Возрастные особенности эстетического развития личности
Семинары, практические (9 шт.)
Семинар 1:
Исторический аспект развития эстетических качеств личности
1. Эстетическое развитие древней Руси (в контексте народной культуры – традиции, обряды, праздники, промыслы, сказки, пословицы, пение)
2. 20-е годы ХХ века крупнейшие педагоги и энтузиасты эстетического воспитания А.В.Бакушинский, П.П.Блонский, А.У.Зеленко, С.Т.Шатский и др. продолжают дальнейшую разработку принципов системы эстетического и художественного воспитания
3. Описание трудовБ.М.НЕМЕНСКОГО и его программа «Изобразительное искусство и художественный труд»
4. Описание трудовкомпозитора Д.Б.КАБАЛЕВСКОГО, руководителя лаборатории музыкального образования в НИИ школ Министерства просвещения РФ
5. Современное эстетическое развитие дошкольников
Вопросы для размышления:
Можно ли говорить о преемственности в системах эстетического воспитания и образования, которые складывались в разное время - до революции? В советский период? Как это отразилось на дне сегодняшнем?
Какие особенности времени отражаются в содержании и формах эстетического воспитания и образования?
Каким должен быть, по Вашему мнению, воспитательно-образовательный процесс детского сада, ориентированный на эстетическое развитие личности?
Семинар 2:
Основные направления эстетического воспитания детей.
1. Особенности ХУДОЖЕСТВЕННОГО НАПРАВЛЕНИЯ в процессе воспитания эстетических качеств личности
2. Особенности ИСТОРИКО-КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ в процессе воспитания эстетических качеств личности
3. Особенности ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ в процессе воспитания эстетических качеств личности
4. Особенности НРАВСТВЕННЫЙ аспект в процессе воспитания эстетических качеств личности
5. Особенности ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ аспект в процессе воспитания эстетических качеств личности
6. Особенности ФИЗИЧЕСКИЙ аспект в процессе воспитания эстетических качеств личности
7. Особенности ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ аспект в процессе воспитания эстетических качеств личности
Семинар 3-4 (возможно, 5) Для ОДО и ОЗО:
Содержание эстетического воспитания и образования в художественно-эстетическом цикле
1. Художественная литература как средство развития эстетики, ее значение, содержание и особенности. Привести примеры такой литературы (зачитать отрывок, доказать, что он несет в себе эстетическую ценность)
2. Изобразительная деятельность как средство развития эстетики, ее значение, содержание и особенности (показать фрагмент занятия по изо на тему смешанных техник рисования/ беседы по картине/рисованию, доказать, что такая деятельность несет в себе эстетическую ценность)
3. Музыка как средство развития эстетики, ее значение, содержание и особенности (привести примеры 3-6 музыкальных композиций для дошкольного возраста, воспроизвести их и доказать, что такая деятельность несет в себе эстетическую ценность)
4. Танцы как средство развития эстетики, ее значение, содержание и особенности (привести примеры и характеристику танцев, их историческую справку. Желательно показать видео с описанными танцами, характерные костюмы. Доказать, что такая деятельность несет в себе эстетическую ценность). Дать характеристику следующим видам танца:Вальс, Балет, Танго, Латино, Восточный танец, Хип-хоп танцы.
5. Театральная самодеятельность как средство развития эстетики, ее значение, содержание и особенности (Дать характеристику следующей театральной самодеятельности: игры-драматизации, литературно-драматические композиции, массовые театрализованные представления, спектакли – драматические, музыкальные, кукольные.). Выбрать тематику сказки на группу и изготовить по одному персонажу с человека. Проиграть фрагмент представления из выбранной сказки. (несколько реплик).
6. Физическая культура и спорт как средство развития эстетики, ее значение, содержание и особенности (Характеристика видов спорта, историческая справка, видео с лучшими выступлениями: Фигурное катание, фехтование, синхронное плавание и пр.)
7. Природа как средство развития эстетики, ее значение, содержание и особенности (Составить план занятия на данную тему. Это может быть поход на природу, занятие с природным материалом).
План занятия: 1. Название занятия. 2. Цель, задачи (1 - научить, 2 - воспитать, 3 - сформировать), оборудование (для педагога, для детей). 3. Ход занятия (вступительная часть: рассказ/стихотворемение/музыка на тему; объяснение темы; рисование/лепка/аппликация; итог занятия)
8. Наука как средство развития эстетики, ее значение, содержание и особенности (Составить план занятия на данную тему. Это может быть занятия связанные с научными опытами, например «бумага и стакан с водой» и прочее)
Опыты:
Веселый шарик
Что за день рождения без воздушных шариков? Покажите детям шарик и спросите, как его надуть. Ребята, конечно же, ответят, что ртом. Объясните, что шарик надувается за счет углекислого газа, который мы выдыхаем. Но надуть им шарик можно и по-другому.
Для проведения эксперимента понадобятся:
· сода;
· уксус;
· бутылка;
· воздушный шарик.
Постановка опыта
1. Насыпьте внутрь воздушного шарика чайную ложку соды.
2. Налейте в бутылку уксуса.
3. Наденьте шарик на горлышко бутылки и высыпьте соду в бутылку.
План занятия: 1. Название занятия. 2. Цель, задачи (1 - научить, 2 - воспитать, 3 - сформировать), оборудование (для педагога, для детей). 3. Ход занятия (вступительная часть: рассказ на тему; объяснение темы; рисование/лепка/аппликация; итог занятия)
ВНИМАНИЕ! Опыты выбираемые вами должны быть безопасны, поэтому НЕ использовать ОПЫТЫ с применением: спичек, горелок, химических составов.
9. Вопросы для размышления:
· Какие из перечисленных средств эстетического воспитания и образования могут быть использованы в преподавании Вашего предмета в целях реализации задач эстетического развития дошкольников?
· Согласны ли Вы с позицией Г.А.ЯГОДИНА(бывший министр образования): «Образовательное учреждение должно возвышаться над окружающим культурным фоном, подниматься над ним, что достижимо только за счет приближения к культурным богатствам самого высокого порядка, за счет взаимодействия с развитием мировой культуры в ее высших образцах»? Каким образом, на Ваш взгляд, это может быть реализовано в условиях современного детского сада? А процессе преподавания Вашего предмета?
· Согласны ли Вы с высказыванием А.С.МАКАРЕНКО: «Дисциплина УКРАШАЕТ личность и коллектив»? Считаете ли Вы возможным рассматривать свою специальность как СРЕДСТВО эстетического воспитания личности?
· Прокомментируйте высказывание из интервью одного из известных журналистов, которое он дал «Комсомольской правде»: «В детстве я не учился игре на скрипке, потому что знал, что Паганини из меня всё равно не получится!.. Зачем же терять время?..»
Практическое задание
· Попытайтесь описать возможности Вашей специальности в целях эстетического развития личности.
Примечание: к этому семинару необходимо быть готовыми всем студентам без исключения. Отсутствие данного семинара засчитывается как «минус 3 балла» с каждого вопроса!
Семинар 5 – Коллоквиум
Социально-психологический портрет эстетически развитой личности
Рассказать наизусть данную тему. Информация в лекции. (Дополнительное: +1 балл за рисунок «Портрет эстетически развитой личности»)
Семинар 6
Возрастные особенности эстетического развития личности
1. Особенности эстетического воспитания в раннем возрасте. Кто является эталоном и как сделать так, чтобы эталон развивал эстетическую сторону личности ребенка. Приведите примеры, разработайте развернутый план-схему такого развития. Например, через цвет, рисование, природу, музыку. Что необходимо делать взрослому на ранних этапах развития ребенка в этом аспекте.
2. Особенности эстетического воспитания в возрасте 3-7 лет. Кто является эталоном и как сделать так, чтобы эталон развивал эстетическую сторону личности ребенка. Приведите примеры, разработайте развернутый план-схему такого развития. Например, через цвет, рисование, природу, танцы, музыку, спорт и пр. Что необходимо делать взрослому на ранних этапах развития ребенка в этом аспекте.
3. Вопросы для размышления:
Как Вы можете объяснить сложившийся в практике эстетического воспитания ПАРАДОКС. Дошкольник и младший школьник в процессе эстетического развития так легко принимают образцы высокой культуры, а подростки и юноши (чаще всего) изгоняют высокое искусство из своей жизни, осмеивая и трансформируя его идеалы, отдавая предпочтение «развлекательным» видам и низкопробной продукции массовой культуры. Почему так происходит?
Считаете ли возможным согласиться с педагогической закономерностью: чем раньше начинается эстетическое воспитание и образование, тем более высокого уровня эстетического развития может достичь личность в процессе своей жизнедеятельности. Возможно, опыт Вашей жизни опровергает ее? Вы можете привести иные примеры?
Проанализируйте известный Вам опыт дошкольных учреждений (дошкольник), начальной школы (младший школьник), неполной средней (подросток) и полной школы/колледжа (старший школьник). Оцените его с точки зрения возможностей эстетического развития личности в разные периоды ее развития.
Каким, на Ваш взгляд, должен быть воспитательно-образовательный процесс в этих образовательных учреждениях в целях создания благоприятных условий для полноценного эстетического развития личности конкретного возраста? Что Вы можете предложить?
Практическое задание
Составьте социально-психологический портрет дошкольника, младшего школьника, подростка, старшеклассника, в котором просматривались бы характеристики эстетически воспитанной личности. Сформулируйте те черты и характеристики, которые должны отличать их эстетическое сознание, эстетические чувства и творческие способности.
Примечание: к этому семинару необходимо быть готовыми всем студентам без исключения. Отсутствие данного семинара засчитывается как «минус 3 балла» с каждого вопроса!
Семинар 7
Просмотр фильма на тему «Эстетическая сторона сказки»
Семинар 8
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|