Эпоха Средневековья (5-15 века).
Античная философия.
Древнегреческая традиция.
Впервые тема культуры, проблема бытия человека в обществе обнаруживается в философии софистов (Протагор, Горгий), а также в философии Сократа.
В древнегреческой философии аналогом понятия «культура» выступало понятие «пайдейя» (воспитание, образование).
Культура как процесс воспитания и образования предполагала культивирование в человеке религиозности, патриотизма, гражданственности, свободы.
Эпоха Средневековья (5-15 века).
В эпоху Средневековья доминирующим становится христианское мировоззрение.Осмысление культуры приобретает богословское звучание.Богословы эпохи Средневековья (Боэций, Августин Блаженный, Фома Аквинский) полагали, что:культура возникает через осознание человеком духовного родства с Богом, через духовное самосовершенствование.
В основе средневекового представления о культуре лежит аскетический идеал личности (в его основе – образ человека духовного, страдающего, жаждущего искупления своих грехов).
Философия эпохи Нового времени (17- первая пол. 19 века)складывается под влиянием новаций и идей эпохи Возрождения (гуманизм, антропоцентризм).Идеи и ценности, определившие понимание культуры в философии эпохи Нового времени:приоритет научного знания;идеалы гуманизма (признание человека высшей ценностью общественного развития); идея прогрессивного развития общества автономность морали и личности по отношению к религии.
В философии эпоху Нового времени формируется «классическая модель культуры» (И. Кант, Г. Гердер).
Типология динамика, функции культуры. понятия культурная динамика означает изменения которые происходят в культуре и человеке под воздействием различных факторов.
выделяют внешние и внутрение факторы культурной динамики 1) антропологические 2) демографические 3) социальные 4) экономические 5)аксеологические
основные модели динамических изменений в культуре: -поступательно-линейная модель в её основе прогрессивное развитие культуре - стадиальная модель развития культуры была основана в рамках такого направления культурологи как эволюционизм: согласно данной модели развития человека осуществляется на следуйщей стадии дикость- варворство - цивилизация - бифрукационая или взрывная модель даноя мадель культуры была основана и предложена Лотманом в его работе «культура и взрыв»
один из вилов культурной динамики – культурогенез (т.е. порождения новых форм культуры, их последуещее формирования в систему культуры). Концепция возникновения культуры: - религиозная (Н. Бердяеев, А. Мень) -позновательная (Э. Тайлор) -орудионо трудавая (Ф. Энгельс) - психоаналитическая ( З.Фрэйд)
В зависимости от временной протяжоности все социокультурные изменения (процессы) можно разделить на 3 группы: -Макромаштабные процессы - Среднемаштабные Процессы - Микромаштабные процессы
Типология культуры: Типологизация культур предпологает их распределение, классификацию по каким-либо основаниям, общим признакам. Типология культур по их отношению к традиции: Согласно данной типологии выделяют традиционные и современные культуры.
Традиционые культуры . -Для культур данного типа характерна ориентация на воспроизводство веками слолжившегося образа жизни, ценностей, стереотипов поведения. - В традиционных культурах господствуют мифологические, религиозные представления о мире. -Для традиционных культур характерно достаточно медленный тэмп изменения во всех сферах общественной жизни, коллективизм.
Современные культуры: - Для култур данного типа характерен динамизм, прогрессивность развития, ориентации на новое, научная картина мира и ориентация на достижение науки и техники. -В культурах современного типа преобладают тенденции демократизма и гуманизма, происходит выделение индивида из коллектива. -Данный тип культуры начинает складыватся в европейской культуре эпохи Нового времени (начиная с 17в.)
Социальная типология культуры. Согласно данной типологии в жизне общества выделяются Доминируящая культура, субкультуры и контркультура.
Доминирующая культура – совокупность мировоззренческих установок, ценностей , идеалов, убеждений, которые принимаются большинством общества.
Субкультура– автономное и целостное образование внутри господствующей культуры. Субкультура это локальная культура, культура малых групп.
Контркультура – совокупность мировоззренческих программ, поведенческих установок, противостоящих официальному миропониманию и доминирующей культуре
функции культуры:
Трансляционная – способствует накоплению и передаче социального опыта от одного поколения людей к другому.
Коммуникативная – способствует передаче значимой информации от одной социальной группы к другой, от культуры к культуре.
Аксиологическая – отвечает за производство новых материальных и духовных ценностей и идеалов.
Адаптационная – способствует приспособлению, адаптации человека к нормам и ценностям того общества, в котором ему приходится жить.
Культуры и цивилизация цивилизация – с лат. Государственный гражданский. данный термин использовали философы эпохи просвещения (18 век. Гольбах, Гельвеций) для обозначения гражданского общества, в котором господствует справедливость, свобода, правовой строй.
Термин цивилизация был введён для обозначения некоторой качественной характеристики общества, уровня его развития. Подходы к пониманию термина цивилизация: 1) Цивилизация – это ступень развитии общества и его культуры, где взаимодействия между различными сторонами жизни регулируются при помощи выработанных норм, установок, законов (стадиальный подход). 2) Цивилизация – социально образование, имеющее общий временной и пространственный ареал. 3) Цивилизация – совокупность материальных и духовных достижений общества в процессе его исторического развития. 4) Цивилизация – это идеал прогрессивного развития человечества (унитарный подход)
характерные черты цивилизации: 1) устойчивость 2) внутренняя неоднородность частей 3) объективность 4) единый культурный архитип
Типология цивилизации
По регионально географическому признаку выделяют цивилизации Востока и западные цивилизации
По технико-экономическому признаку доиндустриальные (аграрно-ремесленные) индустриальные и постиндустриальные
По принципу взаимодействия с другими цивилизациями – открытые и закрытые
По ценностно-мировозренческому омнованию- арабо-масульманскому, индо-буддийская, христианская и т.д.
Хранологические– последовательно сменяющее друг друга.
Индустриально-камуникотивные – обеспечивающие обмен цивилизации, дописьменные, письменные, комьпьютерные.
Цивилизация мировой- европейская, мировая, национальная, региональная.
Существует несколько точек зрения по вопросу о соотношении понятий культуры и цивилизации. 1) цивилизация тождественна понятию культуры 2) цивилизация рассматриваеца как специфическая социо кльтурное оброзование. 3) Цивилизация – это результат развития в форме города, следовательно культура и Цивилизация сопоставляются.
Локально-исторические концепции цивилизации. концеация Н.Я. Данилевского. Основной труд: «Росия и европа» (1870) Основные идеи: 1) Единой для всего человечества непрерывной мировой истории не существует, а существует уникальные культуры с неповторимым содержанием. 2) Центральным понятием концепции Данилевского является понятие «Культурно-исторический тип». 3) культурно исторический тип- это самобытная культура, создавшая неповторимую культурую цивилизацию. Всего Данилевский насчитывал 10 культурно исторических типов. 4) В развитии каждого культурно исторического типа выделяется 3 этапа: Этнографический, политический, цивилизация. 5) Цивилизация – это этап расцвета культуры, на коором она проявляет себя в основных 4-х Творческих сферах: Религиозной, государственной(политической), собственно культурной (сфере искусств)
Концепция О. Шпенглера. Основной труд – «закат европы» (1918) основные идеи: 1) шпенглер отрицает духовное единства человечества пологая что всемирную историю составляет история неповторимых культур, со своей логикой развития и символикой ( всего Шпенглер насчитывает 8 таких культур) 2) Отрицание возможности продуктивного диолога между разными культурами 3) В основе любой культуры лежит просимвол, который и является источнико её своеобразия, создавая то, что называется «душой культуры». 4) Идея соотношения понятия «культура» и «жизнь» культура, как и любой живой организм, проходит в своём развитии проходит через ряд жизненых циклов: -Фаза детства (мифологический этап) -фазазрелости (метофизико-религиозный этап) - фаза старости ( этап, называемы цивилизацией)
Шпенглр также предлогает рассматривать жизненный цикл культуры по анологии с циклами природы (весна лето – осень – зима). тема: Основные стратегии современной культурологической мысли. Основателем психоанализа является З. Фрейд.
Согласно Фрейду психика человека состоит из следующих уровней:
Бессознательное Оно (сфера инстинктивной жизни);
Сверх-Я (нормы и запреты социокультурного характера);
Сознательное Я (посредник между бессознательным и внешним миром).
Фрейд выделяет и описывает два основных инстинкта:
Эрос (сексуальный инстинкт, инстинкт жизни, созидания);
- Танатос (инстинкт смерти, разрушения).
Психика человека содержит особый механизм, называемый сублимацией.
Сублимация – это использование сексуальной энергии не по биологическому назначению, а в целях культуротворчества, созидательной деятельности
Концепция К.-Г. Юнга.
Бессознательное состоит из дух уровней:
- индивидуальное бессознательное (его содержание составляет все неприемлемое для сознания, это – «тень нашего разума»);
- коллективное бессознательное(состоит из ассоциаций, символов и образов, имеющих историческую природу). Психическими структурами коллективного бессознательного являются архетипы.
Архетипы представляют собой врожденные условия интуиции, коллективный осадок исторического прошлого, первобытные формы постижения мира
культурная антропология объясняла сходство материальной и духовной культуры. В том числе сходство фольклёров народов которые не находились между собой в этническом родстве. Объектом исследования являются – традиционное общество, нетрадиционное общество, современное общество. предметом изучения выступают- системы родства, взаимоотношения языка и культуры, особенности пищи, жилища, брака, семьи, разнообразие экономических систем, значение религии и искусства. представители: Тэйлор, Фрейзер, Уаит, Сумцов, Малиновский, Маргарет Мит(американский культуролог) взраслени самоа.
Аккультурация – процесс прямого и длительного взаимодействия двух или более этнических общностей, в ходе которого изменяется их культура.
Структурализм
Структурализм —направление и интеллектуальное движение в современной философской мысли. В структурализме используются лингвистические модели в понимании культуры, т.е. структура языка подобна структуре культур. Оказал влияние на развитие семиотики (наука о знаках). структурно-семиотические подход – один из создателей структуализма – французский анторополог Клод Леви-Строс, любой способ жизнедеятельности человека признается культурным. Согласно такому пониманию не бывает худшего и лучшего, а только разный уровень. Левистрос выделял в культуре структуру как совокупность устойчивых связей и отношений, он истолковывает всевозможные нормы, обряды, ритулы, как своеобразный язык той или иной культуры. леви-строс различает «холодные» и горячие культуры холодные имеют одну идеологическую систему связанную с практикой горячие имеют много идеологических систем связоные с практикой или деятельностью в структуалтзме в понимании культуры используются лингвистические модели. к сруктуализму присоиденяется семиотика. (наука о знаках определяет понятие знака, устанавливает виды знаков, описывает типичные знаковые ситуации, способы использования знаков в культуре. Семиотика
Наука о знаках. Примыкает к структурализму. В основе семиотики лежит понятие знака, понимаемого по-разному в различных традициях. Семиотика разделяется на три основных области: синтактику (или синтаксис), семантику и прагматику.
Социологическая школа – представители; Элиот, Питирим Сорокин, Парсонс. Представители ищут истоки и объяснения культуры в общественной природе человека. В центре внимания находится общество его структура и социальные институты. социолгию культуры не интересует история, её волнует культура здесь и сейчас. культура понимается как способ регуляции социальных отношений.
Игровая концепция основоположник Йохан Хейзинга игра имеет универсальный характер и прослеживается во всех сферах человеческой деятельности. Следовательно игра и есть культура. Признаки игры: 1) Игра это всегда свободное действие 2) Игра это не настоящая жизнь 3) Игра замкнута 4) в каждой игре есть свои правило 5) Игра таинственна 6) Игра предшествует культуре и игра творит культуру. Хосе Ортега-и-Гассет – теоретик элиты различает две разновидности человеческого рода 1) народ или масса, 2) элита
Постмодернизм– основоположник Лио тар 80-ые годы, проявлял себя в философии, науке, искусстве. Пытается уровнять науку с религии и науку с искусством. Постмодернизм представляет собой умонастроение интеллектуальный стиль, социальную реальность, определённый образ жизни, характерные черты: идея усталости культуры от прежних ценностей. Ориентация культуры и на массу и на элиту. Широкое цитирование авторов предшествующих эпох. Продолжатель авангардизма. Влияния искусства на внехудожественые сферы деятельности. Принцип иранизма.
Фиминизм – сформировался как философская концепция культурного развития. Долгое время существовал как идеология равноправие женщин и как социально-политическое движение. В рамках феминизма появляется гендерная культурология. гендер – это понятие которое отличается от биологического понятия пола.
Течение феминизма: Радикальный феминизм либеральный феминизм Интеллектуальный феминизм
Этапы феминизма: 1)женские исследования 2) гендорные исследования 3) постгендорные исследования
гендорныесформировали: психоаналитический феминизм, постмодернистский феминизм, культурный феминизм.
Гендорные представления: Мужское – всегда рациональное, духовное, божественное, культурное. Гендорные представления Женское – чувственное, телесное, греховное, природное.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2025 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|