Козлов В. П. Тайны фальсификации. Анализ подделок исторических источников XVIII - XIX веков. М. 1996.
П Р О Г Р А М М А
курса
«АРХЕОГРАФИЯ»
( 18 час.). Выписка из учебного плана
Очное отделение
Специальность – история
Факультет - исторический
Кафедра – специальных исторических дисциплин и документоведения
Курс – IV
Семестр - 8
Всего аудиторных занятий – 18
Лекций – 18
Семинарских занятий – 0
Часов самостоятельной работы – 25
Часов индивидуальной работы – 5
Зачет - 8 семестр
Требования стандарта.
Специалист должен:
- применять специальные знания в решении общепрофессиональных задач;
- уметь использовать в профессиональной деятельности знания о вспомогательных исторических дисциплинах, теории и методологии исторического познания;
- обладает углубленными знаниями в сфере профессиональной специализации; владеет современной методологией и методикой решения профессиональных задач.
2.Принципы и цели
2.1.Принципы построения курса
Основания для чтения:
Настоящий курс разработан для студентов исторического факультета ЮФУ в соответствии с ГОС. Курс «Археография» как вспомогательная историческая дисциплина занимает важное место в учебных программах исторических факультетов университетов, следовательно, в профессиональной подготовке историка.
Адресат курса:
Студенты IV курса исторического факультета ЮФУ
Цели курса.
1. Иметь представление:
1.1.Об основных периодах развития археографии в России.
1.2.Об особенностях научной публикации исторических источников.
1.3.О современных проблемах формирования археографического фонда.
2.Знать:
2.1. Основные правила и методы транскрипции и публикации исторических источников в зависимости от их датировки.
2.2. Основные понятия, определения курса «Археография».
2.3. Основные принципы составления научно-справочного аппарата.
3. Уметь:
3.1. Пользоваться правилами и методами транскрипции и публикации исторических источников в зависимости от их датировки.
3.2. Пользоваться археографической терминологией.
3.3. Применять теоретические знания при написании курсовых и дипломных работ, статей.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Структура
Модули
| Кол-во часов
| Содержание модулей
| Модуль 1.
Введение.
| 2 - лекции
4 - самостоятельная работа
| 1.1.Предмет и содержание курса. Роль и значение археографии в обществе как важнейшего компонента научного и культурного наследия.
| Модуль 2.
История развития археографии.
| 4 - лекции
6 - самостоятельная работа
| 2.1.Начальный этап развития археографии (XII-XVII вв.)
2.2.Возникновении археографии как научной дисциплины (XVIII в.)
2.3.Развитие археографии в XIX- начале ХХ в.
2.4.Археография в советский и пост советский периоды.
| Модуль 3.
Археографическая передача текстов источников XII-конца XVIII вв.
| 6 - лекции
8 - самостоятельная работа
| 3.1.Текст рукописей до начала XVI в.
3.2.Текст рукописей XVI-XVIII вв.
3.3.Отступления от оригиналов источников XVI-XVIII вв.
| Модуль 4.
Текст документов XIX и ХХI вв.
| 6 - лекционных
7 - самостоятельная работа
| 4.1.Текст документов XIX в.
4.2. Текст документов ХХI в.
|
Содержание курса
Лекционные занятия
Содержание модулей
| Соответствие требованиям ГОС и целям курса.
| Количество часов.
| Модуль 1. Введение.
| Цели:
|
| 1.1. Предмет и содержание курса «Археография».
1.2. Археографический фонд как важнейший компонент научного и культурного наследия. Основные понятия курса. Место археографии среди других дисциплин. Значение археографических знаний, навыков и умений для научно-исследовательской работы историка. Основные учебные пособия. Структура курса.
| 1.1; 2.2; 3.2.
|
| Модуль 2. История развития археографии.
| |
| 2.1. Начальный этап развития археографии (XII-XVII вв).
Развитие археографии как практической дисциплины. Использование других источников или их фрагментов составителями летописей и актовых материалов в XII-XVII вв.
2.2. Возникновение археографии как научной дисциплины (XVII в.)
В.Н.Татищев.,Н.И.Новиков, его «Древняя Российская вивлиофика».
2.3. Развитие археографии в XIX –начале ХХ века.
Издательская деятельность общества истории и древностей Российских при Московском императорском университете, комиссии печатания государственных грамот и договоров, Археографической экспедиции и Русского исторического общества и др. «Правила издания сборника грамот коллегии экономии» А.С.Лаппо-Данилевского.
2.4. Археография в советской и постсоветский периоды.
Археографическая деятельность комиссии по изучению истории РКП(б) и Октябрьской революции, Института марксизма-ленинизма при ЦК КПСС(ИМЛ), историко-археографической комиссии и института истории АН СССР, архивов.
«Правила издания документов XVI-XVII вв.» Б.Д. Грекова., К.Н. Сербина и др. «Руководство по публикации документов XIX –начала ХХ в». «Правила издания исторических документов в СССР» (М.,1990).
| 1.1;2.2;3.2.
1.1;2.2;3.2.
1.1;2.2;3.2.
1.1;2.2;3.2.
|
| Модуль 3. Археографическая передача текстов источников XII- конца XVIII в.
| |
| 3.1.Текст рукописей до начала XVI в.
Правила транскрипции и публикации источников XII-XV вв. Основные принципы издания источников XII-XV вв.
3.2.Текст рукописей XVI-XVIII вв.
Правила транскрипции и публикации источников XVI-XVIII вв. Основные принципы издания источников XVI-XVIII вв. Правила лингвистического издания.
3.3.Отступления от оригиналов источников XVI-XVIII вв.
Основные группы отступлений от оригиналов источников XVI-XVIII вв.
| 1.1;1.2;2.1;2.3;3.1.
1.1;1.2;2.1;2.3;3.1.
1.2;2.1;2.3;3.1.
|
| Модуль 4. Текст документов XIX, ХХ–XXI вв.
| |
| 4.1. Текст документов XIX в.
Правила транскрипции и публикации источников XIX в. Основные принципы издания источников XIX в.
4.2.Текст документов ХХ-XXI вв.
Правила транскрипции и публикации источников ХХ-XXI вв. Основные принципы издания исторических документов.
Правила лингвистического издания.
| 1.1;1.2;2.1;2.3;3.1.
1.1;1.2;2.1;2.3;3.1;3.3.
|
|
Структура деятельности студента
Для успешного изучения курса студенту необходимо:
Проработать монографию: Правила издания исторических документов в СССР М., 1990. (-15 час.).
Выполнить 3 задания по выбору из практического пособия для вузов Леонтьевой Г.А. «Палеография. Хронология. Археография. Геральдика. М., 2000. (-10 час.).
Литература:
1. Вспомогательные исторические дисциплины. Л., 1968-1991. Т. I-XXII (издание сборника продолжается).
2. История советской археографии: Учебное пособие. Вып. I-VI. М.,1966,1967.
3. Леонтьева Г.А. Палеография. Хронология. Археография. Геральдика. Учебное пособие для вузов. М., 2000.
4. Леонтьева Г.А., Шорин П.А., Кобрин В.Б. Вспомогательные исторические дисциплины. М., 2000. С. 94-101.
5. Советская историческая энциклопедия. Статья «Археография». Т. 1-16.
6. Книжное письмо в России в XVII в. М.,1974.
7. Правила издания исторических документов в СССР. М.,1990.
Козлов В. П. Тайны фальсификации. Анализ подделок исторических источников XVIII - XIX веков. М. 1996.
9. Козлов В. П. Российская археографияконца XVIII— первой четверти XIX века. М., 1999.
10. Козлов В. П. Теоретические и прикладные проблемы археографии. 2-е изд. М., 2008.
11. Козлов В.П. Основы теоретической и прикладной археографии. М., 2007.
12. Степанский А.Д. Археография отечественной истории XX века. М., 2004.
Примерные контрольные вопросы и материалы к зачету:
1. Грамота великого киевского князя Мстислава Владимировича и его сына Всеволода Новгородского Юрьеву монастырю
2. Задание: Дайте транскрипцию текста, исходя из требований археографии.
3. .Грамота великого князя Ивана Васильевича Федьку Корове с запрещением притеснять троицкие варницы у Соли-Галицкой.
4. Задание: Дайте транскрипцию текста.
5. Закладная кабала на жемчужное ожерелье и две серьги, взятые князем Дмитрием Пожарским.
6. Задание: Дайте транскрипцию текста.
7. Грамотка старца Иннокентия Корсакова сыну своему любиму из Троице-Сергиева монастыря.
8. Задание: Дайте транскрипцию текста.
9. Память дьякам казенного двора Гавриле Облезлову и Булгаку Милованову.
10. Задание: Дайте транскрипцию текста
11. Венечная память, данная в село Павловское попу Борису.
12. Задание: Дайте транскрипцию документа.
13. Челобитская кадашевца Алексея Рогозина о бегстве крепостного человека.
14. Письмо Александра Даниловича Меньшикова к генерал-фельдмаршалу Борису Петровичу Шерементьеву.
15. Задание: Прочтите текст и дайте его транскрипцию.
16. Сколько почерков прослеживается в документе?
17. Что нового, по сравнению с предшествующим …. , появилось при оформлении документов?
Календарно-тематический план
№
| Наименование темы
| Количество часов
|
| Введение. Предмет и задачи курса. Археография.
|
|
| Становление и развитие археографии в XII – XXI вв.
|
|
| Археографическая передача текстов источников XII- конца XVIII в. Текст рукописей до начала XVI в.
|
|
| Правила транскрипции и публикации источников XII-XV вв. Основные принципы издания источников XII-XV вв.
|
|
| Правила транскрипции и публикации источников XVI-XVIII вв. Основные принципы издания источников XVI-XVIII вв. Правила лингвистического издания.
|
|
| Отступления от оригиналов источников XVI-XVIII вв.
Основные группы отступлений от оригиналов источников XVI-XVIII вв.
|
|
| Текст документов XIX в.
Правила транскрипции и публикации источников XIX в. Основные принципы издания источников XIX в.
|
|
| Текст документов ХХ-XXI вв. Правила транскрипции и публикации источников ХХ-XXI вв.
|
|
| Основные принципы издания исторических документов XX-XXI вв.
Правила лингвистического издания.
|
|
| Всего часов:
|
|
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|