Сделай Сам Свою Работу на 5

Воспитание и обучение детей дошкольного возраста комплексными нарушениями





Содержание раздела

Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта

Определение понятия «умственная отсталость». Причины возникновения умственной отсталости. З группы этиологических факторов умственной отсталости (по Г.Е. Сухаревой). Клинико-психолого-педагогическая характеристика умственной отсталости. Характеристика нарушения при умственной отсталости. Степени умственной отсталости по МКБ-9, МКБ-10. диагностические критерии умственной отсталости.

Специальные педагогические и методические системы обучения и воспитания детей.

Система воспитания и обучения детей с нарушениями интеллекта дошкольного возраста. Основные направления коррекционно-педагогического процесса, осуществляемого в дошкольном образовательном (коррекционном) учреждении для детей с нарушениями интеллекта (умственно отсталых). Задачи, реализуемые в специальном дошкольном образовательном учреждении для умственно-отсталых детей (Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева). Содержание программы обучения и воспитания умственно отсталых дошкольников.

Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с задержкой психического развития



Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития (ЗПР). Понятие «задержка психического развития». Этиология ЗПР. Клинико-психологические синдромы, определяющие недостатки познавательной деятельности и трудности в обучении (Дробинская А.О., Фишман М.Н.): синдром психического инфантилизма, цереброастенический синдром, гипердинамический синдром, психоорганический синдром. Классификации ЗПР. (Власовой Т.А., Певзнер М.С.; Ковалева В.В.). Классификация ЗПР Лебединской К.С.: ЗПР конституционального происхождения, ЗПР соматогенного генеза, ЗПР психогенного генеза, ЗПР церебрально-органического генеза.

Специальные педагогические и методические системы обучения и воспитания детей с ЗПР.

Психолого-педагогические особенности дошкольников с ЗПР. Коррекционная направленность воспитания и обучения детей дошкольного возраста с ЗПР. Основные направления коррекционной работы. Специальные задачи развития и коррекции. Цель коррекционно-педагогической работы. Этапы (ступени) процесса коррекционного обучения и воспитания. Специалисты, осуществляющие образовательную и коррекционно-развивающую работу. Показания и противопоказания к зачислению в группы для детей с ЗПР.



Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с нарушениями слуха

Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями слуха. Классификация нарушений слуха у детей (по Л.В. Неймана). Психолого-педагогическая классификация детей с нарушениями слуха (по Р.М. Боскис). Особенности психического и речевого развития глухих и слабослышащих детей.

Специальные педагогические и методические системы обучения и воспитания детей с нарушениями слуха.

Специальное образование детей с нарушениями слуха в условиях специальных дошкольных учреждений. Система коррекционной помощи детям с нарушенным слухом. Содержание коррекционно-педагогической работы с дошкольниками, имеющими нарушения слуха.

Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с нарушениями зрения

Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями зрения. Классификация детей с нарушениями зрения (М.И. Земцова). Причины и последствия нарушений зрения. Характеристика зрительного восприятия слепых, слабовидящих, детей с косоглазием и амблиопией. Способы компенсации зрительной недостаточности.

Специальные педагогические и методические системы обучения и воспитания детей.

Дошкольное образование детей с нарушениями зрения. Основные направления коррекционно-педагогического процесса, осуществляемого в дошкольном образовательном (коррекционном) учреждении для детей с нарушениями зрения. Задачи, реализуемые в специальном дошкольном образовательном учреждении для детей с нарушениями зрения. Содержание специальных (коррекционных) программ для дошкольников с нарушениями зрения (Л.И. Плаксина).



Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата

Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Общая характеристика нарушений опорно-двигательного аппарата (ОДА). Детский церебральный паралич (ДЦП). Структура двигательного дефекта при ДЦП. Нарушения психики при ДЦП. Речевые нарушения при ДЦП.

Специальные педагогические и методические системы обучения и воспитания детей с нарушениями ОДА. Коррекционная работа с детьми дошкольного возраста при ДЦП. Цель и задачи коррекционно-педагогической работы. Основные принципы, направления коррекционно-педагогической работы. Задачи логопедической работы при ДЦП (по О.Г. Приходько).

Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с нарушениями речи

Анатомо-физиологические механизмы речи и основные закономерности ее развития у ребенка. Основные виды речевых нарушений: дислалия, нарушения голоса, ринолалия, дизартрия, заикание, алалия, афазия, нарушение развития речи, нарушения письма и чтения. Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями речи.

Специальные педагогические и методические системы обучения и воспитания детей. Организация логопедической помощи детям дошкольного возраста. Основные задачи работы с детьми в логопедических группах дошкольных учреждений. Содержание обучения и воспитания дошкольников с нарушениями речи. Логопункт как форма организации логопедической помощи дошкольникам.

Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра, эмоционально-волевой сферы и поведения

Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями поведения и деятельности. Понятие «девиантное поведение». Причины отклоняющегося от норм поведения. Характеристика детей с психопатиями, акцентуациями характера. Факторы возникновения отклонений в поведении детей и подростков. Психологические особенности, характерные для детей с нарушениями поведения при следующих синдромах: социальная дезориентация, негативное самопредъявление, синдромом семейной изоляции, хроническая неуспешность, уход от деятельности, вербализм.Методы и приемы коррекционной помощи детям с нарушениями поведения и деятельности.

Получение специальной помощи детьми с нарушениями поведения.

Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с ранним детским аутизмом (РДА). Понятие о синдроме раннего детского аутизма и аутистических чертах личности. Причины аутизма. Признаки синдрома РДА (по Л. Каннеру). Особенности детей с РДА. Нарушение чувства самосохранения. Нарушение аффективного взаимодействия с ближайшим окружением. Привязанность. Коммуникативные нарушения. Особенности речевого развития аутичных детей. Своеобразие развития мышления. Трудности произвольной организации поведения. Ссенсорная ранимость. Феномен тождества и стереотипность поведения. Страхи. Тенденция дополнительной аутостимуляции. Особенности моторики. Четыре группы аутичных детей в зависимости от тяжести и характера аутизма, степени дезадаптации ребенка и возможностей его социализации (К.С.Лебединская и О.С.Никольская).

Специальные педагогические и методические системы обучения и воспитания детей с РДА.

Возможности развития, образования и социализации лиц с аутизмом. Методы и приемы коррекционной помощи аутичному ребенку. Коррекционно-педагогическая помощь при аутизме. Оперативное обучение. ТЕАССН-программа. Методика комплексной медико-психолого-педагогической коррекции, предложенная К.С. Лебединской и О.С. Никольской. Специальные (коррекционные) образовательные госучреждения для детей с аутизмом.

Воспитание и обучение детей дошкольного возраста комплексными нарушениями

Современные научные представления о комплексных (сложных) нарушениях развития у детей. Основные группы детей с комплексными нарушениями и значение их психолого-педагогического изучения.

Характеристика развития и особенности работы с детьми со сложным дефектом, включающим нарушения двух сенсорных систем - зрения и слуха. Характеристика развития и особенности работы с детьми с нарушенным слухом и сниженным интеллектом. Характеристика развития и особенности работы с детьми с нарушениями зрения и интеллекта. Характеристика развития и особенности работы с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата и интеллекта. Характеристика развития и особенности работы с детьми с комплексными нарушениями, сочетающими сенсорные, двигательные, интеллектуальные нарушения и речевые расстройства.

Получение специальной помощи детьми с комплексными нарушениями. Пути и способы организации специального образования для лиц со сложными нарушениями в развитии

Практические занятия (3 семестр 4.1. – 4.5.; 4 семестр 4.6. – 4.8.)

 

Практическое занятие 4.1.

Тема: Специфика обучения и воспитания детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (2 часа)

Форма проведения: дискуссия

План:

1. Структура сети дошкольных учреждений для детей с ОВЗ.

2. Особенности образовательного процесса в специализированных дошкольных учреждениях. Нормативно-правовые документы.

3. Комплектование дошкольных специальных (коррекционных) образовательных учреждений.

4. Обеспечение преемственности между дошкольным и начальным общим образованием.

Список литературы:

[3,4,24 ]

Практическое занятие 4.2

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.