Сделай Сам Свою Работу на 5

Возрастные кризисы взрослости

Главная особенность развития в зрелом возрасте - мини­мальная его зависимость от хронологического возраста, в го­раздо большей степени оно определяется личными обстоятель­ствами жизни человека - его опытом, родом занятий, установ­ками и т.д.

Постепенное построение и перестраивание социального пони­мания и поведения плохо вписывается в теорию стадий. Не все взрослые достигают одинаковых успехов или устраивают жизнь по единому образцу.

Наиболее противоречивые оценки возрастного развития каса­ются так назывемого кризиса середины жизни или кризиса сорока лет. Этот термин был введен Левинсоном (см. периодизацию Ле-винсона в гл. 1). Представление о кризисе середины жизни стало популярным и общеупотребимым. Однако многие исследователи сомневаются в том, что о кризисе середины жизни можно гово­рить как о чем-то происходящем в норме и со всеми людьми, в том числе потому, что люди, зная о том, что в 40-45 лет наступает кризис, склонны усугублять собственные проблемы, квалифици­руя собственные переживания как проявления кризиса, в то время как на самом деле не испытывают кризисных переживаний.

Левинсон, однако, ввел представление не об одном (наиболее известном) кризисе, а о трех - переход к ранней взрослости, пере­ход к средней взрослости, переход к поздней взрослости. При этом для того, чтобы стать по-настоящему взрослым, мужчине необходимо справиться с четырьмя задачами: увязать мечты и реальность, найти наставника, обеспечить карьеру, наладить ин­тимные отношения.

Исследования Левинсона исходно были проведены на мужском контингенте испытуемых. Это обстоятельство вызывало постоян­ную критику, и в результате в настоящее время появились исслевания, в которых испытуемыми стали женщины. Обнаружено, что в отличие от мужчин, у женщин стадии жизненного цикла в большей мере структурированы не хронологическим возрастом, а стадиями семейного цикла - брак, появление детей, оставление выросшими детьми родительской семьи.

Огромные различия обнаружились в том, какие мечты возни­кают у мужчин и женщин. Мужские мечты связаны в первую оче­редь с карьерой и будущей профессией, женские - в подавляющем большинстве - с семьей и профессией. Женская мечта оказывается расщепленной, что приводит к субъективному переживанию раз­двоенности. Это переживание, как правило, связано не с опреде­ленным возрастом, а с конкретными обстоятельствами, например, с необходимостью оставить работу ради детей или с разводом, новым браком.



В связи с критикой в адрес нормативно хронологически оп­ределенных кризисов взрослости Г.Крайг в своей книге «Психология развития» описывает эти явления под симптома­тичным названием «Миф о кризисе середины жизни». Она рас­сматривает две модели переходного возраста- модель перехода и модель кризиса.

Модель перехода предполагает, что перемены в жизни заранее планируются, и потому человек оказывается способным спра­виться с ними.

Модель кризиса - противоположная. При кризисном течении середины жизни происходит утрата иллюзий, возникает болез­ненная неспособность справиться с возможными проблемами -разводами, потерей работы, с физиологическими признаками надвигающейся старости.

В противопоставлении этих моделей сразу же бросается в глаза и заведомо негативное понимание самого термина «кризис». Кризис понимается как такое преодоление важного жизненного рубежа, при котором возможны осложнения, дискомфорт, ощущение утра­ты и т.д. Такое понимание характерно практически для всех работ западных авторов. Термин «кризис» также весьма часто трактуется как синдром, характеризующий неблагоприятное течение возрас­тного (или биографического) перехода. Исключение составляет лишь термин «кризис», используемый Э. Эриксоном (см. выше).

Тем не менее, середина жизни в западной психологии рассмат­ривается как время, когда люди критически переоценивают свою жизнь, анализируют ее. Одни могут быть удовлетворены собой и своими достижениями, для других, напротив, этот процесс может быть болезненным. Но следует обратить внимание на то, что не­зависимо от модели (перехода или кризиса), речь идет об особого рода рефлексии, о взгляде на собственную жизнь. Речь, собствен­но, идет о том, что человек в какие-то периоды жизни «делает», а в другие - осмысливает сделанное теоретическом исследовании В.И.Слободчикова, представ­ленном в соавторстве с Г.А.Цукерман [9], взрослость описывается двумя событийными общностями: воспроизводство и творчество в системе общественных деятельностей; творчество в системе эк­зистенциальных ценностей. Эти общности обеспечивают развитие во взрослости. Вхождение в новую общность знаменуются кризи­сами рождения. Позитивное разрешение таких кризисов всегда связано с тем, что в культуре находится более масштабная форма общности. Вступая в первую из названных общностей, субъект переживает кризис юности - разрыв идеала и реальности, при вступлении во вторую - кризис взрослости - разрыв личного и общечеловеческого смыслов жизни.

В кульминационной точке общности происходит кризис разви­тия. Это момент, когда заканчивается освоение новых способов взаимодействия и начинается развитие индивида внутри общности. В указанных общностях строится в первой - мировоззрение, во второй - личность (собственная позиция в культуре и истории).

Данная периодизация и соответствующие ей кризисы пока не были разработаны экспериментально. Но из общего контекста данной концепции следует, что перечисленные высшие стадии развития индивида являются нормативно-потенциальными, но далеко не всем людям реально удается достичь этих высших сту­пеней развития.

Из приведенного обзора видно, что экспериментально-пси­хологические исследования отдельных возрастных кризисов, на­чатые работами Л.И.Божович в конце 40-х годов, составляют самостоятельный и представительный раздел возрастной психо­логии. Они закладывают основы содержательного анализа по­нятия «возрастной кризис», несмотря на то, что подчас сам тер­мин «кризис» необоснованно сужался до поведенческого син­дрома.

Возрастные кризисы детства.

Кризис новорожденное™ - акт возникновения психической жизни; улыбка; глазной контакт.

Кризис одного года - возникновение автономной речи, прямохож-дение, гипобулические реакции как симптом поведения на рубеже первого и второго года.

Кризис трех лет - особенности поведения детей в кризисе трех лет - семизвездье симптомов; новообразования кризиса трех лет: личное действие, система «Я сам», гордость за достижение.

Кризис семи лет - завершение дошкольного детства; появление произвольности; потеря непосредственности; обобщение пережива­ний; дифференциация самооценки; структура мотивационной сферы; дифференциация отношения ко взрослому.

Кризисы отрочества.Предподростковый кризис: чувство взрослости - стремление быть и казаться взрослым; самоопределение - центральная тенденция на­чала подросткового возраста. Депривация этих тенденций - основа трудностей в воспитании.

Подростничество - стабильный возраст или критический. Интен­сивное развитие личности в подростковый период; продолжитель­ность подросткового возраста по разным исследованиям весьма раз­нится, подростничество членится на отдельные этапы; возникают но­вые интересы, меняющие личность в целом.

Кризисы взрослости.

Выделение периодов взрослости и кризисов - дискуссионная про­блема. Разные взгляды на периодизацию взрослости - западные ис­следования: Ловингер, Левинсон, Эриксон. Периодизация В. И.Сло-бодчикова. Характеристика кризисов взрослости - решение задач по­строения самостоятельности и независимости.

Вопросы для самостоятельной работы

1. Дайте характеристику кризисам детства.

2. Дайте характеристику кризисам подростничества.

3. Дайте характеристику кризисам взрослости. В чем причина разноречи­вости в оценке и описании кризисов взрослости?

Рекомендуемая литература

1. Божович Л. И. Проблемы формирования личности // Избр. психол. тр. -М.; Воронеж, 1995.

2. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков / Под ред. Д. Б. Эльконина и Т. В. Драгуновой. - М., 1967.

3. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 т. - М., 1984. -Т. 4.

4. Гусъкова Т. В., Елагина М. Г. Личностные образования у детей в период кризиса трех лет // Вопросы психологии. - 1987. - № 5.

5.Драгунова Т. В. Подросток. - М., 1976.

6.Драгунова Т. В. Проблема конфликта в подростковом возрасте // Вопро­сы психологии. - 1972. -№ 2. -С. 51 -63.

7. Кле М. Психология подростка: психосексуальное развитие. - М., 1991.

8. Кон И. С. Психология ранней юности. - М., 1989.

9. Слободчиков В. И., Цукерман Г. А. Интегральная периодизация общего психического развития // Вопросы психологии. - 1996. - № 5. - С. 41 - 52.

10. Смирнова Е. О. Психология ребенка. - М., 1997.

Дополнительная литература

11. Бершедова Л. И. Психологическая готовность к переходу на новый этап возрастного развития как личностное новообразование критических периодов. Автореф. дисс.... докт, психол. н. - М., 1999.

12. Валлон А. Психическое развитие ребенка. - М., 1967.

13. Ветер А. Л. Психологические особенности шестилетних детей. - М., 1985.

14. Ветер А. Л., Поливанова К. Н. Особенности принятия заданий взрослого детьми шестилетнего возраста // Вопросы психологии. - 1988. -№ 4. - С. 45- 54.

15. Гинзбург М. Р. Развитие мотивов учения у детей 6-7 лет // Особенно­сти психического развития детей 6 - 7-летнего возраста / Под ред. Д. Б. Эль-конина и А. Л. Венгера. - М., 1988. - С. 36 - 45.

16. Гинзбург М. Р. Психологическое содержание личностного самоопреде­ления // Вопросы психологии. - 1994. - № 3. - С. 43 - 52.

17. Гуськова Т. В. Психологический анализ кризиса трех лет. Автореф. дисс. ... канд. психол. н. - М., 1988.

18. Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. - М., 1996.

19. Елагина М. Г. Кризис семи лет и подход к его изучению // Новые иссле­дования в психологии. - 1989. - № 1. - С. 37 - 42.

20. Кравцова Е. Е. Психологические проблемы готовности детей к школе. -М., 1991.

21. Крайг Г. Психология развития. - СПб., 2000.

22. Лисина М. И. Генезис форм общения у детей // Принцип развития в психологии. - М., 1978.-С. 268-294.

23. Лисина М. И. О механизмах смены ведущей деятельности у детей // Вопросы психологии. - 1978. - № 5. - С. 73 - 77.,

24. Лисина М. И. Общение, личность и психика ребенка. - М.; Воронеж, 1997.

25. Менчинская Н. А. Дневник о развитии ребенка (от рождения до восьми лет).-М., 1948.

26. Мещерякова С. Ю. Особенности комплекса оживления у младенцев при воздействии предметов и общения со взрослыми // Вопросы психологии. -1975.-№5.-С. 82-99.

27. Мухина В. С. Близнецы. - М., 1981.

28. Нежнова Т. А. Динимика «внутренней позиции» при переходе от до­школьного к младшему школьному возрасту // Вестник МГУ. - Сер. 14- Психология. - 1988. -№ 1. - С. 21 -28.

29. Особенности психического развития детей 6 - 7-летнего возраста / Под ред. Д. Б. Эльконина и А. Л. Венгера. - М., 1988.

30. Рузская А. Г. Особенности общения детей 2-7 лет с посторонним и близким взрослыми // Общение и его влияние на развитие психики дошколь­ников. - М., 1974.-С. 23-32.

31. Слободчиков В. И. Категория возраста в психологии и педагогике раз­вития // Вопросы психологии. - 1991. - № 2. - С. 37 - 49.

32. Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками. - М., 2000.

33. ЭльконинД. Б. Детская психология. - М., 1960.

34. ЭльконинД. Б. Заметки о развитии предметных действий в раннем дет­стве // Вестник МГУ. - Сер. 14: Психология. - 1978. - № 3. - С. 3 - 12.

35. Эриксон Э. Детство и общество. - СПб., 1996.

36. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. - М., 1996


Раздел II



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.