Сделай Сам Свою Работу на 5

Эволюция русских летописей





ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ

ОТЕЧЕСТВЕННОЙ

 

ИСТОРИИ

 

- ■ ■ ■ :

Под общей редакцией профессора А. Г. Голикова


Рекомендовано

Учебно-методическим объединением

по классическому университетскому образованию

в качестве учебного пособия для студентов

высших учебных заведений, обучающихся

по специальности 030401 «История»

и направлению подготовки 030400 «История»


 


2-е издание, стереотипное.


Academ'a

Москва

Издательский центр «Академия» 2008


 


УДК 930(075.8) ББК 63.22я73

 

Г604

Авторы:

А.Г.Голиков — введение, гл. 7—11, заключение; Т. А. Круглова — гл. 1 — 6

Рецензенты:

кафедра истории России исторического факультета Московского

педагогического государственного университета (заведующий —

доктор исторических наук, профессор А. В.Лубков);

главный научный сотрудник Института Российской истории РАН,

доктор исторических наук, профессор А. П. Корелин

БИБЛИОТЕКА

Кемеровского госуниверситета

Голиков А. Г.

Г604 Источниковедение отечественной истории : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А. Г. Голиков, Т. А. Кругло­ва. — 2-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 464 с.



ISBN 978-5-7695-5411-7

Пособие знакомит читателя с основными видами письменных источ­ников по отечественной истории X — начала XXI в.: летописями, законо­дательными и частными актами, документами делопроизводства, стати­стическими источниками, материалами личного происхождения, пе­риодической печатью. Читатель найдет в книге систематический обзор важнейших комплексов письменных исторических источников; просле­дит эволюцию этих источников; ознакомится с конкретными приемами выявления, обработки и анализа зафиксированной в них информации.

Для студентов высших учебных заведений и преподавателей.

УДК 930(075.8) ББК 63.22я73

Оригинал-макет данного издания является собственностью

Издательского центра «Академия», и его воспроизведение любым способом без согласия правообладателя запрещается

© Голиков А. Г., Круглова Т.А., 2007 © Образовательно-издательский центр «Академия», 2007 ISBN 978-5-7695-5411-7 © Оформление. Издательский центр «Академия», 2007


 

 

ВВЕДЕНИЕ



 

!

Историк изучает прошлое человеческого общества. Все, что соз-ано в процессе деятельности людей, несет информацию о многооб­разии общественной жизни и служит основой для научного познания является историческим источником.

Современные представления об исторических источниках ба-шруются на учении об информации — одной из фундаментальны) и-орий второй половины XX в. Основы этой теории заложил аме­риканский математик и инженер К: Шеннон, работавший в теле-фонно-телеграфной компании. В 1948 г. он разработал и опублико­вал схему передачи сообщений по линиям дальней связи. Пять ее элементов — источник информации, передатчик, канал связи приемник, адресат — образовывали линейную связь. Каждый эле­мент выполняет определенную функцию. Источник информациг i о тает сообщение или последовательность сообщений. Передат­чик преобразует сообщения в сигналы, которые по каналу связг Поступают к приемнику. Приемник восстанавливает сообщение Адресат получает расшифрованное сообщение. Чтобы использо-Ш111, эту схему в изучении общественных отношений, потребова­лось провести специальные исследования, в ходе которых в 60 — В-с гг. XX в. сформировалось учение об информации.

Идею о возможности использования ряда положений учени* пи информации для решения проблем источниковедения выска-Яилit 1979 г. И. Д. Ковальченко1. Спустя два года в учебнике «Источ­ник (ведение истории СССР» для студентов исторических специаль-п" i ей университетов и педагогических институтов он кратко изло-i ил основные положения этого учения применительно к пробле­мам источниковедения. Более подробно они раскрыты в его моно-фпфпи «Методы исторического исследования» (М., 1987; 2-е изд. — М . 2003).



Поскольку информационные процессы присущи всем прояв-' пням общественной жизни, очевидно, что исторические ис-П'Ишки не могут представлять исключения в этом отношении Dimвыполняют функцию накопления, хранения и передачи со-

И гп.пой информации о прошедшей действительности. С пози-

Ь---------

ИСм. подробнее: Голиков А. Г. Идеи академика И.Д. Ковальченко о развитир

..... пковедения // Исторические записки. — 1999. — Т. 2 (120). Памяти акаде-

МИм II. Д. Ковальченко.


ций учения об информации создание любого источника представ­ляет собой процесс, в котором взаимодействуют объект (проявле­ния действительности, не зависимой от творца источника) и субъект (творец источника, фиксирующий для своих целей ин­формацию об объекте). Результат отражения субъектом объекта — информация — одновременно и объективна и субъективна. Она объективна в той мере, в какой отражает разнообразие свойств реального мира независимо от субъекта. Она субъективна постоль­ку, поскольку субъект действует осознанно.

Историческое знание, утверждал Ковальченко, «является дважды субъективтированным (выделено авт.) отражением. Первый уро­вень субъективизации имеет место при фиксировании историче­ской действительности той или иной эпохи творцами историче­ских источников, второй уровень связан с восприятием этой дей­ствительности историком на основе исторических источников. Естественно, что это делает историческое познание значительно более сложным по сравнению с теми областями науки, где такой двойной субъективизации нет. Использование историком в каче­стве исходной базы субъективизированной картины прошлого, оставленной его современниками, требует тщательного предва­рительного критического анализа этой картины для выявления степени адекватности и полноты отражения ею исторической дей­ствительности. Важность и самостоятельность этой задачи приве­ли к возникновению специальной исторической дисциплины, за­нимающейся ее решением — источниковедения»1.

В источнике зафиксирована информация двух типов: выражен­ная (очевидная творцу источника) и скрытая (неочевидная для него вследствие множественности взаимосвязей свойств и черт, присущих объекту). В общем объеме информации, получаемой субъектом, всегда заключено больше скрытой информации, чем выраженной. Учение об информации позволило теоретически обосно­вать содержательную неисчерпаемость исторических источников.

Принципиальное значение имеет предложенная Ковальченко классификация исторических источников с учетом трех аспектов информации: синтаксического, прагматического и семантического.

Очевидно, что наиболее общим является синтаксический ас­пект информации, зафиксированной в источниках. С точки зрения форм фиксирования социальной информации выделяются четыре типа источников: вещественные, изобразительные, письменные и фониче­ские. Получившее распространение в отечественном источникове­дении деление всей совокупности исторических источников на вещественные, письменные, устные, этнографические, лингвис­тические, фотокинодокументы и фотодокументы непоследователь­но, так как основывается на разных принципах: одни группы вы-

1 Ковальченко И. Д. Методы исторического исследования. — М., 1987. — С. 105.


деляются по форме отражения действительности, другие — по объекту отражения, третьи — по способу фиксации информации. Выделение типов источников является первым уровнем их классифи­кации.

Различаясь по формам отражения действительности, источни­ки каждого типа требуют разработки принципов и методов науч­ного изучения, соответствующих их специфике. Решению этой радами способствует деление источников (в рамках типов) на виды, представляющее второй уровень их классификации. Он базируется на прагматическом аспекте информации — единстве целевого на­значения. Источники одного вида содержат информацию, кото­рая зафиксирована для сходных целей на основе единых принци­пов и методов. Это, в свою очередь, создает возможность приме­ни шя единых принципов и методов источниковедческого изуче­ния ко всем источникам данного вида. Обоснование классифика­ции исторических источников по типам и видам с позиций уче­ния об информации позволяет решать задачи выработки единых для каждого класса источников принципов и методов выявления, обработки и анализа зафиксированной в них информации.

Семантический аспект информации дает возможность класси­фицировать источники, исходя из их содержания. Такие класси­фикации применяются историками для группировки типов и ви­дом источников по степени их ценности для конкретной пробле­мы или темы.

Реализация идеи Ковальченко о выделении типов и видов ис-н>чпиков на основе синтаксического и прагматического аспектов Информации позволяет рассматривать источники в масштабе боль­ших классов (типов, видов, разновидностей), а не на примере Отдельных памятников. Это особенно важно для новейшего периода Ьтории, когда существенно увеличивается количество источни­ком и возрастает их качественное многообразие. 1 Типо-видовая классификация дает возможность построить пе-Юдизацию источниковедения отечественной истории с учетом .йчественных изменений в составе корпуса источников, произо-• и них в середине XIX в. В 30 —90-е гг. XIX в. в России произошел Промышленный переворот, кардинально изменивший процесс

ипия вещественных источников. Были изобретены фотография | i пиематограф, в результате чего появились новые виды изобра-(Итсльпых источников, а также фонограф, по существу сформиро­ваний фонические источники. Развитие капиталистических отно-

.... iii в стране, ускоренное буржуазными реформами, предъяви-

0 качественно иные требования к обеспечению общества инфор-Ишсй и вызвало значительные изменения в составе, формах и

и ржании письменных источников. Изучение эволюции конкрет-

I видов источников дает возможность определить особенности

иигия каждого из них в отдельности.

I


Избирательно отражая и фиксируя информацию об объекте действительности, субъект выполняет функцию источника инфор­мации и передатчика одновременно. Он создает исторический ис­точник — носитель социальной информации. Эта информация, с одной стороны, опосредованно (через сознание субъекта, творца источника) отражает объект, а с другой — непосредственно ха­рактеризует своего создателя, и прежде всего его цели и методы отражения действительности. Как носитель фиксированной инфор­мации исторический источник способен выполнять функцию канала передачи информации во времени.

При передаче сообщения во времени субъект может стать его получателем в той степени, в какой сведения источника будут содержать выраженную для него информацию. В этом случае субъект — историк выполняет функцию приемника и получателя информации одновременно, изначально не являясь адресатом со­общения. Поэтому схема передачи социальной информации об ис­торической действительности включает три элемента: создатель источника, исторический источник, историк.

Наличие источниковедческой подготовки является необхо­димым условием профессиональной деятельности историка. Издан ряд учебников и учебных пособий по этой специальной дисципли­не. Прежде всего следует назвать подготовленные в МГУ им. М. В.Ло­моносова под редакцией И. Д. Ковальченко учебник «Источнико­ведение истории СССР» (М., 1981) и «Сборники документов для практических занятий по источниковедению истории СССР» (вып. 1-4.-М., 1980-1987).

До сих пор сохраняют значение изданные ранее специальные учебные пособия: М.Н.Тихомиров «Источниковедение истории СССР с древнейших времен до конца XVIII в.» (М., 1962); «Ис­точниковедение истории СССР XIX — начала XX в.» под ред. И. А. Фе­досова (М., 1970); М.Н. Черноморский «Источниковедение исто­рии СССР (советский период)» (М., 1976); В.Л.Янин «Очерки комплексного источниковедения. Средневековый Новгород» (М., 1977).

Из изданий постсоветского времени следует назвать: учебное пособие преподавателей РГГУ И.Н.Данилевского, В.В.Кабано­ва, О.М.Медушевской, М.Ф.Румянцевой «Источниковедение: Теория. История. Метод. Источники российской истории» (М., 1998); программу учебного курса «Источниковедение отечественной ис­тории» преподавателей кафедры источниковедения отечественной истории исторического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова С. В. Воронковой и Т. А. Кругловой, опубликованную в книге «Про­граммы дисциплин специализации по отечественной истории» под ред. А. Г. Голикова в серии «Труды исторического факультета МГУ» под ред. С.П.Карпова (вып. 14, серия III. INSTRUMENTA STUDIORUM; вып. 6. — М., 2000); учебник для вузов «Источни-


коведение новейшей истории России: Теория. Методология. Прак­тика» под ред. А. К.Соколова (М., 2004)1.

Предлагаемая вниманию читателей книга знакомит с основ­ными видами письменных исторических источников в хроноло­гических рамках двух главных этапов их эволюции: 1) X—первая половина XIX в.; 2) вторая половина XIX—начало XXI в. Первый пап представлен летописями, законодательными источниками, актами, делопроизводственной документацией, материалами лич­ного происхождения, периодической печатью (главы 1 — 6). Вто­рой этап — законодательными актами, делопроизводственной до­кументацией, статистическими источниками, документами лич­ного происхождения, периодической печатью (главы 7—11). Спе­цифика исторических источников и их эволюции в хронологиче­ских рамках указанных этапов обусловила необходимость объеди­ни шя материалов глав 1 — 6 и 7— 11 в отдельные разделы.

В основу данного пособия положены материалы лекционного i vpca «Источниковедение отечественной истории» и практичес-i их занятий со студентами, прошедшие многолетнюю апробацию и учебном процессе на историческом факультете МГУ им. М. В. Ло­моносова.

 

Читатель найдет в книге систематический обзор важнейших комплексов письменных источников по истории России X — на-Чнла XXI в.; проследит эволюцию этих источников; ознакомится 6 приемами выявления, обработки и анализа зафиксированной в Источниках информации.

 

|.

. .. .

I тем же названием в 2004 г. авторский коллектив учебника опубликовал тсльстве «РОССПЭН» коллективную монографию.


 



 


г



 


 


Раздел I. Источники X первой половины XIX в.

Глава 1 ЛЕТОПИСИ

 

1.1. Общая характеристика

Потребность людей сохранить для потомков информацию о выдающихся современниках и необычных событиях, свидетелями которых они были, зародилась в глубокой древности. В допись-менный период такая информация передавалась от поколения к поколению в виде преданий о родоначальниках, героях, победах в сражениях с врагами и т.д.

Образование Древнерусского государства и принятие христи­анства изменили содержание информации, которая передавалась потомкам. Теперь создавались сказания о русских князьях и их дея­ниях, первых христианах и святых, строительстве храмов, осно­вании монастырей и т.д.

Новые исторические условия способствовали распространению на Руси более совершенной системы фиксации и сохранения ин­формации — кириллической письменности. Вместе с тем появле­ние письменности не привело к уничтожению устной формы ос­воения реальности и сохранения о ней информации, поэтому и позднее в народной среде создавались произведения разнообраз­ных фольклорных жанров.

Более того, устная и письменная формы фиксации событий взаимодействовали. Легенды, имеющие устное происхождение, например легенды о княгине Ольге, находили место на страницах пергаменной летописи.

Представители государственной власти использовали письмен­ность в своих интересах, в частности, для накопления сведений о своей деятельности и освещения ее на страницах разнообразных текстов под определенным углом зрения.

Текстом, специфическим по форме, стилю изложения и отбо­ру событий для письменной фиксации, была летопись. Заказчика­ми летописных текстов могли быть князья и церковные иерархи. Центры, в которых велись летописные записи, охватывавшие ко­роткий период, а затем создавались крупные летописные сочине­ния, располагались на княжеских дворах, епископских и митро­поличьих кафедрах, в приходских церквях и монастырях.


Название этого вида исторических источников отражает их са­мую характерную черту — запись событий по годам их соверше­ния. Таким образом, летопись это повествование о разнообраз­ных событиях, объединенных внешней погодной сеткой. Структурной единицей летописи является погодная статья, начинающаяся с оборота «В лето...», т.е. «В год...».

Приведем несколько погодных записей из «Повести времен­ных лет» — летописного свода начала XII в. Они показывают, что наряду с русскими известиями в летописи вносились сообщения В событиях, имевших место в Византии и в славянских государ­ствах. Эти известия черпались русскими летописцами из иност­ранных источников:

«В лето 6421 (913 г.). Поча княжити Игорь по Олзе. В се же время Поча царьствовати Костянтинъ, сынъ Леонтовъ. И деревляне затвори-Шйсяот Игоря по Олгове смерти.

В лето 6422 (914 г.). Иде Игорь на деревляны, и победивъ а, и ■озложина ня дань болши Олговы. В то же лето прииде Семионъ ■Олгарьскиина Царьград, и сотворивъ миръ и прииде восвоаси.

В лето 6423 (915 г.). Приидоша печенези первое на Рускую землю, И сотворивше миръ со Игорем, и приидоша к Дунаю. В си же времена прииде Семионъ пленяа Фракию, греки же послаша по печенеги. Пе-■Негомпришедшим и хотящимъ на Семеона, расварившеся греческыа Юоооды...»1.

I Для летописного сочинения типичной является погодная за­пись, каждое известие (а их может быть от одного и более) кото-poll имеет точную временную привязку — указание на число и Месяц, иногда день недели, время суток и т.д. Такая хронологи-Нркаяподробность свидетельствует о письменной природе ин­формации, которую использовал составитель летописного сочи­нения. Более того, можно говорить, что эта информация взята Втомисцем или из собственных предварительных записей, или из И юписей, созданных его предшественниками. В тексте такой по-

.... ой записи отсутствует единый стержень повествования, она

" 11 рыта для дополнения другими известиями. Подобного рода за-fllH'itназываются дискретными (прерывающимися), или событий-Щ\ перечневыми.

Приведем пример дискретной записи из «Повести временных i. i

«М ното 6617 (1109 г.). Преставися Евпракси, дщи Всеволожа, ме-

Ш иулия въ 10 день, и положена бысть в Печерском манастыре у

■рий,яже ко угу. И зделаша над нею божонку, иде же лежит тело

Л to же лето, месяца декабря въ 2 день, Дмитръ Иворовичь взя

ЩЛ половечекые у Дону»2.

1 Мот-СП» временных лет. — СПб., 1996. — С. 21.

i IM же.-С. 120.



Сведения о других событиях одного года, не внесенные в ка­кую-то летопись, можно было внести в дискретную запись позд­нее, не разрушая структуры записи, особенно в том случае, если новые известия сохранились в составе такой же дискретной по­годной записи другого летописного текста.

Вместе с тем иногда, рассказывая о многих событиях, погод­ная запись раскрывала одну сквозную тему. Такая запись называ­ется монотематической. В ней под одним годом соединялись со­бытия, совершившиеся в разные годы. Примером такого текста является погодная запись 996 (6504) г. из «Повести временных лет». Все известия здесь объединены личностью киевского князя Владимира Святославича, о деятельности которого в разные годы и рассказывает погодная статья. В начале статьи сообщено об уча­стии Владимира в освящении киевской Десятинной церкви и даровании ей десятины. В других источниках это освящение да­тируется 995 г. Затем в статье повествуется о битве Владимира с печенегами под Василевым, о строительстве церкви по случаю спасения князя и о начале знаменитых киевских пиров Вла­димира. Например, рассказывая о первом киевском пире на Ус­пение, летописец заметил, что «тако по вся лета творяше». Сле­довательно, он знал и о последующих ежегодных успенских пи­рах.

Далее в погодной записи 996 г. замечено о добрососедских от­ношениях Владимира с королем чешским Андрихом (1012— 1037), королем польским Болеславом I Храбрым (992— 1025) и королем венгерским Стефаном I (997—1038). Годы правления Андриха Чеш­ского красноречиво свидетельствуют о том, что погодная запись 996 г. соединила известия о событиях разных лет, следовательно, сама запись в дошедшем до нас виде не может быть отнесена к 996 г. Последний сюжет погодной записи 996 г. кратко сообщает о судебной реформе, которую провел Владимир, но от которой впоследствии отказался. Характерно то, что приведенные собы­тия не имеют абсолютных дат, только несколько известий дати­рованы праздниками церковного календаря (Преображение Гос­подне — 6 августа по ст. ст., Успение Богородицы — 15 августа по ст. ст.).

Поздние летописи также имеют погодные статьи, в которых объединена информация за несколько лет. Так, в Троицкой лето­писи начала XV в. под 1321 г. читаем: «На ту же зиму (6829 г. — Т. К.) князь великий Юрьи Даниловичь поеха въ Новъгородъ Ве­ликий, оттоле и въ Орду пошелъ на четвертое лето, а шелъ на великую Пермь»1. Еще более красноречива в этом плане запись в Троицкой летописи под 1328 г., где сразу за сообщением о восше-

' Приселков М.Д. Троицкая летопись: реконструкция текста. — М.; Л., 1950. — С. 357.


ствии московского князя Ивана Даниловича на великое княже­ние автор подчеркивает, что последующие 40 лет его правления были мирными: «В лето 6836 (1328 г.) седе князь великий Иванъ Даниловичь на великомъ княжении всеа Русии, и бысть оттоле тишина велика на 40 леть и престаша погании воевати Русскую :землю и закалати христианъ, и отдохнуша и починуша христиане отъ великиа истомы и многыа тягости, от насилиа татарскаго, и бысть оттоле тишина велика по всей земли»1. Из содержания запи­си видно, что она сделана не в том году, когда состоялось восше­ствие на престол, а гораздо позже.

Для летописания XI —XV вв. такое объединение в погодной за­писи событий разных лет свидетельствует, как правило, об уст­ной природе сведений, использованных летописцем, а также об отсутствии письменной практики ведения точных погодных за­писей на каком-то отрезке времени в каком-либо центре. В то же время подобного рода записи в летописных сочинениях XVI — XVII вв. зачастую имели другую природу. Они были результатом Изменения подхода летописцев к обработке используемого мате­риала, в том числе и летописных текстов своих предшественни­ков стремления к более подробному освещению отдельных со-вытий, влияния на принципы работы летописцев иных форм ис­торических произведений и т.д.

Работа летописца. В источниковедении термин «летопись» обо-и i.i• i;iет не только историческое повествование с особой структу­рой, по и летописный текст, дошедший до нас в оригинале или Шинке.

Летописи содержат чрезвычайно важную информацию для изу-II ним средневековой отечественной истории, поэтому ученые i i нот этому виду исторических источников много внимания. Allium 1 каждого из дошедших до нашего времени летописного со-|И1и*иия (летописи) выявил его сложную природу, а также по-lltn hi и воссоздать масштабную картину развития русского лето-МИсшшя в целом.

Многие летописи охватывают события, совершившиеся на про-

п 11 ними.ном отрезке исторического времени (с библейских вре-

>|тн и па протяжении многих столетий отечественной истории).

примеру, Лаврентьевская летопись начинается с библейского

11 ► .1 in о расселении народов после Всемирного потопа и завер-

i рассказом о пожаре 1305 г. в городе Владимире. Естествен-

I Предположить, что ее погодные записи сделаны авторами, при-

i лшиими к разным поколениям, а сама сохранившаяся ле-

I., включающая эти записи, представляет собой компиля-

о рапсе созданных, по преимуществу летописных, произведе-

НИ По пому поиск следов использованных для компиляции ле-

i ■ i i ■ С. 359.


 




тописных сочинении является одной из важнейших источнико­ведческих задач.

Разновременные текстовые слои в дошедших до нас летопи­сях, гипотетически восстанавливаемые учеными как принадлежа­щие разным авторам, называются летописными сводами. Сводный характер русских летописей выявил в первые десятилетия XIX в. П.М.Строев (1796-1876).

Впоследствии многие отечественные ученые подтвердили и развили наблюдения о сводном характере летописей. Выдающееся место в источниковедении летописания, в частности в разработке методики выявления летописных сводов и приложении ее к кон­кретным летописным текстам, занимают научные труды А. А. Шах­матова (1864-1920).

Почти все известные сегодня летописные тексты состоят из хронологических звеньев — гипотетических летописных сводов. Каждое летописное звено в свою очередь также является сво­дом, так как его автор использовал разнообразные источники информации: письменные и устные источники, личные наблю­дения.

История летописания — это история взаимоотношения сво­дов, следы которых обнаруживаются в поздних компиляциях. За­полняя лакуны, вызванные утратой в силу разных причин значи­тельного количества летописей, летописные своды позволяют дать более полную картину русского летописания XI — XV вв.

Человека, который создал летописный текст, называют лето­писцем. Его мировоззрение, как, впрочем, и других людей Сред­невековья, отличалось провиденциализмом. Летописец рассмат­ривал природу событий через призму религиозного сознания, считая их первопричиной Бога и объясняя связь событий только божественной волей. Такое представление о происхождении явле­ний окружающего мира определяло и своеобразие структуры по­годных статей, носивших дискретный характер. В них летописец выносил на первый план хронологические связи событий, кото­рые были предопределены, по мнению авторов записей, боже­ственной волей.

Компилятивная природа летописей определила ключевое зна­чение в источниковедении вопроса о работе их составителей.

Получив заказ на летопись, ее автор прежде всего искал и от­бирал ранее созданные летописные и литературные сочинения, накапливал устные данные о тех событиях, которые интересова­ли как его, так и заказчика. Затем летописец на основе собранно­го материала составлял новый летописный текст. Летописные ком­пиляции отличаются от компиляций других жанров тем, что они «не просто соединяют различные произведения, а соединяют их под каждой годовой статьей отдельно. Текст летописи входит в текст другой летописи "гребенкой": каждая годовая статья пред-


ставляет собой маленькую самостоятельную компиляцию...»'. Та­ким образом в новом тексте «растворялись» известия более ран­них летописных сочинений.

Летописцы могли не только переработать летописные сочине­ния предшественников, но и хронологически удлинить новый текст, продолжив его своими погодными записями.

Текст предшественника мог подвергаться осознанной перера­ботке, которая существенно меняла описания событий, оценку поступков людей и т.д. В этом случае принято говорить о редакции {изводе) летописи или летописного свода. Такие редакции выяв­ляются путем сравнительного анализа схожих летописей.

Иногда летописец только переписывал текст своего пред­шественника. Такую копию принято называть списком летописи. Список, как правило, не был точной копией оригинала. Дело в том, что особенности процесса копирования текста (прочтение отрывка оригинала для его запоминания, внутренний диктант при воспроизведении фрагмента на письме) порождали пере­становки слов, замену некоторых слов синонимами, малопонят­ных слов — более понятными, утраты фрагментов предложений и т.д.

Ярким примером осознанной правки летописного текста явля­ется следующая погодная запись 1332 (6840) г. в Новгородской первой летописи старшего и младшего изводов:

Новгородская первая летопись Новгородская первая летопись

старшего извода (Синодальный младшего извода
список)

«Того же лета великыи князь «Того же лета великыи князь

Иванъ (Калита. — Т.К.) приде изъ Иванъ (Калита. — Т.К.) прииде из

Орды и възверже гневъ на Новъ- Орды и възверже гневъ на Новъ-

городъ, прося у нихъ серебра за- град, прося у них серебра за-

камьского, и в томъ взя Торжекъ камьское, и въ томъ взя Торжокъ

и Бежичьскыи верхъ за Новгород- и Бежичькыи верхъ чересъ крест-

скую измену»2 (выделено Т.К.). ное целование»3 (выделено Т.К.).

Во всех списках Новгородской первой летописи младшего извода в адрес московского князя читается обвинение в нару­шении договора («крестного целования»), выдвинутое новго­родцами. В Синодальном списке Новгородской первой летописи старшего извода было такое же чтение, и его следует считать изначальным. Однако в пергаменном Синодальном списке слова «чересъ крестное целование» выскоблены и вместо них написа-

1 Лихачев Д. С. (при участии Алексеева А. А. и Боброва А. Г.). Текстология
(па материале русской литературы X—XVII вв.). — СПб., 2001. — С. 355.

2 Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов. — М.; Л,
1950.-С. 99.

3 Там же. — С. 344.

 


 




ны другие - «за новгородскую измену». Способ, каким было сделано исправление, указывает на позднее происхождение прав­ки текста. Ее сделал, скорее всего, москвич, в руках которого оказался данный список летописи. Политический смысл пере­делки текста очевиден - редактор хотел обвинить новгородцев в

измене.

Существование редакций свидетельствует о том, что летописи были не только способом накопления определенной информа­ции, но и средством политической борьбы. Приспособляя ранее созданный текст к новым историческим условиям, летописец та­ким способом выражал интересы заказчиков или свои собствен­ные интересы.

Кроме крупномасштабных летописей создавались и небольшие по охвату хронологии, событий и территории произведения. Их условно называют летописцами. Подобные летописцы существо­вали, по-видимому, на всех этапах истории русского летописа­ния, однако самостоятельные сохранившиеся реальные их тексты датируются только XVI —XVII вв. Например, «Летописец Бегь-ский» фиксировал известия с 1598 г. до конца 60-х гг. XVII в' и его автор проявил интерес к событиям, происходившим в за­падных уездах, особенно в Вельском. Учитывая это географиче­ское пристрастие автора, ученые и дали наименование источнику В XVII в. был составлен «Летописец о Нижнем Новеграде, в коих годех заложен, и при коем великом князе», содержащий под­борку известий о Нижнем Новгороде и его земле за XIII XIV и XVI вв.

Система именований летописей.Каждая сохранившаяся лего-пись имеет свое имя, которое призвано подчеркнуть ее индивиду­альность, поскольку двух совершенно идентичных летописных текстов не существует. Система названий складывалась в науке постепенно на протяжении XVIII —XX вв.

Для наименования ряда летописных текстов сохранено их са­моназвание. Например, Новый летописец — это краткий вариант самоназвания летописи XVII в. «Книга глаголемая Новый летопи­сец». Если у летописи не было самоназвания, ей давали имя в связи с различными обстоятельствами. Часто летопись называли по месту ее нахождения и хранения. Так, Ипатьевская летопись (список XV в.) была найдена в костромском Ипатьевском мона­стыре, Троицкая летопись (XIV в.) — в библиотеке духовной семинарии Троице-Сергиевой лавры, Воскресенская летопись (XVI в.) — в Новоиерусалимском Воскресенском монастыре и т д В названиях летописей использовались также имена некоторых их бывших владельцев: в XVII в. Радзивилловская летопись (список XV в.) принадлежала польско-литовским магнатам Радзивиллам, а Симеоновская (конец XV в.) — книжному справщику Москов­ского Печатного двора Никифору Симеонову, жившему в XVII в


В других названиях сохранились имена лиц, причастных к созда­нию летописей или их списков. По имени монаха Лаврентия, ко­торый в 1377 г. «написал» летопись по повелению великого князя суздальско-нижегородского Дмитрия Константиновича, названа Лаврентьевская летопись. Летописный сборник, составленный или переписанный в 1495 г. в Смоленске Авраамкой по повелению смоленского епископа, именуется «Летописью Авраамки», упо­мянувшего себя в приписке к тексту.

В названии летописи ее индивидуальность подчеркивалась так­же привязкой к месту ее создания. Если в каком-то месте было создано много летописей, то им давали порядковые номера, ко­торые должны были показывать последовательность возникнове­ния летописей. Такой принцип наименований использовался для обозначения северо-западных летописей — новгородских и псков­ских: например, Новгородская первая (вторая, третья, четвертая, пятая) летопись и т.д. Однако порядковые номера летописей не всегда отражают реальную хронологическую последовательность их происхождения. Так, Новгородская четвертая летопись датиру­ется XV в. и представляет собой более старшее сочинение, нежели Новгородская вторая летопись, возникшая в XVI в. Неточность в нумерации объясняется тем, что в XIX в., когда давались наиме­нования, еще не все летописи были обнаружены, изучены и вклю­чены в систему сохранившихся и реконструируемых летописных текстов.

Имена получали не только дошедшие до нашего времени лето­писи, но и гипотетические летописные своды: например, «По­весть временных лет» (начало XII в.), Новгородско-Софийский свод (1448), Московский великокняжеский летописный свод (1479) и т.д.

Эволюция русских летописей

1.2.1. Летописаниепериода Киевской Руси (X — начало XII в.)

В истории русского летописания принято выделять три круп­ных этапа: летописание Киевской Руси, летописание периода феодальной раздробленности и летописание единого Российского государства. Летописание каждого из этих этапов имело свои особенности, отразившиеся в форме и содержании историческо­го источника, способах его создания, политической направлен­ности.

Летописание Киевской Руси не представлено реально дошед­шими до нас самостоятельными, завершенными летописными тек-


 




Сх-~ами. Его следы сохранились в более поздних летописях, поэтому многие вопросы начального этапа отечественного летописания являются спорными.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.