Информация о предоставляемой медицинской услуге и сроках ее оказания.
Медицинское учреждение обязано довести до сведения пациента свое фирменное наименование, местонахождение (юридический адрес) и режим работы.
Оно обязано также своевременно предоставить потребителю необходимую и достоверную информацию об услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора.
Информация об услугах в обязательном порядке должна содержать:
1) обозначения стандартов, обязательным требованиям которых должны соответствовать услуги, если такие стандарты имеются;
2) сведения об основных потребительских свойствах услуг, в т.ч. о противопоказаниях для применения при отдельных видах заболеваний и о возможных неблагоприятных последствиях (о вероятности отсутствия благоприятного исхода не по вине учреждения, возможных осложнений и т.д.);
3) цену и условия приобретения услуг;
4) гарантийный срок, если он установлен;
5) правила и условия эффективного и безопасного использования
услуг (правила поведения пациента и т.д.).
Кроме того, медицинское учреждение обязано предоставить пациенту информацию о номере лицензии, сроке ее действия, а также об органе, выдавшем эту лицензию (ст. 9 Закона о защите прав потребителей).
В ряде случаев (особенно когда речь идет о сложных и дорогостоящих услугах) целесообразно в качестве приложения к договору предложить пациенту ознакомиться под роспись с описанием предоставляемой ему платной услуги, способа ее оказания, возможных последствий и т.д.
Если предоставление ненадлежащей, т.е. недостоверной или недостаточно полной информации об услуге повлекло приобретение услуги, не обладающей необходимыми потребителю свойствами, потребитель вправе расторгнуть договор и потребовать полного возмещения убытков (ст. 732 ГК РФ и ст. 12 Закона о защите прав потребителей). Так, общеизвестно, что при прохождении курса лечения антибиотиками нельзя употреблять спиртные напитки. Однако пациент, злоупотребляющий спиртными напитками в процессе лечения, выиграет судебный процесс против медицинского учреждения по поводу отсутствия положительного результата, если будет доказано, что медицинское учреждение не предупредило его о недопустимости употребления спиртного.
Необходимо отметить, что медицинское учреждение обязано сообщить пациенту информацию, касающуюся не только услуги как таковой, но и требований, которые необходимо соблюдать для эффективного и безопасного использования результата работы, а также о возможных для пациента последствиях несоблюдения соответствующих требований (ст. 726 и 736 ГК РФ).
Данная информация может содержать рекомендации относительно поведения пациента в процессе оказания услуги, после ее завершения и касаться режима, диеты и т.п.
Поскольку трудно заранее предвидеть все виды работ, которые могут потребоваться при оказании медицинской помощи, то пациент должен быть предупрежден о том, что, возможно, понадобятся дополнительные методы диагностики и лечения с соответствующей оплатой.
Сроки оказания медицинской услуги.
Медицинское учреждение обязано оказать услуги в срок, установленный правилами оказания отдельных видов работ или договором.
В договоре срок выполнения работы может определяться датой (периодом), к которой должно быть закончено выполнение работы, или (и) датой, к которой учреждение должно приступить к оказанию услуги. В случае, если оказание услуг осуществляется по частям, в договоре могут быть установлены частные сроки (этапы) выполнения работ (ст. 708 ГК РФ, ст. 27 Закона о защите прав потребителей).
Медицинское учреждение вправе не приступать к оказанию услуг в случаях, когда имеет место нарушение пациентом своих обязанностей по договору, которое препятствует исполнению учреждением договора (ст. 328 и 719 ГК РФ). Например, речь может идти о ситуациях, когда пациент не представляет результаты исследований, которые должны быть выполнены в другом медицинском учреждении, или не принял необходимых мер по подготовке к процедуре и т.д.
Если обусловленное договором исполнение пациентом своих обязанностей не произведено в установленный срок, медицинское учреждение вправе приостановить исполнение своего обязательства либо отказаться от исполнения этого обязательства и потребовать возмещения убытков.
Если медицинское учреждение своевременно не приступило к оказанию услуги или если во время выполнения работы стало очевидным, что оказание услуги не будет осуществлено в срок, пациент, в соответствии со ст. 28 Закона о защите прав потребителей, вправе по своему выбору:
1) назначить новый срок оказания услуги и потребовать уменьшения цены;
2) поручить оказание услуги третьим лицам или выполнить ее своими силами и потребовать от медицинского учреждения возмещения понесенных расходов;
3) потребовать уменьшения цены за выполнение работы;
4) расторгнуть договор об оказании услуги;
5) потребовать полного возмещения ущерба.
В случае нарушения медицинским учреждением установленных сроков выполнения работ оно обязано уплачивать пациенту за каждый день (или час, если срок определен в часах) неустойку (пеню) в размере 3 % от стоимости услуги. Сумма взысканной неустойки (пени) не может превышать цены оказания услуги.
4.Перечень платных медицинских услуг, регламентированный администрацией Тверской области.
Администрацией Тверской области утверждено Положение об упорядочении оказания платных медицинских услуг в государственных учреждениях здравоохранения региона.
В документе особо подчеркивается, что платные медицинские услуги предоставляются населению как дополнение к бесплатной медицинской помощи или как альтернатива, а не замещение бесплатной медицины платной. Оказание платных медицинских услуг работниками государственного учреждения здравоохранения осуществляется в свободное от работы время, а сами услуги оказываются в рамках письменных договоров.
Постановлением жестко регламентированы основания и условия оказания платных медицинских услуг населению, определены подходы к ценообразованию, учет объемов оказанной медицинской помощи, контроль за ее предоставлением и другие аспекты, направленные на формирование единых требований к этому виду услуг.
Принятое администрацией области Положение об упорядочении оказания платных медицинских услуг в государственных учреждениях здравоохранения позволит более полно удовлетворить потребность населения в медицинской помощи, повысить ее качество и доступность, привлечь дополнительные средства для развития материально-технической базы клиник и, как следствие, создать дополнительные возможности и сервисные услуги.
В соответствии с положением основанием для оказания платных услуг является отсутствие соответствующих медицинских услуг в территориальной программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации на территории Тверской области бесплатной медицинской помощи на текущий год, а также:
— оказание услуг сервиса;
— госпитализация на специально выделенные койки, предельное количество которых для каждого конкретного учреждения устанавливается департаментом здравоохранения Тверской области;
— осуществление ухода на дому;
— предоставление медицинских услуг анонимно (кроме случаев, предусмотренных законодательством РФ);
— предоставление медицинской помощи лицам, не имеющим права на получение бесплатной медицинской помощи в рамках территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации на территории Тверской области бесплатной медицинской помощи на текущий год;
— наличие лицензии на соответствующие виды медицинской помощи и специального разрешения департамента здравоохранения Тверской области.
Виды медицинских услуг и услуг сервиса, оказываемых учреждениями здравоохранения за счет личных средств граждан, организаций, средств добровольного медицинского страхования и иных источников, определяются региональным департаментом здравоохранения.
Оказание платных медицинских услуг должно проводиться в специально организованных структурных подразделениях (отделениях, кабинетах) учреждения здравоохранения на оборудовании, приобретенном за счет дохода от предпринимательской или иной приносящей доход деятельности, или на оборудовании, приобретенном за счет средств областного бюджета Тверской области.
Порядок возмещения затрат, связанных с эксплуатацией оборудования, приобретенного за счет средств регионального бюджета и используемого для оказания платных медицинских услуг, утверждается приказом департамента здравоохранения Тверской области.
Цены на платные медицинские услуги формируются учреждениями здравоохранения и согласовываются с департаментом здравоохранения Тверской области.
5.Правовой аспект в оказании платных медицинских услуг.
В части 2 Гражданского кодекса Российской Федерации введена гл.39, посвященная особенностям правового регулирования возмездного оказания услуг, не охваченных традиционными институтами российского гражданского права, среди которых особое место занимают медицинские услуги.
Права и обязанности, определяющие отношения между медицинской организацией (врачом) и пациентом (потребителем медицинских услуг), должны формироваться на основе закона, тем более что непосредственным объектом таких отношений выступают наиболее ценные и значимые для человека блага: жизнь, здоровье, телесная (физическая) неприкосновенность.
Основой формирования отношений между исполнителем медицинских услуг и пациентом должен быть гражданско-правовой договор. Правовое регулирование договора возмездного оказания медицинских услуг выражается в установлении порядка его заключения, исполнения возникающих у сторон обязательств, а также ответственности сторон в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств.
Основные положения, касающиеся договора возмездного оказания услуг, в том числе медицинских, отражены в ст.779-783 Гражданского кодекса Российской Федерации. Соотношение норм ГК РФ и других нормативно-правовых актов определено ст.3 ГК РФ, в соответствии с которой нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, указах Президента, постановлениях Правительства, должны соответствовать ГК РФ.
Вместе с тем некоторые положения гл.39 ГК РФ, а также правила других нормативных актов, посвященных правовому регулированию отношений по предоставлению медицинских услуг, вызывают существенные замечания и возражения, которые нуждаются в обсуждении на профессиональном уровне.
Прежде всего обращает на себя внимание ст.782 ГК РФ "Односторонний отказ от исполнения договора возмездного оказания услуг", в которой по существу закреплен отказ от принципа реального исполнения обязательства по оказанию медицинской услуги. Что касается заказчика, то его право на отказ от договора в одностороннем порядке не вызывает сомнения. Предоставленная ему возможность отказаться от медицинского вмешательства представляется справедливой и обоснованной, поскольку она способствует возможности реализации абсолютного права гражданина на жизнь, здоровье, физическую неприкосновенность и свободное по своему усмотрению распоряжение им указанными благами.
Предоставление же исполнителю права на односторонний отказ от исполнения договора оказания медицинской услуги весьма сомнительно и является неоправданным и концептуально неверным по нескольким причинам. Во-первых, договор оказания платных медицинских услуг - это в подавляющем большинстве публичный договор, на который распространяется законодательство о защите прав потребителей, в связи с чем, как справедливо отмечают некоторые авторы, право на отказ исполнителя от исполнения договора лишается смысла, поскольку "исполнитель, отказавшийся от оказания услуги, по требованию заказчика обязан тут же вновь заключить договор". Во-вторых, закрепленное в законе безусловное право исполнителя на односторонний отказ от исполнения медицинской услуги является крайне несвоевременным в условиях недостаточно сформировавшегося рынка медицинских услуг с учетом того, что многие из такого рода услуг продолжают оставаться уникальными, и отказ от их предоставления может существенно нарушить интересы больного, причинить вред жизни и здоровью, особенно если оказание медицинской услуги не терпит отлагательства. Кроме того, такое решение вопроса не соответствует гуманному характеру профессии врача, обязанного оказывать необходимую медицинскую помощь. Поэтому в отношении обязательств по возмездному оказанию медицинских услуг правило ч.2ст.782 ГК РФ либо вообще не должно применяться, либо оно должно быть дополнено следующим условием: "если промедление в оказании медицинской услуги не угрожает жизни или здоровью заказчика (пациента)".
Существенным недостатком законодательства в области правового регулирования оказания медицинских услуг является недостаточно четко решенный вопрос об ответственности сторон по договору возмездного оказания медицинских услуг. В ст.781 ГК РФ, именуемой "Оплата услуг", решается ряд вопросов, связанных с ответственностью сторон. Так, если неисполнение договора связано с виновным поведением заказчика, то услуги подлежат оплате в полном объеме, при условии, что иное не предусмотрено законом или договором. Не вызывает сомнения, что законодатель имеет в виду совершение заказчиком виновных действий или бездействий, в результате которых исполнитель лишен возможности надлежащим образом исполнить обязательство. И даже нет оснований ограничиваться только взысканием полной стоимости предусмотренных договором услуг, если возникшие у исполнителя по вине заказчика убытки выходят за пределы стоимости услуг, они должны быть взысканы в полном объеме.
В п.3 ст.781 ГК РФ установлено, что на заказчика возлагается обязанность возместить исполнителю фактически понесенные им расходы (прямые убытки), даже если невозможность исполнения возникла по обстоятельствам, за которые ни одна из сторон не отвечает, то есть при отсутствии вины заказчика. В соответствии со ст.16 ГК РФ расходы представляют собой разновидность убытков, а взыскание убытков рассматривается в качестве основной формы гражданско-правовой ответственности. Таким образом, в п.3 ст.781 ГК РФ закреплена "суперповышенная" ответственность заказчика в виде возмещения убытков, не устраняемая не только его невиновностью, но и любыми иными обстоятельствами, за которые ни одна из сторон не отвечает.
Что касается последствий невозможности исполнения обязательства по договору возмездного оказания услуг по вине исполнителя, то в гл.39 ГК РФ они не определены. Следовательно, вопрос об ответственности исполнителя должен решаться с учетом общих и специальных правил, определенных действующим законодательством, регулирующим предоставление услуг потребителям, в частности потребителям медицинских услуг.
Общие положения об ответственности исполнителя услуг перед потребителем закреплены в ст.13 Закона "О защите прав потребителей", в соответствии с которой ответственность исполнителя является полной, то есть предусматривающей возможность взыскания в пользу потребителя всех видов убытков, и повышенной. Такое же решение вопроса об ответственности исполнителя содержится в п.19 Правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями: "медицинское учреждение освобождается от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение платной медицинской услуги, если докажет, что неисполнение произошло вследствие непреодолимой силы, а также по иным основаниям, предусмотренным законом".
1)Права и обязанности пациентов.
Потребители, пользующиеся платными медицинскими услугами, вправе требовать предоставления услуг надлежащего качества, сведений о наличии лицензии и сертификата, о расчете стоимости оказанной услуги.
Потребители, пользующиеся платными медицинскими услугами, обязаны:
· оплатить стоимость предоставляемой медицинской услуги;
· выполнять требования, обеспечивающие качественное предоставление платной медицинской услуги, включая сообщение необходимых для этого сведений.
В соответствии с законодательством Российской Федерации медицинские учреждения несут ответственность перед потребителем за неисполнение или ненадлежащее исполнение условий договора, несоблюдение требований, предъявляемых к методам диагностики, профилактики и лечения, разрешенным на территории Российской Федерации, а также в случае причинения вреда здоровью и жизни потребителя.
Потребители, пользующиеся платными медицинскими услугами, вправе предъявлять требования о возмещении убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением условий договора, возмещении ущерба в случае причинения вреда здоровью и жизни, а также о компенсации за причинение морального вреда в соответствии с законодательством Российской Федерации и Правилами.
Претензии и споры, возникшие между потребителем и медицинским учреждением, разрешаются по соглашению сторон или в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При получении платных медицинских услуг, проводимых по всем правилам, пациент должен быть защищен всеми теми гарантиями, которые предоставляет потребителю Закон РФ «О защите прав потребителей».
Права потребителя:
· на безопасность услуг (ст. 7 Закона РФ «О защите прав потребителей», далее - ЗоЗПП);
· на информацию об исполнителе и об услугах (ст. ст. 8-10 ЗоЗПП),
· на соблюдение исполнителем сроков оказания услуги (ст. 27 ЗоЗПП);
· на соблюдение исполнителем качества оказываемых услуг и отсутствие недостатков оказанных услуг (ст. 29 по смыслу ст. 4 ЗоЗПП);
· на информацию об обстоятельствах, которые могут по влиять на качество оказываемой услуги (ст. 36 ЗоЗПП);
· право не обладать специальными познаниями о свойствах и характеристиках услуг (п. 2 ст. 12 ЗоЗПП);
· на выбор и использование применимых санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору: безвозмездного устранения недостатков, соответствующего уменьшения цены оказанной услуги, возмещения понесенных расходов по устранению недостатков своими силами или третьими лицами, расторжения договора и полного возмещения убытков.
Согласно статье 31 Закона РФ «О защите прав потребителей» требования потребителя об уменьшении цены за оказанную услугу, о возмещении расходов по устранению недостатков, о возмещении убытков, причиненных расторжением договора на оказание услуги должны быть удовлетворены в течение 10 дней со дня предъявления соответствующего требования.
За нарушение установленных сроков удовлетворения всех вышеизложенных требований потребителя исполнитель уплачивает потребителю неустойку в размере и в порядке, установленными ст. 28 Закона РФ «О защите прав потребителей».
Статьей 16 Закона РФ «О защите прав потребителей» условия договора, ограничивающие и нарушающие права пациентов по сравнению с нормами, установленными правовыми актами РФ, признаются недействительными. В соответствии с законодательством Российской Федерации медицинские учреждения несут ответственность перед потребителем за неисполнение или ненадлежащее исполнение условий договора. В соответствии со ст. 15, 29 Закона РФ «О защите прав потребителей», указанными выше правилами, ст. 66, 68 Закона РФ «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан» некачественное выполнение услуги является основанием для предъявления пациентом к медицинскому учреждению требований о возмещении вреда здоровью, компенсации за причинение морального вреда.
2)Права и обязанности медицинских учреждений.
При предоставлении платных медицинских услуг населению медицинские учреждения обязаны обеспечить граждан бесплатной, доступной и достоверной информацией, включающей в себя сведения о местонахождении учреждения (месте его государственной регистрации), режиме работы, перечне платных медицинских услуг с указанием их стоимости, об условиях предоставления и получения этих услуг, включая сведения о льготах для отдельных категорий граждан, а также сведения о квалификации и сертификации специалистов.
Предоставление платных медицинских услуг оформляется договором, которым регламентируются условия и сроки их получения, порядок расчетов, права, обязанности и ответственность сторон.
Оплата за медицинские услуги производится в учреждениях банков или в медицинском учреждении. Цены на медицинские услуги, предоставляемые населению за плату, устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Расчеты с населением за предоставление платных услуг осуществляются медицинскими учреждениями с применением контрольно-кассовых машин.
При расчетах с населением без применения контрольно-кассовых машин медицинские учреждения должны использовать бланк, являющийся документом строгой отчетности, утвержденный в установленном порядке.
Медицинские учреждения обязаны выдать потребителю (кассовый) чек или копию бланка, подтверждающего прием наличных денег.
Лечебно-профилактические учреждения обязаны обеспечить граждан бесплатной, доступной и достоверной информацией. На информационном стенде в лечебно-профилактическом учреждении (или в кабинете платных медицинских услуг) должна быть представлена следующая информация:
• о видах медицинских услуг, оказываемых бесплатно в рамках Республиканской программы государственных гарантий обеспечения граждан РФ бесплатной медицинской помощью;
• о видах медицинских услуг, не вошедших в программу Государственных гарантий и оказываемых данным ЛПУ за счет личных средств граждан или других источников финансирования;
• копии лицензии с приложениями на соответствующие виды медицинской деятельности;
• специальное разрешение на предоставление платных медицинских услуг соответствующего органа управления здравоохранением;
• прейскурант (калькуляция) на представляемые платные медицинские услуги, утвержденный в установленном порядке;
• приказ о назначении ответственного лица за работу подразделений (кабинетов) платных медицинских услуг;
• сертификаты специалистов у медицинского персонала, оказывающего платные медицинские услуги, их квалификация;
• график работы специалистов и отделений (кабинетов) платных медицинских услуг.
Итак, в заключение необходимо сделать выводы о том, что медицинское учреждение, оказывающее платную медицинскую услугу, обязано: своевременно и качественно оказывать услуги в соответствии с условиями договора.
6.Что представляет собой договор на оказание платных медицинских услуг?
В п. 11 Правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.01.1996 г. № 27, записано: «Предоставление платных медицинских услуг оформляется договором, которым регламентируются условия и сроки их получения, порядок расчетов, права, обязанности и ответственность сторон».
К характеристике договора на оказание платных медицинских услуг относится то, что в качестве договора бытового подряда он является т.н. публичным договором (ст. 730 ГК РФ). Публичным договором признается договор, заключенный организацией, занимающейся предпринимательской деятельностью по выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится. Отказ медицинского учреждения от заключения договора на оказание платной медицинской помощи при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие услуги или оказание предпочтений одним лицам перед другими, за исключением случаев, предусмотренных законами и иными правовыми актами, не допускаются (ст. 426 ГК РФ) и могут быть обжалованы в суде (ст. 445 ГК РФ).
В гражданском законодательстве выделяются различные виды договоров. Договор на оказание платной медицинской помощи относится к договору возмездного оказания услуг, по которому исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги (ст. 779 ГК РФ). При этом следует иметь в виду, что в общем случае правовое регулирование договора возмездного оказания услуг осуществляется в соответствии со статьями ГК РФ, относящимися к подряду (ст. 702-729 ГК РФ) и бытовому подряду (ст. 730-739 ГК РФ). Каждая медицинская услуга должна быть оформлена договором. Этого требуют пункты 2 и 11 Правил оказания платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями (утверждены постановлением Правительства РФ от 13 января 1996 г. № 27, далее — Правила). Выполнять данные Правила должны все медицинские организации, как коммерческие, так и бюджетные.
Что нужно сделать перед подписанием договора.
Перед оказанием платной медицинской услуги пациент должен быть ознакомлен с перечнем платных услуг и их стоимостью, условиями предоставления и получения данных услуг. Также пациенту необходимо сообщить о действующих в организации льготах для отдельных категорий граждан. Кроме того, пациент может знать о квалификации и сертификации специалистов.
Обращаем особое внимание на то, что по требованию пациента медицинская организация обязана предоставить расчет стоимости услуги и копии действующих сертификатов и лицензий на тот вид деятельности, по которому оказываются платные медицинские услуги. Все это установлено пунктом 10 Правил.
Чтобы документально подтвердить тот факт, что медицинская организация выполнила указанные требования, обычно на первом приеме у лечащего врача составляется соглашение об объеме и условиях оказываемых платных медицинских услуг (информированное соглашение). Данное соглашение потом прикладывается к договору в виде приложения к нему.
Кроме того, нередко в договоре прописывается, что без подписанного соглашения договор недействителен.
Что нужно прописать в договоре.
Составляя договор, необходимо помнить, что он не может содержать условия, ущемляющие права пациентов.
Так, законодательно закреплены права пациентов на:
— получение информации о состоянии здоровья. Причем такая информация должна быть представлена в доступной для понимания пациента форме, учитывая отсутствие у пациента специальных медицинских знаний. Это следует из пункта 9 статьи 30 и статьи 31 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, утвержденных 22 июля 1993 г. № 5487-1 (далее - Основы);
— выбор лечащего врача с учетом его согласия (п. 2 ст. 30 Основ);
— проведение по его просьбе консилиума или консультаций других специалистов (п. 4 ст. 30 Основ);
— конфиденциальность информации о факте обращения за медицинской помощью, диагнозе, состоянии здоровья (п. 6 ст. 30 Основ);
— отказ от медицинского вмешательства. При этом отказ пациента должен быть оформлен в письменном виде. Это следует из пункта 8 статьи 30 и статьи 33 Основ;
— информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство (п. 7 ст. 30 и ст. 32 Основ).
Пациент обязан оплатить стоимость предоставляемой медицинской услуги, а также выполнять требования врачей, которые обеспечивают наилучшее лечение. Что касается последней обязанности, то в договоре должно быть оговорено строгое исполнение медицинских рекомендаций лечащего врача и обязательное информирование пациентом лечащего врача о известных больному аллергических реакциях на какие-либо лекарственные препараты, о перенесенных заболеваниях и возникших вследствие этого осложнениях. Об этом сказано в пункте 14 Правил.
А также пациент может требовать возместить убытки и компенсацию за моральный вред вследствие неправильного оказания услуги (п. 16 Правил).
Поэтому очень важно в договоре прописать, что ухудшение состояния здоровья пациента может возникнуть после оказания медицинской услуги, но не вследствие нее.
7.Проблемы ценообразования платных медицинских услуг.
Необходимо сказать несколько слов о проблемах ценообразования платных услуг, поскольку пациентов помимо качества оказываемой услуги волнует еще и «цена вопроса», и в условиях большой конкуренции между учреждениями, которые оказывают платные услуги, он будет выбирать соответственно бюджету.
Проблему ценообразования на медицинские услуги можно отнести к сложным и многогранным. Тем более что единой для всех учреждений здравоохранения методики ценообразования не существует.
При оказании платных медицинских услуг могут возникать некоторые ошибки. Первой ошибкой может стать неверная позиция в выборе услуг, предлагаемых на продажу. Зачастую выбор падает на более дорогие работы, так как они представляются сравнительно доходными и выгодными. Однако, выгодность цены может определяться только сравнением прейскурантной цены с расчетной ценой аналогичной работы, выполняемой в данном учреждении. С другой стороны выбор пациента в немало степени зависит от дешевизны предлагаемых услуг. Это может направить поток потребителей медицинских услуг со слабой платежеспособностью в сторону недорогих, по их представлению, услуг. В этом случае выигрывают те, кто работает с услугами относительно дешевыми, из-за большего спроса на них.
В этом случае медицинскому учреждению необходимо определиться, на каком из рынков медицинских услуг оно хочет работать. Будут ли это элитные дорогие услуги для достаточно богатых потребителей, или учреждение будет оказывать недорогие услуги для среднего потребителя. Необходимо заранее просчитать экономические показатели, которые помогут понять: предоставление каких услуг и на каком рынке окажется наиболее выгодным.
Второй ошибкой учреждений, работающих по официальным прейскурантам, является то, что традиционно прейскуранты дают классификацию услуг и итоговую цену на каждую из них. Если учреждение продает услугу по такой цене, то возникает вопрос, как будет распределяться выручка от продажи. Она может быть распределена только на глазок, поскольку медицинское учреждение не знает как была рассчитана цена на эту услугу. При этом многие начинают сами выделять внутри прейскурантной цены значимые для учета и отчета составляющие. Таким образом, начинается работа по расчетам собственных затрат учреждения. Поэтому наиболее целесообразной является практика работы по ценам, которые разрабатываются и утверждаются самим учреждением.
Возможно применение единой методики ценообразования, однако, оно не гарантирует получения близких по величине цен на одинаковые медицинские услуги, выполняемые в различных учреждениях. Это может быть вызвано тем, что одинаковые по наименованию работы могут иметь разное содержание (разные методики выполнения работ).
Коммерциализация сферы здравоохранения привела к необходимости изменения системы ценообразования на рынке платных медицинских услуг. Если исходить из определения цены как рыночного параметра, характеризующего экономические отношения между продавцом и покупателем по купле-продаже услуг, то основные виды цен на медицинские услуги ценами таковыми на сегодня не являются.
В процентном отношении платные услуги здравоохранения составляют 6,3 % всего объема платных услуг, в том числе медицинские услуги – 2,6 %; услуги физкультуры и спорта – 0,3%, Услуги санаторно-курортных учреждений – 3,4 %.
Методы ценообразования зависят от поставленных конкретной организацией здравоохранения целей, например: обеспечение выживаемости учреждения здравоохранения; максимализация текущей прибыли; завоевание доли рынка; изыскание дополнительных средств на развитие; стимулирование труда; переход на самофинансирование; обеспечение доступности медицинской помощи для большинства населения региона.
Исходя из поставленных целей, цена может формироваться как: 1) средние издержки + прибыль; 2) безубыточность + нулевая прибыль; 3) установление цены, исходя из ощущаемой ценности услуги; 4) установление цен на уровне цен других учреждений; 5) установление цены на договорной основе.
Цена = (Себестоимость + Прибыль) X НДС согласно Инструкции Государственной налоговой службы Российской Федерации от 9 декабря 1991 года "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость" (изданной на основании закона РСФСР "О налоге на добавленную стоимость" от 6 декабря 1991 года) в редакции изменений и дополнений № 1 от 21 августа 1992, № 2 от 29 января 1993 года, № 3 от 31 августа 1993 года, № 4 от 16 марта 1994 года.
В общем-то, при определении цены медицинской услуги учитывают такие факторы, как: себестоимость услуги; цены на аналогичные услуги в других ЛПУ; уровень спроса на данный вид услуги; стимулирующий размер оплаты труда работников.
Главный фактор – себестоимость услуги, которая определяет минимально возможный уровень цены предложения. Поэтому себестоимость больницы должна рассчитываться особенно тщательно, возможно, по специально созданной компьютерной технологии. При этом учитываются следующие затраты: зарплата основного медицинского персонала по бестарифной системе, с учетом факторов времени и нормативов затрат труда; зарплата обеспечивающего персонала в составе накладных расходов, определяемых по внутреннему нормативу; прямые затраты на медикаменты, питание больных, перевязочные материалы, другие расходные средства, восстанавливаемые по факту; амортизационные отчисления на восстановление зданий, механизмов, медицинского и другого оборудования, аппаратуры, мягкого и жесткого инвентаря; общебольничные расходы на оплату коммунальных услуг и т.п.
Департамент здравоохранения вводит предельные ограничения на премиальный фонд и размер рентабельности при включении их в цену на платные медицинские услуги. Это обусловлено низким уровнем платежеспособности населения.
Стоимость одной услуги состоит из: 1) расходов на оплату труда; 2) начислений на заработную плату; 3) прямых материальных затрат; 4) накладных расходов.
Таким образом, цена платной медицинской услуги как правило состоит из двух основных показателей: себестоимости и прибыли. Прибыль обычно накладывается в цену как процент к себестоимости. Она может зависеть, например, от качества и комфортности обслуживания пациентов, от применения новых, современных методик, от применения каких-либо особых препаратов и т.д.
Однако в здравоохранении экономические отношения не могут быть чисто рыночными. Уровень цен на медицинские услуги должен, с одной стороны, не создавать сверх прибыли для медицинских учреждений и не ограничивать доступ граждан к основным медицинским услугам, а с другой стороны не приводить к резкому и необоснованному увеличению объема спроса на услуги и нерентабельной деятельности медицинских учреждений. При разработке цен следует учитывать, что ориентация цен на фактические затраты конкретного ЛПУ ведет к затратному и неэффективному развитию экономики здравоохранения, установление же усредненных цен лишает возможности многие ЛПУ создавать экономические фонды, необходимые для расширенного воспроизводства.
8.Заключение.
Подводя итог всему сказанному, хочется отметить, что нормы гл.39 Гражданского кодекса РФ закрепили лишь общие и основные подходы к регулированию отношений, связанных с возмездным оказанием медицинских услуг. Вместе с тем специфический характер данного рода отношений требует более детального и обстоятельного решения целого ряда вопросов, возникающих перед теорией и практикой при использовании такой правовой формы, как договор возмездного оказания медицинских услуг. Прежде всего, следует учитывать, что еще нет достаточного опыта партнерства в сфере предоставления медицинских услуг, основанного на праве: до настоящего времен
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|