Сделай Сам Свою Работу на 5

Обязанности учителя технологии в школе





Билет2

Приоритеты работы учителя технологии в школе

На всех этапах развития человечества школа выполняла социальный заказ общества. Ходом истории, эволюцией цивилизации и экономики подтверждена необходимость опережающего развития образования.

Чтобы общество могло успешно развиваться, система образования должна опережать движение техники и производства, а не поспевать за ними.

Сегодня для достижения этих целей объективным фактором становится необходимость поиска новых педагогических технологий, рождающих новые типы взаимоотношений между учителем и учеником. Гуманизация современной школы требует пересмотра подходов к выбору средств и методов межличностных взаимоотношений, переоценки традиционных дидактических приемов. При решении задач, поставленных в курсе «Технология», главный залог успеха — формирование новых отношений, рождаемых творческой атмосферой поиска. Межличностные отношения педагогов и учеников формируются и трансформируются на фоне уважительного диалога личностей (при естественном соблюдении возрастных дистанций), что может быть рождено лишь реализованным творческим потенциалом педагога. Тот, кто знает, сколько стрессовых ситуаций, возникающих между разуверившимся учеником и отчаявшимся учителем, стало причиной выхода в жизнь серых, озлобленных недоучек, тот, кто знает, скольким детям неудачная встреча с учителем, прикрывающим свою некомпетентность диктаторскими методами, стоила стойкого отвращения к учебе, тот не может не стать под знамена гуманизации.



Человек гуманный, как ни странно прозвучат эти слова, — самый необходимый «продукт» современности, его формирование — важнейшая задача современной педагогики. Приобщить подрастающее поколение к выработанным веками общечеловеческим гуманистическим ценностям можно совместными усилиями социальных институтов общества, так или иначе связанных с детством. Но учитель технологии будет работать на своем участке, следовательно, должен выработать у себя стойкие принципы для создания гуманных отношений между педагогом и учениками.

Вот некоторые из них. Л.Н.Толстой утверждал: «Никогда, никакими силами вы не заставите познавать мир через скуку».



Ян Амос Коменский говорил, что «учение должно быть кратким, приятным и основательным». Хочу лишь остановиться на слове «приятное».

Выработайте у себя профессиональную манеру создавать на своих занятиях такую атмосферу, такой «психологический микроклимат», чтобы ваши уроки были ожидаемы.

Известный психолог Дейл Карнеги утверждал, что бесполезно показывать не только детям, но и взрослым, насколько они правы или не правы, просто критикуя их деятельность.

Американский философ и педагог профессор Джон Дьюи утверждает, что самое сильное желание человека — желание быть значительным. Это может быть важным рычагом воздействия на ученика. Покажите школьнику, как развитие дремлющих в нем скрытых способностей позволит в будущей самостоятельной работе получить признание своей ценности. Дети в этих вопросах не менее чувствительны, чем взрослые. И даже так называемые мелочи иногда здесь важны.

Итак, как сжато сформулировать столь важное приоритетное! направление в работе учителя технологии? Это — формирование межличностных отношений педагогов и учеников в гуманистическом сотрудничестве. Только в атмосфере доброжелательности, уважения личности развивается творческая активность учащихся, развиваются возможности и способности школьника.

Создавайте в своих классах психологически комфортную атмосферу, проявите уважительное отношение к каждому ученику, добейтесь чувства уверенности в посильности даваемых ему заданий, используйте эффект «синдрома справедливости», когда класс видит, что у преподавателя нет «любимчиков», что он доброжелателен, справедлив в оценках.



В настоящее время учителю технологии предоставлена немалая свобода для реализации авторских программ на уроках. Сегодня программа, оставаясь для учителя ориентиром, оставляет ему достаточно простора для того, чтобы строить учебную работу по собственному усмотрению. Он может сам выбирать порядок изучения тем и разделов, корректировать время на их прохождение, включать материал, связанный с местными особенностями и традициями.

Все это реально позволяет освободить систему обоснования своей методики преподавания от догматизма и устаревших подходов, которые основательно обременяли педагогику трудового обучения и воспитания.

Но в этих условиях возникает много неясностей с организацией и содержанием производительного труда учащихся. Дискутируется, нужен ли он вообще, а если нужен, то в каких формах. Делаются попытки использовать время, отводимое в учебных планах на общественно полезный производительный труд учащихся (включая производственную практику) для других целей.

Очень важно, чтобы результаты труда оценивались и материально. Поэтому желательно внедрять в трудовую деятельность учащихся хозрасчет, экономическую оценку эффективности трудовой деятельности каждого ученика, определение конкурентоспособности изделий, анализ их сбыта, организацию рекламы.

И наконец, еще одно важное направление учебного процесса, которое должно быть учтено преподавателем технологии в своей работе. Необходимо обеспечить системный подход к познанию процессов в природе и обществе, сформировать целостные представления о законах, формах существования, путях развития и преобразования окружающей действительности. Было бы крайне обидно, если бы сказанное воспринималось только применительно к трудовой подготовке школьников.

Обязанности учителя технологии в школе

 

Трудовые обязанности учителя технологии регламентируются:

-законодательством о труде и законодательством об образовании;

-Уставом школы;

-правилами внутреннего трудового распорядка школы, утверждаемого общим собранием ее работников по представлению администрации;

-тарифно-квалификационными характеристиками (требованиями) по должностям работников учреждений образования, ЕТКС;

-правилами и нормами по технике безопасности и охране труда, производственной санитарии и противопожарной безопасности;

-должностными инструкциями работников и иными локальными нормативными правовыми актами школы, а также приказами и распоряжениями администрации, изданными в пределах ее компетенции.

Общие обязанности любого работника определяются в соответствии со статьями КЗоТ: работать честно и добросовестно, соблюдать трудовую дисциплину, своевременно и точно исполнять распоряжения администрации, бережно относиться к имуществу школы и т. п.

Очевидно, что эти качества необходимо привить каждому будущему члену общества и примером для подражания должен быть сам учитель.

Существуют также и специфические аспекты, связанные с функциональными обязанностями собственно учителя технологии. Так, в соответствии с Законом РФ «Об образовании», все работники школ периодически проходят бесплатные медицинские обследования. Не менее важна для учителя информация и о состоянии здоровья его учеников. Он обязан до начала занятий ознакомиться с медицинскими картами каждого школьника во вверенных ему классах. Это очень важно, так как, зная о медицинских ограничениях или противопоказаниях для конкретного ребенка, можно правильно дозировать его физические нагрузки на занятиях.

Учителю желательно знать состав семьи у своих учеников и положение дел в ней. Это знание помогает находить правильную интонацию во взаимоотношениях, полнее учитывать интересы школьника, но многом облегчает взаимопонимание. В обязанности учителя могут быть вменены функции классного руководителя. В этом ему предстоит ознакомление с условиями, в которых живут, пытаются, отдыхают, готовят уроки подростки, информацией о том, с кем они дружат, как проводят свободное время и т.д., что позволяет учителю найти контакт с ними. Если учитель xopoшо знает своих учеников, их склонности, интересы и пытается развивать их, — это способствует взаимопониманию, росту доверия к нему.

Учитель обязан постоянно влиять на детей своим примером. Это важно во всех случаях: касается ли это дежурства по школе, где он проявляет одинаковую требовательность ко всем, или внешнего вида, когда постоянная опрятность, подтянутость, хороший вкус являются образцом для подражания.

Индивидуальные обязанности учителя технологии могут быть закреплены в трудовом договоре (контракте), который с ним заключает администрация. Также, такой контракт заинтересованная организация может заключить со студентами 3 и даже 2 курса.

В соответствии с контрактом учитель технологии может быть назначен заведующим мастерскими, руководителем кружка, выполнять дополнительные функции, и в частности обязанности по организации предпринимательской, производственной деятельности, следить за выполнением правил техники безопасности в школе.

Все это требует четкой регламентации, строгой оговоренности к сторон (работодателя и работника).

Содержание учебной деятельности учителя технологии

Основным элементом учебной деятельности являются проведение уроков по технологии. Их число определяется количеством учебных недель.

Общая канва учебной деятельности учебной деятельности учителя технологии конкретизируется в перспективном и текущем планировании.

Эффективность планирования повышается, когда выделяются конкретные задачи и выбираются соответствующие средства, формы и виды учебной или воспитательной работы.

При ознакомлении с планами учителей обращать внимание на то, как они формулируют общеобразовательные и воспитательные задачи урока, как применяют методы и приемы активизации познавательной деятельности учащихся, как происходит этап подготовки и проведения уроков.

Урок должен быть познавательным и интересным для ребят. Для этого необходимо тщательно продумывать его, подбирать оригинальные примеры, аналогии, поучительные факты по теме урока, которыми так богата история и современная жизнь.

Урок должен объединять педагога и учеников. Для этого нужно с самых первых минут дать школьникам почувствовать себя соавторами процесса обучения. Тогда нет проблем с взаимопониманием, создается удивительная атмосфера взаимной доброжелательности.

На уроке технологии безделье — бич для дисциплины. Нет проблем с дисциплиной и порядком там, где все заняты и работают. Это достигается при четком планировании и полном обеспечении учебно-материальной базы урока трудового обучения.

Чтобы эти пожелания не остались нереализованными, практикант после проведенного урока должен сам себе честно ответить на вопрос: хотел бы он два часа (во время урока труда) просидеть на своем занятии? И если ответ отрицательный — ищите новые подходы к разработке уроков.

Содержание подготовки учителя к уроку

Итак, учитель готовится к уроку. Есть ряд последовательных действий, которые выполняются по ходу написания плана-конспекта. Применительно к учителю технологии, эта учебная работа начинается с определения объекта труда учащегося, так как многие последующие действия выполняются с учетом особенностей его изготовления. Следует ясно сформулировать и оценить:

назначение изделия;

технологичность конструкции и существующих способов по лучения заготовки;

производственный и технологический процессы — продумывание операций, установок и переходов, т.е. последовательности обработки;

сведения из теории по применяемым инструментам и приспособлениям — что из специальной подготовки оборудования к работе следует дать на вводном инструктаже;

на какие вопросы безопасности труда при выполнении работы учащиеся должны обратить внимание.

После сугубо специфической работы учитель технологии может проводить подготовку к занятию по общедидактической схеме.

Сформулируйте тему урока. Для этого выделите новое понятие, закономерность, действие, которые будут изучаться на уроке.

Выделите и запишите существенные признаки понятия, закономерности, действия, которые будут изучаться на уроке.

Установите, какие из выделенных существенных признаков подлежат чувственному познанию, т. е. для их восприятия можно использовать средства наглядности — предметные, изобразительные, символические.

Выясните, какие мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция, конкретизация), на ваш взгляд, будут наиболее эффективно формироваться у учащихся при изучении учебного материала.

Составьте схему учебных задач так, чтобы эта схема охватила все признаки, понятия, закономерности или действия, изучаемые на уроке, и содержала задачи на развитие мыслительных операций.

Определите, какую информацию необходимо учащимся на уроке запомнить. Придумайте, каким способом этого можно достигнуть: опираясь на непроизвольное запоминание (яркость, броскость средств обучения, деятельность учащихся и пр.) или на произвольное (сознание установки, значимости материала, опора на долг, использование приемов запоминания и др.).

Продумайте, что на уроке — содержание материала, деятельность учащихся, действия учителя — и в какой степени может способствовать формированию положительной мотивации школьников.

Сформулируйте воспитательную задачу, оценив возможности материала, уровень развития классного коллектива, отдельных учащихся и возможные ситуации на уроке.

После проведенного учителем урока выполняется его само анализ. Попробуйте провести его в следующей последовательности.

Удалось ли реализовать намеченный план урока?

Соответствует ли содержание урока требованиям программы, допущены ли отклонения? Почему?

Оцените содержание урока, учитывая научность, доступность, последовательность изложения, политехническую, экологическую направленность и т. д.

Уделяли ли вы внимание формированию логических умений — анализировать, сравнивать, делать выводы, приведите примеры; специальных умений — проводить наблюдения, работать с приборами, с книгой? Каковы причины невыполнения (недостаточного выполнения) этих требований?

Как решались образовательные, воспитательные, развивающие задачи урока? Достигнуты ли они?

Выдержана ли запланированная структура урока?

Сколько опрошено учащихся? Каково качество ответов (глубина, точность, четкость ответов, речевое оформление)?

Осуществлялся ли дифференцированный подход к ученикам класса в процессе обучения? Все ли учащиеся активно работали на уроке? Было ли потеряно время? Как этого избежать?

Какие средства наглядности использованы на разных этапах урока? Их эффективность? В самоанализе необходимо сделать выводы для себя, в которых желательно оценить следующее.

Насколько полно достигнуты цели урока.

Правильность выбранной методики, дидактических материалов, ТСО и т.д.

Трудности при подготовке и проведении урока, которые обусловлены:

а) уровнем подготовки учащихся;

б) их отношением к труду;

в) уровнем материально-технической базы трудового обучения;

г) уровнем методической базы трудового обучения;

д) особенностями класса и отдельных учащихся;

е) уровнем личной теоретической и практической подготовки;

ж) особенностями личности самого практиканта.

4. Общая самооценка урока (что из задуманного удалось реализовать, причины неудач).

Для уроков технологии обязательны оценки специфических аспектов занятия:

организация и методика вводного инструктажа;

соблюдение правил техники безопасности;

самоконтроль, самостоятельность работы учащихся;

уровень использования технологической документации;

соблюдение графической культуры и стандартов ЕСТД на уроке;

применение прогрессивных инструментов, приспособлений и передовых приемов труда.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.