Ранняя бронза Ямная культура
Ямная культурасуществовала с середины 3 до начало 2 тыс. до н.э. Эта культура была распространена на степных пространствах от Урала до Днестра. Основу хозяйства племен ямной культуры составляло скотоводство, однако часть населения занималась и земледелием. Свое название культура получила по типу погребений, которые представляют собой ямы с насыпанными сверху курганами.
.
- средняя бронза Дольменная, Северокавказская, Катакомбная,
Эпоха средней бронзы связана со значительными миграциями населения. В начале 2 тыс. до н.э. Приазовье заселили пришедшие с запада племена катакомбной культуры, широко распространенной от Поволжья до Приднепровья. Местное население было частично уничтожено, оставшаяся его часть была ассимилирована. Оседлое население Северного Кавказа представлено в этот период племенами северокавказской (закубанской) и дольменной культур.
Расцвет катакомбной культурыпришелся на 18-16 вв. до н.э. В это время ареал распространения катакомбной культуры был наиболее широким и достигал на Северном Кавказе районов Чечни и Дагестана. Тесно связанные с населением Центрального Кавказа, носители катакомбной культуры выступали распространителями важных достижений передовых древневосточных цивилизаций. Огромную роль в этом сыграл колесный транспорт, широкое распространение которого относится к этому времени. Погребения этих племен представляли собой особые подкурганные сооружения - катакомбы. Катакомба состояла из входной ямы, в одной из стенок которой вырывалась камера, куда помещались умерший и сопровождающий его инвентарь. Отверстие в камеру закладывалось деревом или камнем, а входная яма засыпалась.
Центр формирования северокавказской культурыво 2 тыс. до н.э. находился в Закубанье. Культуру составляли племена, заселявшие несколько локальных регионов - Кубань, Ставрополье, Кубардино-Балкарию, Северную Осетию и Чечню. Вероятно, населявшие эти районы племена имели этническое и культурное единство и в антропологическом отношении являются предками современных горцев. Основными занятиями северокавказских племен были пастушеское скотоводство и земледелие. Для верховой езды северокавказцы использовали лошадей. Одно из важнейших занятий - металлургия, сырьем для которой служили местные руды. От племен северокавказской культуры уцелело достаточно много памятников: курганы в степях и предгорьях и грунтовые могильники в горах (наиболее известные - Бамутские курганы) и поселения (Асланбек-Шерипово в Чечне). Курганы и могильники беднее и примитивнее, чем у майкопцев и не прослеживают социальной дифференциации. Социальный строй северокавказцев - патриархат. Распространены были родовые погребения.
Дольменная культуразародилась еще в период ранней бронзы, но распространилась на Северном Кавказе и в Причерноморье во 2 тыс. до н.э. Дольмены (от бретонского tol - стол и men - камень) представляли собой монументальные подкурганные постройки. Они были сложены из четырех вертикально установленных каменных плит и накрыты пятой плитой, т.е. напоминали каменные ящики; они использовались как погребальные сооружения. Похожие на каменные ящики сооружения высекались и в горах, в скальном грунте. На территории от Таманского полуострова до с. Очамчири в Абхазии локализовано более 2 200 дольменов. Племена дольменной культуры занимались не только земледелием и скотоводством, но и были связаны с морским промыслом. Высокая культура строителей дольменов подтверждается и многочисленными находками изделий из камня и металла, разнообразной керамики (гончарного круга они не знали). Как считают историки, дольменные племена стали основой древнейшего абхазо-адыгейского этноса.
21 Срубная, абашевская, сабатиновская и белозерская культуры.
Сру́бная культу́ра — протоскифская[1] или киммерийская[2] археологическая культура эпохи бронзы (17-12 вв. до н.э.). Распространена в степной и лесостепной зонах Восточной Европы и Средней Азии.
Была раскопана на Северском Донце в начале XX века одновременно с ямной и катакомбной культурами. Определена как самостоятельная культура в 1905 году В. А. Городцовым. Известно не менее 500археологических памятников.
Своё название срубная культура получила благодаря тому, что преимущественное большинство впервые исследованных на Северском Донце могил имело срубы, изготовленные из деревянных колод. На других территориях распространения срубных племен срубов в захоронениях выявлено мало. Покойников хоронили в простых грунтовых ямах или клали в каменные ящики.
В срубной культуре выделяются 3 хронологических периода.
Первая стадия — раннесрубная (17-16 в. до н. э.). Для поселений характерны каркасные наземные жилища. Хозяйство имеет признаки патриархально-скотоводческого способа производства. Разводили крупный и мелкий рогатый скот, занимались обработкой металла.
Могильные ямы имели квадратную форму. Часто обнаруживаются деревянные перекрытия, подстилки и подсыпки (пепел, мел, охра, органика и др.), кости животных. Умершие лежали на дне могилы в скрученном положении (обычно на левом боку), головой на север, руки, согнутые в локтях, размещенные перед лицом (поза адорации). Похоронная керамика представлена посудой горшковой и баночной форм. Инвентарь состоит из оружия (топоры, копья, кинжалы, наконечники стрел), орудий труда (ножи, топоры, скребки) и разнообразных украшений.
Наивысшего расцвета срубная культура достигает во второй период (15-14 в. до н. э.). Наземный тип зданий остается преобладающим. В погребальном обряде поза адорации становится основной. Сокращается число богатых захоронений и вещей в них. Посуда стандартизуется на всей территории срубного культурно-исторического сообщества.
Завершающий этап срубной культуры на Южном Урале (14-12 в. до н. э.) характеризуется глубокой и разнообразной перестройкой материальной и духовной культуры. Наблюдается резкое сокращение числа памятников. Возможно, срубное население приняло участие в формировании ряда культур позднего бронзового века.
Из-за того, что срубные племена на всей территории своего распространения вступали в контакт с местным населением возникали локальные отличия в их культуре. Из остатков срубных памятников особо выделяются поселения Правобережной Украины, где выделяются сабатиновская группа памятников(степное Правобережье) и белозерская — на нижнем Днепре, которые часто называют отдельными культурами. Они отличаются и хронологически: срубная датируется 16-12 в. до н. э., сабатиновская — 14-12 в. до н. э., а белозерская — 11-9 в. до н. э. Поселения срубной, а особенно сабатиновской и белозерской культур, значительно больше, чем катакомбных — население вело оседлый образ жизни и занималось скотоводством и земледелием.
Важной чертой срубной, сабатиновской и белозерской культур является значительное количество бронзолитейных мастерских и кладов бронзовых изделий. В клады, которых только в Северном Причерноморье выявлено больше 20, входят изделия из бронзы и слитки металла.
Киммерийская проблема
Киммерийская проблема является одним из сложнейших вопросов истории и археологии Передней Азии и Северного Причерноморья I тыс. до н. э. Она включает в себя несколько загадок, связанных с происхождением и историей киммерийцев.
С одной стороны, киммерийцы — кочевые племена, которые проникли в Закавказьеиз степной зоны и были в 714 г. до н. э. зафиксированы ассирийскими текстами под именем народа «гимирру». История этого народа продолжалась до второй половиныVII в. до н. э., когда он исчез, растворившись среди населения Малой Азии. Одной из проблем является попытка выделить археологический материал, относящийся к историческим киммерийцам.
С другой стороны, имеется некоторое количество сведений античных авторов, большая часть из которых носит легендарный или спекулятивный характер, так как эти источники появились значительно позже краткого столкновения греков с киммерийцами. В целом, сведения античных авторов о киммерийцах не подтверждаются.
Наконец, киммерийцами часто именуются археологические культуры Северного Причерноморья, относящиеся к раннему железному веку, соответственно, и это время носит название «Киммерийской эпохи». Следует отметить, что попытки связать исторических киммерийцев и рассматриваемые культуры являются весьма гипотетическими.
Известный немецкий археолог Рената Ролле заявила, что никто не показал археологических свидетельств присутствия киммерийцев в Южной части России и в других странах[6].
В популярной и околонаучной литературе, а также в разнообразных маргинальных гипотезах происходит смешение понятий исторических киммерийцев и археологических «киммерийских» культур, часто помноженное на некритическое отношение к рассказу Геродота. В результате появилось множество публикаций и гипотез, совершенно искажающих суть проблемы.
В настоящее время некоторые детали киммерийской проблемы можно считать решёнными. В Малой Азии обнаружены захоронения, которые можно уверенно связать с историческими киммерийцами, прояснены некоторые детали их истории, отвергнута версия Геродота о появлении киммерийцев в Закавказье. Материальная культура киммерийцев возможно аналогична племенам скифской общности.
23Железный век
Вопрос о месте открытия способа получения железа не решен. Часто считают, что это произошло в Малой Азии. Первые железные вещи датируются концом 3 тыс. до н.э. Способ плавки медной руды подготовил процесс получения из руд железа. Это имело место еще в первой четверти 3 тыс Но ввиду примитивности металлургических печей того времени железный век еще не наступил. tплав. железа = 1535 C. Во второй половине 2 тыс. был открыт способ добычи железа из бурых руд. Но и тогда железный век не наступил. В течение некоторого времени железо было очень дорогим металлом, употреблявшимся для изготовления ювелирных изделий и парадного оружия. Железный век для многих племен наступил с рубежа 1 тыс. до н.э., когда были преодолены основные трудности освоения железа. Процесс восстановления железа из руд происходил в домнице при t 800-1050 С. При сыродутном процессе более половины железа пропадало в шлаках. С 8 в. до н.э. неуклонно растет количество железных вещей. Ковка имела уже тысячелетнюю историю еще до появления железа. Железные вещи стали вытеснять бронзовые и каменные, т.к. железо в отличие от меди и олова встречается почти повсеместно. Железные руды залегают в горных районах, в болотах, глубоко под землей, и на ее поверхности. Страны, бедные медью, быстро догнали те, кто были передовыми в эпоху бронзы. Железо впервые упоминается в переписке египетского фараона и хеттского царя (14 в. до н.э.). Распространение железа оказало огромное влияние на развитие и обособление ремесла, на повышение урожайности, на появление новых видов оружия. Это способствовало новому соц. разделению общества, появлению государственности, городских цивилизаций, письменности.
24 История и культура скифов и савроматов
В конце VIII – начале VII вв. до н.э., на огромном пространстве евразийского степного пояса от Придунавья до Прибайкалья сформировались новые археологические культуры, которые при всем своём многообразии могут рассматриваться в качестве составных частей единой культурно-исторической области, условно именуемой ʼʼскифский мирʼʼ, или ʼʼскифо-сибирский мирʼʼ. Основным отличительным признаком данной области является наличие у создавшего её населения специфического комплекса вещей (так называемая ʼʼскифская триадаʼʼ), в который входят определённые формы вооружения, конского снаряжения и специфического зооморфного прикладного искусства – скифского ʼʼзвериного стиляʼʼ. В рамках ʼʼскифского мираʼʼ господствовало кочевое скотоводческое ираноязычное население различных европеоидных типов (иногда с элементами монголоидности).
Собственно историческим скифам, ᴛ.ᴇ. скифам, известным по древнейшим письменным данным, а также близкоязычным народам и иноэтничным, но тесно связанным со скифами племенам, принадлежала лишь крайняя западная часть скифо-сибирского ареала – Северное Причерноморье (степь и лесостепь) и частично Северный Кавказ. К востоку от Дона, от собственно скифской культуры, располагалась территория ʼʼсавроматскойʼʼ археологической культуры. Савроматы – ираноязычный народ, живший, по данным античных письменных источников, в степях между Доном и Волгой, но в археологическом отношении составлявший лишь часть более крупного объединения племен с определёнными формами погребального обряда и материальной культуры, занимавшего степи от Дона до междуречья Урала и Тобола.
Скифская археологическая культура датируется серединой VII – началом III в. до н.э. В III веке до н.э. савромато-сарматские племена перешли Дон и стали теснить скифов на запад. После жестокой войны остатки скифов укрылись в Крыму.
Собственно скифы - ϶ᴛᴏ различные близкородственные племена североиранской ветви иранской группы индоевропейской языковой семьи. Как особый этнос скифы впервые достоверно зафиксированы в ассиро-вавилонских письменных источниках 670-х гᴦ. до н.э., а позднее подробно охарактеризованы античными авторами (Геродотом и др.). Античные и передневосточные тексты, в частности, сообщают о таких крупных событиях с участием скифов, как˸
Древнейшие скифские курганы относятся к VI в. до н. э. Они заключают ассирийские и урартские вещи, привезенные из походов в Малую Азию. К архаическим относится Мельгуновский курган у Кировограда. В нем был найден железный меч в золотых ножнах, на которых изображены крылатые львы, стреляющие из луков, и крылатые быки с человеческими лицами. Эти изображения типичны для ассирийского искусства. Здесь же на ножнах изображены типично ассирийские розетки. Инвентарь этого кургана содержит и иные художественные драгоценные вещи.
С VI—V вв. до н. э. вещи из скифских курганов отражают связи с греками. Несомненно, что некоторые вещи, притом самые прекрасные, сделаны греками. Наиболее знаменитые курганы относятся к IV в. Впрочем, большинство рядовых погребений тоже относится к этому же столетию: это было время расцвета скифской культуры в степях Северного Причерноморья.
Скифское искусство известно в основном по предметам из погребений. Для него характерны изображения животных в определенных позах, причем большое внимание уделяется ряду деталей— глазам, лапам, когтям, рогам, ушам. Копытные (олень, козел) изображались с подогнутыми ногами, хищники кошачьих пород — свернувшимися в кольцо. Представлены сильные или быстрые животные, что соответствует стремлению скифов — настигнуть, поразить, быть всегда наготове. Отмечено, что некоторые изображения связаны с определенными скифскими божествами. Фигуры этих животных как бы охраняли их владельцев от беды. Но стиль был не только сакральным, но и декоративным. Когти, хвосты и лопатки хищников часто оформлялись в виде головы хищной птицы; иногда на лопатках помещали полные изображения животных. Эта художественная манера получила в археологии название звериного стиля.
Характерно стилизованное изображение оленя: ветвистые рога закинуты на спину, морда вытянута вперед, ноги поджаты. Такое положение ног животного вызвало разные суждения. Одни полагают, что олень изображен лежащим. Другие думают, что он застыл в летящем галопе. Звериный стиль известен на огромной территории: на Кубани, в Средней Азии, в Сибири,— и везде он имеет свои местные особенности.
25 Сарматы.
Культура, приписываемая сарматам, постепенно распространялась на запад в степной и лесостепной зоне от реки Тобол до Дуная начиная с V в. до н.э. до IV в. н.э. По данным антропологии сарматы относились к брахикранным европеоидам (широкая и круглая голова), за исключением племени алан, которые относились к долихокранным европеоидам (узкий череп).
Характерной особенностью сарматских племен было особое положение женщин, что подтверждается археологическими раскопками. В женских захоронениях помимо обычного погребального инвентаря найдены оружие, следы человеческих и конских жертвоприношений, предметы культа. Например, золотая диадема.
Историки полагают, что погребенные женщины могли являться воинами и жрицами. Со временем, ко II в. до н.э., в сарматском обществе эти следы матриархата исчезают. Сведения античных авторов, начиная с Геродота, о сарматских женщинах-воинах, легли в основу мифа о происхождении племени сарматов от амазонок.
Сарматы, победив скифов в длительной войне, с III в. до н.э. начинают доминировать в Северном Причерноморье. В III- I вв. до н.э. часть сарматов под именем сираков проникли на Северный Кавказ, ассимилировав с местным населением. С I в. н.э. сарматы неоднократно вторгаются в Закавказье. Сарматские племена языгов и роксолан расселяются на Дунае возле границы с Римской империей. В I и II вв. фиксируются многочисленные столкновения сарматов, в частности алан, с римскими легионами. Сарматы помогали дакам в их войне против римлян, руководимых императором Траяном.
Успеху расселения многочисленных сарматских племен способствовало не только их количественное преобладание, но и превосходство в военном деле. Отличные всадники, они были вооружены, помимо луков, длинными мечами и тяжелыми копьями. Сарматы использовали пластинчатые и кольчужные доспехи, как металлические, так и сделанные из кожи, копыт, рогов.
Причем ими были защищены также и кони. При длительных переходах сарматы использовали запасных лошадей. По примеру сарматов, римляне ввели у себя тяжелую кавалерию – катафрактов.
В III в. н.э. сарматов в Северном Причерноморье теснят готы, а спустя век сарматские племена были разгромлены гуннами. В IV–V вв. часть сарматов, присоединившись к готам и гуннам, участвует в Великом переселении народов, став одним из варварских племен, разрушивших Римскую империю. Аланы достигли Испании, а часть из них проникла в Северную Африку.
Отдельные группы сарматов смешались со славянскими, тюркскими и северокавказскими племенами. Обособленные этнические группы, отождествляемые с потомками сарматов, существовали в Европе ещё достаточно долго, в Венгрии до XIX века. В настоящее время бесспорно потомками сарматов (алан) считаются осетины
С сарматами связывают Сарматскую археологическую культуру, преимущественно представленную погребальными курганами. В её рамках выделяют три отдельных (хронологически последовательных) культуры: раннесарматскую («Прохоровскую»), среднесарматскую («Сусловскую»), позднесарматскую[47].
Сарматские кладбища — курганы, в которых несколько погребений расположены по определённому правилу: либо по кольцу, либо в ряд[48]. Погребённые лежат в прямоугольных ямах, вытянуто на спине, головой к югу. Из вещественных находок обычно встречаются мечи и кинжалы с серповидным навершием, бронзовые и железные наконечники стрел, ворворки и пряжки от портупейного набора, лепная керамика, бронзовые зеркала, костяные проколки, пряслица, костяные ложечки.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|