Сделай Сам Свою Работу на 5

Система компенсаций за работу в неблагоприятных условиях труда





 

Компенсации назначаются, как правило, в соответствии со списками и перечнями, разработанными еще в советское время. Однако уже тогда отмечались их существенные недостатки: формализм при составлении, крайне недостаточная объективная обоснованность и др. Впоследствии в законодательных актах о труде была установлена необходимость аттестации рабочих мест по условиям труда, в т. ч. с целью предоставления указанных компенсаций.

 

Таким образом,компенсации за работу во вредных и опасных условиях труда- одна из весьма значимых мер защиты от профессиональных рисков профилактической направленности. В целом, по данным Росстата, 45% работников промышленности получают хотя бы одну из перечисленных компенсаций за работу в неблагоприятных условиях труда.

В 1960– 1980-е гг. отмечался неоправданно быстрый рост численности работников, пользующихся компенсациями за работу в неблагоприятных условиях труда, и, соответственно, расходов, связанных с предоставлением этих компенсаций. Это объясняется не только тем, что неблагоприятные условия труда сохраняются в значительной мере как на действующих, так и на вновь вводимых предприятиях, но и серьезными недостатками в самой системе предоставления компенсаций. Наиболее существенными из них являются:
• чрезмерная централизация всей системы, когда многие конкретные, частные вопросы предоставления льгот и компенсаций решались на государственном уровне управления народным хозяйством, что неизбежно порождало крайне слабые ответственность и самостоятельность предприятий в этой области;
• списки и перечни профессий, должностей, производств, которые являются правовой основой для предоставления льгот и компенсаций, очень слабо связаны с объективной оценкой состояния условий труда на конкретном рабочем месте, в связи с чем компенсации предоставляются по формальному признаку без учета изменений условий труда.



Произошедшие за последние годы значительные изменения в социально-экономическом развитии нашего общества, формирование рыночных отношений, в т. ч. в трудовой сфере, настоятельно требуют коренного пересмотра всей системы льгот и компенсаций для работников, занятых на рабочих местах и в производствах с неблагоприятными условиями труда, определения роли федеральных и региональных органов власти в регулировании этой системы.



Концептуальный подход к реформированию системы предоставления компенсаций работникам, занятым в неблагоприятных условиях труда, должен основываться на следующих положениях. Различия в условиях труда невозможно устранить одновременно, с ними неизбежно придется считаться в течение достаточно продолжительного времени, когда наряду с благоприятными условиями труда будут существовать неблагоприятные.

Воздействие неблагоприятной производственной среды на организм работника затрагивает его личные жизненные интересы, потому что отрицательно влияет на здоровье работающего человека и его потомства. Неблагоприятные факторы производственной среды представляют собой острую социально-экономическую проблему, так как оказывают непосредственное влияние на процесс воспроизводства рабочей силы: чем усиленнее в процессе труда происходит потребление рабочей силы, тем больше жизненных благ требуется для ее восстановления и сохранения.

Несомненно, самое действенное средство устранения неблагоприятных условий труда – их коренное улучшение на основе научных достижений. Однако до тех пор, пока такой возможности по объективным причинам нет, трудящиеся нуждаются в необходимой социальной защите от профессиональных рисков. В соответствии с действующим законодательством РФ предоставление указанных компенсаций самостоятельно осуществляют работодатели, независимо от форм хозяйствования и собственности, за счет собственных средств.



При формировании системы предоставления компенсаций за работу в неблагоприятных условиях рекомендуется руководствоваться следующим:
• компенсации предоставляются работниам, занятым на рабочих местах с неблагоприятными условиями труда, формирование которых вызвано объективными причинами (природно-климатического и организационно-технического порядка), а коренное улучшение этих условий в данный момент не имеет необходимых научно-технических решений;
• компенсации устанавливаются на определенный срок, необходимый для разработки и внедрения научных решений, обеспечивающих формирование благоприятных условий труда, уровень которых будет в полной мере соответствовать действующим стандартам, нормам и требованиям. На этой основе предоставление компенсаций прекращается полностью или частично, если не достигнуто полного улучшения условий труда;
• предоставление компенсаций должно производиться на основе комплексной количественной оценки степени неблагоприятности условий труда;
• размер компенсаций и последовательность их установления должны соответствовать количественной оценке состояния условий труда и профессионального риска;
• затраты на компенсации несут работодатели за счет своего дохода, а не за счет включения их в себестоимость продукции или оказания услуг;
• установление компенсаций отражается в трудовых коллективных договорах и тарифных соглашениях.

Управленческая деятельность по поводу предоставления компенсаций должна строиться на рациональном сочетании центрального (государственного) руководства с самостоятельностью и ответственностью работодателей. Функции при этом могут распределяться следующим образом.

Государственные (центральные и территориальные) органы управления:
• обеспечивают гарантию предоставления минимума компенсаций для ряда производств, цехов, профессий и должностей с заведомо неблагоприятными (часто экстремальными) условиями труда;
• устанавливают принципы предоставления компенсаций, определяют их основные виды;
• разрабатывают и утверждают методические рекомендации по оценке условий труда и соответствующие этим оценкам примерные размеры компенсаций различных видов;
• осуществляют государственный контроль за правильным предоставлением компенсаций, принимают необходимые меры в случае нарушения установленного порядка;
• разрабатывают предложения по экономическому стимулированию деятельности работодателей в области улучшения условий труда и сокращения на этой основе компенсаций.

Работодатели совместно с представительными организациями трудящихся (профсоюзами и др.):
• на основе рекомендуемых методов оценивают состояние условий труда на рабочих местах с использованием результатов их аттестации;
• выделяют рабочие места с неблагоприятными условиями труда, улучшение которых в данный момент невозможно по объективным причинам;
• разрабатывают и в установленном порядке утверждают перечень рабочих мест, занятым на которых предоставляют необходимые компенсации, разрабатывают и реализуют программу сокращения численности рабочих мест с неблагоприятными условиями труда путем полного или частичного технического перевооружения производства;
• принимают согласованные с профсоюзной организацией решения о полной или частичной отмене компенсаций в связи с фактическим улучшением условий труда. Гарантированное государством предоставление компенсаций устанавливается для работников, занятых в таких производствах, где условия труда по объективным причинам отличаются экстремальными воздействиями на организм человека и коренное их улучшение не представляется возможным даже в отдаленной перспективе.
К таким производствам и работам относятся: подземная добыча полезных ископаемых; водолазные и кессонные работы; строительство объектов в аридной зоне, высокогорье и т. п. В целях смягчения профессионального риска и социальной защиты работников, занятых в указанных экстремальных условиях, государство законодательно устанавливает для них компенсации по продолжительности дополнительного отпуска и рабочего дня, пенсионному обеспечению по старости.

Практически это можно осуществить путем составления соответствующих списков производств, профессий и должностей на основе объективных данных, характеризующих экстремальность условий труда: количественная оценка факторов условий труда, степень профессионального риска с учетом данных о нетрудоспособности.

Дифференциация заработной платы по условиям труда, предоставление лечебно-профилактического питания, молока и других продуктов за счет работодателя осуществляется на договорной основе между предпринимательскими структурами и организациями работников. На этой основе могут устанавливаться и другие компенсации.

Учитывая масштабность применения компенсаций, заинтересованность миллионов наемных работников в совершенствовании системы предоставления компенсаций за работу с вредными и опасными условиями труда, необходимо разработать целевую правительственную программу по реформированию системы предоставления компенсаций. Подготовку проекта программы следует поручить Минздравсоцразвития России с участием научных работников экономического, гигиенического и юридического профиля, практических работников в области условий и охраны труда, профсоюзов и других организаций, представляющих и защищающих интересы наемных работников, а также интересы работодателей.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.