Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 7: А.П.Чехов. Рассказы. «Вишневый сад»





А. П. Чехов родился 17 января 1869 года в Таганроге в мещанской семье. Предки Чехова были крепостными крестьянами. У отца Чехова была бакалейная лавка. Учился Чехов сначала в греческой школе, а затем в гимназии. Уже в эти годы увлекся театром. В 1876 г. семья Чехова из- за долгов переезжает в Москву. Чехов остается в Таганроге, чтобы закончить гимназию. В 1879 году, получив стипендию от Таганрогского городского управления , поступает в Московский университет на медицинский факультет. Печатается в журналах «Будильник», «Стрекоза», «Зритель», «Сверчок» под псевдонимами Антоша Чехонте, Брат моего брата, Врач без пациентов, Человек без селезенки и др.

Первый сборник рассказов «Сказки Мельпомены» выходит в 1884 году, второй—«Пестрые рассказы»-- в 1886. В 1887 г. выходит третий сборник «В сумерках», за который Чехов получает Пушкинскую премию.

Первая пьеса «Иванов» выходит в 1888 году.

В 1890 году—поездка на остров Сахалин для изучения быта ссыльных и каторжников. Результатом поездки стала книга «Остров Сахалин», за которую Чехов был взят под надзор полиции.

В 1890- е годы живет общественными интересами: заведует холерными бараками, строит школу, проводит шоссейную дорогу. В эти годы пишет рассказы «Палата № 6», «Дом с мезонином», «Учитель словесности», «Мужики», пьесы «Чайка» и «Дядя Ваня».



В 1902 году избран почетным членом Академии наук, но отказался из- за М. Горького.

В 1903 году пишет последнюю пьесу «Вишневый сад». В мае 1904 года едет в Германию, в Баденвейлер на лечение, где 2 июля 1904 года он умирает.

Впервые о замысле написания пьесы Чехов упоминает в 1901 году. Он задумывает комедию, тема её—имение идет с молотка за долги—была не новой для Чехова, он затрагивал ее в ранней пьесе—«Безотцовщина». В основу пьесы вошли многие жизненные впечатления Чехова. Большую роль в оценке пьесы сыграли режиссеры МХАТа Станиславский и Немирович- Данченко, которые восприняли эту пьесу как драму. Премьера пьесы состоялась 17 января 1904 года.

Внешний сюжет пьесы— продажа имения за долги, смена владельцев дома и сада. В сюжете нет ярко выраженного конфликта, так как Чехов хотел показать не борьбу характеров, а противостояние различных жизненных позиций. Главным в пьесе является не внешний сюжет, а внутренний.



Контрольные вопросы и задания:

  1. Каким было происхождение писателя?
  2. Какое образование получил Чехов?
  3. Каким было начало литературного творчества?
  4. Перечислите известные произведения писателя
  5. Проблематика рассказа «Ионыч».
  6. Охарактеризуйте семью Туркиных
  7. История создания пьесы.
  8. Основной конфликт пьесы.
  9. Что означает символический образ вишневого сада?
  10. Особенности жанра пьесы. Перескажите сюжет рассказа «Ионыч»
  11. Напишите сочинение «Деградация человеческой души под влиянием пошлого мира» (по рассказу «Ионыч»)
  12. Перескажите сюжет пьесы «Вишневый сад». Проанализируйте пути спасения сада.

Тема 8: Литературный процесс конца XIX- начала XX века

(Контрольная работа)

Написание итоговой контрольной работы.

1. Жизненный путь А.Н. Островского

2.Жизнь и творчество Н. А. Некрасова.

3.Главная идея поэмы «Кому на Руси жить хорошо?».

4.Судьба и творчество М. Е. Салтыкова- Щедрина.

5.Жизнь и творчество Ф. М. Достоевского.

6.Проблематика романа «Преступление и наказание».

7.Судьба и творчество Л. Н. Толстого.

8.Особенности жанра, композиции, история создания романа «Война и мир».

9.Поиски добра и смысла жизни Андрея Болконского.

10. Поиски добра и смысла жизни Пьера Безухова.

11.Особенности жизни и творчества А. П. Чехова.

12.Развитие образа Старцева в рассказе Чехова «Ионыч».

13.Особенности пьесы «Вишневый сад».

Раздел 12. Русская литература ХХ века

Тема 9: «Серебряный век» русской поэзии

Последнее десятилетие ХХ века открывает в русской и в мировой культуре новый этап. Изменились все стороны жизни: экономика, политика, наука, культура. Новым было прежде всего мироощущение человека. Новая эпоха воспринималась с одной стороны как кризисная, с другой—как время небывалых свершений.



Новаторством культуры «серебряного» века было образование модернистских и авангардистских течений. Модернизм—это стремление к новому, не разрывая с традициями. Авангардизм—это стремление к новому, отрицая традиции.

Модернизм был представлен тремя поколениями:

1. Символисты первой волны, или декаденты. (1880- 1900). И. Анненский, В. Брюсов, Д. Мережковский, З. Гиппиус, К. Бальмонт, Ф. Сологуб.

2. Символисты второй волны (1900- 1910). А. Блок, А. Белый, М. Волошин.

3. Акмеисты, или «Цех поэтов» (1910- 1914). Н. Гумилев, А. Ахматова, О. Мандельштам.

Авангардизм был представлен двумя ветвями футуризма:

1. Кубофутуризм, или группа «Гилея» (1910- 1917). В. Маяковский, В. Хлебников, А. Крученых, бр. Бурлюки.

2. эгофутуристы (1911). И. Северянин, В. Гнедов, Р. Ивнев.

Контрольные вопросы и задания:

  1. Историческая и культурная ситуация в начале ХХ века.
  2. Расскажите, какие течения представляли модернизм?
  3. Охарактеризуйте творчество футуристов
  4. Охарактеризуйте творчество символистов
  5. Охарактеризуйте творчество акмеистов

Тема 10: А.М.Горький «На дне»

16 марта 1868 года—родился в Нижнем Новгороде в семье столяра- краснодеревщика.

1871год—смерть отца от холеры, возвращение с матерью в Нижний Новгород в семью деда, владельца красильных мастерских.

1879—смерть матери.

1891—странствие по Руси ( Поволжье, Дон, Украина, Крым, Кавказ).

1892—публикация в тифлисской газете «Кавказ» рассказа «Макар Чудра» под псевдонимом М. Горький.

1896—женитьба, лечение от туберкулеза.

1900—публикация сочинений в 4-х томах в издательстве «Знаний».

1921—отъезд за границу на лечение.

1927—публикация романа «Жизнь Клима Самгина»

1832—возвращение в Советский Союз.

18 июня 1836 года – дата смерти писателя.

Предметом изображения в драме «На дне» становится сознание людей, выброшенных в результате глубинных социальных процессов, на «дно» жизни. Социальный конфликт в пьесе имеет несколько уровней.

Каждый из ночлежников пережил в прошлом свой социальный конфликт, в результате которого оказался в унизительном положении. Эти социальные конфликты вынесены за сцену, отодвинуты в прошлое, они не становятся основой драматургического конфликта. Мы наблюдаем лишь результат внесценических конфликтов. Любовный конфликт становится гранью социального. Он показывает, что античеловеческие условия калечат человека, и даже любовь не спасает его.

Жанр пьесы можно определить как социально- философскую драму.

Контрольные вопросы и задания:

1. Расскажите о происхождении писателя.

2. Каким был первый литературный опыт М.Горького?

3. Истинные причины эмиграции писателя.

4. Перечислите известные произведения писателя.

5. Последние годы жизни.

6. Расскажите предыстории персонажей пьесы.

7. Какова роль любовного конфликта в пьесе?

8. Какова жизненная позиция Сатина?

9. Какова жизненная позиция Луки

10. Актуальные проблемы пьесы. Заполните таблицу «Творчество Горького» (по опорному конспекту)

Год Событие Произведения этого периода
     

11. Напишите сочинение на тему «Лука -положительный и отрицательный герой» (по пьесе «На дне»)

12. Опишите жизнь героев ночлежки (по пьесе «На дне»)

13. Перескажите сюжет пьесы «На дне»

14. Составьте таблицу «Проблематика пьесы «На дне»»

Например:

Проблема Как выражается?
Социальная Бедность, пьянство
Философская  
Психологическая  

Тема 11: А.А. Блок. Лирика

Можно сказать, что судьба Блока с самого рождения былапредопределена. Он родился 16 ноября 1880 года. Его отец был профессором Варшавского университета, а мать—писательницей и переводчицей. Воспитывался Блок в семье деде по матери: известного ученого А. Н. Бекетова. Детство прошло в имении деда—Шахматово. Учился сначала в гимназии, а затем в Петербургском университете на филологическом факультете. Первый сборник стихов «Ante lucem» вышел в 1898 году.

Все творчество Блока можно рассматривать как трилогию:

1. «Стихи о Прекрасной Даме» (1898- 1904) посвящены Л. Д.Менделеевой.

2. Стихи о трагедии и крушении идеала (1904- 1907).

3. Стихи о революции ( 1907- 1917).

Блок воспринял революцию 1917 года восторженно, но вскоре разочаровался. Ранняя смерть Блока в 1921 году возможно спасла его от участи других писателей: Быть запрещенным и репрессированным.

Контрольные вопросы и задания:

1. В какой духовной среде вырос поэт?

2. Отношение Блока к революции.

3. Какие периоды в творчестве Блока можно выделить?

4. Представителем какого литературного направления был поэт?

5. Расскажите стихотворение А.Блока

6. Выполните краткий анализ стихотворения (по выбору)

7. Составьте хронологическую таблицу жизни А.Блока (на основе дополнительного материала)

8. Приведите примеры, подтверждающие, что Блок принадлежал к поэтам-символистам

9. Напишите сочинение «Значение творчества Блока в русской литературе»

10. Составьте хронологическую таблицу жизни А.Блока (на основе дополнительного материала)

11. Приведите примеры, подтверждающие, что Блок принадлежал к поэтам-символистам

12. Напишите сочинение «Значение творчества Блока в русской литературе»

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.