Сделай Сам Свою Работу на 5

Основные особенности этнической истории Африки





 

Историко-культурные провинции Африки – их своеобразие и контраст исторических судеб. Африка к югу от Сахары: относительная культурная отсталость её населения и исторические причины этого явления. Неизбежность и драматические коллизии культурно-исторического сближения народов мира.

 

ТЕМЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

 

1. Системы языковой классификации и их значение для характеристики этнической картины мира.

2. Проблема происхождения языковых семей.

3. Культурно-историческое разнообразие человечества и хозяйственно-культурные типы.

4. Хозяйственно-культурные типы в их «вертикальной» динамике.

5. Народы-этносы в системе культурно-исторических регионов.

6. Народ-этнос как главный объект изучения в этнологии.

7. Этнос как общественно-историческое явление и основные формы его существования.

8. Этнические отношения и свойства. Структура и историческая типология.

9. Этнические процессы. Определение и типология.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

1. Что такое «языковая семья»?

2. Какие существуют концепции происхождения языковых семей?

3. К какому языку восходит романская группа языков?



4. К какому языку восходит индоарийская группа языков?

5. Какая из языковых семей расположилась исключительно на островах?

6. Какие тенденции можно выделить в историческом развитии народов, образующих единую языковую семью?

7. Что общего между языками: баскским, буришским, кетским, корейским и японским?

8. Какие особенности характеризуют койсанские языки в области фонетики?

9. Как должна была выглядеть «первобытная языковая непрерывность» и какого рода связь лежала в её основе?

10. Почему китайцы отдали предпочтение иероглифической системе письма?

11. Чем турецкий (или японский) язык отличается в области грамматики от китайского?

12. Какие исторические причины обусловили аналитический строй английского, болгарского и всех романских языков?

13. Могут ли в одном языке сочетаться грамматические конструкции, характерные для языков разных грамматических типов?

14. Связан ли хозяйственно-культурный тип с определённой территорией в составе эйкумены?

15. Могут ли относиться к одному и тому же хозяйственно-культурному типу группы народонаселения, находящиеся на разных уровнях социально-экономического развития?



16. Какие предметы и явления культуры фиксируются при выделении и описании хозяйственно-культурных типов?

17. Что означает термин «присваивающее хозяйство»?

18. Что представляет собой форма распределения, характерного для хозяйственно-культурных типов 1-й исторической группы?

19. Почему охотник, рыболов и собиратель не заинтересованы в увеличении объёма трудовой деятельности?

20. Что такое «производящее хозяйство»?

21. Каковы первые силы природы, использованные человеком в хозяйственной деятельности?

22. Какой из искусственно созданных человеком материалов был произведён первым?

23. Что дало применение искусственно созданных материалов и сырья производству

24. орудий труда?

25. Что нового вносит плужное земледелие в развитие производящего хозяйства?

26. Каковы ближайшие последствия перехода к возделыванию зерновых культур?

27. Формируется ли историко-этнографическая область в границах иных культурных общностей?

28. По каким предметам и явлениям культуры описывают историко-этнографическую область?

29. В чём отличие историко-этнографической области от хозяйственно-культурного типа?

30. Какова структура региональных культурно-исторических связей?

31. Какие страны и народы образуют понятие («Передняя Азия», «Северная Америка», «Кавказ» и т. д.)?

32. Какие языковые семьи представлены в составе населения («Южной Азии», «Восточной Прибалтики», «Среднего Поволжья» и т. д.)?

33. Какие конфессии и конфессиональные группы характерны (для «Восточной Азии», «Кавказа», «Северной Африки» и т. д.)?



34. Каков антропологический состав населения («Австралии и Океании», «Северной Америки» и т. д.)?

35. Какое структурное подразделение в системе региональных культурно-исторических связей составляет каждое суверенное государство Закавказья?

36. Каковы признаки европеоидной расы?

37. Каковы признаки негроидной расы?

38. По каким признакам выделяют австралоидную расу?

39. Что представляет собой негрилльский антропологический тип?

40. Каковы признаки эфиопской контактной расы?

41. Каковы признаки монголоидной расы?

42. В чём состоит специфика койсанской контактной расы?

43. Что такое этнос?

44. Что такое «этнографическая группа»?

45. Какие этнографические группы можно выделить в составе русского народа (китайского, французского)?

46. Какой другой термин используется для обозначения «этнической группы»?

47. Какие этнические группы известны в составе русского (украинского) народа?

48. Какие основные формы существования этноса выделяют в отечественной этнологии?

49. Можно ли говорить о совпадении этноса и языковой общности?

50. В чём выражается этническое самосознание?

51. Чем завершаются этнические процессы, по представлению многих отечественных исследователей?

52. Какие типы этнических процессов выделяет отечественная этнологическая литература?

53. Что образуют народы земного шара: хаотическое нагромождение культурных различий или культурно-историческое единство?

54. Какие религии именуются мировыми и какая из них древнейшая?

55. Какие идеологические концепции и конфессии характерны для Восточной Азии (Южной Азии)?

 

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ И КУРСОВЫХ РАБОТ

 

Рефераты

 

1. Н. Н. Миклухо-Маклай: учёный-гуманист.

2. Видные российские этнологи конца XIX – начала XX века.

3. Организация научно-исследовательской работы российских этнологов в советский период.

4. Формы исследовательской деятельности в этнологической науке.

5. Роль языкознания в решении проблем этнической истории.

 

Курсовые работы

1. Языковые семьи и этническая история человечества.

2. Природа как фактор многообразия и динамики хозяйственно-культурной деятельности человека.

3. Региональные культурно-исторические связи: сущность, структура, функции.

4. Этнос и культура.

5. Проблема этнического самосознания в публикациях зарубежных авторов.

6. Человек на «этнических перекрёстках» мировой истории.

7. Традиционные формы брака и семьи.

8. Северные великорусы: этнокультурный облик и место в истории России.

9. Этнические группы русского народа.

10. Северный Кавказ как историко-этнографическая подобласть.

11. Арабоязычные народы Передней Азии (Северной Африки): сходства и различия.

12. Бразильцы: этноисторическая характеристика.

13. Религия в культурной традиции японцев (XX в.).

14. Японский поведенческий стиль (XX в.).

15. Папуасы: материальная культура, семья, общение.

 

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЭКЗАМЕНУ

 

1. Предмет этнологии.

2. Накопление первичной информации и становление этнологии как науки.

3. Течения и «школы» в этнологии XIX–XX вв.

4. Происхождение и значение термина «этнос».

5. Этнос как общественно-историческое явление и основные формы его существования.

6. Этнос как объективно необходимая форма существования конкретного, целостного общества.

7. Этнические отношения и свойства. Определение и структура.

8. Этнические отношения и свойства. Историческая типология.

9. Этнические процессы. Проблема определения.

10. Этнические процессы. Проблема типологии.

11. Зарубежные исследователи об «основной этнической группе».

12. Лингвистические системы классификации народов мира.

13. Индоевропейская, семито-хамитская (афразийская), алтайская, уральская, кавказская языковые семьи. Структура и состав.

14. Культурно-историческое разнообразие человечества и хозяйственно-культурные типы.

15. Народы-этносы в системе культурно-исторических регионов (историко-этнографические области).

16. Народы Зарубежной Европы (за пределами СНГ и стран Балтии).

17. Народы Передней Азии.

18. Народы Южной Азии.

19. Народы Восточной Азии.

20. Народы Средней Азии и Казахстана.

21. Народы Кавказа.

22. Народы Северной Африки и Восточного Судана.

23. Особенности этнической истории Африки и причины культурной отсталости её населения к югу от Сахары.

24. Антропологическая и этноязыковая характеристика населения Африки.

25. Европейская колонизация Америки.

26. Формирование современных этносов на американском континенте.

27. Восточнославянские народы.

28. Народы Сибири.

29. Народы Восточной Прибалтики (стран Балтии – Литвы, Латвии, Эстонии).

30. Народы Европейского Севера России.

31. Народы Среднего Поволжья.

32. Койсанские народы. Негрилли.

33. Народы Западного Судана.

34. Народы Эфиопии, Эритреи и Сомали.

35. Народы банту Тропической Африки.

36. Этнокультурная специфика населения Мадагаскара.

37. Ацтеки.

38. Инки.

39. Майя.

40. Индейцы Северо-Западного побережья.

41. Племена лесных охотников Аляски и Канады.

42. Охотничьи племена прерий.

43. Земледельческие племена юго-запада Северной Америки (навахи и пуэбло).

44. Земледельцы восточных и юго-восточных районов Северной Америки.

45. Арктические охотники и рыболовы Северной Америки.

46. Происхождение, антропологическая характеристика и языки аборигенов Австралии.

47. Общественный строй и культура аборигенов Австралии до прихода европейцев.

48. Англоавстралийская нация: происхождение и отношение к аборигенам.

49. Происхождение, антропологическая характеристика и языки коренного населения Океании.

50. Хозяйство, общественный строй и культура коренного населения Микронезии.

51. Хозяйство и материальная культура меланезийцев.

52. Общественный строй и духовная культура меланезийцев.

53. Хозяйство и материальная культура полинезийцев.

54. Общественный строй и духовная культура полинезийцев.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.