Сделай Сам Свою Работу на 5

В 1 случ мы, благод источнику, создаем реконструкцию прошлого





Источниковедение

11/10/2013

Исторический источник

ФОРМУЛИРОВАТЬ ОПРЕД НАчали в к 19в. Само понятие возникло в 18 в. Связано это с именем Шлецера ("источники русской истории"-1768). Русская наука находилась под влиянием немецкой историч школы. Это продолжалось достаточно долго. Сразу калькой слово источник вошло в сочинения русских историков (источник с нем-quelle). В русском яз слово источник не имело в 18в такого значения. Весь 18 в это слово утребляли без определения. Встречается оно и в нач 19 в в работах Карамзина, но без разъяснения.

Первым дал объяснение Бестужев-Рюмин-показал разницу между истор источниками и историч пособиями. В к 19в эта тема б очень популярной. Б очень принципиальным увидеть разницу между этими понятиями. Историч пособия (науч исследования и науч литра) отрезались в 19 в от понятия истор источник. Б-Р не дал определение понятию истор источник.

К к 19в подошли к тому, что необх выработать опред понятия истор источник. Эрнст Бернгейм первым дал опредление понятию ист источник (1889). Бернгейм дал очень общее определение: ист источник-материал, из которого наша наука черпает познания. Определене Б-неокантианский подход.



Ключевский: ист источник-письменные или веществ памятники>,в которых отразилась угасшая жизнь отд лиц и целых обществ. Акцент на прошлом. Позитивистский взгляд на историч исследование. Его взгляд ближе к фр школе.

Во фр шк французы не использовали понятие источник они использовали понятие документ. Фр использовали позитивизм (превращение ист науки в точную науку). Фр историки использовали понятие след, а не материал. (ист источник-след, оставленный мыслями и действиями некогда живших людей). Так ист источник определяли Ланглуа и Сеньобоз.

Самый крупный вклад в опред этого понятия внес Лаппо-Данилевский.

Г-потеря академизма. Однако ученые работают в дореволюц научной тенденции. Определения, которые появл в это время содержат слова материал, памятник, остаток, след прошлого.

1923-книга Лаппо-Д 2 изд "методологии истории". гл обсуждаемый момент-акуент на психологич составляющей появления источника. Критика дан концепции Лаппо-Д.



Далее возникает материалистическая тенденция в описании источника.

В Нач 20в происходит еще одно важное событие, которое затронуло отеч историч школу. Это событие было связано с общ кризисом историч науки. Происходит разочарование в прогностических функциях науки и воспитательных. ПРоисх разочарование на ур-не обывательском и научном. Расширяется взгляд на предмет ист науки. Происходит смена царствования, которая счит идеальной. Был европоцентристский взгляд на истрию, в осн интересовала соц-полит история. Но происх расширение взгляда на историю. Теперь считают, что предметом истории м стать культуа, нравы, быт (цивилизац концепции-Шпенглер, Тойнби, Данилевский). Теперь разо предметы быта становятся источником.Теперь понятие историч источник предлагают расширить. Ист источник-все то, что несет сведения о прошлом явл историч источником.

Майстер Алоиз-определение (нем ученый)

Австр, нем, америк ученые разрабатывали опредленеие. Данный подход подхватили представители школы анналов.

Число источников бесконечно и качество их самое различное (Кайзер)

Февр Л: историк д использовать все то, что было у человека, завсело от человека, выражало человека, обозначало присутствие его деятельности, его эмоции, формы бытия человека. Именно этот взгялд на историч источник продолжала развивать фр школа.

Отеч школа: оторванность произошла не сразу.Книга Саара: все, созданное человеч обществом как в области материальной культуры, так и в идеологии явл историч источником. (это мб климат, соц болезни, ландшафт). У анналов (Бродель) геогр условия также м являться историч истчником или тем, что на эти источники являют.



Греков (инст касной проффесуры в Ленинграде): ист источник-все, откуда мы можем почерпнуть сведения об интересующем нас предмете. Греков считал, что ист источником не явл ландшафт и геогр условия.

В довоен время-учебник Тихомирова (1940): ист источник-памятник и остаток. Ист источник: всякий памятник прошлого, свидетельствующий о прошлом человека (предметы обихода, обычаи, веществ остатки), в общем все остатки прошлой жизни.

в 1940-50 гг теорит вопросы практически не разрабатывали. Историки очень серьезно обраились к теорит вопросам в послевоенное время: Шмидт, Иванов, Варшавчик, Пронштейн, Ковальченко, Пушкарев...Эти ученые останавливались на понятии историч источник. Это время, КОГДА ДИАЛЕКТ МАТЕРИАЛИЗМ СТАЛ ГЛАВЕНСТВУЮЩЕЙ теорией, на которой базировалось все гуманитарное знание: ист источник-диалект единство объективного и субъективного. Человек говорит об объективно существующих вещах через видение человека. Ист источник-опосредованное и непосредственное видение действительности. Ленин также писал, что человек через психологию отражает мир.

Подчеркивалось, что ист источник является результатом общ жизни, соц явлений, общ отношений. Считалось, что ист источник явл материальным.

У Пушкарева говорится об источниках, которые воплощают и отражают ист факт.

Термин воплощение говорило о том, что историч источники сами представляют собой некий факт.

Шмидт в 1960 гг высказывался за более широкую трактовку понятия историч источник-не только продукты человеч деятельности, результаты человеч отношений. ШМИДТ: все те являения, которые могут быть привлечены для познания прошлого. Но эта т зр не была поддержана.

Идеи опосредованного и непосредственного видения источника были введены в это время в уч литру. Значит, вопрос перестал быть дискуссионным. Ист источник-это продукт обществ отношений, хотя в нем отражены точные факты, но сквозь призму человеч сознания.

Ковальченко в нач 1970 отразил несколько отличный от других взгляд на ист источник. Ковальченко занимался эк вопросами. Через его руки проходила статистика, опись в больших масштабах. К обратил внимание, чт в источниках содержится количественная и качеств инфа. К говорил, что гл задача источниковедения-максимально извлеать сведения из источника. С К связана такая категория, как информация.

Концепты "знание", "информация".

"знание"-постижение действительности сознания (наука, совокупность сведений в какой-то области). Синонимы: разумение, опытность, узнавание. По частоте употребления сущ-х "знание" и "информация", инфа выигрывает.

Слово инфа появ-сь в к 17-18 вв в рус языке. Оно имело значение осведомления, представления.

Инфа по словарю Ожегова-1)сведения об окружающем мире, воспринимаемые человеком или каким-л объектом. 2)сообщение о состоянии дел.

У Ковальченко появилось свое видение природы историч источника в контексте теории информации. Ковальченко определил, что под информацией он имеет в виду все совокупные сведения, которые есть в историч источнике. Источники бывают реальными и потенциальными (те, которые введены в науч практику/те, которые не введены). Далее Ковальченко рассматривает 3 аспекта инфы: прагматический, семантический, синтаксический аспекты инфы.

Объект, субъект, информация-отражение объекта субъектом-3 составляющих, в которых возникает историч источник.

Данный процесс всегда носит прагматический характер. Всегда в процессе создания источника субъект преследует какую-то цель. Источники создаются для практических нужд. Целевая заданность очень сильно субъективизирует источник. Всегда цель очень субъективна, следовательно, источники очень субъективизированы. Это иногда провоцирует историков делить источники на плохие и хорошие. Любой источник всегда несет в себе сведения о своем создателе. Мы можем понять цели создателя источника, методы восприятия данной действительности. Степень данной объективности мб очень разной. В зависимости от этого надо определять информац потенциал источника. Ковальченко отмечает, что макс субъективными явля-ся разные сводки, извлечения, выборки, списки, редакции источника. ЗДЕСЬ нужно отогнать макс назад историю об источнике. Массовые источники очень субъективизированы.

Т.о, целевое предназначение источника говорит о том, что источник-создание селективно-собирательное. Семантика-содержание источника. Анализ источника с позиций его содержания показывает, как мир вокруг нас многогранен, так и в источники попадают сведения многогранные, разноплановые. В этой связи Ковальченко выделил скрытую и выраженную инфу в источнике. К отмечал, что скрытая инфа менее всего субъективна. Тело источника помогает выявлять скрытую инфу. Здесь К отмечает, что наиболее богаты скрытой инфой массовые источники, которые предполагают использовать междисциплинарные методы извлечения инфы.

Синтаксич аспект: способ отражения> инфы в источнике. Один из наиб распространенных способов-язык (письменный источник).

Современные подходы-всего 3:

Культурологический. Медушевская. В основе подхода-характеристика историч источника как продукта культуры. Этот подход уделяет большое внимание психологической и социальный природе источника. Историч прошлое, которое мы познаем благодаря источникам-некая реконструкция на основе диалога между исследователем и сознанием автора, заключенным в источник

Шмидт, Каштанов, Кабанов. все, что может источать информацию, а не только результаты ео целенаправленной деят-ти, хотя эти результаты считаются основными. В кач-ве источника надо использовать прир явления. (МГИАИ)

МГУ. Ковальченко. Все, чт создано в проц деят-ти людей, несет инфу о многообразии обществ жизни, служит основой для обществ познания. По их мнению, ист источник выполняет функцию хранения, накопления, передачи соц инфы.

В 1 случ мы, благод источнику, создаем реконструкцию прошлого

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.