные или научные, предметные или системные.

Система общепедагогических знаний представляет собой диа­лектическую взаимосвязь теоретического знания о закономерно­стях, сущности, принципах организации обучения и воспитания и эмпирического знания о педагогических фактах как конкретном отражении реальной педагогической практики, эмпирическом базисе педагогической теории. Умение — промежуточный этап овладения новым способом действия, основанный на каком-либо правиле (знании) и соот­ветствующий правильному использованию этого знания в про­цессе решения определенного класса задач. Вместе с тем в деятельности педагога имеются сквозные ин­тегральные умения, которые являются составной частью всех указанных выше групп. К ним относятся организационные, диаг­ностические, информационные умения. Они характеризуются качеством исполнения и способом управления. По мере приоб­ретения умения появляется его автоматизм — переключение смыслового и перцептивного контроля за действием на его ре­зультаты, т. е. появляется навык, являющийся основой профес­сионального мастерства.
3. Понятие принципов обучения. Генезис дидактических принципов

В процессе развития трудового обучения были выработаны общие нормы организации учебного процесса, которые называются принципами (от лат. principium — основа, начало) обучения и которые определяют, каким образом следует обеспечивать достижение целей обучения.

Понятно, что важнейшие принципы, присущие учебному процессу вообще, присутствуют, в частности, в преподавании технологии.

Дидакты по-разному подходят к понятию «принцип». Одни считают их нормой, определяющей методы дидактической работы учителя. Другие полагают, что в разных дидактических системах могут действовать различные принципы обучения, считая это свидетельством самостоятельности этих систем. Сторонники такого подхода считают, что учителю достаточно придерживаться в своей работе представлений о самых общих закономерностях, наделяя принципы качеством универсальности для всех предметов на всех уровнях дидактической работы.

Под принципами обучения понимают руководящие положения, лежащие в основе обучения и определяющие его содержание, методы и формы организации.

По существу, это нормы дидактического поведения, соблюдение которых позволяет учителю ознакомить учащихся с основами систематических знаний о мире, развивать их познавательные интересы и способности, формировать их мировоззрение, а также приобщать к самообразованию.

Очевидно, если цели обучения определяют — чему следует учить, то принципы обучения устанавливают — как это следует делать.

Генезис (возникновение, происхождение) принципов обучения связан с развитием педагогики напрямую.

Число принципов обучения не является постоянным.

Мы являемся свидетелями того, как инновационные, интенсивные, компьютерные технологии врываются в образовательный процесс, не только ускоряя и обогащая процесс профессионального формирования людей, но и высвечивая пока не изученные его стороны. Повсеместная разработка и внедрение интеллектуальных, наукоемких технологий неизбежно приведет в недалеком будущем к созданию невиданного доселе мира — и технического, и социального.

Вероятно, поэтому можно ожидать расширения перечня принципов за счет введения положений праксеологического, социологического, общепедагогического и организационного характера.

В настоящее время в трудовом обучении число дидактических принципов относительно стабилизировалось. Как известно, есть нормы организации учебного процесса которые использовались и будут использоваться в трудовом обучении.

Перечислим их:

• принцип наглядности;

• принцип систематичности и последовательности знаний;

• принцип доступности и посильности;

• принцип сознательного и активного участия учащихся в процессе обучения;

• принцип прочности знаний учащихся;

• принцип связи теории с практикой, обучения с жизнью.

Специфика преподавания технологии в школе потребует от учителя интерпретации общих норм в обучении, потому важны еще два принципа:

• принцип научности обучения;

• принцип оперативности знаний учащихся.

Все эти руководящие положения, на основе которых необходимо будет строить учебный процесс, тесно взаимосвязаны. Проводя каждое конкретное занятие, следует одновременно учитывать требования ряда дидактических принципов и создавать условия для комплексного осуществления.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.