Сделай Сам Свою Работу на 5

Построение системы упражнений для закрепления правильного произношения согласных звуков Стр.21





Методика обучения глухих произношению

К.А. Волкова. М. «Просвещение» 1980г

1. Периоды обучения глухих школьников произношению. Стр.3

2. Обучения глухих учащихся произношению звуков Стр.10

· Построение системы упражнений для закрепления правильного произношения гласных звуков

· Построение системы упражнений для закрепления правильного произношения согласных звуков Стр.21

3. Обучение нормам орфоэпии русского языка Стр.31

4. Работа над словесным ударением Стр.59

5. Работа над темпом речи Стр.71

6. Формы организации работы над произношением Стр.85

· Урок по технике речи

· Индивидуальные занятия по обучению произношению Стр.88

· Самостоятельная работа учащихся Стр.93

· Речевая зарядка Стр.99

· Внеклассная работа Стр.107

· Работа в классном уголке по технике речи Стр.111

7. Учет произносительных навыков Стр.115

· Обследование устной речи

· Контрольные уроки Стр.123

 

 

В данной книге проведены конкретные приметы упражнений по отработке каждого качества.

 

Периоды обучения глухих школьников произношению

Одной из основных задач специальной школы является формирование устной речи.



Обучение глухих делится на два этапа:

1) Первый этап охватывает 2,5 года обучения. Он начинается с поступления ребенка в подготовительный класс. Обучение проходит по концентрическому методу (сокращенная система фонем). Допускается приближенное произнесение слов. Дактильная речь является исходной.

2) Основной этап охватывает все остальные классы. Используется другая методика. Происходит усовершенствование ранее приобретенных навыков, коррекция дефектов. Школьники усваивают определенные знания по фонетике. Особое внимание уделяется работе по самоконтролю. В этот период ребенок должен овладеть кинестетической формой самоконтроля над произношением. Значение дактильной речи уменьшается, на первый план выходит устная речь, как предмет и как средство обучения произношению.

Принципы основного этапа:

· Процесс овладения произношением должен осуществляться в единстве с общим образованием учащихся, развитием их познавательной, практической деятельности в целом.

· Необходимо использовать все сохранные анализаторы и компенсаторные возможности организма, особенно кинестетические ощущения.



· Процесс овладения речью должен быть осознанным.

· Необходимо составить специфический словарь.

· Необходим систематический контроль над процессом овладения произношением.

 

Обучения глухих учащихся произношению звуков. Стр.10

Чтобы научить глухого ребенка правильному произношению необходимо вызвать у него правильные артикуляционные движения, ознакомить с необходимыми элементами физиологии. Сурдопедагог должен поставить голос, речевое дыхание, звуки.

Речь глухого считается полноценной если навыки произношения автоматизированы и при отдельном произношении, и при произношении в слогах и словах. Каждый навык необходимо закреплять одновременно с отработкой темпа речи, словесного ударения, орфоэпии.

Закрепление и совершенствование произношения артикуляции звуков осуществляется на основе использования системы упражнений.

 

Построение системы упражнений для закрепления правильного произношения гласных звуков Стр.10

Обучение необходимо строить:

· с учетом основных дидактических принципов;

· фонетических законов русской речи;

· артикуляционных особенностей произнесения отдельных звуков в частности гласных;

· должен соблюдаться принцип от легкого к трудному, от простого к сложному, от известного к неизвестному.

Начинать необходимо с изолированного произнесения звуков. Длительное удерживание речевых органов в необходимом положении обеспечивает формирование динамического стереотипа.



Затем необходимо отрабатывать произношение звука в положении под ударением. Закрепление произношения звук необходимо и в ударном положении, и в безударном, когда звук редуцируется. Исключение составляет отработка о,закрепление его производится только в ударной позиции. Так как без ударения произноситься а.

В устной речи необходимо отрабатывать произношение гласные в разных отношениях с гласными:

· перед согласными;

· после согласных;

· между согласными.

Соответственно подбирается материал для отработки всех гласных.

Закрепление и совершенствование правильного произношения должно обеспечить формирование у глухих учащихся умения дифференцировать близкие по артикуляции гласные звуки. Первоначально должны формироваться грубые дифференцировки, а затем более тонкие. Если речь идет о различении по движению языка в глубь рта, то прежде всего необходимо формировать умение различать а-у, при произношении которых это движение выражено ярко, а потом а-о, где оно менее выражено. Известно, что в изолированном виде встречаются довольно редко. Как правило, они находятся в сочетаниях между собой и согласными. Поэтому в системе упражнений следует предусматривать отработку гласного звука в различных комбинаторных условиях. Закрепление и совершенствование правильного произношения должно обеспечить формирование у глухих учащихся умения дифференцировать близкие по артикуляции гласные звуки. Поэтому необходимо давать упражнения, которые помогают различать звуки по движению языка в глубь рта и по подъему языка.

По движению языка в глубь рта гласные нужно дифференцировать следующим образом: а-у, у-а, а-о, у-о, о-а, и-ы, о-у, ы-и, а по подъему языка так: а-и, и-э, а-э, э-и.

На основе этих принципов учитель может изготовить специальные наглядные пособия.

Примеры пособий есть в книге.

На первых ступенях автоматизации каждый тип упражнения нужно отрабатывать в какой промежуток времени, определяемый степень трудности артикуляции звука и индивидуальными особенностями школьника. В дальнейшем можно предлагать учащимся все упражнения сразу. Дифференциацию гласных звуков всегда следует давать в конце; она завершает работу по правильному произношению.

Занятия следует проводить на разнообразном речевом материале (слоги, слова, фразы, связный текст). Если упражнение дается впервые, то оно выполняется при медленном темпе речи. Постепенно темп речи ускоряется до обычного.

 

Построение системы упражнений для закрепления правильного произношения согласных звуков Стр.21

Работа над согласными начинается со знакомства с артикуляцией того или иного звука. Затем необходимо проделать систематичную работу по закреплению артикуляции звука при изолированном произношении, а также во всех сочетаниях, которые имеют место в речевом потоке по определенной системе.

Общие положения на основе которых подбираются упражнения для обработки всех согласных звуков:

· Согласные в слове встречаются в начале в середине и в конце слова. Для глухих согласных необходимо отрабатывать каждую позицию.

· Для звонких согласных необходимо предусматривать две позиции в начале и в середине слова, так как в конце звонкие согласные произносятся ка глухие.

· В устной речи согласные встречаются в сочетаниях с разными гласными, при этом артикуляция согласного претерпевает некоторые изменения в зависимости от последующего гласного. Обучаясь произношению, глухие дети должны упражняться в умении изменять артикуляцию в зависимости от последующего гласного.

· Для упражнений следует выбирать сочетания наиболее употребительные в речи.

· Звуки (ш, ж, ц) всегда твердые поэтому они не отрабатываются в сочетании с гласными, требующими смягчения (например и).

· В русском языке согласные встречаются в различных сочетаниях с согласными. При составлении комплекса упражнений на закрепление артикуляции того или иного согласного звука необходимо предусматривать наиболее употребительные сочетания с другими согласными.

· Многие звуки произносятся со сходной артикуляцией. Глухие и звонкие парные согласные отличаются только положением голосовых связок. Близкими по артикуляции являются парные мягкие и твердые, свистящие и шипящие, слитные и щелевые.

· В устной речи глухих звуки сходные по артикуляции звуки могут заменятся близкими по артикуляции. В связи с этим необходимо предлагать детям упражняться в дифференциации сходных по артикуляции звуков. Следует упражняться различению по звонкости и глухости, по твердости и мягкости.

Глухие дети часто заменяют в речи один звуки другим:

· Призубный сигматизм (вместо с, ч, ш произносят т);

· Закрытая гнусавость (вместо м-б);

· Открытая гнусавость (вместо л-н) и т.д.

Упражнения для коррекции произношения необходимо выбирать по принципу от более грубой дифференциации к более тонкой.

Не все позиции звука одинаково трудны для произнесения. Для ряда согласных наиболее легкой позицией, благоприятных фонетическим условием является прямой слог, для других обратный, для третий – положение согласного между гласными.

Сравним по степени трудности позиции для согласных звуков при употреблении их в различных фонетических условиях:

· Наиболее легкая позиция изолированное произнесение так как все силы и внимание ребенка сосредоточены на артикуляции одного звука. При выборе звуков для изолированного произнесения необходимо учитывать особенности их артикуляции. Многие согласные следует начинать учить изолированно, но не все:

1. Не следует изучать таким образом звуки с мгновенной артикуляцией взрывные (п, б, т, к, г).

2. Не рекомендуется так же отрабатывать в изолированном виде (л и х), так как при изолированном произнесении создаются неблагоприятные условия для правильно артикуляции: при длительном произнесении ослабевает степень подъема корня языка (при л) и его спинки (при х). в результате л заменяется на э, а х простым выдохом.

· Из физиологии речи известно, что в момент начала произнесения (слова, фразы), как правило происходит более интенсивная работа артикуляционного аппарата.

1. Поэтому наиболее легким, благоприятным фонетическим условием для произнесения напряженных по артикуляции звуков (например, взрывных п, т, к) будет прямой слог.

2. Для согласных, которые можно произносить протяжно наиболее легкой позицией является - обратный слог (аш, ас и др.)

· По закону ассимиляции находящийся между гласными согласный уподобляется гласным, т.е. озвончается. Поэтому такая позиция является наиболее легкой для произнесения звонких согласных: аба, аза, ада, ажа, ага, ава и т.д.

· Глухие школьники склонны заменять звук м звуком б в начале и середине слова, в конце слова они как правило, произносят его верно. Наиболее легкие позициидля звука мего произношение в изолированном виде и в обратном слоге.

· Звук ц глухие дети заменяют звуком т в начале слова, это объясняется более напряженной артикуляцией. Поэтому звук т вытесняет звук с. Звук ц с трудом произносится в прямом слоге. Легче всегоцпроизноситься в обратном слоге и между гласными.(ац, аца).

· Закрепление произнесения согласных перед гласным необходимо брать сначала такие гласные, которые благотворно влияют на артикуляцию предшествующего гласного. Например,закрепление артикуляции звука л целесообразно начинать в составе слога лу. Так как при произнесенииу корень языка поднят, как и при л. Гласный а такого влияния не оказывает, так как при произнесении а корень языка опущен. В сочетании ла звук л находиться в более трудной позиции.

· Отработка произношения согласных в сочетании с другими согласными более трудная позиция, чем в сочетании с гласными. Поэтому отработка произнесения согласных с другими согласными отрабатывается позже. Сочетания согласных глухие склонны произносить с призвуками.

· Систему упражнений по закреплению правильной артикуляции того или иного согласного необходимо заканчивать тренировкой в умении дифференцировать родственные по артикуляции согласные. Эту работу необходимо вести по различным направлениям. Прежде всего необходимо использовать упражнения в процессе выполнения, которых осуществляется дифференцировка согласных по звонкости и глухости, а также по твердости и мягкости.

· Нет необходимости упражняться в произнесении согласных, которые не имеют парных звонких и парных мягких звуков. (М, н, л, р), которые не имеют парных глухих согласных. При обработке (х, ц, ч, щ) не предусматривается дифференциация по звонкости и глухости; для (ж, ш, ч, ц) – по твердости и мягкости. Так как (х, ц, щ)всегда твердые,ачвсегда мягкий. Так же не дифференцируются х, к по твердости и мягкости в закрытом слоге, так как такие словосочетания в русском языке не встречаются.

· В процессе закрепления правильной артикуляции необходимо использовать упражнения для дифференциации звуков, которые появляются в речи глухих в качестве замены. Например, они склонны заменять носовые (м, н) ротовыми (б, п, д, т), свистящие (с, з, ц), шипящими (ш, ж, ч), аффрикаты, составляющими их компонентами, например, ц на с или т,звукчнашит.Необходимо предусматривать такую дифференциацию: м-б, м-п, н-д, н-т, с-ш, з-ж, ц-ч, ц-с, ц-т, ч-ш, ч-т.

Таковы основные положения по закреплению правильной артикуляции согласных звуков.

Каждый тип упражнений необходимо отрабатывать на разном речевом материале (слоги, слова, фразы, тексты). Каждую позицию звука нужно закреплять. Переход от одной до другой должен быть последовательным. Одновременно все позиции отрабатываются только тогда, когда достигнута полная автоматизация произношения. Первоначально все упражнения отрабатываются в медленном темпе. На занятиях следует использовать различные виды работы (чтение речевого материала, название картинок, игра в лото, в викторину), а также всевозможные виды речевой деятельности (чтение, самостоятельные высказывания, рассказывание и т.д.).

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.