Сделай Сам Свою Работу на 5

Визант, западноевроп и вост источники 6-13 вв





Понятие ист источника. Массовые и уникальные источники

Ист. источник – те остатки, кот дошли до нас из пошлого, это результат сознат деят-ти чел-ка. Ист. источник по совей природе субъективен, так как субъективен сам человек, но с др стороны – объективен, так как отражает объект реальность, т.е. то, что было.. источниковедение – анализ источников. выделение их них объективной инф.. восстанавливает прошлое. Более общий характер имеет деление источников на массовые и уникальные. Массовые источники отражают сущность и взаимодействие массовых объектов (статистика). Необходимо отметить, что по мере развития общества происходило изменение соотношения типов, видов источников: появляются новые типы источников (кино, фотодокументы), исчезают старые (летописи), формируются новые (статистические материалы, периодическая печать), т.е. источниковедение как специальная историческая дисциплина постоянно развивается, расширяя не только комплекс типов и видов источников, но и методологию предмета.

Классификация ист источников. Принципы ист познания

I. 1. остатки – чел-к создавал для решения своих проблем (здания)



2. предания – информация, передаваемая потомкам (летопись, воспоминания, газеты)

II. Типы по способу заложения инф-ии – письм, веществен, этнограф, фольклор – былины, ист песни, преда6ния, легенды, частушки, анекдоты, лингвистич, фотокинодокументы, фонодокументы

III. Письмен: летописи (1846-Полн собрание рус летописей), законодат акты (только верховн власть, обяз для выполнения, изд в интересах правящ партии – «Памятники рус права 8 Т, «Рос зак-во», «Декреты сов власти» 17 Т), делопроизводствен д-ты – о взаимоотношениях гос-ва и общ-ва, актов материалы, статистич, периодика, личн происхождения – воспоминания, дневники, письма, литерат, публицистика – посвящ акт теме, научн труды. Главный принцип истории как науки - это во-первых принцип историзма и во-вторых принцип объективности. Принцип историзма - это умение оценивать исторические события, действия масс и отдельных личностей в комплекте с теми историческими условиями, которые реально существуют в тот период, с конкретным уровнем общественного сознания и массовой психологии.



Осн. стадии исследовательской работы с источниками.

1. поиск и выявление источников.

2. источниковедческий анализ – изучение текста источника

3. определение внешних особенностей памятника

4. установление происхождения источника и его текста.

5. прочтение текста. протограф – исходный документ. редакция – измененный документ.

6. установление времени и места, обстоятельств и целей созд. источника и его автора. чем меньше времени между событием и его фиксацией, тем он достоверней.

7. интерпретация текста.

8. изучение содержания источника и установлении его соответствия ист. действиям. – полнота информации – насколько точно события отражены – насколько этому источнику можно верить, на анализ источника влияют – соц. направленность источника - осведомленность автора – каким способ автор получил сведения – какова методика и техника выявленных сбора и обработки сведений. при изуч. источника необходимо: - установить источник инофрм. об авторе (участник, очевидец, по словам). - личная заинтересованность в характере фиксации и истолкования фактов. – насколько автор был способен наблюдать и истолковывать факты.

Визант, западноевроп и вост источники 6-13 вв

1. Античн: Геродота история в 10 книгах, Страбон – географ. «География» 17 книг. Римляне: Плиний Ст – «Ест история», о народах вост Европы, упом венедов – славяне. Птолимей Клавдий «География», сарматы – поляки. Корнелий Тацит «Германия» - писал о севере Карелии, про протосаамов.

2. Визант: Прокопий Кесарийский «История войн Юстиниана с персами, вандалами и готами» 8 книг, пишет о славянах – склавины и анты, «Стратегикон» автор не известен. Констант патриарх Фотия . Сочинения Константина Багрянородного «Об управлении империей» - наставление сыну, опис по какому маршруту идут славяне нападать на Виз, чтобы ослабить их натиск – натравить кочевников. Лев Диакон «История» в 10 кн. Война с рус князем Святославом, лично его видел, описал. «Записка греческого тапарха» - путев заметки чиновника.



3. Зап-евр источники: Иордан «История готов», упомин вепсов, финно-угров. 839- появ назв-е «рос». Титмар Мерзибургский – монах, 8 книг-хроник. Арх-п Бруно – идея сделать печенегов католиками, 1008 – поехал. Адам Бременский «Деняния гамбсбургских еп-в», народ вицы – вепсы.

4. Сканд сочинения – Саксон Грамматик «Деяния датчан»

5. Вост авторы: в виде компеляций, переписывал у предшественников=дополнял. Ахмед ибн Фадлан славяне подобны пальмама – румяны и стройны.

 

 

5. Летописцы и летописание, методика исследования летописей.Осн ист-к по древнейш истории Р. Наз по месту Нахождения (Ипатьевская – в мон-ре). По имени монаха (Лаврентьевская), числовое 5 новгородских. летописеведение – отрасль источниковедения. А. А. Шахматов внес вклад в изучение летописей - обратил внимание, что каждая летопись повторяет одни и те же события, каждый летописец пытался взять инф. из предшествующих летописей, начиная с сотворения мира. Шахматов сделал вывод: все дошедшие до нас летописи яв. летописными сводами. в состав каждой поздней вошла инф. предшествующей. ввел понятие летописный свод. протограф – летопись, из кот. заимствовали сведения, первонач текст. редакция или извод – целенаправленно изменение текста в рез переработки. Летописец – летопись с локальным охватом, автор летописи.Личность автора – ключев момент, влияет на содержание. Глубоковерующие монахи – провиденционалисты. Знамения, когда не могли объяснить. осн. идеи Шахматова: 1 на основе более поздних летописей можно реконструировать более ранние 2 путем сопоставления поздних и ранних летописей можно выявить источники летописей. 3 летопись надо рассматривать в контексте историко-культурного процесса того времени.

6, ПВЛ – древнейшая дошедшая до нас русская летопись. названа по началу летописи (это первые слова). она имела 3 редакции. были ли летописи до ПВЛ? здесь можно сказать, что да. (Шахматов). 2 самые старые летописи взять. то там идет один и тот же текст. примерно до 1090-х гг, а после этого события в ПВЛ и Новгород. первой летописи расходятся=> у них есть общий источник. он назвал эту летопись начальный свод. 1093-1095гг – ее датировка. это предположение не ставится под сомнение. примерно с 1061г. в ПВЛ появ. точная датировка событий => события записывались в режиме реального времени. Шахматов стали изучать события. точные даты имели события в г. тьмутаракане => летописец жил в этом городе. 1073г. правда Ярославичей. м\у 1061-1073гг. писали к-т летопись. сохранился источник – киево-печерский патерик – биографии первых 25 монахов киево-печерского монастыря. есть биография Никона, так сказано, что он жил 7 лет в Тьмутаракане => был никоновский свод примерно 1060-х гг. т.е. 2 более ранних летописи чем ПВЛ. с 852 года идут датированные известия. русское летописание возникло после крещения. (так думает часть ученых). 996- постройка десятинной церкви. может летописи стали писать с 1007г. – перезахоронение Ольги. Охваченный период истории начинается с библейских времён в вводной части и заканчивается 1117 годом (в 3-й редакции). Датированная часть истории Руси начинается с 852 года, начала самостоятельного правления византийского императора Михаила. Летопись вобрала в себя в большом количестве материалы сказаний, повестей, легенд, устные поэтические предания о различных исторических лицах и событиях. Многие рассматривают её как основной источник по начальному периоду русской истории, иногда необоснованно отбрасывая другие источники, если они противоречат «Повести временных лет». В «Повести временных лет» записаны легенды о происхождении славян, их расселению по Днепру и вокруг озера Ильмень, столкновению славян с хазарами и варягами, призвании новгородскими славянами варягов с Рюриком во главе и образованию государства Русь. Источники ПВЛ. их можно разделить на несколько групп: иностранные (в осн. византийские) и отечественные. или письменные или устные (легенды). иностранные источники: из Византии стали привозить произведения по всеобщей истории. «хроника Георгия амартоллы» - Георгий амартолла – визант. монарх, его летопись была закончена в сер. 10 века. рассказ. о раздел. земли м\у его 3 сыновьями. в ВПЛ даны тексты договоров Руси с Византией. жития Бориса и Глеба, житие княгини Ольги, повесть об ослеплении василька теребовского. рассказы бывалых людей, информаторы: знатные киевляне, новгородцы. легенды об основании Киева.


 

 

7, Летописание Великого Новгорода и Пскова. 5 кончанских летописей. Новгород. первая летопись – вели в церкви Св Якова в Неревском конце - самая старинная. писалась 2 раза: ранняя и поздняя. старая доведена до 1052г, младшего извода до 1442г. Писали на пергамене – телячьей коже. 2 раза автор Новгород. первой летописи пишет о себе. 1144г. – епископ Нифант поставил автора попом. 1188- новый почерк, под этим годом раб божий Герман Воята скончался. с 1144-1188 – автором летописи был Герман Вояна. 1230г – Тимофей Пономарь писал летопись. больше ни один летописец о себе не писал. Х-ка Новгород. летописания. - в целом летописи посвящаются только Новгород. Земле, – много внимания уделялось военной теме. 1268 – роковорский бой в Новгороде. об этом пишет ПВЛ. – Новгород. летописи – картина повседневной жизни большого средневекового города на протяжении нескольких веков. летопись фиксирует большие постройки, сходки на вече, пожары, стихийные действия отмечались. в Новгороде не хватало своего хлеба => сказано, благоприятный или неблагоприятный год. цены даже на хлеб фиксировались. летописец знал много людей. соц. борьба, стихийные бедствия. Новгород. 15в. фиксирует возвеличивание Новгорода. в 15в. они превращаются в общероссийские. – язык очень звучный, афористичный. псковские летописи – идентичны с новгор, сохранилось 3 псковских летописи 15, 16вв. «дьяки мудры, а земля пуста».

8, Общерусское летописание 16-17 вв. русские земли объединила Москва. 1271г. – моск. кн-во стало независимым. Даниил Александрович – первый князь. 1326г. – митрополит переехал на пост. жительство. => центр православия. по-настоящему летописание развернулось, когда М. стала крупным государством. моск. летописный свод 1480 – 1-ая летопись. Идея исключ роли М, третий Рим. 1540-е – появ. Воскресенская летопись, в ней дано изложение событий н. 16 в. – битвы, приемы послов. ее цель – прославление княжеской власти – моск. князья – потомки визант. императоров. Времен Ивана Грозного - «летописец начала царствования» 1550-е гг. завершался описанием присоединения Казани. внешняя политика описана, приемы послов. Никоновский свод – самая большая по объему летопись 16в. названа по ее владельцу в 17в. – Никон. до 1560г. доведена. никоновская летопись сущ. в 2-х списках. иллюстрированная летопись к ней – лицевой свод – рус =миров история. 1114 – начала писания. 16тыс. иллюстраций. 10 тыс. посвящены русской ист. до 1567г. – доводилась инф. последний том имеется в 2 вариантах, первый вариант не понравился Ивану IV, второй тож не устроил его. С 1570-х гг – прекращ общерус летописание. Пискаревский летописец – частн летописание, 2 москвича, до 1615 г. 17в – упадок летописания. С 1836 0 Издание летописей – «Полное собрание рус летописей» 45 томов.

9, Русская Правда— правовой кодекс Руси. Древнерусский правовой сборник сохранился только в «списках» (копиях) XIV, XV веков и более позднего времени. Вопрос о времени происхождения её древнейшей части в науке спорен. Большинство современных исследователей ввязывают Древнейшую Правду с именем киевского князя династии «рюриковичей» Ярослава Мудрого. Правда Ярослава основана на устном законе Руси. Старейшие издания восходят к 1280-м годам. Нормы Русской Правды были постепенно кодифицированы киевскими князьями на основе устного племенного права, с включением моментов скандинавского и византийского права, а также церковного влияния. Русская Правда содержит в себе, прежде всего нормы уголовного, наследственного, торгового и процессуального законодательства; является главным источником правовых, социальных и экономических отношений восточных славян. Влияние кодекса прослеживается в последующих памятниках права: Новгородская судная грамота, Псковская судная грамота 1467 года, московский Судебник 1497 года. Традиционно сохранившиеся многочисленные варианты Русской Правды разделяются на две основных редакции, во многом отличающиеся, и получившие наименования «Краткая» (6 списков) и «Пространная» (более 100 списков). В качестве отдельной редакции выделяется «Сокращенная» (2 списка), представляющая собой сокращённый вариант «Пространной редакции»

«Краткая Правда» состоит из следующих правовых текстов:«Правда Ярослава», от 1016 или 1036 г. (ст. 1-18); «Правда Ярославичей» (Изяслава, Святослава, Всеволода), от 1072 г. (ст. 19-41); Урок мостникам (регулировал оплату труда мостников (строителей мостовых, или, согласно некоторым версиям, строителей мостов), 1020-е или 1030-е гг. (ст 43). Списки "Пространной Правды" находят в списках церковных законов, в летописях, в статьях из Св. Писания судебного и законодательного характера ("Мерила Праведные"). "Пространной Правдой" пользовались духовные судьи при разборе светских дел или тяжб.

«Русская Правда» различает право, гражданское и уголовное, за одни преступления закон полагает лишь частное вознаграждение в пользу потерпевшего, за другие сверх того и правительственную кару со стороны князя. Деяния первого рода она признаёт гражданскими правонарушениями, деяния второго рода — уголовными преступлениями.

 

10, Судные и уставные грамоты Новгород. судная грамота – свод законов новг земли, опублик Карамзин в 3 Т. Текст поздний, но законы возникли раньше. О суде и закладе за нападения и грабежи. Неск видов суда – арх-па, посадника, тысяцкого, наместника великого князя. Всего 42 статьи. Относится к 1470-м гг. Псковская судная грамота – это крупнейший памятник права периода феод. раздробленности. Сохран. в 2-х списках. Граф Воронцов пригласил к себе в библиотеку начинающего историка Н. Бурзакевича. Там он обнаружил полный текст Псков. судной грамоты – Воронцовский список назвали. Он полный, статьи с 1-120. в тексте упоминается 6905г. (от сотворения мира) – 5508 = 1397; так же упоминается 1462- строительство пятого собора => речь идет скорее всего о разных редакциях. Источники псковской судной грамоты: грамоты великого князя Александра, гр. князя Константина, псковские обычаи. большинство ученых сходятся на мнение, что Александр Невский был в это время князем. князь К. Белозерский 2 раза был князем в Пскове (1407, 1414). 1-ая редакция – 1397, 2-ая редакция – н. 15 века, 3-ья – между 1462 и 1471. Псков. грамота освещает гражданско–правовые вопросы: суд князя, суд владычного наместника, суд посадника, статьи посвящаются земельным сборам.

Уставные грамоты – з-ны для разных тер-й в составе Моск княжества. Созр 16 штук. Двинская уст грамота – 18 статей, в ит бояр и купцов. Белозерская уст грамота – 1488 – в осн повинности местн населения, регламентация полномочий моск наместника, положение зависим нас-я.

11.Судебник 1497г.1 свод з-в Рос централизован гос-ва, подвел итоги предшеств закон деят-ти, заложил основу рос зак-ва. Сохр в 1 списке. 1817 – Павел Мих Строев обнар рукопись с текстом судебника, 1819 – уже напечат. Написан 3 разн почерками, для быстроты переписывали 3 чел-ка. Лета 7006 месяца септембрия – 1497 год, сентябрь. Сост из 68 разделов, 12 статей из устн грамот, 11 из пск суд грамот, 2 из Рус правды, 2 – обычн право.Содержание – централизация суда (мест=центр, куда входят дьяки), защита феод соб-ти, ограничен переход кр-н в Юрьев День. Впервые введ смертн казнь

Судебник 1538 – 1539г. дворяне создали судебник в своих интересах, он не использовался. Судебник 1550г. (Царский судебник) Нашел Вас.Ник. Татищев. Преподнес в подарок Анне Ивановне «яко вещь дивную». Копия в академии наук. Сохр Юрьев день, впервые ввел наказания за взятки.

12. Соборное Уложение 1649г. – важнейший законодательн. Источник 17 века. Принятию нового кодекса предшествовала серия городских бунтов 1648-49г., среди которых центральное место занимало московское восстание, вспыхнувшее из-за больших тягот. Составляли: Н.И. Одоевский, С.В. Прозоровский, Ф.Ф. Волконский. Соборное улож. Сост. Из 25глав, разделенных на 967 татей., имело сложную структуру. В введении указываются мотивы и история становления Уложения. Главы построены по рассматриваемому объекту правонарушения, выделяются своеобразными заголовками: «О богохульниках и мятежниках»(гл.1), «О государской чести и как его государское здоровье оберегать» (гл.2),»О денежных мастерах, которые учнут делати воровские деньги»(гл.5).. Соборн. Уложение 1649г. было завершающим этапом становления законодательства единого Российского государства. Явл. значимым как исторический источник. Дает важн. информацию по соц-эк и политическ. Истории России 17 века. В уложении отразился переход от сословно-представительной монархии к абсолютизму, была зафиксирована роль церкви в государстве, определены понятия государственного суверенитета, безопасности, подданства, военного долга, государственных политических преступлений, разработаны вопросы материального и процессуального права и судопроизводства. При изучении соборного уложения 1649г. особое внимание уделяется гл. 11 («Суд о крестьянах»), юридически окончательно оформившей крепостное право в России. 9 ст. установила бессрочный сыск кр-н и прикрепила их к определенному месту. Созданное в 17 веке Соборное Уложение на протяжении длительного времени оставалось основным кодексом российских законов. Во 2-ой половине17-н.19 века, оно обросло множеством дополнений, уточнений, изменений.

 

13. Актовые мат-лы 10-12 веков: международные договоры и церковные уставы.

Акт(лат. действую). Слово многозначно: с одной стороны под ним понимаются документы, предоставляющие какие-либо права и служащие доказательством наличия таких прав, с др. – это деловые и служебные записи, несущие информацию о том или ином событии или процессе, положение дел, состоянии имущества. Иными словами, к актам в широком смысле слова относятся тексты, выполняющие ф-ции документов. Как уже отмечалось, необх. усл. явл. наличие договаривающихся сторон. Заключ. Договора говорит о том, что если права сторон не равны, то хотя бы сопоставимы. Почти все акты древней Руси публично-правовые. Наиболее ранними древнерусскими актами явл. договоры с греками. Тексты этих договоров(911,944 и 971г) сохр. в ПВЛ. Договор 911г. заключен в Константинополе. На первом месте излагались усл. договора и уверения в подтверждении последних правительством., которое представляли иностранные послы. Оформлялись так: обе стороны составляли текст, каждая на своем яз., с употреблением своих канцелярских и дипломатических форм. Затем стороны обменивались грамотами, каждая получала еще и перевод на свой яз. Они служили лишь пособиями. Договор 944г. составлен в столице Древней Руси после длительных переговоров византийских послов с киевским князем. Часть договора составлена от лица русских, часть от лица греков. 971г. – запись княжеской клятвы, сделанной в императорском лагере со слов посланца Святослава. Скорее всего эта грамота писалась по типу договора 911г. – без предварительного согласования текста сторонами. Текст договора скреплялся печатями послов Святослава. Удостоверялись ли такие документы подписями неизвестно. Особую роль в государственной жизни древней Руси играла церковь, начиная с 10 века. На ранних этапах отношений м/у светской и духовной властью отсутствовали. О том, что в 10 веке они существовали, свидетельствует сообщение «ПВЛ» о передаче Владимиром Святославичем десятины построенной им Богородичной церкви. В дальнейшем передача светской властью церкви определенных прав послужил почвой для создания церковно-княжеских законодательных памятников - так называемых церковных уставов ВладимираI и Ярослава Мудрого.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.