Сделай Сам Свою Работу на 5

КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ИМЕРЕНИЯ ИЗНОСА

Наиболее распространенные методы измерения износа можно разделить на четыре группы: методы микрометража, методы искусственных баз, интеграль­ные методы, методы радиоактивных индикаторов.

Методы микрометража основаны на непосредственном изме­рении деталей до и после работы приборами для линейных измерений (микро­метры, индикаторы и др.). Недостатком этих методов является затруднитель­ность организации непрерывного (в процессе эксплуатации) измерения износа; для измерения износа узел машины должен быть разобран, а повторные разборка и сборка нарушают приработку деталей, ухудшают условия их работд. Методы микрометража трудоемки и требуют значительного времени испытания, так как при малых значениях износа погрешности приборов часто соизмеримы с величиной износа.

Методы искусственных баз заключаются в том, что на по­верхности, износ которой исследуется, наносят углубление в виде пирамиды или дугообразной лунки (рис. 2.25, а, б).

Ось углубления должна быть напра­влена нормально к поверхности износа. По уменьшению размеров периметра углубления судят о величине износа. Углубление наносится вдавливанием алмазной четырехгранной пирамиды, которая применяется для измерения твердости. При измерении износа более мягких металлов можно применять пирамиды из твердых сплавов, или стальные закаленные пирамиды.

Следует измерять диагональ, расположенную перпендикулярно к направле­нию скольжения, так как в направлении скольжения образуются риски износа, которые могут затруднить определение конца
диагонали.

В практике наиболее широко применяется нанесение дугообразной лунки вращающимся резцом (см. рис. 2.25,6). Если резец хорошо заточен, почти полностью исключается местное выпучивание металла по периметру лунки, что неизбежно при вдавливании пирамиды в металл.

Интегральными методами можно определить лишь суммар­ный износ детали по поверхности трения. К этой группе относится взвешивание детали для фиксирования потери в весе.



Количество изношенного металла можно установить по его содержанию в масле. Современные методы количественного анализа позволяют с высокой ' точностью определить очень малые количества частиц износа в пробе масла. Из картера исследуемого узла машины через установленную наработку (время работы, объем выполненной работы) отбирают пробы масла и по количеству продуктов износа металла в масле судят об интенсивности износа деталей в узле. Таким образом, можно построить кривую интенсивности изнашивания по нара­ботке. Очевидно, что этот эффективный и высокочувствительный метод не может быть использован для исследования износа какой-либо определенной детали (тем более, какого-либо участка ее поверхности). Он широко применяется для исследования качества новых масел и смазок.

Наиболее современными являются методы радиоактивных индикаторов. Их значительное усовершенствование в настоящее время дает возможность определить износ даже отдельных участков деталей в про­цессе их работы. В принципе этот метод заключается в том, что в материал исследуемой детали вводится радиоактивный изотоп. Вместе с продуктами из­носа в масло попадают атомы радиоактивного изотопа в количестве пропорцио­нальном величине износа. По интенсивности его излучения в пробе масла судят о величине износа.

Применяют различные методы активирования деталей: введение радио­активного изотопа в металл при плавке; нанесение радиоактивного электро­литического покрытия; установка радиоактивных вставок; облучение ней­тронами.

Методы радиоактивных индикаторов очень чувствительны. Например, для получения достаточно надежных данных об интенсивности изнашивания основ­ных деталей компрессоров или ДВС можно ограничиться продолжительностью испытания 5—10 ч при общем их ресурсе в несколько тысяч часов.

 

Измерение износа может осуществляться следующими методами:

микрометрированием. Метод основан на измерении размера детали в месте износа измерительным инструментом (микрометр, штангенциркуль, линейка и др.) и сопоставлении с размером, указанным на чертеже. Этот метод измерения при небольших численных значениях допустимого износа не обеспечивает необходимой точности;

взвешиванием. При этом методе определяется суммарный износ всей детали, о чём судят по потере её массы. При таком методе нельзя определить значение износов на различных поверхностях детали;

– определением продуктов износа в масле. Спектральный анализ масла, находящегося в картере двигателя, позволяет судить о накоплении частиц износа, а увеличение продуктов износа выше определённых значений служит основанием для постановки двигателя в ремонт;

– определением износа деталей с помощью радиоактивных индикаторов. Радиоактивные изотопы предварительно вводятся в металл: при плавке; при облучении деталей в реакторе; при нанесении радиоактивного электролитического покрытия; при установке радиоактивных вставок и др. Этот метод измерения износа даёт постоянную информацию о состоянии трущихся узлов действующих агрегатов;

с помощью встроенных датчиков. Тензодатчики фиксируют изменение линейных размеров с использованием записывающей аппаратуры;

с помощью искусственных баз. Этим методом устанавливают значение износа по результатам измерения размеров искусственно сделанных углублений, на рабочей поверхности детали, с помощью конуса или пирамиды.

Ремонт вагонов производится на основании правил (руководств) капитального или деповского ремонта и технических указаний по ремонту отдельных узлов. Используется микрометрический (размерный) метод определения износов. Износ деталей происходит в их «тело». По результатам сопоставления размеров в местах износа с размерами по чертежу и с размерами допускаемыми правилами ремонта, детали могут быть разделены на три группы (табл. 9).

 



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.