Сделай Сам Свою Работу на 5

Построение занятия по заучиванию стихотворения.





Методика заучивания стихотворения

(по материалам М.М.Алексеевой, В.И.Яшиной)

Вметодике развития речи особое место занимает работа, направленная на воспитание у детей любви к поэзии, озна­комление споэтическими произведениями, развитие уме­ний воспринимать и выразительно воспроизводить стихи.

Заучивание стихотворений — одно из средств умствен­ного, нравственного и эстетического воспитания детей. Вопрос о заучивании детьми стихотворений должен быть связан сразвитием эстетического восприятия поэзии, ху­дожественного слова. В дошкольном возрасте важно учить детей воспринимать и оценивать поэтическое произведе­ние, воспитывать художественный вкус.

Воспринимая поэтические образы, дети получают эстети­ческое наслаждение. В. Г. Белинский, обращаясь к педагогам, писал: «Читайте детям стихи, пусть ухо их приучится к гар­монии русского слова, сердце преисполнится чувством изящного, пусть поэзия действует на них так же, как и музыка».

Стихи действуют на ребенка силой и обаянием ритма, мелодики; детей привлекает к себе мир звуков.

В стихотворении рассматривают две стороны: содержа­ние художественного образа и поэтическую форму (музыкальность, ритмичность). Необходимо научить ребенка по­нимать и воспринимать эти две стороны в их единстве.



Для методики заучивания стихов существенно знание особенностей восприятия и запоминания стихов детьми.

Облегчает восприятие поэзии и процесс запоминания стихотворений любовь детей к звукам и игре с ними, к повтору, особая чувствительность к рифме.

Легче запоминаются стихи с яркими, конкретными обра­зами, так как мышление ребенка отличается образностью. Вос­принимая стихотворение, дети мысленно «рисуют» его содер­жание. Поэтому и хорошо запоминаются стихи, в которых на­лицо образность, предметность, лаконизм. Этим требованиям отвечают стихи А. Барто, С. Капутикян, С. Маршака и других. Малыши быстро запоминают короткие стихи, в кото­рых много глаголов, существительных, где конкретность, образность сочетаются с динамикой действия. В старших группах дети запоминают значительно большие по объему стихи (два четверостишия) с эпитетами и метафорами. На характер заучивания положительно влияет интерес к со­держанию стихотворения. Быстрое запоминание зависит от установки на запоминание, мотивации (для чего нужно?). Это могут быть чтение стихов на утреннике; чтение маме и бабушке, чтобы их порадовать; выступить перед малыша­ми и другие мотивы. Установка мобилизует память, внима­ние; ребенок старается быстрее и лучше запомнить текст. Следует учитывать и то обстоятельство, что в непроиз­вольной деятельности, когда не ставится задача запомнить стихотворение, дети легко усваивают и запоминают целые страницы. В произвольной деятельности, на занятиях, ког­да ставится задача запомнить стихотворение, дети испы­тывают трудности. Установлено, что способность к произ­вольному запоминанию можно формировать у детей начи­ная с 4—5 лет. Задача воспитателя — вести детей от непро­извольного запоминания к произвольному. Необходимо, чтобы дети умели ставить цель — запомнить.



Характерной чертой памяти маленьких детей является ее механический характер. Но даже трехлетние малыши обна­руживают смысловую память, которую необходимо разви­вать, так как осмысленное запоминание гораздо прочнее механического. Поэтому важно довести до сознания детей смысл произведения, заранее готовить их к восприятию.

Следовательно, на запоминание и воспроизведение сти­хотворения оказывают влияние психологические, возрастные и индивидуальные особенности усвоения материала, а также содержание и форма поэтического текста. С другой стороны, существенное значение имеют приемы обучения заучиванию стихов и качество художественного исполнения их взрослыми.



Заучивание стихов включает в себя два связанных между собой процесса: слушание поэтического произведения и его воспроизведение, то есть чтение стихотворения наизусть. Как уже говорилось выше, воспроизведение поэтического тек­ста зависит от того, насколько глубоко и полно ребенок поймет произведение, прочувствует его. В то же время вы­разительное чтение — самостоятельная, сложная художе­ственная деятельность, в процессе которой развиваются способности ребенка.

Задача подготовить ребенка к восприятию стихотворе­ния, прочитать стихи так, чтобы дети их почувствовали и поняли, представляет для педагога известную сложность.

Если детям предоставляется возможность самим разоб­раться в содержании стихотворения, они не всегда справ­ляются с этим и часто не осознают смысл.

Более глубокому воздействию стихов на ребенка помога­ет предварительная подготовка к их восприятию, которая раскрыта выше (объяснение непонятных слов, рассматри­вание картинок, экскурсии, наблюдения в природе и др.).

При заучивании с детьми стихов перед воспитателем стоят две задачи:

1. Добиваться хорошего запоминания стихов, т. е. разви­вать способность к длительному удерживанию стихотворе­ния в памяти.

2. Учить детей читать стихи выразительно. Выразительным называется такое чтение, которое ясно,

отчетливо передает мысли и чувства, выраженные в про­изведении. Выразительное чтение требует дословного зна­ния текста, потому что пропуск или изменение порядка слов нарушает художественную форму.

Обе задачи решаются одновременно. Если вначале рабо­тать над запоминанием текста, а потом над выразительно­стью, ребенка придется переучивать, так как он приобре­тет привычку читать невыразительно. С другой стороны, текст держит ребенка в плену. Поэтому на первый план выходит задача запоминания стихотворения, затем — его выразительного чтения.

Рассмотрим методические требования к заучиванию стихов.

1. Не рекомендуется заучивать стихи хором, так как иска­жается или пропадает смысл стихотворения; появляются дефекты речи, закрепляется неправильное произношение; пас­сивные дети при хоровом чтении остаются пассивными. Хо­ровое повторение текста мешает выразительности, приво­дит к монотонности, ненужной тягучести, искажению окон­чаний слов, вызывает у детей быстрое утомление от шума.

«Читая хором, — писала Е. И. Тихеева, — дети рубят, скандируют стихи, отбивают рифмы, приобретают одну и ту же манеру крикливого бессмысленного чтения, убиваю­щего всякую индивидуальность».

Такой же точки зрения придерживалась Е. А. Флерина, полагая, что разучивать стихи надо индивидуально, в про­тивном случае пропадает эстетическая сторона деятельности.

2. Поскольку для запоминания рекомендуются короткие стихи (объем памяти у детей невелик), стихотворение зау­чивается целиком(не по строкам и строфам), именно это обеспечивает осмысленность чтения и правильную трени­ровку памяти.

3. Не следует требовать полного запоминания стихотворе­ния на одном занятии. Психологи отмечают, что для этого необходимо от 8 до 10 повторений, которые следует распре­делить в течение какого-то отрезка времени. Для лучшего за­поминания рекомендуют менять форму повторения, читать по ролям, повторять стихи при подходящих обстоятельствах.

4. В процессе заучивания стихов следует учитывать индиви­дуальные особенности детей, их склонности и вкусы, отсут­ствие у отдельных детей интереса к поэзии. Молчаливым де­тям предлагаются ритмичные стихи, потешки, песенки. Зас­тенчивым — приятно услышать свое имя в потешке, поста­вить себя на место действующего лица. Внимания требуют дети со слабой восприимчивостью к ритму и рифме стиха.

5. Необходимо создавать «атмосферу поэзии» в детском саду, когда поэтическое слово звучит на прогулке, в по­вседневном общении, на природе. Важно читать детям сти­хи, заучивать их не от случая к случаю, не только к празд­никам, а систематически в течение года, развивать потреб­ность слушать и запоминать.

Построение занятия по заучиванию стихотворения.

Вначале занятия необходимо создать эмоциональный на­строй, вызвать состояние, благоприятное для восприятия и запоминания поэтического произведения. Поводится неболь­шая беседа, связанная с темой стихотворения. По сути она аналогична беседе, которую проводят перед чтением прозаи­ческого произведения. В ходе ее используются вопросы, на­поминание о событии из детской жизни, близком к содержанию текста. Настроить детей можно загадкой, картинкой, игрушкой. Старшим детям можно дать литературный портрет поэта. Заинтересовав детей и создав у них настроение, воспи­татель называет жанр, автора («Я прочитаю стихотворение Сергея Александровича Есенина «Поет зима — аукает».)

После такой беседы происходит выразительное чте­ние стихотворения (наизусть) без установки на за­поминание, чтобы не отвлекать детей от восприятия музы­кальности, напевности, красоты стихотворения. От того, насколько выразительно прочитан текст, зависит воспри­ятие его детьми. Воспитатель не имеет права, писала Е. И. Тихеева, умалять поэтическую и воспитательную ценность произведения: «Ее речь, произношение, дикция, вырази­тельность ее чтения должны являться той художественной оправой, от которой выигрывает в блеске самый ценный алмаз. Только в такой оправе алмазы родной поэзии долж­ны вводиться в жизнь маленьких детей»1.

Пауза после чтения педагога дает детям возможность пережить минуты эмоционального сопереживания, когда ребенок находится во власти поэзии.

С целью более глубокого восприятия стихотворения и подготовки к его воспроизведению проводится анализ про­изведения. Это беседа о стихотворении, которая ведется с опорой на текст: система вопросов, помогающая углубить понимание содержания и особенности художественной формы в их единстве (язык, образные средства вырази­тельности). В ходе беседы у ребенка вырабатывается личное отношение к героям и событиям, формируются эстетичес­кие оценки прекрасного. Анализ должен быть точным, крат­ким, эмоциональным. Сначала выясняется, о чем стихо­творение, понравилось ли оно, что запомнилось. Затем идет анализ словесных характеристик, выявление музыкально-ритмической структуры произведения («Какими словами говорится о зиме в стихотворении И. Сурикова «Зима»? Как описывается лес? Какими словами начинается и заканчи­вается стихотворение?»).

Необходимо помочь детям понять трудные места, дать воз­можность еще раз их послушать. Вопросы лучше формулиро­вать так, чтобы дети могли отвечать на них словами текста.

Повторно произведение читается с установ­кой на запоминание. Для того чтобы заучить стихотворение, ребенок должен овладеть приемами произвольного запоминания: неоднократно прослушивать текст, повторять его, устанавливать логическую связь между частями.

После повторного чтения следует воспроизведение сти­хотворения детьми. Вначале читают стихи те, кто лучше за­поминает и изъявляет желание прочитать. Поскольку не все дети быстро запоминают текст, воспитатель помогает детям, подсказывает слова, интонации, напоминает о силе голоса, темпе речи. Не следует оценивать выразительность исполне­ния, пусть даже она сначала будет и не очень удачна.

Занятие заканчивается выразительным чтением воспи­тателя или детей. После заучивания можно рассмотреть иллюстрации, близкие к теме стихотворения, провести рисование на эту же тему, послушать музыку.

В последующие дни следует вновь обратиться к этому произведению уже вне занятия, почитать его, оценить ка­чество чтения. Необходимо добиваться, чтобы каждый ре­бенок запомнил текст и умел читать его выразительно.

Лучшему запоминанию стихов способствуют такие при­емы, как:

— игровые (стихотворение А. Барто «Мячик» читается и обыгрывается с куклой и мячиком);

— доказывание детьми рифмующегося слова;

— чтение по ролям стихов( написанных в диалогичес­кой форме;

— частичное воспроизведение текста всей группой, если речь идет от лица коллектива. Это может быть одна репли­ка или хорошо рифмующееся четырехстишие. Так, в сказ­ке К. Чуковского «Мойдодыр» один ребенок или воспита­тель читает текст, а все дети продолжают: «Моем, моем трубочиста чисто, чисто чисто, чисто. Будет, будет трубо­чист чист, чист, чист, чист». Коллективное чтение застав­ляет прислушиваться к чтению и читать именно те строч­ки, которые нужны в этом месте; .

— драматизация с игрушками, если стихотворение дает возможность использовать игрушку;

— воспроизведение игровых стихов методом игры («Те­лефон» К. Чуковского, «Сказка о глупом мышонке» С. Мар­шака)1.

На формирование выразительности направлены следую­щие приемы: образец выразительного чтения, пример выразительного чтения ребенка, оценка чтения, подсказ нужной интонации. Напоминание о похожем случае из жизни ребен­ка, оживляющее пережитые чувства; объяснения и указания по поводу выразительной нормы чтения; характеристика пер­сонажей, помогающая подобрать нужные интонации.

Выразительное чтение ребенка зависит от правильного речевого дыхания (глубокий вдох, длительный выдох), умения регулировать силу голоса, темп речи, от хорошей артикуляции звуков и слов. Выразительность исполнения требует развития техники речи: дикции, дыхания; овладе­ния орфоэпией. С этой целью проводятся разнообразные упражнения, развивающие речевой слух, отчетливое про­изношение звуков и слов; упражнения на развитие инто­национной выразительности, воспитание умения опреде­лять смысл логических ударений и др. (см. литературу)1.

Заучивание стихов на разных возрастных этапах имеет свои особенности.

В младшем дошкольном возрасте для заучивания исполь­зуются коротенькие потешки и стихи (А. Барто «Игрушки»; Е. Благинина «Огонек»; Д. Хармс «Кораблик» и др.). В них описываются хорошо знакомые игрушки, животные, дети. По объему это четверостишия, они понятны по содержанию, просты по композиции, ритм пляшущий, веселый, с явно выраженной рифмой. Часто есть момент игрового действия. Эти особенности стихов облегчают процесс их заучивания.

Наличие игровых моментов, небольшой объем стихов дают возможность часто повторять текст и использовать игровые приемы в процессе заучивания стихов.

Поскольку у детей младше четырех лет еще недостаточ­но развита способность к произвольному запоминанию, на занятиях не ставится задача запомнить стихотворение.Вместе с тем стихи заучиваютсяв процессе многократного чтения. Воспитатель несколько раз (5—6) повторяет текст, пользуясь разными приемами. Чтение дополняется игро­выми действиями, которые совершают дети. Так, читая сти­хотворение Е. Благининой «Флажок», воспитатель предла­гает детям походить с флажком по комнате; при чтении педагогом стихотворения А. Барто «Лошадка» дети изобра­жают, как они едут на лошадке. В дальнейшем чтение сти­хов включают в другие занятия, в дидактические игры, в рассматривание игрушек, картинок.

В среднем дошкольном возрастепродолжается работа по воспитанию интереса к поэзии, желания запоминать и вы­разительно читать стихи, пользуясь естественными инто­нациями.

Заучивание стихов проводится как специальное занятие или как его часть, где ставится задача запомнить произведе­ние.Рекомендуются более сложные по содержанию и форме стихи, увеличивается объем (Е. Благинина «Мамин день», «Не мешайте мне трудиться»; С. Маршак «Мяч» и др.).

Методика заучивания усложняется, вводится единая для средней и старшей групп структура занятия, рассмотрен­ная выше. Конечно, длительность занятия, содержание и форма анализа, приемы обучения выразительному чтению на каждом возрастном этапе различаются. В средней груп­пе, особенно в начале года, большое место занимают иг­ровые приемы; используется наглядный материал.

Чем старше дети, тем больше надо опираться на пони­мание и осознанное освоение приемов запоминания и вы­разительного чтения. При чтении стихотворения в средней группе можно в кратком анализе обращать внимание детей на художественные образы, элементы сравнения, метафо­ры, эпитеты (в стихотворении Е. Серовой «Одуванчик» — образные эпитеты: одуванчик белоголовый, ветер душистый, цветок пушистый).

Надо постараться довести до ребенка понимание смысла. Когда он понимает, о чем читает стихотворение, то есте­ственно справляется с расстановкой логических ударений. В противном случае возникает привычка выделять рифмован­ные слова, отчего может искажаться смысл произведения.

В старшем дошкольном возрастесовершенствуется уме­ние осмысленно, отчетливо, ясно и выразительно читать наизусть стихи, проявляя инициативу и самостоятельность. Для заучивания рекомендуются достаточно сложные по содержанию и художественным средствам стихи (А. С. Пушкин «Ель растет перед дворцом»; И. Суриков «Зима»; Е. Благинина «Посидим в тишине»; Е, Серова «Незабудки»; С. Есенин «Белая береза»). В подготовительной к школе груп­пе даются для заучивания басни И. А. Крылова «Стрекоза и Муравей», «Ворона и Лисица», «Лебедь, Рак и Щука» Приемы обучения в основном те же, что и в средней группе, но для лучшего воспроизведения уместно помогать детям создать поэтическое настроение, представить в воображе­нии картины природы или обстоятельства, которым по­священы стихи.

Большое значение в этом возрасте имеет подготовитель­ная работа, обеспечивающая полноценное восприятие произведения. Занятие усложняется за счет более глубокого ана­лиза стихов. Вместе с тем не стоит увлекаться работой по осмыслению поэтического текста. Это снижает художествен­ный образ, его влияние на детские эмоции. Эстетическое воздействие снижается и при объяснении образных выра­жений. Невозможно также объяснить юмор. К поэзии нельзя подходить только с познавательной стороны, забывая о силе обаяния, которая кроется в художественной форме.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.