Сделай Сам Свою Работу на 5

Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ)





Саратов 2012.

Развитие Архивного дела в СССР

Коммунистическая партия, лично В. И. Ленин, еще до революции, в условиях нелегальной работы партийных организаций, приняли меры к сохранению важнейших документов, характеризующих ее исторический путь, создав партийные архивы в Женеве, Париже,
Кракове и Поронино, в которых находились в разное время центральные учреждения партии, происходили партийные совещания. Победа Октябрьской революции неизмеримо облегчила
собирание историко-партийных документов и формирование архивов Коммунистической партии, как научно-исследовательских учреждений, обеспечивающих возможность всестороннего изучения трудящимися нашей страны, коммунистическими и рабочими
партиями зарубежных стран опыта КПСС и Советского государства. Уже в 1918-1920 гг. в Москве были заложены основы создания научно-исследовательских учреждений, превративших нашу страну в мировой центр изучения марксистско-ленинской теории, истории международного рабочего и социалистического движения, истории русского рабочего класса и его Коммунистической партии. Вскоре после победы Октябрьской революции встал вопрос об издании собрания сочинений В. И. Ленина. Это явилось неотложной задачей. Широкие круги членов партии, рабочего класса не имели перед собой даже основных трудов Ленина, выходивших в свет в дореволюционное время в ограниченном числе экземпляров. Значительная часть произведений Ленина вообще не могла
быть легально напечатана в царской России из-за цензурных рогаток. По указанию ЦК РКП (б) 30 октября 1919 г. при Государственном издательстве, во главе которого стоял В. В.
Воровский, была образована под его руководством комиссия по изданию сочинений В.И. Ленина. В комиссию вошли М.С. Ольминский, В. Д. Бонч-Бруевич, И.И. Скворцов-Степанов и др. Работа комиссии началась с организации выявления и собирания рукописей
произведений В. И. Ленина и всех документов, относящихся к его партийной и литературной деятельности: докладов, проектов, резолюций, записок, писем, декретов и т. п. Это предопределило создание Института В. И. Ленина и архива при нем, что было осуществлено решением ЦК партии в 1923 г. B сентябре 1920 г. был основан Истпарт (Комиссия по собиранию, изучению и разработке документов по истории Коммунистической партии и Октябрьской революции), а в декабре того же года плену ЦК РКП(б) по предложению Ленина вынес решение о создании в Советской республике "первого в мире музея по марксизму", который в последующие годы был преобразован в Институт К. Маркса и Ф. Энгельса. Эти три учреждения и явились ядром существующего ныне Института марксизма-ленинизма при ЦК КПСС и в его составе Центрального партийного архива, документы которого представляют собой бесценную сокровищницу изучения теории, истории и практики
международной революционной борьбы за победу коммунизма. Возникновению Ист.парта предшествовало обращение ЦК РКП (б) в марте 1919 г. к партийным организациям о
собирании исторических материалов. Почти одновременно с этим - в конце 1918 г. - в Москве группа старых коммунистов - М.Ф. Владимирский, Ем. Ярославский, С.И. Мицкевич, Р.С. Землячка, 3.Я. Литвин-Седой, Н.Н. Овсянников, В.М. Фриче - стала собирать и публиковать документы по истории Московской партийной организации. Тогда же были впервые опубликованы некоторые документы Московского военно-революционного комитета. Но эта работа не была общепартийным мероприятием и касалась она главным
образом Москвы. Однако такой первый опыт говорил о своевременности принятия мер по созданию документальной базы для изучения и разработки истории Коммунистической партии. Об организации дела изучения истории партии и Октябрьской революции В. И. Ленин поставил вопрос в 1919 г. в беседе с В. В. Адоратским. В. И. Ленин особенно подчеркивал необходимость составления хроники событий революции, как справочного
пособия для партийных работников, в особенности для молодого поколения, которое "о фактах и событиях Октябрьской революции мало знает". [1]







 

Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ)

Основан в 1941 году, частично на базе собрания Государственного литературного музея – Гослитмузея (ГЛМ) – как Центральный государственный литературный архив (ЦГЛА). Сюда же были переданы профильные фонды из ЦГАОР СССР, ГИМ, ЦГАДА, Государственной Третьяковской галереи и других архивохранилищ. В 1954 г. переименован в ЦГАЛИ СССР, а в 1992 г. – в РГАЛИ. В апреле 1997 г. архив был включен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.

В документах РГАЛИ сосредоточена информация о культурной жизни страны, о различных этапах развития литературы, искусства и общественной мысли, творческих контактов представителей отечественной и зарубежной культуры. В архиве собраны фонды органов центрального управления в области культуры, театров, киностудий, специализированных учебных заведений, издательств, общественных организаций; личные фонды писателей, критиков, художников, композиторов, деятелей театра и кино, коллекции документов.

В настоящее время РГАЛИ является крупнейшим в России хранилищем документов по истории литературы, общественной мысли, музыки, театра, кино, изобразительного искусства. Хронологические рамки собранных документов охватывают три столетия – с ХVIII в. до наших дней, но основная часть материалов относится к XX в. Документы хранятся в двух основных архивохранилищах – фондов учреждений и организаций и фондов личного происхождения.

Документы государственных учреждений и общественных организаций за дореволюционный период представлены фондами прежде всего общественных и культурных объединений и обществ, таких как Общество любителей российской словесности (1811–1930), Общество для пособия нуждающимся литераторам и ученым (Литературный фонд, 1859–1922), а также фондами редакций газет и журналов «Русский вестник», «Дело», «Русское богатство», «Современник» и др.

Российское театральное искусство отражено в фондах Московской конторы Императорских театров и Русского театрального общества. Документы по истории изобразительного искусства отложились в фондах Московского общества любителей художеств, Училища живописи, ваяния и зодчества, Третьяковской галереи.

История развития культуры и искусства советского периода запечатлена в фондах административных органов в области культуры – Комитетов по делам искусств при СНК СССР (1936–1953) и РСФСР (1938–1953), Главного управления по делам художественной литературы и искусства Наркомпроса РСФСР (Главискусство, 1925–1928), Министерства культуры СССР и его отделов (1953–1991), а также отраслевых органов управления отдельными видами искусства – Комитета по кинематографии СССР, Дирекции художественных выставок и панорам, Государственного объединения музыкальных, эстрадных и цирковых предприятий и проч.

Культурно-просветительные и литературно-художественные негосударственные организации в области литературы представлены фондами Пролеткульта (1917–1932) и Всероссийского общества пролетарских писателей «Кузница» (1920–1932), Союза писателей СССР (1932–1991) и его предшественников – литературных объединений и кружков, литературных издательств. Аналогичные творческие организации представлены фондами Всероссийского театрального общества, Союза композиторов СССР (1934–1991) и РСФСР (1957–1991), Союзов художников (1957–1991), архитекторов (1932–1991), кинематографистов (1965–1991) СССР.

Архив хранит многочисленные фонды научных учреждений в области искусства при Министерстве императорского двора, таких как Академия художеств (1757–1918), Институт истории искусств, а также фонды специализированных высших учебных заведений: театральных училищ и Государственного института театрального искусства (ГИТИС, c 1879 г.), Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского и Высшего государственного художественно-технического института (ВХУТЕИН, 1926–1930), Всесоюзного государственного института кинематографии (ВГИК) и др. Значительная часть фондов представлена творческими организациями, такими как киностудии, театры, цирки, ансамбли, хоры и оркестры, музеи, постоянные и передвижные выставки, а также издательства и редакции журналов и газет.

Документация этих учреждений может быть условно разделена на три группы: управленческую, отражающую административные функции учреждения; по личному составу, включающую сведения о жизни и деятельности творческих работников; непосредственно творческую, связанную с созданием культурных ценностей. Среди управленческой документации находятся документы обобщающего характера – отчеты, справки, доклады в вышестояшие органы. Личные дела, как правило, продолжают храниться в составе фонда конкретного ведомства или учреждения. В РГАЛИ поступают личные дела, содержащие с информацию о творческой деятельности, которая отражена в анкетах, автобиографиях, личных документах.

Примерно половину из них составляют материалы литературного профиля; вторая половина приходится на все остальные виды искусства (театр, балет, музыка, кино, скульптура, архитектура и изобразительное искусство). Крупнейшим фондом, большинство материалов которого относится к первой половине ХIХ в., является фамильный архив трех поколений рода князей Вяземских – «Остафьевский архив». В его документах нашли отражение общественные и литературные процессы, жизнь и творчество многих литераторов того времени. Здесь имеются письма А.С. Пушкина, Г.Р. Державина, П.Я. Чаадаева, Н.В. Гоголя.

В архиве сосредоточена значительная часть творческого наследия Ф.М. Достоевского, И.А. Гончарова, Н.А. Некрасова, И.С. Тургенева, М.Е. Салтыкова-Щедрина. Драматургия ХIХ – начала ХХ века отражена в материалах А.Н. Островского, А.В. Сухово-Кобылина, А.Ф. Писемского, А.П. Чехова. «Серебряный век» русской литературы представлен фондами А.А. Ахматовой, А.А. Блока, М.И. Цветаевой, Л.Н. Андреева, И.А. Бунина, А.И. Куприна.

В фондах С.А. Есенина, В.В. Маяковского, Ф.В. Гладкова, А.С. Грина, Ю.К. Олеши, К.Г. Паустовского, Б.Л. Пастернака, Ю.Н. Тынянова, А.А. Фадеева, И.П. Эренбурга и многих других писателей отражена история советской литературы. Театральное искусство, его различные направления и этапы развития отражены в фондах актеров и режиссеров А.И. Южина, В.Э. Мейерхольда, М.Г. Савиной, Л.В. Собинова, М.И. Петипа.

Документы по истории отечественной музыки сосредоточены в фондах П.И. Чайковского, С.И. Танеева, С.С. Прокофьева, Д.Д. Шостаковича и др. ценные материалы по истории изобразительного искусства содержатся в фондах И.Е. Репина, В.М. Васнецова, Н.К. Рериха, М.В. Нестерова, К.С. Петрова-Водкина. История зарождения и развития отечественного кино отражена в фондах Я.А. Протазанова, В.И. Пудовкина, А.П. Довженко, С.М. Эйзенштейна, М.И. Ромма.

Архив имеет также специальные собрания, посвященные выдающимся деятелям культуры, личные фонды которых хранятся в других местах (например, коллекции А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого). Документы личного происхождения известных деятелей литературы и искусства можно найти в многочисленных персональных коллекциях (Д.И. Эварницкого [Яворницного], Ф.Ф. Фидлера, Э.Ф. Циппельзона, Л. Н. Рабиновича, Я.Н. Тарнопольского, Ю.Г. Оксмана и др.).

Многие фонды имеют богатые коллекции графических материалов и фотографий. Из отдельных мелких поступлений в архиве образованы специальные тематические собрания документов – альбомов, гравюр, рукописей, стихотворений, писем, воспоминаний, дневников, фотографий, фольклорных материалов, а также формулярных списков деятелей искусств (всего около 70 коллекций). Кроме того, в ряде фондов архива имеются копии документов, поступившие из зарубежных архивов, в том числе из Англии, США, Чехословакии, Франции, Югославии.

В 1988–1993 гг. в РГАЛИ было рассекречено свыше 100 фондов и частей фондов. В основном это документы учреждений, организаций и лиц, находившихся в эмиграции или репрессированных в советское время. Среди них личные фонды и документы А.Т. Аверченко, А. Белого, З.Н. Гиппиус, С.А. Есенина, С.П. Мельгунова, М.И. Цветаевой, фонды редакций газет и журналов «Красная новь», «На литературном посту», Института для изучения еврейской истории, философии и литературы, Главлита.[2]

 

 

Сергей Есенин «Русь»

[3]

 

Русь

    Потонула деревня в ухабинах, Заслонили избенки леса. Только видно, на кочках и впадинах, Как синеют кругом небеса.   Воют в сумерки долгие, зимние, Волки грозные с тощих полей. По дворам в погорающем инее Над застрехами храп лошадей.   Как совиные глазки, за ветками Смотрят в шали пурги огоньки. И стоят за дубровными сетками, Словно нечисть лесная, пеньки.   Запугала нас сила нечистая, Что ни прорубь - везде колдуны. В злую заморозь в сумерки мглистые На березках висят галуны.     Но люблю тебя, родина кроткая! А за что - разгадать не могу. Весела твоя радость короткая С громкой песней весной на лугу.   Я люблю над покосной стоянкою Слушать вечером гуд комаров. А как гаркнут ребята тальянкою, Выйдут девки плясать у костров.   Загорятся, как черна смородина, Угли-очи в подковах бровей. Ой ты, Русь моя, милая родина, Сладкий отдых в шелку купырей.     Понакаркали черные вороны: Грозным бедам широкий простор. Крутит вихорь леса во все стороны, Машет саваном пена с озер.   Грянул гром, чашка неба расколота, Тучи рваные кутают лес. На подвесках из легкого золота Закачались лампадки небес.   Повестили под окнами сотские Ополченцам идти на войну. Загыгыкали бабы слободские, Плач прорезал кругом тишину.   Собиралися мирные пахари Без печали, без жалоб и слез, Клали в сумочки пышки на сахаре И пихали на кряжистый воз.   По селу до высокой околицы Провожал их огулом народ... Вот где, Русь, твои добрые молодцы, Вся опора в годину невзгод.     Затомилась деревня невесточкой - Как-то милые в дальнем краю? Отчего не уведомят весточкой, - Не погибли ли в жарком бою?   В роще чудились запахи ладана, В ветре бластились стуки костей. И пришли к ним нежданно-негаданно С дальней волости груды вестей.   Сберегли по ним пахари памятку, С потом вывели всем по письму. Подхватили тут родные грамотку, За ветловую сели тесьму.   Собралися над четницей Лушею Допытаться любимых речей. И на корточках плакали, слушая, На успехи родных силачей.     Ах, поля мои, борозды милые, Хороши вы в печали своей! Я люблю эти хижины хилые С поджиданьем седых матерей.   Припаду к лапоточкам берестяным, Мир вам, грабли, коса и соха! Я гадаю по взорам невестиным На войне о судьбе жениха.   Помирился я с мыслями слабыми, Хоть бы стать мне кустом у воды. Я хочу верить в лучшее с бабами, Тепля свечку вечерней звезды.   Разгадал я их думы несметные, Не спугнет их ни гром и ни тьма. За сохою под песни заветные Не причудится смерть и тюрьма.   Они верили в эти каракули, Выводимые с тяжким трудом, И от счастья и радости плакали, Как в засуху над первым дождем.   А за думой разлуки с родимыми В мягких травах, под бусами рос, Им мерещился в далях за дымами Над лугами веселый покос.   Ой ты, Русь, моя родина кроткая, Лишь к тебе я любовь берегу. Весела твоя радость короткая С громкой песней весной на лугу.  

Сергей Есенин, безусловно, очень талантливый человек, поэт от бога. Нельзя остаться равнодушным к его творчеству. Стихи Есенина легки, мелодичны, образны. Простая русская природа средней полосы России, красота лесов, полей, рек, яркого солнца и ночного неба в разные времена года – все это мы встретим в его поэзии. Поэт искренне любил свою родину: ту небольшую деревеньку в Рязанской области, где он родился и вырос. И этим чувством наполнены многие произведения Есенина.Стихотворение «Русь» было написано в 1914 году. Это год начала Первой Мировой войны. Жанр этого стихотворения можно определить как лиро-этический. Чувства лирического героя переплетаются с реальными событиями, происходящими в стране. Поэт переживает все беды и радости вместе со своим народом, со своей Русью.
Стихотворение разделено автором на пять частей. Исходя из этой композиции мы будем анализировать произведение. В первой части Есенин рисует перед читателем незамысловатый деревенский пейзаж. Олицетворение и яркие эпитеты помогают нам представить ветхую деревеньку, которая «потонула в ухабинах», где не избы, а «избенки», «тощие поля». Невеселый пейзаж: «злая изморозь», «сумерки мглистые», за окошком не то дует ветер, не то воют волки. Здесь мы увидим и обращение автора к народным приметам, поверьям. С помощью ярких сравнений, метафор обычные явления природы становятся похожи на сказочные существа.
Как совиные глазки, за ветками
Смотрят в шали пурги огоньки.
И стоят за дубровными сетками
Словно нечисть лесная, пеньки.
Но лирический герой любит эту деревеньку и эту землю. Об этом он говорит во второй части. Она имеет кольцевую композицию, начинается с обращения и обращением заканчивается. (Мы еще не раз встретим обращение в этом стихотворении):
Но люблю тебя, родина кроткая,
А за что – разгадать не могу !
И в конце:
Ой ты, Русь моя, милая родина,
Сладкий отдых в шелку купырей.
Глагол «люблю» употреблен здесь два раза, это слово подчеркивает чувство поэта. А обращения роднят стихотворение с народной поэзией. В этой части поэт рисует картину летнего вечера, молодого веселья:
Я люблю над покосной стоянкою
Слышать вечером гуд комаров.
А как грянут ребята тальянкою,
Выйдут девки плясать у костров.
Загорятся, как черна смородина,
Угли-очи в подковах бровей …
В третьей части настроение вновь меняется. Эта часть – кульминация стихотворения. Началась Первая Мировая война, и «мирные пахари» вынуждены проститься с сохой и идти на фронт защищать Родину. Особую роль здесь играют постоянные эпитеты, образы – символы, позаимствованные Есениным из народной поэзии: «Черные вороны», «Тучи рваные», «машет саваном пена с озер». Все это предвещает беду, несчастье. Состояние природы перекликается с состоянием души человека. Поэта волнует не только судьба России, но и судьба русского народа:
Вот где, Русь твои добрые молодцы,
Вся опора в годину невзгод.
Эти «добрые молодцы», напоминают сказочных богатырей, они готовы все вынести, все пережить.
Четвертая часть начинается необычным олицетворением и риторическими вопросами:
Затомилась деревня невесточкой –
Как то милые в дальнем краю?
От чего не уведомят весточкой, –
Не погибли ли в жарком бою?
И опять тревожные символы: «Запахи ладана», «Стуки костей». Но в заброшенную деревушку приходят весточки с фронта, и это огромная радость для односельчан.
В пятой части жители деревеньки ждут возвращения «добрых молодцев» с фронта, к крестьянскому труду, к обычной жизни:
Они верили в эти каракули,
Выводимые с тяжким трудом,
И от счастья и радости плакали,
Как в засуху над первым дождем.
Оптимизм переполняет и лирического героя:
Я хочу верить в лучшее с бабами,
Тепля свечку вечерней звезды.
Мы опять встретим обращения, наполненные искренней любовью к родной земле, мирному крестьянскому труду:
Ах поля мои, борозды милые,
Хороши вы в печали своей ! …
Припаду к лапоточкам берестяным,
Мир вам, грабли, коса и соха !
Последняя строфа стихотворения перекликается со второй частью, это своеобразный несколько измененный повтор:
Ой ты, Русь, моя родина кроткая,
Лишь к тебе я любовь берегу.
Весела твоя радость короткая
С громкой песней весной на лугу.
Стихотворение написано трехсложным размером – анапестом, что придает ему особую напевность и мелодичность. Много общего у этого произведения с народной поэзией. Это и постоянные эпитеты (например: «черные вороны», «добрые молодцы», «мягкие травы»), это и слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами (лапоточки, избенки, невесточка, грамотка), устаревшие формы глаголов (собиралися), особая песенная лексика (затомилась, несметные, заветные, родимые), краткие формы прилагательных (черна смородина). Также мы встретим лексику разговорной речи: гаркнут, загыгыкали, пихали, каракули, и высокие книжные слова: годину невзгод, думы несметные. Такое смешение лексики делает неповторимым язык поэта.
Сергей Есенин живет вместе со своей страной, ее бедами и радостями. И история одной незаметной деревеньки – это и история России. Поэт искренне любит свою Русь и искренне верит в ее светлое будущее.

Беловой автограф (РНБ, ф. А.М.Ремизова) предварен авторской надписью: «Переписывал для Серафимы Павловны Ремизовой. С.Есенин. 18/IV 15 г.». Второй беловой автограф (ст. 17-28) был записан в альбом А.А.Измайлова 6 октября 1915 г. (РГАЛИ). Третий беловой автограф (РГАЛИ) датирован: «31 мая 1916 г.»; после даты - помета рукой автора: «У Конотопа». Этот авторский список, возможно, предназначался для печати, поскольку на обороте первого листа (после слова «объяснить») Есенин карандашом написал следующее:

«1. В погорающем инее. 1. Облетающем, исчезающем инее.
2. Застреха. 2. Полукрыша, намет соломы у карниза.
3. Шаль пурги. 3. Снежный смерч (вьюга) (зга) (мзга).
4. Бласт. 4. Видение.»

Печатается и датируется по наб. экз. (вырезка из Грж.). Строки, в переработанном виде ставшие второй строфой третьей главки поэмы «Русь», первоначально открывали стихотворение «Богатырский посвист», опубликованное в ноябре 1914 г. (см. воспоминания Д.Н.Семёновского: Восп., 1, 153).

С.Д.Фомин, член Суриковского кружка, вспоминал: «...в начале 1915 г., еще перед отъездом в Петербург, Есенин является к товарищам, где был и я, с большим новым стихотворением под названием „Русь“. В тесной накуренной комнате все притихли. Зазвенел голос белокурого Сережи. <...> Читал Сережа с душой и с детски чистым и непосредственным проникновением в те события, какие надвигались на любимую им, мужичью, в берестяных лапотках, Русь. <...> Есенин стихотворением „Русь“ <...> гигантски шагнул вперед. Этим стихотворением он и приобретает себе известность и имя» (сб. «Памяти Есенина», М., 1926, с. 130-131). [4]


[1] Максаков В.В. История и организация архивного дела в СССР (1917-1945 гг).- М. - 1969. 431 С.

[2] http://www.rusarchives.ru/federal/rgali/character.shtml

[3] Российский государственный архив литературы и искусства.(РГАЛИ).ф. 190 оп. 1 ед. хр. 16

[4] http://www.museum-esenin.ru/tvorchestvo/168

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.