Выделяют несколько типов социального проектирования.
Проектирование в работе социального педагога
Одна из важнейших функций социального управления — планирование. В соответствии с установками технологического подхода процедура планирования должна рассматриваться в единстве с процедурами прогнозирования и проектирования деятельности.
Проектирование — создание субъектом модели предстоящей деятельности, включающей представление о стадиях, этапах целенаправленного изменения объекта от исходного состояния к желаемому.
Результат — проект (модель), форма конкретного управления, программа. Проектирование как этап деятельности включает˸
- определение качественных и временных параметров проектируемого результата͵ его возможных вариантов;
- построение модели, крайне важно й для получения результата. деятельности (моделей должна быть несколько);
- определение средств, необходимых для реализации действии и средств промежуточного контроля;
- построение модели индивидуальной реализации деятельности.
Выделяют несколько типов социального проектирования.
Поисковое проектирование. Создание модели будущего состояния объекта предполагает следующую логику˸ современное состояние объекта —> построение ʼʼдрева проблемʼʼ с учетом известных закономерностей объекта развития -> построение модели возможного состояния в исходный промежуток времени. В деятельности социального педагога подобный вид проектирования часто встречается при преодолении какого-либо межличностного конфликта͵ проблемы, задачи (к примеру, решение задачи организации горячего питания для детей из малоимущих семей; разрешение конфликта ʼʼребенок—учительʼʼ; выработка конкретного механизма проведения рейда ʼʼПодростокʼʼ и т. п.).
Нормативное проектирование. Предполагает следующую логику˸ желаемый в будущем вариант -ʼʼ нахождение наилучшего пути его достижения и построение ʼʼдрева целейʼʼ —> определение траектории развития существующего сегодня объекта. Социальный педагог прибегает к нормативному проектированию при разработке программы коррекционно-реабилитационной работы с несовершеннолетним, начиная свои рассуждения с желаемого образа его личности; при разработке какой-либо акции либо конкретной структуры (совета͵ фонда и т.п.), когда цели уже заданы, крайне важно их распределить во времени и обозначить шаги-мероприятия по их достижению.
Процесс проектирования включает три этапа˸
1. Моделирование. Разработка целей (общей идеи) создания систем, процессов или ситуаций и базовых путей их достижения.
2. Проектирование. Дальнейшая выработка модели и доведение ее до уровня практического использования.
3. Конструирование. Детализация созданного проекта для применения в конкретных условиях реальными участниками отношений и деятельности.
. Эффективность проекта во многом определяется соблюдением {проектировщиками, в данном случае социальными педагогами, базовых принципов педагогического проектирования, в числе которых˸
1) принцип человеческих приоритетов как принцип ориентации на человека — участника педсистем, процессов или ситуаций;
2) принцип саморазвития проектируемых систем, процессов, ситуаций.
Алгоритм социально-педагогического проектирования включает следующие этапы˸
1. Подготовительная работа˸
- анализ объекта проектирования;
- выбор формы проектирования;
- теоретическое обеспечение проектирования;
- методическое обеспечение проектирования;
- пространственно-временное обеспечение проектирования;
- материально-техническое обеспечение проектирования;
- правовое обеспечение проектирования.
2. Разработка проекта. Выбор системообразующего фактора. Установление связей и зависимостей компонентов.
3. Написание проекта.
4. Проверка качества проекта. Мысленное применение проект.ʼʼ (самопроверка). Экспертная оценка проекта.
5. Корректировка проекта.
6. Принятие решения об использовании проекта.
7. Оценка результатов. Подведение итогов.
К традиционным методам проектирования в социальном менеджменте относят˸ матрицы идей — на базе нескольких переменных возможна подготовка различных вариантов решений. С учетом сложности, значимости, первоочередности решаемых задач, сроков, ресурсов выбирается наиболее эффективный путь реализации проекта в конкретных условиях; вживание в роль — используется, чтобы создать более четкое представление о действиях в сложившейся ситуации; требует тщательного ознакомления с условиями, в которых будет реализовываться проект. Задача может изучаться как в непосредственных, так и в сходных условиях; аналогию — распространенный метод, но с ограниченными возможностями применения (чаще всего задача состоит по сути в том, чтобы отойти от существующих образцов, а не модифицировать их в новых условиях); ассоциации (подобное, сходное в другой сфере жизни человека порождает оригинальное решение). В отличие от аналогии близкой к копированию образцов ассоциации более абстрактны. Виды ассоциаций˸ приспособление (опыт решения одной проблемы может использоваться при подготовке проекта решения другой проблемы); модификация (внесение в имеющиеся образцы решения проблемы не формальных, а сущностных изменений); реорганизация, реконструкция (полное устранение прежних принципов функционирования процесса или объекта͵ замена их новыми, ведущими к коренному преобразованию проектируемых данных); метод мозгового штурма (идет поиск нескольких идей, которые в дальнейшем рассматриваются отдельно друг от друга, а потом устанавливается между ними определенная взаимосвязь и взаимозависимость, на базе чего отбираются наиболее оптимальные характеристики).
Примерная структура социально-педагогического проекта включает˸
- определение темы, цели, задач и актуальности проекта;
- научно-методическое обоснование проекта;
- ожидаемые результаты проекта;
- механизмы выполнения проекта; исполнители, взаимодействия между ними;
- программа выполнения работ по проекту (описание этапов, используемых методов и способов решения, планируемые сроки выполнения);
- финансирование проекта.
Ппланирование социально-педагогической деятельности
Планирование — основа управления. Сущность планирования заключается в определении базовых видов деятельности и мероприятий с учетом конкретных исполнителей и сроков исполнения. Планирование социально-педагогической деятельности определяет ее структуру и содержание на конкретный период. Цель планирования работы социального педагога — выработка единства действий с администрацией и педагогическим коллективом, С одной стороны, и с коллективом учащихся, родителей, общественными структурами — с другой; установление сроков реализации решений; уточнение приоритетных направлений, решений, этапов деятельности. Эффективность планирования социально-педагогической деятельности зависит от четких представлений о том уровне, на котором находится ее предмет к началу планирования, и о результатах работы к концу планируемого периода; от выбора эффективных путей и средств достижения целей.
К числу базовых принципов планирования специалисты относят˸
- научность — конкретность базовых позиций плана, его адекватность реальной ситуации, педагогическая целесообразность и необходимость проведения планируемых мероприятий. Научное планирование предполагает учет социальных и экономических закономерностей развития общества, психолого-педагогических и социально-педагогических закономерностей воспитания, всесторонний анализ сложившихся тенденций, перспектив и специфики работы;
- скоординированность (согласованность) — соотнесение и координация плана работы социального педагога с планами работы школы, отдельных подразделений образовательного учреждения и др.;
- оптимальность — выбор содержания и формы построения плана, наиболее подходящих для конкретных условий;
- перспективность — построение плана с учетом близких и дальних перспектив, отдаленных, но конкретных задач и целей;
- коллегиальность — использование форм коллективного планирования, учет мнения заинтересованных лиц и структур, оценка экспертов;
- конкретность — четкость формулировок, сроков, указание непосредственных исполнителей.
Разработка плана может строиться по следующей схеме˸
- ознакомление с постановлениями и решениями государственных органов, с документами по данному вопросу или проблеме;
- изучение литературы по общим основам планирования;
- изучение научных рекомендаций по конкретному планируе мому вопросу;
- анализ недостатков плана работы за прошлый учебный гол;
- изучение рекомендаций НОТ;
- подготовка проекта плана;
- коллективное обсуждение отдельных аспектов плана. Рассмотрение проекта плана работы на методическом объединении и утверждение его на заседании педагогического совета.
В деятельности социального педагога используются различные формы планов˸
- план годовой или на полугодие, в образовательном учреждении выступающий как часть плана работы школы (перспективный план). Возможно планирование и на более длительный срок.
- план работы на более короткий срок, как правило, на четверть, месяц, неделю (календарный план). Формой представления такого плана выступают циклограммы, планы-графики и планы-сетки;
- план проведения конкретных акций, форм работы, планирование деятельности в отношении конкретных проблем, конкретных подопечных.
Перспективный план отражает цели и движение к ним на ближайшее будущее. Он выстраивается на базе анализа прошлого и с учетом настоящего состояния дел.
Календарное планирование уточняет определенные перспективным планом и оперативной обстановкой мероприятия и события. Календарный план в форме циклограммы составляется в случае, когда четко установлена временная последовательность базовых элементов социально-педагогической деятельности. План-график позволяет упорядочение расположить предстоящую деятельность. План-сетка наглядно (с помощью матрицы, введения наглядных символов и обозначений) представляет весь объём запланированной работы на определенный период.
План конкретного мероприятия строится по принципу плана-графика, но в нем указаны действия, сроки, исполнители в рамках только одного события.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|