Сделай Сам Свою Работу на 5

Социально-психологический аспект концепции происхождения и функционирования религии у Э. Дюркгейма





Наиболее последовательно проанализировал коммуникативные процессы возникновения религии Э. Дюркгейм (1858-1917). Его теорию нельзя отнести к разряду только эмоционалистских, она значительно шире и содержательней. Основатель социологической концепции религии рассматривал многие проблемы функционирования и становления ранних форм религиозных верований с учетом эмоционально-психологических состояний общностей людей и использовал понятие безличной сверхъестественной силы. Теория Дюркгейма существенно отличается от концепций Тайлора, Фрэзера, Маретта. Для них основной объект олицетворения - жизненный процесс, а для Дюркгейма - общество (культура как целостность). Французский социолог резко критиковал Тайлора и Фрэзера за положение о порождении религии в результате ошибки, иллюзии, галлюцинации, пустой фантазии. Почему же тогда религия является столь устойчивым и универсальным культурным явлением, закономерно спрашивает Дюркгейм. Согласно его мнению, религия есть социальный факт, т. е. полноправный общественный феномен, который оказывает воздействие на общество в целом и на каждого индивида в отдельности, так же как и материальные взаимодействия. Дюркгейм не сомневался в реальности религиозных феноменов в рамках общества. Он, как и Маретт, делил все в обществе на священное и профанное. Магию и религию он относил к священному. Но магии



Часть вторая

Глава 2. Эмоционально-чувственное понимание магии и религии...

не сопутствовала регулярная общность людей (верующих, объединенных в церкви). Магия имеет клиентуру, отношения между магом и его клиентом аналогичны отношениями между врачом и пациентом: «Религия - это унифицированная система верований и практик, относящихся к сакральным предметам, которые отделены и запретны; верования и практики, объединяющие в отдельную духовную общность всех, кто примкнул к ним, называют церковью»10.

Объектом своих исследований Дюркгейм сделал тотемизм племен, проживавших в одном из регионов австралийского континента. Основной тезис французского социолога о природе религии можно сформулировать следующим образом. Религия -система идей, посредством которых индивиды представляют себе свое общество и отношения с ним. Каждый клан (единица организации общества) имел свой тотем, образ которого был заимствован из окружающей природы. Природное явление, растение или животное, которые являлись эмблемой для тотема, становились священными для членов клана. Изображение наносилось на кусок дерева или шлифованного камня (чуринга). Такие изображения становились символами безличных сил (типа «мана»). Тотемизм, по Дюркгейму, это вид безличного Бога, свойственного миру и распространившегося в несметном количестве предметов, соответствующих мана, вакан или оренда (безличной чудодейственной силе). Понятие «душа», встречающееся у австралийцев, Дюркгейм трактовал как тотемический принцип «мана», воплощенный в каждом индивиде. При этом он считал, что душа есть воплощенное в человеке сакральное (социальное, культурное). Душа и дух несли важную функциональную нагрузку для индивида: «Итак, мы действительно созданы из двух существ, повернутых в разные и практически противоположные направления, одно из которых проявляет в реальности превосходство над другим. Таков глубокий смысл антитезы, которую люди более или менее ясно представляют себе, между телом и душой, материальным и духовным бытием, которые сосуществуют внутри нас... Наша сущность двойственна; действительно, внутри нас есть частица божественного, потому что внутри нас частица этих великих идей, которые - душа группы»11. Как же поддерживалось и устойчивым образом воспроизводилось содержание «души группы» (коллективное культурное)? - Путем внедрения в сознание индивидов (в процессе энкультурации) коллективных представлений посредством регулярных массовых религиозных





Раздел I. Антропология религии

ритуалов и церемоний. На последнее обстоятельство необходимо обратить особое внимание, так как во многом оно является ключевым для концепции Дюркгейма в целом.

Для Дюркгейма фундаментальным в функционировании общества является чувство солидарности. На примере жизни австралийских племен он показывает, что периоды относительно рассеянного существования малыми группами у них чередуются с периодами массового концентрированного скопления для проведения ритуалов и церемоний. По мнению Дюркгейма, это происходит потому, что необходимо восстановить ослабевшее чувство солидарности: у людей есть потребность в его интенсификации, что и осуществляется во время массовых праздников, концентрированного проживания на небольшой территории. В эти периоды более интенсивно переживается чувство «мы -идентичность» (по современной терминологии), во многом определяющее существование общности (общества). Коллективные обряды генерируют возбуждение индивидов, которые чувствуют себя как единое целое, как коллектив. Поэтому общество, осознавшее самое себя и поддерживающее чувство солидарности на определенном уровне интенсивности, регулярно нуждается в концентрированной фазе жизнедеятельности. Вот как сам Дюркгейм описывает этот процесс: «Мы увидели, что, если коллективная жизнь побуждает религиозное мышление к достижению определенной степени интенсивности, это потому, что она вызывает состояние возбуждения, которое изменяет условия физической активности. Жизненная энергия перевозбуждается, страсти активизируются, чувства усиливаются: есть даже некоторые, которые продуцируются только в этот момент. Человек не осознает сам себя; он чувствует себя измененным, и, следовательно, он трансформирует среду, которая окружает его. Для того, чтобы оценить очень точно впечатления, которые он испытывает, он придает предметам, с которыми он в наиболее тесном контакте, свойства, которые они не имеют: исключительные силы и качества, которыми объекты повседневного опыта не обладают. Одним словом, над реальным миром, где происходит его профанная жизнь, он устанавливает другой, который в одном смысле не существует, кроме как в мышлении, но которому приписывается более высокий сорт достоинства, чем первому. Таким образом, это мир, идеальный вдвойне»12.

Никто никогда не будет спорить, что у Дюркгейма в книге «Элементарные формы религиозной жизни» (1912) есть неточ-

Часть вторая

Глава 2. Эмоционально-чувственное понимание магии и религии...

ности, даже ошибочные положения. Последовательность событий и комплекс явлений, приведший к появлению религии и общества, описанные в книге, могли быть и другими. Придав тотемизму характер первичной формы религии, Дюркгейм описал один из вероятных сценариев появления и функционирования религии на ранних этапах человеческой истории. Дюркгейм полагал, что предложенный им ход событий является всеобщим для всех культур. И в этом была его ошибка. Но нельзя не видеть интереснейших положений и весьма продуктивных подходов в его реконструкции процесса функционирования ранних религиозных верований. В первую очередь это касается использования содержания эмоционально-психологических состояний для исследования религии и общества в целом. Дюркгейм использует закономерности социальной психологии (психологии толп или групповой психологии в начале XX в.). Он предлагает довольно продуктивную идею необходимости регуляции концентрированного/рассеянного способа жизни людей. Конечно, концентрированная фаза не всегда совпадает с религиозными церемониями, но сама идея чередования весьма интересна и продуктивна. Это чередование связано с чувством «мы-идентичность» и с регуляцией процесса коммуникации, «нормированием» отношения «я-другие». В психологоантропологических и этологических исследованиях 70-80-х годов XX в., посвященных удовлетворению потребности в уединенности/общении, показан универсальный для всех культур механизм регуляции удовлетворения коммуникативных потребностей. Потребность в коммуникации - одно из фундаментальных качеств человека, и естественно, оно могло сыграть определенную роль и в возникновении первых религиозных верований.

Оригинально подходит Дюркгейм и к эмоциональной составляющей ритуала. По его мнению, именно в ритуале человек «заражается» особой активностью и специфическими ощущениями. У Маретта в основном акцент делается на замещающей активности и реализации нерастраченной энергии в культурно-приемлемых формах. Для индивида существенна роль как в функционировании религии, так и общества (целостной культуры) чувства солидарности, интенсифицирующегося в результате достижения измененных состояний сознания. Нетрудно заметить, что чувство солидарности очень близко привязанности, которая, в свою очередь, встроена в сложную вереницу психобиологических взаимодействий. Поэтому для более детальной и в

Раздел I. Антропология религии

то же время всесторонней оценки модели происхождения и функционирования ранних форм религии у Дюркгейма необходим подробный анализ его положений в свете феномена привязанности, межкультурного механизма уединенности и особенностей поведения человека в массовых экстатических ритуалах. В свете всего вышесказанного не может не удивлять тотальная критика всех положений Дюркгейма со стороны ряда антропологов, например Э. Эванса-Причарда и А. Ван-Геннепа. Наиболее негативно оценивал наследие Дюркгейма Э. Эванс-Причард: «Дюркгейм нарушил все возможные правила критического подхода к научному исследованию и все возможные правила логики»13. Такие формулировки рождаются только из зависти к интересным и фундаментальным концепциям.

Завершая рассмотрение основных подходов к анализу ранних форм религии, осуществленных в культурной (социальной) антропологии в начале ее развития, нельзя обойти вниманием труды С.А. Токарева, посвященные этому же кругу проблем. Первые из них были опубликованы еще в 30-х годах XX в., последние - в 80-х. Предметом анализа российского ученого были религиозные верования в истории народов мира и ранние этапы развития религии. В 1964 г. вышли две монографии Токарева -«Религии в истории народов мира» и «Ранние формы религии и их развитие». Уже после смерти автора наиболее значимые исследования, посвященные первым этапам развития религиозных верований, были опубликованы под названием «Ранние формы религии» (1990). В данную книгу вошел цикл исследований, специально посвященных происхождению религии, появлению и сущности магии, критическому анализу теорий Тайлора, Фрэзера, Маретта и других ученых. Труды Токарева представляют собой ценный вклад в мировую религиоведческую науку. В них даются конкретный анализ первых религий, представленных в соответствии с собственной классификацией Токарева, и исследование функционирования магии и религии на ранних стадиях их развития. Большое внимание ученый уделяет рассмотрению различных видов магии. Следует отметить конструктивный характер критики С.А. Токаревым концепции Фрэзера и дополнение типов магии еще одним промежуточным способом воздействия человека на окружающий мир (экзорсизм, по терминологии Токарева, воздействие на духов). Довольно убедительно Токарев доказывает, что магия была не единым целым, а развивалась в лоне отдельных областей деятельности. Общая позиция автора состоит в отсутствии

Часть вторая

Глава 2. Эмоционально-чувственное понимание магии и религии...

противопоставления магии и религии, в отстаивании первостепенной значимости сверхъестественного и в определяющей роли практических действий первобытных людей в возникновении и развитии различных видов магии. При изложении данного круга проблем интенсивно используются многочисленные факты из религиозной действительности народов мира и ссылки на положения тех или иных исследований различных эпох существования культурной (социальной) антропологии. По моему мнению, работа С.А. Токарева «Сущность и происхождение магии»14 и в XXI в. остается одним из фундаментальных исследований данной проблемы как на конкретно-этнографическом, так на общетеоретическом уровне.

Примечания

1 Токарев С.А. История зарубежной этнографии. М., 1978. С. 127-128.

2 Цит. по: Там же. С. 128.

3 Маретт Р. Формула табу-мана как минимум определения религии // Мистика. Религия. Наука. Классики мирового религиоведения. М., 1998. С. 101-102.

4 Там же. С. 102.

5 Там же. С. 105.

6 Evans-Pritchard Е. Theories of primitive religion. Oxford, 1965. P. 34.

7 Radin P. Social Anthropology. N.Y., 1932. P. 204.

8 Evans-Pritchard E. Op. cit. P. 35.

9 Prince R. Shamans and Endorphins: Hypotheses for a Synthesis // Ethos. 1982. № 4. P. 48.

10 Durkheim E. The Elementary Forms of Religious Life. L., 1915. P. 47.

11 Ibid. P. 263-264.

12 Idid. P. 422.

13 Эванс-Причард Э. История антропологической мысли. М., 2003. С. 205.

14 Токарев С.А. Ранние формы религии (Происхождение и сущность магии). М., 1990. С. 404-507.

Раздел I. Антропология религии

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.