Сделай Сам Свою Работу на 5

Выделяют несколько типов социального проектирования.





Проектирование в работе социального педагога

Одна из важнейших функций социального управления — пла­нирование. В соответствии с установками технологического под­хода процедура планирования должна рассматриваться в един­стве с процедурами прогнозирования и проектирования деятель­ности.

Проектирование — создание субъектом модели предстоящей деятельности, включающей представление о стадиях, этапах це­ленаправленного изменения объекта от исходного состояния к желаемому.

Результат — проект (модель), форма конкретного управления, программа. Проектирование как этап деятельности включает˸

- определœение качественных и временных параметров проектируемого результата͵ его возможных вариантов;

- построение модели, крайне важно й для получения результата. деятельности (моделœей должна быть несколько);

- определœение средств, необходимых для реализации действии и средств промежуточного контроля;

- построение модели индивидуальной реализации деятельности.

Выделяют несколько типов социального проектирования.

Поисковое проектирование. Создание модели будущего состояния объекта предполагает следующую логику˸ современное состояние объекта —> построение ʼʼдрева проблемʼʼ с учетом извест­ных закономерностей объекта развития -> построение модели возможного состояния в исходный промежуток времени. В дея­тельности социального педагога подобный вид проектирования часто встречается при преодолении какого-либо межличностного конфликта͵ проблемы, задачи (к примеру, решение задачи орга­низации горячего питания для детей из малоимущих семей; раз­решение конфликта ʼʼребенок—учительʼʼ; выработка конкретного механизма проведения рейда ʼʼПодростокʼʼ и т. п.).



Нормативное проектирование. Предполагает следующую логику˸ желаемый в будущем вариант -ʼʼ нахождение наилучшего пути его достижения и построение ʼʼдрева целœейʼʼ —> определœение траектории развития существующего сегодня объекта. Социальный педагог прибегает к нормативному проектированию при разра­ботке программы коррекционно-реабилитационной работы с не­совершеннолетним, начиная свои рассуждения с желаемого об­раза его личности; при разработке какой-либо акции либо конк­ретной структуры (совета͵ фонда и т.п.), когда цели уже заданы, крайне важно их распределить во времени и обозначить шаги-ме­роприятия по их достижению.



Процесс проектирования включает три этапа˸

1. Моделирование. Разработка целœей (общей идеи) создания си­стем, процессов или ситуаций и базовых путей их достижения.

2. Проектирование. Дальнейшая выработка модели и доведе­ние ее до уровня практического использования.

3. Конструирование. Детализация созданного проекта для при­менения в конкретных условиях реальными участниками отно­шений и деятельности.

. Эффективность проекта во многом определяется соблюдением {проектировщиками, в данном случае социальными педагогами, базовых принципов педагогического проектирования, в числе которых˸

1) принцип человеческих приоритетов как принцип ориентации на человека — участника педсистем, процессов или ситуаций;

2) принцип саморазвития проектируемых систем, процессов, ситуаций.

Алгоритм социально-педагогического проектирования включает следующие этапы˸

1. Подготовительная работа˸

- анализ объекта проектирования;

- выбор формы проектирования;

- теоретическое обеспечение проектирования;

- методическое обеспечение проектирования;

- пространственно-временное обеспечение проектирования;

- материально-техническое обеспечение проектирования;

- правовое обеспечение проектирования.

2. Разработка проекта. Выбор системообразующего фактора. Установление связей и зависимостей компонентов.



3. Написание проекта.

4. Проверка качества проекта. Мысленное применение проект.ʼʼ (самопроверка). Экспертная оценка проекта.

5. Корректировка проекта.

6. Принятие решения об использовании проекта.

7. Оценка результатов. Подведение итогов.

К традиционным методам проектирования в социальном ме­неджменте относят˸ матрицы идей — на базе нескольких переменных возможна подготовка различных вариантов решений. С учетом сложности, значимости, первоочередности решаемых задач, сроков, ресурсов выбирается наиболее эффективный путь реализации проекта в конкретных условиях; вживание в роль — используется, чтобы создать более четкое представление о действиях в сложившейся ситуации; требует тща­тельного ознакомления с условиями, в которых будет реализовы­ваться проект. Задача может изучаться как в непосредственных, так и в сходных условиях; аналогию — распространенный метод, но с ограниченными возможностями применения (чаще всœего задача состоит по сути в том, чтобы отойти от существующих образцов, а не модифицировать их в новых условиях); ассоциации (подобное, сходное в другой сфере жизни человека порождает оригинальное решение). В отличие от аналогии близ­кой к копированию образцов ассоциации более абстрактны. Виды ассоциаций˸ приспособление (опыт решения одной проблемы мо­жет использоваться при подготовке проекта решения другой про­блемы); модификация (внесение в имеющиеся образцы решения проблемы не формальных, а сущностных изменений); реоргани­зация, реконструкция (полное устранение прежних принципов функционирования процесса или объекта͵ замена их новыми, ве­дущими к коренному преобразованию проектируемых данных); метод мозгового штурма (идет поиск нескольких идей, кото­рые в дальнейшем рассматриваются отдельно друг от друга, а потом устанавливается между ними определœенная взаимосвязь и взаимозависимость, на базе чего отбираются наиболее опти­мальные характеристики).

Примерная структура социально-педагогического проекта вклю­чает˸

- определение темы, цели, задач и актуальности проекта;

- научно-методическое обоснование проекта;

- ожидаемые результаты проекта;

- механизмы выполнения проекта; исполнители, взаимодей­ствия между ними;

- программа выполнения работ по проекту (описание этапов, используемых методов и способов решения, планируемые сроки выполнения);

- финансирование проекта.

Ппланирование социально-педагогической деятельности

Планирование — основа управления. Сущность планирования за­ключается в определœении базовых видов деятельности и мероп­риятий с учетом конкретных исполнителœей и сроков исполнения. Планирование социально-педагогической деятельности опре­деляет ее структуру и содержание на конкретный период. Цель планирования работы социального педагога — выработка единства действий с администрацией и педагогическим коллективом, С одной стороны, и с коллективом учащихся, родителœей, общественными структурами — с другой; установление сроков реализации решений; уточнение приоритетных направлений, решений, этапов деятельности. Эффективность планирования социально-педагогической дея­тельности зависит от четких представлений о том уровне, на ко­тором находится ее предмет к началу планирования, и о резуль­татах работы к концу планируемого периода; от выбора эффек­тивных путей и средств достижения целœей.

К числу базовых принципов планирования специалисты отно­сят˸

- научность — конкретность базовых позиций плана, его адек­ватность реальной ситуации, педагогическая целœесообразность и не­обходимость проведения планируемых мероприятий. Научное пла­нирование предполагает учет социальных и экономических законо­мерностей развития общества, психолого-педагогических и соци­ально-педагогических закономерностей воспитания, всœесторонний анализ сложившихся тенденций, перспектив и специфики работы;

- скоординированность (согласованность) — соотнесение и координация плана работы социального педагога с планами ра­боты школы, отдельных подразделœений образовательного учреж­дения и др.;

- оптимальность — выбор содержания и формы построения плана, наиболее подходящих для конкретных условий;

- перспективность — построение плана с учетом близких и дальних перспектив, отдаленных, но конкретных задач и целœей;

- коллегиальность — использование форм коллективного пла­нирования, учет мнения заинтересованных лиц и структур, оценка экспертов;

- конкретность — четкость формулировок, сроков, указание непосредственных исполнителœей.

Разработка плана может строиться по следующей схеме˸

- ознакомление с постановлениями и решениями государствен­ных органов, с документами по данному вопросу или проблеме;

- изучение литературы по общим основам планирования;

- изучение научных рекомендаций по конкретному планируе мому вопросу;

- анализ недостатков плана работы за прошлый учебный гол;

- изучение рекомендаций НОТ;

- подготовка проекта плана;

- коллективное обсуждение отдельных аспектов плана. Рассмот­рение проекта плана работы на методическом объединœении и утверждение его на заседании педагогического совета.

В деятельности социального педагога используются различные формы планов˸

- план годовой или на полугодие, в образовательном учреждении выступающий как часть плана работы школы (перспективный план). Возможно планирование и на более длительный срок.

- план работы на более короткий срок, как правило, на чет­верть, месяц, неделю (календарный план). Формой представле­ния такого плана выступают циклограммы, планы-графики и планы-сетки;

- план проведения конкретных акций, форм работы, плани­рование деятельности в отношении конкретных проблем, кон­кретных подопечных.

Перспективный план отражает цели и движение к ним на бли­жайшее будущее. Он выстраивается на базе анализа прошлого и с учетом настоящего состояния дел.

Календарное планирование уточняет определœенные перспектив­ным планом и оперативной обстановкой мероприятия и события. Календарный план в форме циклограммы составляется в случае, когда четко установлена временная последовательность базовых элементов социально-педагогической деятельности. План-график позволяет упорядочение расположить предстоящую деятельность. План-сетка наглядно (с помощью матрицы, введения наглядных символов и обозначений) представляет весь объём запланиро­ванной работы на определœенный период.

План конкретного мероприятия строится по принципу плана-графика, но в нем указаны действия, сроки, исполнители в рам­ках только одного события.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.