Сделай Сам Свою Работу на 5

Аналитическая концепция К.Г. Юнга





Аналитическая психология опирается на то, что динамика человеческой жизни имеет направление, смысл и цель. Юнг акцентировал внимание не на биологической или социальной природе человека как Фрейд, а на его экзистенциальной сущности: человек стремится к гармонии с самим собой, к творческому самовыражению и физическому совершенству.

Психика состоит из 3х структур: эго, личное бессознательное, коллективное бессознательное.

1. Эго является центром сферы сознания и включает в себя все те мысли, чувства, воспоминания и ощущения, благодаря которым мы чувствуем свою целостность и постоянство. служит основой нашего самосознания.

2. (ЛБ) вмещает в себя конфликты и воспоминания, которые когда-то сознавались, но теперь подавлены или забыты.

3. Коллективное бессознательное (КБ) – В нем отражены мысли и чувства, общие для всех человеческих существ и являющиеся результатом нашего общего эмоционального прошлого. психика ребенка при рожде­нии не является «чистой грифельной доской», а содержит в себе определенные структуры (архетипы), которые в дальнейшем влияют на развитие ребенка.



Основу КБ со­ставляют архетипы. Архетип, по Юнгу, — это форма без собственного содержания (отпечаток), которая организует и направляет психические процессы. Архетип можно сравнить с сухим руслом, которое определяет рельеф реки, но рекой может стать лишь тогда, когда по нему потечет вода. И если продолжить это сравнение, то суть архетипа как раз и заключается в том, что вода (психи­ческие процессы) потечет по этому руслу, а не вопреки ему.

Количество архетипов в КБ может быть неограниченным. Однако особое внимание Юнг уделял маске (персона), аниме и анимусу, тени и самости.

Персона (личность) — самый верхний слой личност­ного сознательного; Эго — его более глубокий слой. Ниже идет бессознательное, сначала индивидуальное, потом коллективное. Самый верхний слой бессознательного — двойник Я, его тень; следующий слой — душа (Анима и Анимус); самый нижний слой — объективное Я (самость).

Персона — это визитная карточка Я. Это мане­ра говорить, мыслить, одеваться. Это характер, соци­альная роль, способность самовыражаться в обществе.



Эго создает ощущение осознанности и последовательности наших мыслей и дей­ствий. В то же время Эго,находясь на грани с бессозна­тельным, ответственно за связь (слияние) сознательного и бессознательного. При нарушении гармоничности этой связи возникает невроз.

Тень — центр личного бессознательного. Сюда входят желания, переживания, которые отрицаются человеком как несовместимые с существующими со­циальными нормами. В жизни мы обычно отождествляемся с персоной и ста­раемся не замечать все, что считаем низким, порочным в своей личности. Поэтому она вытесняется в бессознательное. Вместе с тем Юнг рассматривал Тень как источник жизненной силы, спонтанности и творческого начала в жизни. «Тень с нами всю жизнь, — пишет Юнг, — и, чтобы иметь с ней дело, нужно постоянно вглядываться в себя и честно сознавать, что мы там видим».

Анима и Анимус (образ мужчины в женщине) — это представления о себе как о мужчине или женщине, вытесненные в бессознательное как нежелательные. По Юнгу, каждый мужчина в глубине своей души, в своем бессоз­нательном — женщина, а каждая женщина — мужчина.

«Каждый мужчина, — пишет Юнг, — несет в себе вечный образ женщины — не той или иной опреде­ленной женщины, но образ женщины как таковой. Этот образ — отпечаток, или «архетип», всего родового опыта женственности, сокровищница, так сказать, всех впечатлений, когда-либо производившихся женщинами. Поскольку этот образ бессознателен; он всегда так же бессознательно проецируется на любимую женщину, он является одним из главных оснований привлечения и отталкивания».



Самость — архетип целостности личности. «Са­мость, — пишет Юнг, — означает всю личность. Вся личность человека не поддается описанию, потому что его бессознательное не может быть описано».

Самость объединяет сознательное и бессознательное, она является центром целостности Я, как Эго — центром сознания.

Индивидуация и аналитическая психотерапия. Спо­собность человека к самопознанию и саморазвитию, сли­яние его сознательного и бессознательного Юнг назвал процессом индивидуации. подразуме­вает становление собой».

Первый этап индивидуации — это анализ персоны. Персона является маской, скрывающей самость. Внешнее проявление личности (имя, титул, должность, персональная машина и т. п.) еще не является ее сущно­стью. «Анализируя персону, — указывает Юнг, — мы срываем маску и обнаруживаем, что то, что называли индивидуальным, на самом деле является коллективным».

Второй этап — осознание тени. Если мы признаем ее реальность, то можем освободиться от ее влияния. Кроме того, осознание личного бессознательного — путь к ликвидации неврозов.

Третий этап — это встреча с Анимой и Анимусом. Сам Юнг относился к этому архетипу, как к реальному существу, находящемуся в тайни­ках его души. Он советовался со своейАнимой, считался с ее мнением, учился у нее...

Четвертый этап — анализ самости. Юнг считал, что «чело­век должен быть собой, должен нести собственную индивидуальность, тот центр личности, который одинаково удален и от сознания и от бессознательного; мы должны стремиться к этому идеальному центру, к которому при­рода, кажется, направляет нас». _

В процессе индивидуации сознание расширяется и «комплексы» из бессознательного переводятся в созна­тельное.

 

По Фрейду, комплекс — это вытесненное в бессозна­тельное аффективно окрашенное сексуальное представле­ние. Юнг считает, что комплекс далеко не всегда имеет сексуальное содержание. По Юнгу, комплекс — это скры­тая в глубине бессознательного неразрешенная жизнен­ная проблема, неосознанное столкновение самых различ­ных актуальных противоречий. Источником этих про­тиворечий обычно является какой-то моральный конф­ликт, который и является главной причиной невроза. В отличие от Фрейда Юнг понимает невроз не как конф­ликт между примитивными влечениями и требованиями общества, а в основном как проявление дисгармоничного развития самой личности. Юнг, так же как и Адлер, придает основное значение не прошлому человека, не его раннему детству, а насущным сегодняшним ситуациям и жизненным проблемам.

Основной задачей психотерапевта, считает Юнг, явля­ется установление контактов сознательного личности с его личным и коллективным бессознательным. Юнг подчеркивает, что терапия — это соединение усилий анали­тика и анализируемого. Более того, Юнг полагал, что психотерапия — это прежде всего взаимодействие бессознательного аналитика с бессознательным пациента.

 

Весь процесс лечения Юнг условно разделил на две стадии: аналитическую и синтетическую.

Аналитическая стадия делится на два этапа: признание и толкование. Лечение начинается со сбора материала. Пациент рассказывает о своей жизни, пере­живаниях, сновидениях и т. д. Врач осторожно направ­ляет рассказ пациента, стараясь сделать его более полным и откровенным. Уже в процессе признания происходит частичное осознание своего бессознательного. Следующий этап — толкование собранного материала. Особо важное значение Юнг придавал сновидениям и символам. Кроме исповеди пациента в качестве материала для анализа широко использовал и другие формы выражения бессознательного: рисунки, танцы, скульптуры и т. п.

Во второй стадии лечения — синтетической, выделяются два этапа: обучения и трансформации. Юнг считал, что прозрение и понима­ние — это только первая половина лечения. За ней сле­дует не менее важная и трудная — обучение. Результатом этого этапа лечения должно стать формирование у паци­ента не только нового понимания себя и окружающего мира (предыдущая стадия), но и новых привычек, сте­реотипов поведения и реагирования. На заключительном этапе лечения зависимость пациента от врача должна быть сведена к минимуму. Центр тяжести переносится на самого пациента, на процесс само­обучения.

 

По Юнгу, либи­до является универсальным недифференцированным ис­точником энергии, которая проявляет себя не только в сексуальной жизни, но и в языке, культуре, обрядах и т. д.

Т.о. индивидуация — процесс развития человека, включающий установление связей между Эго и самостью. По Юнгу, сознательное и бессознательное находятся в посто­янном взаимодействии, а нарушение баланса между ними «проявляется неврозом». Исходя из этого, аналитическая психотерапия направлена в основном на уравновешива­ние сознательного и бессознательного.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.