Сделай Сам Свою Работу на 5

Часть вторая.Определение подлинности источника.





Часть первая.Источниковедческая эвристика-поиск источников.

Труд Аммиана Марцеллина имел заглавие ResGestae, что в переводе с латинского языка дословно – «Деяния», и был написан приблизительно в конце IV века, в Риме . В начале VI века, римский ритор из ЦезареиМавретанской, Присциан в своих «Грамматических направлениях» применил к работе Марцеллина название – RerumgestarumlibriXXXI(“Деяния в тридцати одной книге»). В переводах на европейские языки название неоднократно менялось, оставив самым распространенным, особенно в русских переводах,– «Римская история». Наиболее полная рукопись, Фульдская или Ватиканский кодекс 1873 , IX век. Была открыта в Фульде Поджо Браччолини и передана им в Ватиканскую библиотеку в 1414 г. Фульдская рукопись является копией более ранней, близкой к архетипу, но утраченной, Герсфельдской,от которой остались лишь разночтения в издании Сигизмунда Геления ( Базель, 1533), шесть листов Магдебурских фрагментов, открытых в 1875 году и еще небольшой фрагмент, найденный в 1986 году в Касселе. Также, недавно были обнаруженны следы использования “Римской истории” в трудах писателя XV в.БьондоФлавеля, основываясь на них было предложенно восполнение части недостоющих отрывков в дошедшем до нас тексте . Первоначально «История» состояла из 31 книги, однако, 13 первых книг было утрачено еще в древности, предположительно в V в., как отмечает Присциан в своих «Грамматических направлениях» (VI в.). Первое издание «Деяний» было осуществлено в 1474 г. в Риме Анджело Сабино( оригинальное название Editioprinceps). Далее текст “Деяний” неоднакратно публиковался на протяжении XVI-XVII веков.



В российской науке впервые четкий интерес к АммиануМарцеллину обозначился к началуXXв. В 1906-1908 гг. было опубликованно первое издание “Деяний” на русском языке. Перевод осуществил профессор Киевского университета Святого Владимира Кулаковский Ю.А. и Сонни А.И.На данный момент это издание остается единственным полным переводом на русский язык. Особое внимание заслуживает и статья Холмогорова В.И. “Римская стратегия IV в.н.э. у Аммиана Марцеллина” , где автор представляет Аммиана скорее как военного историка, давая критические замечания по многим аспектам. В 1959 г. вышла статья советского антиковеда Соколова В.С., где автор попытался дать характеристуку личности и произведению Аммиана, степени их изученности как в русской, так и в зарубежной литературе. Также чтоит отметить работу Нероновой В.Д., посвященной проблемме отражения в “Деяниях” кризиса Римской империи, где довольно подробно и обоснованно рассмотринны сведения Амммиана Марцеллина.В 1972 г. была изданна статья Каждана “Аммиан Марцеллин в современной зарубежной литературе”, в которой автор подверг глубокому анализу работы зарубежных авторов , обнаружив противоречивость в оценках личности и сочинения Марцеллина.Во второй половине XX в. в русской науке, изучение «Деяний» и личности Аммиана получило дальнейшее развитие.



Первое критическое издание «Деяний» было опубликовано в 1636 год под редакцией Генриха Валезия, на которого в дальнейшем ссылались многие авторы.В современной зарубежной науке и литературе сочинение Аммиана было подвергнуто глубокому анализу, ряд авторов подвергает критике многие высказывания, данные и выводы римского историка, но выделяя при этом, его неоспоримый вклад в историю и называя его последним римским историком. Наиболее обстоятельные на сегодняшний день являются исследования личности и сочинения АммианаМарцеллина : немецкого ученого Ф.Эйссенхардта, В. Гардгаузена, В.Зейфарта,Ги Сабба, Томсона( SabbahG. Lamethodd,AmmienMarcellin: RecherchessurlaconstructiondudiscourshistoriquedanslesResGestae. Paris, 1978.;Thompson. TheHistoricalWork.) и ряда других авторов.

Основной поиск информации об источнике «АммианМарцеллин. Римская история» осуществлялся с помощью компьютерной сети Internet и каталога Национальной библиотеки. В последней, с помощью поисковой программы библиотеки по имеющемуся у них книжному фонду, методом расширенного поиска , задавая свой источник АммианМарцеллин «Римская история», был мною выбран ряд книг и изданий, включающий статьи о его жизни и сочинении.Поиск производился по имени автора и названию работы.



В моей работе использована информация с сайтов : dissercat.com/content/ammian-martsellin-problemy-biografii-v-kontekste-epokhi,

http://ru.wikipedia.org/wiki/Аммиан_Марцеллин

http://cyberleninka.ru/article/n/ammian-martsellin-v-otechestvennoy-istoriografii

http://cyberleninka.ru/article/n/sostav-persidskoy-armii-iv-v-n-e-v-izvestiyah-rimskogo-istorika-ammiana-martsellina

http://www.dslib.net/vseobwaja-istoria/ammian-marcellin-i-persy.html

http://ru.wikipedia.org/wiki/Либаний

Часть вторая.Определение подлинности источника.

Данный источник, «Деяния» АммианаМарцеллина, в той или иной степени субъективен по своей сути, но он имеет двапреимущества перед другими: во-первых, литературно-исторические источники достаточномногочисленны, а во-вторых, они просты для понимания. При этом сочинения позднеантичных авторов зачастую более точны, чем труды писателей периода Ранней империи. Это в особенной степени касается произведений IV в., времени, когда военная и гражданская карьеры оказались разделенными, и социальная элита общества была в массе своей не знакома с военным делом, а потомуисторики должны были давать пространные объяснения всему, что хоть как-то затрагивало эту область. Одним из наиболее важный из литературных источников римской истории– «Деяния» АммианаМарцеллина. Его значение невозможно переоценить. Римская историография IV в. фактически замыкалась на малых жанрах: бревиариях, и эпитомах, представлявших собой собрания выдержек из сочинений предшественников. На подобном фоне труд АммианаМарцеллина является уникальным по своему содержанию. Основные сведения о личности Аммиана, которыми мы располагаем, сохранены в тексте «Истории» самим автором. Завершая свое сочинение Аммиан сообщает, что является «солдатом и греком» (Amm., XXXI, 16, 9) Отдельные замечания, сделанные Аммианом по ходу изложения, действительно позволяют утверждать, что будущий историк достаточно долгое время служил в армии, и, следовательно, практически, а не понаслышке, был знаком с различными сторонами военного дела, что доказывает подлинность и адекватную оценку им исторических событий, по крайней мере, военного плана.

В работе Марцеллина присутствует ярко выраженная приверженность к характерным традиций в манере изложения текста, для того времени( к кон. IV века) и географического региона( Римская империя). Во-первых, введение в произведение экскурсов, т.е. отступлений от основной темы произведения, которой являлась политическая история Римского государства. Экскурсы подчинены отдельному сюжету, значительны по объемам и могут не относится непосредственно к описываемым в его сочинении событиям. Во-вторых, язык “Деяний” выдержан в стиле так называемого азианского красноречия( отличается витьеватостью, риторичностью), популярного в античной литературе в IV веке. В этом же стиле были написаны сочинения Юлиана Отступника (римский император в 361-363 годах из династиии Константина, последний языческий император, ритор и философ, оставив после себя ряд сочинений, самое значительное “Против христиан”). Эти факторы доказывают, что автор “Деяний” жил во время, к которому относят это сочинение и был хорошо знаком ,имел доступ к литературно-историческим произведениям описываемого времени. Также, известно, что Аммиан публично читал свое сочинение( из письма Либания).

И писем Либаниясохранились сведения и о путишествиях Аммиана Марцеллина по Египту, где он посетил Александрию,Фивы, Пелопоннес, где он мог воочию увидеть последствия разрушительного землятрясения. Побывал он и в Антиохии в период террора от правления императора Валенте. В начале 380-ых годов Аммиан перебрался в Рим, где он, как иностранец по происхождению, подвергся жестким репрессиям , пережил голод 383 года в Риме. Об этом периоде жизни он упомянул в своем сочинении, резкой критикой режима власти того времени.

Исходя из вышеперечисленных сведений, можно выделить следующие основания подлинности источника :

- Сочинение “Деяние” было написанно Аммианом Марцеллином, что доказывают письма греческого ритора Либания и римского общественного деятеля и оратора Квинта Аврелия Симмаха. Изходя из данных которых, можно проследить судьбу и деятельность Аммиана, его происхождение, службу в армии, путешествия и т.п. Упоминание о том, что сочинение “Деяния” было прочитанно самим автором на широкой публике, подвергалось похвалам и критике от слушателей.

- Непосредственное участие Аммиана Марцеллина во многих исторических событиях IV века , военных действиях, приближенность к императорам в связи со своей военной службой, хорошее образование и т.д., позволило Аммиану, как очевидцу событий, детально и обьективно описать события тех дней, что доказывает и определяет нам время, к которому относится написание работы ( приблизительно последнее десятилетие IV века). В процессе исследования возникает множество споров по точной датировке написания, т.к. в некоторых частях сочинения присутствует порой открытая критика или наоборот, хвалебные отзывы о действующих императорах. Следовательно, учитывая, что Аммиан публично читал свое сочинение, датировку написания можно соотнести со временем правления того или иного императора.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.