Сделай Сам Свою Работу на 5

ЗАРОЖДЕНИЕ ШКОЛ ПОВЫШЕННОГО УРОВНЯ В СТРАНАХ ДРЕВНЕГО МИРА





1. Возникновение учебных заведений профессиональной направленности в странах Древнего Мира.
2.Учебные заведения Древней Греции и их характеристика.
3.Ораторские школы Древнего Рима.
4. Учебные заведения повышенного уровня в Византии.

Попытки выделения обучения для лиц, предназначавшихся к деятельности на высших ступенях социальной иерархии, отмечены еще в условиях древних цивилизаций Ближнего и Дальнего Востока, то есть в раннеклассовом обществе. Именно в государствах Древнего Востока были заложены основы материальной и духовной культуры, образования и воспитания. Так, уже в IV-III тысячелетиях до н.э. в Древнем Египте, Месопотамии, Древней Индии, Древнем Китае при резиденциях фараонов, храмах, дворцах правителей и аристократов, отдельных ведомствах и канцеляриях существовали школы различного типа, обеспечивающие общество людьми, сведущими в чтении, письме, законах (например, школы писцов), необходимых для правителей (например, царские школы) и чиновников.

В учебных заведениях того времени обучение начиналось, как правило, с 5-6-ти лет, а заканчивалось к 25-30 годам. Продолжительность обучения обусловливалась сложностью письма и весьма примитивными способами обучения.



Характер и объем образования были различны, но в основе лежало обучение письму и чтению, уделялось внимание языку и литературе, основам арифметики и геометрии, заучивались списки слов по определенной тематике, в том числе специальные термины жрецов, ювелиров, юристов и др.

Немаловажное значение придавалось физическим упражнениям и игре на музыкальных инструментах. В основном обучали мальчиков и юношей, но есть упоминания и о взрослых и женатых мужчинах, которые желали получить знание.

Время возникновения заведений профессиональной направленности относится приблизительно к III тысячелетию до н. э. Это дома табличек в Месопотамии (по шумерски эдубба), где готовили писцов; царские школы, школы врачевателей и писцов в Древнем Египте; школы вед, светские школы, толь (начальные школы) и аграхар (учебные заведения повышенного типа) в Древней Индии; различные школы в Древнем Китае: сян – учебные заведения на месте прибежищ для престарелых, которые брались обучать и наставлять молодежь, сюй, где поначалу учили военному делу, госюэ – школы для детей высокопоставленных граждан и сансюэ – учебные заведения для детей менее родовитой знати.



Широко известно на Востоке учение Конфуция (ок. 551 – 479 гг. до н.э.), который был объявлен величайшим из мудрецов и провозглашен «учителем 10 тысяч поколений». Конфуций сновал первую в Китае частную школу, в которой по преданию было около 3-х тысяч учеников и последователей, в том числе около 70 ближайших. Мудрец полагал, что этические и интеллектуальные качества человека являются врожденными. Следовательно, высокоразвитые люди имеют больше способностей, и могут изучать сложные явления, а людям менее развитым доступны только практические навыки.

Ко II-I вв. до н.э. в Китае сложиласьмногоуровневая система образования. Начальное образование начиналось приблизительно с 7-ми лет, продолжалось около 6-7-ми лет и состояло в изучении письма, языка, стиля, стихосложения. Дальнейшие этапы включали заучивание наизусть древних текстов, их комментирование и составление подражаний. «Великую науку» представляли 6 искусств: этика и ритуал, каллиграфия, счет, музыка, умение стрелять из лука и управлять колесницей.Вторая ступень – изучение 4-х наук: безупречное поведение (добродетель), политика и управление, литература и язык.

Ритуальные церемонии, соответствующие социальному положению человека, в Китае признавались вершиной обучения. В конфуцианской книге «Лунь-юй» сформулированы четыре основных принципа обучения: 1) учиться вовремя, пресекая дурное пока оно еще не обнаружилось; 2) учиться, пока еще не упущено время; 3) соблюдать последовательность в учении, не разбрасываться; 4) учиться с товарищами, поскольку у того, кто учится один, кругозор ограничен и познания скудны.



В VI-V вв. до н.э. вопросы воспитания и образования достаточно глубоко и основательно изучались древнегреческими философами Пифагором, Демокритом и др.

Пифагор (ок. 570–500 гг. до н.э.) известен как основатель «пифагорейского союза» – своеобразной школы, учение в которой отличалось своим неповторимым укладом.

Древнегреческий философ Демокрит (ок. 460 – 370 гг. до н.э.) большое внимание уделял человеку, вплотную подошел к проблеме соотношения воспитания, среды и наследственности. Большую роль

Демокрит придавал воспитанию, подчеркивая необходимость образования: «Никто не достигнет ни искусства, ни мудрости, если не будет учиться».

Древнегреческий идеал образования признавал достойными свободнорожденного только предметы, способствующие духовному развитию и совершенствованию. На содержание образования на высшей ступени оказывал влияние быт античных государств: участие граждан в собраниях, выборность правителей, достаточно высокий уровень развития науки и связанный с этим интерес к философскому знанию [1, с. 49-56].

Сократ (ок. 470-399 гг. до н.э.) полагал, что истинное знание нельзя вложить в сознание человека извне, оно должно вырасти из глубины его личности и с помощью учителя выйти на свет. Замечательны педагогические принципы Сократа: отказ от принуждения и насилия, признание убеждения наиболее действенным воспитательным средством, внимательное изучение склонностей и способностей ученика и опора на них при обучении.

Примечателен сократовский метод ведения бесед, для которого характерны две специфические черты:сократова индукция – построение наводящих вопросов таким образом, что, отвечая на них, собеседник сам постепенно убеждался в неверности и несовершенстве ранее высказанных своих положений; исократова ирония – шутливо искаженная позиция учителя, подчеркивающего свое мнимое незнание обсуждаемого вопроса в противовес самоуверенности ученика.

Платон (427-347 гг. до н.э.) – древнегреческий философ, ученик Сократа, приблизительно в 387-385 гг. до н.э. в пригороде Афин на месте старого гимнасия и сада из 12 оливковых деревьев, находившихся под покровительством мифического героя Академоса, основал известнейшую философскую школу – Академию. Этот уникальный образовательный и исследовательский центр просуществовал около 1000 лет, вплоть до 528 г.н.э. [2, с.260], [3, с.11-20].

Основой образования в этот период был признан канон «круга знаний» или «энциклопедии», позже получивший название «семи свободных искусств», носивших светский характер. К ним относились: «тривиум» – (трехпутье): грамматика, риторика и диалектика и «квадривиум» (четырехпутье): арифметика, геометрия, астрономия и теория музыки. Свободными они назывались как приличествующие свободным гражданам Греции.После овладения семью свободными искусствами юношам надлежало получить подготовку по философии, как считал Платон, или по риторике, как считал Исократ, другой известный ученик Сократа. Школа Исократа предшествовала школе Платона, так как была открыта около 390 г. до н.э. и в содержании образования ориентировалась преимущественно на политическое красноречие.

В Академии принципиальное значение придавалось математике: членами Академии были геометр и астроном Евдокс Книдский, астроном Гераклид Понтийский, геометр Менехм и др. Особая роль математики подчеркивалась девизом: «Не знающий геометрии да не войдет в Академию!», который был вынесен на входные ворота Академии. Платон писал: «Мы… никогда не стали бы разумными, если бы исключили число из человеческой природы… Геометрия приближает разум к истине» или «Надо по возможности строже предписать, чтобы граждане Прекрасного города ни в коем случае не оставляли геометрию: ведь немаловажно даже побочное ее применение». Считается, что сам Платон полюбил математику во время знакомства с пифагорейцами, которые были знатоками чисел как символа человеческого и космического бытия.

Во главе Академии стоял схоларх, избираемый из числа ее членов. По утрам всех обитателей Академии поднимал звон особого будильника, изобретенного самим Платоном. Ученики Академии спали мало, бодрствовали и размышляли в тишине, воздерживались от мяса(считалось, что мясо возбуждает сильные чувства), питались овощами, фруктами и молоком, старались жить чистыми помыслами. Занятия в Академии проходили по строгому распорядку. Платон любил беседовать с учениками, прогуливаясь под деревьями в оливковой роще близь Академии, а позднее занятия были перенесены в экседру – зал для занятий. Выпускников Академии и последователей учения Платона стали называть академиками [2, с. 260-274].

Надо отметить, что Академия представляла собой не только учебное заведение, но исвоеобразный философско-религиозный и политический клуб, основной задачей которого было создание проекта идеального государства и воспитание философа, способного к государственной деятельности. Вот как, по мнению Платона, должно происходить обучение государственных мужей: обучение грамоте в государственной школе начинается в 10 лет; с 13-ти лет мальчиков следует учить игре на кифаре; для юношей со средними способностями образование заканчивается в 17-18 лет; затем всеобщая воинская служба в течение двух лет – до 20 лет; с 20 до 30 лет способные юноши продолжают изучение наук на более высоком уровне, чтобы им стало ясно «сродство во всех науках между собою и с природой бытия»; с 30 до 35 лет самые способные, упорядоченные и стойкие натуры обучаются диалектике, позволяющей им подняться к созерцанию подлинного бытия; после этого они 15 лет должны заниматься делами государства, т.е. с 35 до 50 лет. Из тех, кто безукоризненно выдержал и это испытание, не поддался соблазнам власти и сохранил философский склад души, выбирают правителей, которые будут постоянно воспитывать подобных им самим.

Согласно Платону, воспитание– это «то, что с детства ведет к добродетели, заставляет человека страстно желать и стремиться стать совершенным гражданином, умеющим справедливо подчиняться и властвовать».

Платон впервые выделил элементарную, среднюю и высшую ступени обучения. Он был убежден, что правильно решить проблему воспитания граждан можно только с установлением справедливого государственного строя, а правильно устроенное государство состоит из трех сословий: ремесленников, стражей и правителей.

Еще один ученик Сократа Антисфен в начале IV в. до н.э. организовал свою школу Киносарг (от. др.греч. Κυν?σαργες – «Серый пес») — так назывался холм в пригороде Афин с гимнасием, посвященным Гераклу. Антисфен является основателем кинизма (от др.-греч. κ?νικο? – собака). Киники считали, что для достижения блага жить следует «подобно собаке», т.е. сочетая в себе простоту жизни, следование собственной природе, презрение к условностям; умение с твердостью отстаивать свой образ жизни, стоять за себя; верность, храбрость, благодарность. Антисфен первым сделал внешними признаками кинической школы такие атрибуты как сложенный вдвое плащ, который киники носили в любую погоду, посох (чтобы ходить по дорогам и отбиваться от врагов) и сума для подаяний. Особую известность приобрел ученик АнтисфенаДиоген Синопский, прославившийся своими минимальными потребностями к условиям жизни: скудная еда, отсутствие одежды, вместо жилища – бочка и т.д.

Дальнейшее развитие основ образования повышенного уровня связывается с именем древнегреческого философа и ученого-энциклопедиста Аристотеля(384-322 гг. до н.э.). Будучи учеником Платона, Аристотель не только развивал идеи своего учителя, но и в некоторых положениях пошел вразрез с его мнением – «Платон мне друг, но истина дороже!».

Аристотель является основателем другой известной философской школы – Ликея, которая была создана около 334 г. до н.э. на месте одного из афинских гимнасиев, недалеко от храма Аполлона Ликейского.

Ликей или Перипатетическая школа размещалась в крытой галерее, служившей лекционным залом (название происходит от древнегреческого «peripatog» – «крытая галерея»). К первому поколению перепатетиков – так называли преподавателей и учеников Ликея – принадлежат Теофраст, Евдем, Дикеарх и др.

Целью Ликея было не только преподавание, но и научное исследование, а потому Ликей Аристотеля быстро отобрал пальму первенства у Академии Платона, так как по качеству образования не было в Древнем мире ничего подобного. Группой одаренных учеников и помощников Аристотеля сделано множество существенных наблюдений и открытий, оставивших заметный след в истории многих наук.

В течение 12-ти лет Аристотель преподавал в Ликее и занимался наукой: задумал и организовал широкомасштабные естественнонаучные изыскания, которые финансировал Александр Македонский (Еще до открытия Ликея, предположительно в 343-342 гг. до н.э., Аристотель был приглашен македонским царем Филиппом II для воспитания своего 13-летнего сына, будущего завоевателя Вселенной Александра Македонского).

Занятия в Ликее Аристотель вел два раза в день – утром и вечером: по утрам беседовал с хорошо подготовленными учениками о трудных предметах, знакомил их с началами философии, а по вечерам учил начинающих.

Таким образом, Перипатос соединял в себе функции своеобразной академии наук и школы для афинской молодежи. О значимости Ликея для Афин того времени свидетельствует тот факт, что из 20 тыс. свободнорожденного мужского населения полиса около 2 тыс. прошло через лекции в Ликее.

Именно Аристотель впервые указал на необходимость сочетания широкого общего образования с изучением профессии. По Аристотелю, общеобразовательная подготовка должна быть направлена на выработку ориентации во многих предметах и способностей к самостоятельному суждению.

Аристотель воспитание понимает как трансляцию знаний, этических ценностей и норм поведения. Этот процесс, по его мнению, настолько важен, что должен регулироватьсягосударством и обществом. Кроме того, педагогические заслуги Аристотеля в том, что он определил гармонию личности через единство физического, нравственного и умственного воспитания и разработал возрастную периодизацию. Собственно, идеалы высшего образования перешли в средневековье через труды Аристотеля и сохранили свое значение практически до наших дней [2, с. 275-279], [3,с.11-20].

Таким образом, в Афинах V-IV вв. до н.э. насчитывалось несколько известнейших учебных заведения повышенного уровня, среди которых Академия, Ликей, Киносарг и др. Все они находились в «священных» местах, тесно связанных со старинными храмами и объектами религиозного почитания [4, с.27-28].

Знаменитым центром образования в Египте был Мусеум (или Мусейон) – храм, посвященный девяти греческим богиням-музам, покровительницам наук и искусств, основанный в III в. до н.э. династией царей Птолемеев в Александрии. Образованнейшие жрецы и лучшие ученые в области математики и астрономии, философии и медицины, истории и филологии, среди которых были Архимед, Евклид, Эратосфен и др., были приглашены сюда со всей Эллады для обучения царских детей и подготовки себе подобных, т.е. ученых. Именно при Музеуме была собрана богатейшая библиотека из сотен тысяч свитков папируса (около 500 тысяч экземпляров), в которых были зафиксированы сведения об истории, географии, математике, медицине и т.д. Александрийская библиотека была уничтожена пожаром в 415 г. н.э., а вместе с ней исчезли уникальные знания, накопленные за многие столетия. В качестве формы обучения в Мусеуме культивировалась лекция. Египетский Музеум является прообразом современных вузов, соединяющих в своей деятельности профессиональную подготовку, воспроизводство ученых и имеющих основательные библиотеки.

Широко известны риторские школы в Древнем Риме – многоуровневые профессиональные школы для будущих ораторов. Так, в ораторской школе Квинтилиана (35-96 гг. н.э.) обучение состояло из нескольких этапов. В программу первоначального школьного обучения входили грамматика, стиль, мораль, азы математики, музыка. На следующем этапе в грамматической школе предлагалось изучать многие дисциплины, но упор делался на грамматику и языки. В риторской школе, которая являлась высшей ступенью обучения, основным предметом являлась уже риторика как «искусство красноречия» [2, с. 293-300].

Квинтилиан был выдающимся организатором образования детей аристократов – своеобразной «золотой молодежи». По мнению Квинтилиана, цель воспитанияподготовка человека к исполнению гражданских обязанностей, а потому нужно давать такое образование, которое полезно обществу. Вершиной образования является овладение искусством оратора, ибо «поэтами родятся, а ораторами становятся».Привитие любви к учению – главная обязанность учителя, поэтому в обучении следует применять поощрение, вознаграждение, похвалу. Квинтилиан полагал, что хороший учитель должен сам пройти все ступени обучения, любить детей, быть сдержанным, не раздавать легко наград и поощрений, внимательно изучать учеников и быть примером для них.

Обобщение опыта в воспитании оратора Квинтилиан сделал на склоне лет приблизительно в 95 г. в своей работе «Об образовании оратора» в 12-ти книгах. За эту работу Квинтилиан взялся, уступая настойчивым просьбам друзей и учеников.

Другой древнеримский философ и политический деятель Сенека (ок. 4-5 до н.э. – 65 гг. н.э.)полагал, что если у власти окажется «мудрец», то он будет «справедливым царем» и обеспечит государству «наилучшее состояние». Но теория воспитания Сенеки, апробированная им на практике, не подтвердилась, так как его воспитанник император Нерон стал тираном и деспотом, не оправдавшим надежд своего учителя. В старости Сенека сделал вывод о том, что нравственный мудрец появляется лишь раз в 500 лет, а все прочие люди являются безнравственными безумцами.

Сенека известен как автор многих нравственно-педагогических работ, среди которых «Нравственные письма к Луцилию»,«О милосердии», «О благодеяниях», «О досуге», «О счастливой жизни», «О благодарениях» и др.

 

В Византии, просуществовавшей более тысячи лет (395 – 1453 гг. н.э.), венцом образования считались учебные заведения, созданные в античную эпоху в Афинах, Александрии, Антиохии, а также новые учебные заведения, открытые в Константинополе, Бейруте, Дамаске и др. Так, в 425 г. в Константинополе была учреждена высшая имперская школа Аудиториум (от лат.audire – слушать). С XI в. ее стали называть Магнавра или Золотая палата в соответствии с названием одного из помещений императорского дворца, где она и размещалась.

В Магнавре преподаватели являлись государственными служащими, которые получали жалованье от самого императора и полностью подчинялись ему. Именно здесь появились кафедры, как объединения ученых тех или иных наук, которые возглавлялись консулами философии, главами риторов и т.д.

Таким образом, учебные заведения Древних цивилизаций знаменитые центры образования периода античности – Академия Платона, Ликей Аристотеля, Александрийский Мусеум с богатейшей библиотекой, риторские школы Древнего Рима, учебные заведения Византии – Аудиториум и др. – стали прообразами высшей профессиональной школы. Ониобеспечили содержательное основание и систему ценностей для возникновения средневековых университетов, которые стали удовлетворять потребности общества в подготовке специалистов в области права, медицины, религии, искусства и постепенно стали центрами образования, науки и культуры

ЛИТЕРАТУРА

1. Джуринский А.Н. История педагогики древнего и средневекового мира. – М., 1999. с. 21-47, с. 49-56.

2. От глиняной таблички – к университету: Образовательные системы Востока и Запада в эпоху Древности и средневековья: Учебное пособие /Под ред. Т.Н. Матулис. – М., 1998. – с. 260-274, с. 275-279, с. 293-300.

3. Константинов Н.А. и др. История педагогики. – М., 1974. с. 11-20.

4. Нефедова Л.В. Педагогика в лицах: что осталось за страницами ваших учебников? – Астана-Караганда, 2008. с.9-56.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.