Сделай Сам Свою Работу на 5

РАЗДЕЛЕНИЕ НА ЖИЗНЕННЫЕ ФАЗЫ

 

Каждый период жизни имеет свой собственный смысл,

свою собственную задачу. Найти их и себя в них является

одной из важнейших задач приспособления к жизни.

Эрих Штерн

 

"Человек во второй половине жизни"

Разделение человеческой жизни на фазы было спорным с давних времен. Одна из точек зрения состоит в том, что никаких фаз нет вообще, что любое развитие при повседневном и точном наблюдении биографии является лишь постепенным изменением. Кроме того, кризис периода половой зрелости, как он описан у представителей психологии развития, является феноменом, зависящим от искусства и культуры, следствие способа, каким, например, западная культура реагирует на процесс сексуального и социального созревания.

Аргумент о постепенном изменении, которое исследуется только путем наблюдения за небольшими интервалами, мало что говорит о существовании детства, юности и о взрослении. Здесь происходит то же, что и при переходе от дня к ночи. Если следить за ним с минуты на минуту, то нельзя сказать: "Теперь закончился день, наступила ночь. " И все же вдруг становится совершенно темно, наступает ночь, и можно различать день и ночь. Столь же маловероятно назвать определенный день перехода от юности к взрослому состоянию, и все же есть момент, когда человек приобрел так много характерных черт взрослого и отбросил так много юношеского, что теперь с полным правом можно говорить о достижении взрослого состояния (предварительной формы).

Другой, социологически более обоснованный аргумент в пользу зависимости от культуры так называемых фаз жизни содержит элемент истины. Род психического переживания половой зрелости во многом зависит от ряда внешних факторов. Прежде всего, конечно, от требований, которые предъявляет к молодежи окружение, например, требования к гимназисту из интеллигентной семьи иные, чем к юноше племени кукуй из Кении, который после обрядов совершеннолетия принимается в мужское сообщество своего племени. Но в том факте, что оба уже готовы проститься с детством и по-новому ориентироваться в окружающем мире, отчетливо можно видеть, что действительно происходит переход от одной фазы жизни к следующей.



Особенно в первой половине жизни биологическое развитие является важной предпосылкой психической и духовной переориентации. Во второй половине жизни это во все возрастающей мере духовная личность, которая берется за решение этой задачи, ставит цели и избирает нормы. Как мы увидим, именно в возрасте около сорока лет, в начале нисхождения биологической линии жизни нужно освободиться от связи с биологической инволюцией и подняться к более высокому, духовному уровню.

Так как тело, психика и дух человека все-таки действуют как единство, речь никогда не идет о том, что только одно из них оказывает определяющее влияние, но между всеми тремя существуют отношения переменного равновесия. Именно это переменное равновесие делает переходы плавными и несмотря на это отчетливо видимыми, если их желают видеть.

Я буду обсуждать только некоторые исследования о фазах человеческой жизни, а потом рассмотрю основы моей собственной позиции.

Есть системы, которые делят человеческую жизнь на периоды в 7, 14 или 21 год, и системы, которые видят пять, семь или девять неравных жизненных фаз.

Различия между всемозможными системами, впрочем, меньше, чем кажется вначале. Во всех системах, в сущности, важнейшие поворотные пункты биографии практически идентичны, несмотря на это, происходит разделение по второстепенным критериям.

Старейшая система, которая оказала влияние на нашу западную культуру, это греческое деление на хепдомадены, на 10 периодов по семь лет. Птолемей отличается от своих современников, он делит жизнь на равномерные фазы, которые подчиняются влиянию отдельных планет. Римляне знали пять фаз жизни:

0-15 лет: pueritia, годы раннего детства и латентная

фаза первых школьных лет;

15-25 лет: adolescentia, юность; 25-40 лет: iuventus, первая фаза взрослого возраста;

40-55 лет: virilitas, вторая фаза взрослого возраста;

с 55 лет: senectus, старость.

Из нидерландских авторов к этому делению римлян примыкает Рюмке (Rumke), он добавляет еще praesenium, предстарость с 55 до 65 лет и считает началом старости 65 лет.

Уотвринг (Watering) следует после Рюмке греческому делению на 10 фаз по 7 лет:

0-7 лет: время жизни фантазий,

7-14 лет: время воображения, имагинации,

14-21 год: половое созревание и юность, 21-28 лет: завоевание жизненного базиса, 28-35 лет: подтверждение и сличение наиденных основ жизни,

35-42 года: вторая половая зрелость, переориентация в профессиональных целях,

42-49 лет: маниакально-депрессивный период,

49-56 лет: борьба с собственным закатом,

56-63 года: мудрость,

63-70 лет: вторая молодость - переход признают сознательно - в этой фазе человек может еще раз достичь кульминации своей жизни.

Вийнпшрден (Wijngaarden) различает три больших фазы:

0-18 лет: изучение внутреннего и внешнего мира,

18-42 года: принятие внутреннего и внешнего мира,

с 42 лет и до конца: осознание внутреннего и внешнего мира.

Андриессен рассматривает жизненные фазы не столько как фрагменты календарных лет, он больше занимается принципами, характеризующими различные фазы жизни. Интересно, что авторы, которые размышляли о фазах жизни, исследовали их и собирали факты, все они являются более или менее выраженными представителями персонализма.

Исходя из психоанализа Фрейда, было много написано о психологии развития, но у всех авторов развитие заканчивается или на шестом, или на четырнадцатом году жизни. Они считают, что по достижении этой точки индивидуум больше не развивается. В этой философской системе развитие может исходить только из биологической жизни инстинктов, психическая личность является лишь "надстройкой" этой инстинктивной природы, которая называется "Оно".

Позднее некоторые из последователей Фрейда обратились к самому "Я", а не к "Я" как производному от Оно". Здесь речь идет об индивидуальной предрасположенности "Я", которая существует изначально, а не развивается из "Оно" (среди других Э. Эриксон, Е. Erikson).Самый известный автор, занимавшийся человеческой биографией, это Шарлотта Бюлер. Она различает пять фаз жизни, совпадающих с фазами Рюмке. Но еще важнее, чем деление на периоды, идея Шарлотты Бюлер, что у каждого человека есть лейтмотив, на основе которого он ставит перед собой цель и выбирает путь к осуществлению этой цели: По Шарлотте Бюлер, и течение человеческой жизни осуществляется развитие на основе определенных биологических стремлений. Это:

(1)удовлетворение потребностей,

(2)самоограничивающаяся адаптация изнутри, называемая также регулированием жизни,

(3)поддержание внутреннего порядка, благодаря которому становится возможной последовательность (Шарлотта Бюлер приводит здесь в пример настоящую совесть, которая способствует самоограничению "благодаря подлинной самости"),

(4)творческая экспансия.

Различные фазы жизни определяются этими основными стремлениями с различной интенсивностью. Кроме того, возможность развития по Шарлотте Бюлер основываются на противоположности между витилитстом (жизненной силой, биолого-физическим аспектом человека) и менталитстом (душевным складом, духовным аспектом человека, ориентированным на осуществление жизненной задачи. )

Она видит две линии развития во взаимодействии - биологическое и душевно-духовное развитие. От биологической личности исходят основные стремления, от духовной личности - мотивы.

Психический аспект биографии становится таким образом "протеканием мотивации. " Каждая жизнь имеет основную цель, лейтмотив. Наряду с биологической биографией, которая состоит из созидания - равновесия - упадка - смерти, она выдвигает схему биографического хода жизни, складывающейся из разбега - поиска и проб – окончательного пути - кульминации - итога и нисхождения.

Позже, при рассмотрении жизненных фаз, мы увидим, что моя собственная схема жизненного пути имеет две возможных кульминации, которые имеют совершенно различную природу.

Сама Шарлотта Бюлер чувствует, что парой противоположностей "виталитет-менталитет" она еще недостаточно точно обрисовала жизненный путь человека. Понятие "менталитет" у нее не очень четко ограничено, это скорее вся психическая личность, потом "менталитет" более связан с "Я', о котором Шарлотта Бюлер говорит, что оно уже со второго года жизни сознательно с силой прокладывает путь для осуществления собственной цели, часто испытывая сопротивление своего окружения, в то время как одновременно и в связи с этим развитием начинается действие совести. Биографию следовало бы рассматривать как триаду тела, души и духа. Душа здесь является снова и снова изменяющимся расположением друг относительно друга мышления, чувствования и воления, которое следует с одной стороны из биологического развития, с другой стороны - из духовного развития, а именно, из установления самостоятельно избранной жизненной цели. Эта цель приводит потом, в зависимости от индивидуальной биографии, к более или менее совершенной биографии, к более или менее совершенному удовлетворению жизнью, которое познается в душе. Шарлотта Бюлер называет удовлетворение довольно удачным осуществлением жизненных целей.

Хорус (Лейден) является ярко выраженным представителем персонализма. Для него биографический метод как научный подход представляет собой полную противоположность естественнонаучному методу. Первый индивидуализирует, последний обобщает.

Биографический метод приближается к индивидууму на его жизненном пути. Хорус подробно рассматривает особое место человека в сравнении с высшими млекопитающими и подтверждает мое мнение о том, что грудной ребенок появляется раньше времени: "Если бы человек был млекопитающим, он рождался бы в конце первого года жизни. " Беременность должна была бы продлиться на год (базельский зоолог Адольф Портман говорит о человеке как о "психологически недоношенном"). Он утверждает, что каждая фаза имеет свою собственную форму и свой собственный смысл и что нельзя одну фазу заменять другой.

Особенно важный вклад в изучение человеческой биографии внес философ Гвардини (Guardini). Его книга "Возрасты жизни" должна была бы стать настольной. Хотя ее легко прочитать за один вечер, она содержит множество тщательно сформулированных мудрых человеческих мыслей и убедительных истин. Вот несколько предложений из этой книжицы: "Человек характеризует себя всегда по-новому... во всех фазах он всегда один и тот же человек, который живет здесь... собственно персона, которая знает о себе и несет ответственность за соответствующую фазу жизни... Каждая фаза своеобразна, она не может быть выведена ни из предшествующей, ни из последующей... Жизненные образы создают и оценочные фигуры. В них возникают определенные ценности с определенными доминантами... Ребенок не только для того существует, чтобы взрослеть, а и для того, и прежде всего, чтобы он сам именно как ребенок был человеком. Потому что человек является живущим в каждой (разе своей жизни... Таким образом, настоящий ребенок не меньше человек, чем настоящий взрослый...Гвардини ищет для каждой фазы доминанту оценочной фигуры, центр тяжести или середину. Его фазы:

(1)жизнь во чреве матери, рождение и детство,

(2)кризис созревания (половая зрелость),

(3)молодой человек (юность),

(4)кризис из-за приобретения опыта (переход от юности к экспансивному взрослению),

(5)совершенный человек (тридцатые годы),

(6)кризис узнавания границы (начало сороковых годов),

(7)отрезвленный человек,

(8)кризис освобождения, мудрый человек.

Бросается в глаза, что Гвардини занимается прежде всего важными переходами между фазами жизни. Ко всем фазам относится следующее: "Эти фазы образуют вместе ценность жизни Но не так, что она складывается из них, но целое всегда присутствует здесь, в начале, в конце и в любом месте... Так, конец оказывает влияние на всю жизнь: факт, что дуга жизни опустится и когда-нибудь перестанет существовать; что все происходящее идет к завершению - к завершению, которое мы называем сегодня смертью... Каждая фаза существует ради целого и ради любой другой фазы. Ее повреждение нарушит все и каждое в отдельности."

Отличное исследование человеческой биографии, которое намного подробнее и по-моему глубже, чем книга Шарлотты Бюлер, написала другая женщина. Это Марта Мере (Martha Moers) из Бонна, ее книга называется "Фазы развития человеческой жизни. "

В предисловии она говорит, что, во-первых, хочет в своей книге описать жизнь как задачу, которую должен решать человек с помощью своих физических и душевно-духовных сил. Центр тяжести приходится на эти духовные силы, потому что они придают жизни собственный и более глубокий - соответствующий человеческому достоинству - смысл. Во-вторых, она пытается рассматривать всю человеческую жизнь как более или менее прогрессирующее развитие, а именно, как развитие духовного в человеке. Это означает одновременно требование к взрослому человеку воспитывать себя самого.

Книга дает особенно полный обзор биологических, психических и духовных факторов каждой фазы жизни.

Важно, что она вводит для средней фазы взрослого возраста, для периода от начала двадцатых до начала сороковых годов, следующие понятия: жизненно-душевные устремления, деловые устремления и духовные устремления. Она убедительно показывает в детальном наблюдении и описании, как эти различные стремления одно за другим овладевают жизнью (по терминологии Гвардини становятся средней оценкой).

Для каждой фазы жизни она дает затем общую характеристику, описывает творческую работу и способ решения своих задач, социальные связи и общее отношение к ценностям.

Она решила поделить жизнь на 6 фаз:

(1)первая жизненная фаза: детство и юность примерно до 14 и 21 года,

(2)вторая жизненная фаза: первая фаза взрослости и двадцатые годы, 21-28лет,

(3)третья жизненная фаза: примерно от 28 лет до 42 лет,

(4)четвертая жизненная (раза: примерно от 42 до

56 лет,

(5)пятая и шестая жизненная фазы (сравнимо с praesenium и senium Рюмке), две (разы старости

Марта Мере очень основательна в своем описании и развивает особенно там, где речь идет об отношении к работе и ценностям, в высшей степени оригинальные мысли. Рассмотрения этих двух аспектов жизненных фаз я больше нигде не находил. Ее взгляды во многом совпадают с тем опытом, который я смог получить в своей работе при обучении взрослых.

Я часто буду ссылаться на Марту Мере. Ее работа осталась относительно неизвестной, может быть, потому, что была издана лишь небольшим тиражом в университетской серии и никогда не попадала в книжную продажу. Они никем, кроме Шарлотты Бюлер, не упоминается и не цитируется.

Взгляды кого-либо на биографию человека тесно связаны с концепцией человека, которая стала центральным пунктом в жизни автора. На мое личное представление о человеке решающим образом повлияла личность Рудольфа Штайнера, В мировоззрении Штайнера и его образе человека центральным является понятие развития. В отношении биологического развития он примыкает к учению Гете о метаморфозах, подхватывает учение Шиллера о триединстве духовных устремлений человека и разнимает из них совершенно новое гетеанистическое мировоззрение, рассматривающее человека как единство тела, души и духа. Тело, подчиняющееся определенным законам развития, возникло в результате длительной эволюции. В отличие от него дух, проникающий в сознание человеческого ''Я", ориентирован на будущее и стремится к свободе. Между обеими сферами находится человеческая душа или психика - та арена, на которой встречаются обе силы и где человек предстает как человек здесь и теперь.Штайнер также исходит из десяти периодов развития по семь лет каждый:

3 раза по семь лет на физически-душевное развитие, 3 раза по семь лет на собственно душевное развитие, 3 раза по семь лет на развитие духа.

Таким образом, за 63 года человек проходит свои ступени развития, и потом у него остается еще десятое семилетие, чтобы закрепить развитие. Семидесяти лет он готов собирать плоды своей жизни и возвращать их обществу.

Здесь уместно краткое слово предупреждения. Никто из авторов, описывающих биографию как семи или четырнадцатилетний ритм, также и Рудольф Штайнер, не считает, что смена фаз происходит по соответствующим календарным дням. Скорее это вехи, средние значения, интервалы, по которым осуществляется индивидуальное развитие. Это масштабы, по которым можно определять важные отклонения.

По ним можно искать причины акселерации или замедления в развитии. В младенчестве это совершенно нормально. Кто в семь лет еще не созрел для школы, у того налицо нарушение в развитии. Тот, кто уже в 9 лет или только в 17 вступает в период половой зрелости, в большинстве случаев уже нуждается в лечении. Чем старше становится человек, тем более ускоренно или замедленно может он проходить фазы своего индивидуального развития, не подпадая патологии.

Штайнер рассматривает три уровня развития души, которые он называет душой ощущающей, душой рассудочной и душой сознательной. Между 21 и 42 годами можно различить эти различные уровни как доминирующую оценку человеческого развития. Эти три уровня совпадают со схемой, которую описала Марта Мере через тридцать лет. Она называет то же смещение доминанты оценки преобладанием жизненного-душевного, вещественного и духовного устремлений. Это только различные названия для одного и того же явления. Тем самым названы важнейшие источники для нашего изучения литературы о фазах развития человеческой жизни. На всех этих работах базируется описание человеческой биографии, которое я даю в следующих главах.

II. ХОД ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

ФАЗЫ ЖИЗНИ

 

Мы хотим рассмотреть жизнь человека в трех аспектах:

а) биологическом, б) психическом, в) духовном.

а) Биологический ход жизни.

Мы уже установили, что всякий живой организм хронотипически определен своим родом. Если предположить, что продолжительность жизни человека составляет около восьмидесяти лет, то в ходе человеческой жизни можно различить три фазы:

*период роста, в который происходит более созидание, нежели разрушение;

*период равновесия между созиданием и разрушением, и

*период инволюции, нарастающего разрушения.

Период роста, продолжающийся примерно до двадцати лет (у девушек он заканчивается несколько раньше, у юношей - немного позже), проходит не последовательно, а в трех фазах, в которых сменяются рост в длину и в ширину. Этот процесс я подробно описал в "Фазах развития ребенка", там указано на проблемы развития в детском возрасте. Здесь будет достаточно краткого обзора периодов развития:

(1)от рождения до первого вытягивания и смены зубов;

(2)от смены зубов до периода половой зрелости;

(3)от половой зрелости до взрослого состояния.

Периоды наполнения, в которые ребенок становится шире и тяжелее при замедленном росте в длину, сменяются фазами вытягивания, ускоренного роста в длину, в которые прежде всего растут конечности. Эти периоды роста расположены непосредственно перед готовностью к школе (сменой зубов) и непосредственно перед половой зрелостью. За ними следуют периоды роста в ширину.

Значительное влияние на величину тела, которой достигает человек, но не на ритм фаз развития, оказывает питание. Оно сказывается в различных критических фазах, которые являются разными для разных органов. Развитие мозга, например, происходит так, что в первые пять месяцев жизни число клеток в мозгу сильно возрастает, и только после этого увеличивается их размер. Дифференциация и рост следуют друг за другом, причем дифференциация является важнейшим шагом развития. Последствия недостаточного питания в этой (разе впоследствии нельзя будет исправить. Недоедание же в последующей фазе роста величины клеток еще может быть сбалансировано впоследствии.

Поэтому совершенно очевидно правильно, что грудному ребенку необходимо оптимальное кормление, так как недостаточное питание и болезни, если они наступают в этой фазе, часто имеют стойкие последствия. Для развивающихся стран это очень тяжелая проблема.

Показанная здесь очень схематическая кривая перелает среднюю продолжительность периодов созидания, равновесия и разрушения. Каждая система органов имеет, впрочем, свою собственную хронотипичесок) кривую. Каждый знает, что примерно с сорокового года жизни возникает потребность в очках при чтении, потому что затвердение линзы ведет к ослаблению аккомодации глаза. С ушами же дело обстоит иначе. Уже после 19 лет объем слышания уменьшается, самые высокие и самые низкие тона уже не воспринимаются. Один из моих сыновей выразил это так: "Ах, отец, тебе не нужен дорогой проигрыватель, ты же больше не слышишь высоких тонов. "

Объем слуха можно легко установить, результат называется аудиограммой. Если у кого-либо, например, в 35 лет аудиограмма сорокапятилетнего, то он (по крайней мере, в отношении ушей) рано состарился. Это может послужить поводом для обследования, чтобы выяснить, не старятся ли преждевременно другие системы органов. Характерным для периода старения является уменьшение эластичности тканей. Не только линза глаза, но и вся система легких становится менее подвижной; это замечают по тому, что могут выдохнуть меньше воздуха из полного объема легких или после быстрого бега дольше восстанавливается дыхание. Что, наконец, стенки сосудов теряют свою эластичность и даже могут дегенерировать, слишком хорошо известно. Такое ограничение функций у венечных сосудов сердца может стать опасным для жизни и послужить причиной сердечного инфаркта, при котором стенка артерии медленно дегенерирует и сосуд перекрывается.

У некоторых людей развитие идет с отклонением от средней кривой, они либо преждевременно стареют, либо дольше остаются молодыми и еще в глубокой старости сохраняют живость и работоспособность. Но и они пользуются при чтении очками в возрасте около сорока лет, и они устают быстрее, чем раньше. Позже будет рассмотрено, насколько психические и духовные функции проходят параллельно биологическим (разам развития. Как мы уже видели. Марта Мере рассматривает фазы жизни с точки зрения трудовой деятельности, социальных связей и отношения и ценностям. Эта схема во многом соответствует выбранной мной персоналистской точке зрения, различающей биологический, психологический и духовный аспекты. Отсюда вытекает следующий вопрос: проходит ли психологическая и затем духовная кривая линии жизни параллельно биологической? Следуют ли они биологической кривой или независимы от нее?в) Психический ход жизни.

Психическое развитие мышления, чувствования и воления проявляет в первой фазе роста вплоть до взрослого состояния отчетливо видимое развитие, сложную форму и постоянно изменяющееся содержание которого я описал в "Фазах развития ребенка". В каждой из трех фаз развития в периода роста "лейтмотивом" становится своя тема.

В возрасте грудного младенца и детсадовском дитя совершенно открыто всем впечатлениям и учится путем подражания своему окружению. Самое важное, что мы можем дать с собой в жизненный путь растущему человеку, это чувство уверенности, доверия, защищенности, чувство, что он желанен в этом мире, получая от людей любовь и тепло. Надежность и доверие возникают из твердого жизненного ритма и из последовательности в обращении с ребенком. Словом, ребенку должно быть сообщено основное чувство, что мир хорош. Фаза после первого вытяжения и смены зубов, то есть школьный возраст, характеризуется большею замкнутостью ребенка. Ребенок более интенсивно живет внутренней жизнью и познает в мышлении, чувствовании и волении свои собственные духовные способности. Он делает это в силу своей фантазии, он живет теперь как в маленьком саду за высокой стеной и строит там свой собственный мир, где он может уже совершить все то, на что он в реальной жизни пока не способен.

Эта детская фантазия является основой, на которой в будущей социальной и профессиональной жизни разовьются творческие способности. Кто в этой фазе не умел фантазировать и мечтать, у того в будущем будут отсутствовать непосредственность и разносторонность в отношениях с людьми. Чисто интеллектуально ориентированное преподавание убивает фантазию и готовит людей, которые в будущем будут одиноки и должны будут то и дело ощущать неспособность к подлинному контакту. То, что эта слабость контактов приняла у нас почти эпидемические масштабы, едва ли удивит, если взглянуть на концепцию преподавания в нашей основной школе. Художественное преподавание, творческая игра и рассказы родителей способствуют подвижности психических способностей и являются питательной почвой оригинальности и непосредственности. Во второй фазе ребенок должен прийти к убеждению, что мир полон радости и полон красоты. При этом красота имеет для ребенка совсем другое значение, чем для взрослого. Те чаще всего неспособны понять красоту отдельного маленького жука, листа или гальки.

В третьей фазе, половой зрелости и юности, происходит большой прорыв в реальную жизнь. Уже в период, предшествующий половой зрелости, детский мир, обнесенный забором, о котором я только что говорил, вскрывается, и молодой человек сталкивается с действительностью, часто враждебной. Следствием этого открытия детского мира является одиночество в период половой зрелости; чувство, что тебя никто не понимает, и тенденция поклонения более старшим. В фазе юности (для меня она начинается примерно в 16-17 лет) задача молодого человека найти свое отношение к миру (хотя бы временное).

Здесь начинаются, как я уже писал и "Фазах развития ребенка", поиск образа мира, интерес к религии и политические пристрастия, которые в этом возрасте часто имеют еще религиозный характер. И наконец, происходит выбор места учебы и профессии (по крайней мере, у молодых людей, которые могут развиваться нормально). Фактически здесь пробуждается поиск истины: как в действительности обстоит дело с "миром"?

Уже для Платона истинное, прекрасное и доброе относятся к основам человеческого бытия. Они должны иметь возможность разниться в молодости, чтобы позже перерасти в мудрость, мораль и творчество. Это развитие зависит не от внешней благотворительности, а от внутренней полноты.

Уже в 1945 году решили, что заставлять работать на производстве подростков в возрасте 14-15 лет - преступление. Не могут же эти дети миновать третью фазу, (разу взросления. То, что сегодня эта большая группа молодежи проходит "продолжающее" обучение (т.е. обучение, продолжающее школьную ступень - прим. ред.) является лишь первым шагом в правильном направлении. Каждый человек имеет право на доступ к общему образованию и воспитанию до своего восемнадцатилетия, с тем, чтобы в будущем иметь возможность как вполне развитый человек вносить вклад в общее дело.

В "Фазах развития ребенка" я указал на тесную связь между телесным и психическим развитием. В первые годы жизни эта взаимозависимость почти абсолютна. Малейшее расстройство пищеварения, грозящее ребенку заболевание тотчас же сказываются на поведении ребенка, он становится вялым и скучным. После периода полового созревания прямая зависимость психического развития от биологических процессов заметно уменьшается, хотя она в это время все еще сильнее, чем в более поздний период. А как дальше идет развитие? Ответ на этот вопрос и является центральным тезисом этой книги. Жизненно-душевный импульс следует биологическому ходу жизни, духовно-душевные же функции, напротив, все более отделяются от биологической линии жизни, они даже могут достичь кульминации в тот момент, когда биологические функции уже значительно уменьшились. Таким образом, можно провести для психического развития прямую линию, обозначенную хронотипически. В первые двадцать лет (понимаемые здесь как приблизительное значение) биологические и психические функции происходят в значительной степени параллельно, позже они все больше оказывают друг на друга, взаимное влияние (особенно в средней фазе жизни человек является совершенно очевидно психосоматическим единством). В сороковые же годы наступает момент, когда жизненно-душевные функции уменьшаются. Уменьшается жизненная жажда активности, действенного отношения к жизни. Стоит нее больше усилий сохранять ту же производительность труда, что и раньше. Ощущают угрозу со стороны приходящего на смену поколения, которое еще обладает жизненной силой. Позже я должен буду еще подробно остановиться на этом развитии. Только если в (разе детства были пробуждены духовно-душевные функции, они смогут заменить жизненно-душевные функции в тот момент, когда последние исчезают. Так в течение сороковых годов закладываются две типичных возможности дальнейшего развития (причем мыслимы всевозможные нюансы между двумя крайними вариантами): либо обходятся в самооценке тем, чего к этому времени достигли внешне - тогда вступают в кризис; либо получают чувство самооценки из факта, что можешь жить для других - в таком случае наступает новая, социальная фаза, в которую можно передать полученный опыт. Профессиональная жизнь в этот период характеризуется постепенным отходом от непосредственных требований работы, благодаря этому можно увидеть собственную деятельность в больших взаимосвязях. Люди, находящиеся на руководящих постах, отходят в этот период от такого стиля руководства, когда все организуют сами, и переходят к тому, чтобы наметить рамки, в которых другие могут развивать свои силы.

Поэтому последнюю фазу, следующую за началом сороковых годов, можно назвать социальной или руководящей фазой. Но такое развитие - как замечено -возможно, но не обязательно. Хотя и бессмысленно пытаться изобразить одной диаграммой такие сложные и качественно различные процессы, все-таки приведенная ниже схема дает нам определенные представления о проблеме.

с) Духовная биография

Духовное развитие человека совершается в начале жизни с осознания своего "Я", которое начинается в детском возрасте, затем переживается в школьном возрасте и завершается стремлением к реализации "Я"в юности. Осознание "Я" переживание "Я"и осуществление "Я" могут пройти в средней фазе жизни дальнейшее развитие, которое я хочу описать позднее. Внешне они выражаются в духовно-душевных устремлениях человека, в нахождении норм, в образе жизни согласно нормам и использовании их в человеческих отношениях, в работе и в отношении к труду; они проявляются также в способности находить область интересов и вне чистой необходимости, это значит подняться над чистой ситуацией реакции на раздражение, характеризующей жизненно-душевный импульс.

Кто уже в средней фазе жизни развил в себе интерес к искусству, науке, природе или социальной деятельности, тот почти незаметно пройдет большой поворот на своем жизненном пути после сорока лет. По ту сторону порога он сможет черпать все больше сил для жизни из духовного источника. Кто, однако, в средней фазе жизни гнался только за личным успехом, кто хотел все делать сам, исходил только из себя, отбрасывал в сторону все, что мешало карьере, или кто пассивно жил своей работой или жизненными обстоятельствами, тот вступает в кризис существования после сорокового года жизни и становится к середине пятидесятых трагической личностью, испытывающей грусть по старым добрым временам, чувствующей угрозу для себя во всем новом.

Печатью биологического ритма развития более всего отмечен период перед наступлением взрослости. Психическое развитие отчетливее всего проявляется в своем своеобразии в средней фазе жизни. Духовное развитие является решающим для последней фазы жизни.

ЮНОСТЬ

 

"Главное дело юности стать человеком"

/Коул и Холл, "Психология юности"

"Человек живет во всякую пору своей жизни. "

Гвардини, "Возраст жизни"/

 

Переходная фаза: юность (с 16/17 до 21-24).

В кризисный период созревания начинается пробуждение личности. Это пробуждение продолжается в следующей за этим фазе юности, оно является центральным пунктом, вокруг которого движется все остальное. Если этот процесс не удается, то личность остается зависящей от своего окружения, либо застывает в позе протеста против всего, что воспринимается как авторитет, характерной для периода полового созревания.

Поэтому важными вопросами этой фазы являются следующие: кто я? чего я хочу? что я могу? Именно потому, что на эти ключевые вопросы еще нет отпета, отчетливо выступает на передний план то, что Рюмке описывает как характеристику юности: временный характер - еще не определился и не нашел призвание - отсутствие иллюзий в отношении идей периода полового созревания. Задачами этого периода жизни являются среди других "связь между чувственной (биологической) сексуальностью и душевным эросом". В период полового созревания молодой человек осознал сексуальность, теперь в юности должна проснуться эротика, чтобы познать в следующей фазе жизни первое пробуждение "любви к другому лицу".

И Кюнкель подробно рассматривает значение, которое имеет душевный эрос для юных лет. Он говорит: душа загорается в "ты" - в мире "ты", открывающемся эросу и "мир вспыхивает, как только вспыхивает душа". Тем самым Кюнкель показывает, что в этой фазе жизни живут в значительной степени изнутри наружу. Для влюбленного изменяется весь мир. То, как переживают мир, зависит не от объективного значения реальности, а от субъективного опыта этой реальности. Кюнкель говорит в этой связи: "судьба приходит извне." Эрос показывает молодому человеку действительность в новом свете, только теперь он может выбрать свой собственный путь. Отсюда опасность юности, что сексуальность будет развиваться дальше, а эрос не просыпается.

Понятие эрос я употребляю здесь в том смысле, которое имело понятие "minne", любовь, в средние века. "Минне" была в период позднего средневековья фактором культуры. Миннезингеры воспевали чистые отношения между мужчиной и женщиной. "Минне" была почитанием идеала женственности мужчиной и почитанием идеала мужественности женщиной. Когда рыцарь во имя своей дамы отправлялся в бой или на турнир, сексуальность при этом не играла никакой роли.

"Минне" занимались, как занимаются искусством, музыкой, решающим был игровой элемент, и как всякая другая игра, эта тоже проходила по строгим правилам.

Пробуждение "минне" было для молодой женщины или для молодого человека потрясающим событием, но эта любовь еще не была персональной любовью. Только духовная любовь, рождающаяся из встречи и познания "Я" в другом человеке, дает внутреннюю уверенность, которая влечет за собой верность индивидуальности другого. В "Парцифале" Вольфрама фон Эшенбаха Парцифаль и Гавайи совершают много подвигов во имя любви, которые никоим образов не влияют на их отношения с Кондвирамур и Оргелузой. Эротический опыт ("минне") означал шаг в развитии психики, но еще не духа. Ниже я остановлюсь в главе о браке подробнее на различии между биологической сексуальностью, психическим эросом и духовной любовью. Здесь начало этого пути развития, "только теперь начинается великая человеческая драма".

Гвардини видит в юности продолжение кризиса созревания. Это начинается с пробуждения личности, с пути развития "к себе, отличающемуся от других".



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.