Сделай Сам Свою Работу на 5

Тест «Логические операции» для учащихся 3, 4 классов





Обоснование выбора методик. Решение проблемы диагностики УУД

Поскольку основная проблема диагностики формирования УУД – это формальное отношение руководства. Другими словами, глубинная диагностика администрацию не интересует, в ней нет острой необходимости и смысла, а отнимает такая диагностика очень большое количество времени. Задача психолога – диагностика исключительно познавательных УУД традиционными методами. Познавательные процессы входят как составная часть в любую деятельность человека. К ним относятся такие психические процессы как: восприятие, внимание, мышление, память, речь как функция мышления. Главным образом, это должна быть диагностика познавательных логических и знаково-символических учебных действий, которые лежат в основе словесно-логического и наглядно-образного компонента мышления. Мышление выступает в исследовании УУД важным показателем умения учиться.

Познавательные логические действия – это выбор оснований, критериев для сравнения, оценки и классификации объектов; синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты; подведение под понятия, распознавание объектов, установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство. Знаково-символические универсальные действия обеспечивают конкретные способы преобразования учебного материала, представляют действия моделирования, выполняющие функции отображения учебного материала; выделения существенного; отрыва от конкретных ситуативных значений; формирования обобщенных знаний.



На наш взгляд, проблема диагностики формирования познавательных логических и знаково-символических УУД решается при помощи известного теста развития «Логических операций». Этот тест существует в разных модификациях. Мы также модифицировали его, учитывая разный темп деятельности детей и индивидуальный подход. Сам опросник (стимульный материал с заданиями) мы также изменили, поскольку привычный вариант вызывает затруднения в восприятии и понимании заданий, которые предлагаются, в особенности субтест 3. А некоторые задания не актуальны по своему смысловому содержанию. Тест развития «Логических операций» быстр в использовании и позволяет в краткие сроки оценить уровень сформированности словесно-логического, вербального мышления и его компонентов: общую осведомленность (запас знаний об окружающем мире), способность к классификации понятий, анализу и обобщению). Второй тест, всеми известный и достаточно популярный – «Матрицы Равена», позволяет оценить уровень сформированности наглядно-образного, невербального мышления. Тест также не отнимает много времени на проведение и обработку и не вызывает негативной реакции у школьников.



Такие познавательные УУД, как внимание и память, относятся к познавательным общеучебным действиям. Мы считаем, что эти показатели УУД не обязательно «снимать» психологу и тратить огромное количество времени на обработку, к примеру, результатов теста «Корректурная проба». Данные о сформированности внимания и памяти можно получить путем анкетирования учителей. Как показывает практика, учителя вполне способны дать такую информацию. Тестирование внимания и памяти предпочтительно проводить индивидуально или в малых подгруппах, а в условиях дефицита времени это невозможно. На оценку других параметров традиционными методами также уходит много времени.

Проблема диагностики формирования регулятивных, личностных и коммуникативных УУД решается также с помощью анкетирования. Как мы уже писали выше - оптимальные методы диагностики регулятивных и коммуникативных УУД младших школьников просто отсутствуют. Оценка личностных УУД с помощью традиционных методов и тестов очень длительна в обработке и предполагает глубокое психологическое исследование развития личностных и индивидуальных качеств, что как мы уже упоминали не представляет диагностического интереса для руководства. А в условиях массового мониторинга – это пустая трата времени.



Разработанная нами анкета для учителей «Оценка формирования УУД» (см. приложение), решает все эти проблемы. Анкета содержит 20 вопросов, где первые 5 дают информацию о формировании общеучебных познавательных УУД, 6 вопросов о регулятивных, 4 вопроса о личностных и 5 вопросов о коммуникативных (см таблицу).

Таблица. Экспресс-диагностика формирования УУД.

УУД Оцениваемые показатели Название методик
Познавательные Словесно-логическое мышление, вербальное: общая осведомленность, анализ, обобщение Наглядно-образное мышление (невербальное) Тест логических операций (модифицированный) Матрицы Равена
Логические Знаково -символические
Общеучебные Познавательная активность, смысловая память, произвольное внимание, логическое мышление, рефлексия учебного опыта Анкета для учителей «Оценка формирования УУД»
Регулятивные Саморегуляция поведения, целеполагание, прогнозирование, самоконтроль, самокоррекция, оценка учебных достижений
Личностные Мотивация к учению, рефлексия своих поступков, ответственность, нравственность
Коммуникативные Сотрудничество, инициативность, доброжелательность, лидерство, общее речевое развитие

Методические рекомендации по проведению мониторинга:

1. Лучше давать методики детям на первых уроках, когда они наиболее работоспособны. 2. Тестирование должно проходить в спокойной доброжелательной обстановке.

3. Если у ребенка что-то не получается нужно помочь ему.

4. Инструкцию нужно повторить несколько раз, если вы убедились, что все дети поняли инструкцию, то можно приступить к тестированию.

5. Нельзя подсказывать детям ответы. Если ребенок не знает ответа, на какой-то вопрос – предложите ему пропустить это задание и перейти к другому заданию.

Заключение

Экспресс-диагностика позволяет определить уровень развития 25 параметров УУД в короткие сроки, на наш взгляд – это более чем достаточно.

Мониторинг УУД целесообразно проводить 1 раз в конце года. Методика также позволяет выявить детей «группы риска» - это дети с низкими показателями. В дальнейшем может быть организована коррекционно-развивающая работа с такими детьми. Для учителей и родителей можно организовать консультации по результатам мониторинга.

Приложение

Экспресс-диагностика логических познавательных УУД

Тест «Логические операции» для учащихся 1-х классов

I субтест

Инструкция: Выбери правильный вариант ответа и запиши его в бланк

  Варианты ответов
Как называется твой город? Омск Томск Стрежевой Москва Париж
Пассажирский транспорт – это… комбайн самосвал автобус экскаватор паровоз
Найди насекомое… крот колибри паук ящерица снегирь
Найди время года … утро каникулы среда осень март
Сколько дней в неделе?

II субтест

Инструкция: Запиши лишнее слово в бланк или укажи номер столбика.

малина клубника вишня ананас черёмуха
стол табурет телевизор стул шкаф
дождь лужа снег град иней
карандаш ручка ластик тетрадь мыло
колбаса хлеб печенье пирог бублик

 

III субтест

Инструкция: Внимательно прочитай эти примеры. Нужно установить логическую связь между словами. Правильный ответ запиши в бланк или укажи цифру.

Вопрос Варианты ответов
Помидор - это овощ, а абрикос - это…? трава яблоня фрукт земля ягода
Зимой – снег, а летом…? солнце море песок дождь ветер
Утюг - гладить, а телефон…? говорит звонит играет поет лежит
Право – лево, а верх…? сторона потолок низ пол небо
Тарелка – ложка, а кастрюля…? нож вилка стакан блюдце поворёжка

IV субтест

Инструкция: «Эти пары слов можно назвать одним словом, например: брюки, платье, пиджак ... — это одежда. Придумай название к каждой паре слов. Ответ запиши в бланк.

1) медведь и лиса 2) осень и весна 3) самосвал и трактор 4) петух и курица 5) нож и ложка  

 

Тест «Логические операции» для учащихся 2 класса

I субтест

Инструкция: Выбери правильный вариант ответа и запиши его в бланк

Вопрос Варианты ответов
Что есть у любого сапога? шнурок пряжка подошва ремешки пуговица
Кто обитает в теплых краях? медведь олень волк верблюд тюлень
Сколько в году месяцев?
Месяц зимы – это… сентябрь октябрь февраль ноябрь март
Самая большая птица – это… ворона страус сокол орел сова
Розы – это… фрукты овощи цветы сорняк дерево
Сова всегда спит…. ночью утром днем вечером зимой
Вода всегда….. прозрачная холодная жидкая белая вкусная
У дерева всегда есть… листья цветы плоды корень тень
Город России – это… Париж Москва Лондон Варшава София


II субтест

Инструкция: Запиши лишнее слово в бланк или укажи номер столбика.

тюльпан лилия фасоль ромашка фиалка
река озеро море мост болото
кукла медвежонок песок мяч лопата
Киев Харьков Москва Донецк Одесса
Тополь берёза орешник липа осина
окружность треугольник квадрат указка овал
Иван Пётр Нестеров Макар Андрей
курица петух лебедь гусь индюк
число деление вычитание сложение умножение
веселый быстрый грустный вкусный осторожный

 

III субтест

Инструкция: Внимательно прочитай эти примеры. Нужно установить логическую связь между словами. Правильный ответ запиши в бланк или укажи цифру.

Примеры: Варианты ответов
В лесу – деревья, а в библиотеке -…? (выбираем слово – книги) сад двор город театр книги
Если бежать – кричать, то стоять-..? (выбираем слово – молчать) молчать ползать шуметь звать плакать

 

Вопрос Варианты ответов
Огурец-это овощ, а георгин - это…? сорняк роса садик цветок земля
Учитель - ученик, а врач…? койка больной палата термометр халат
В огороде морковь, а в саду-…? забор яблоня колодец скамейка цветы
Цветок в вазе, а птица…? клюв чайка гнездо яйцо перья
Перчатка-рука, а сапог…? чулки подошва кожа нога щетка
Темный – светлый, а мокрый-…? солнечный скользкий сухой тёплый холодный
Часы показывают время, а термометр…? стекло температура кровать больной врач
У машины мотор, а у лодки…? река моряк болото парус волна
Если стул деревянный, то игла…? острая тонкая блестящая короткая стальная
На столе скатерть, а на полу…? мебель ковёр пыль доска гвозди

IV субтест Инструкция: «Эти пары слов можно назвать одним словом, например:
Брюки, платье, пиджак ... — это одежда. Придумай название к каждой паре слов. Ответ запиши в бланк.

1) Метла и лопата 2) Окунь и карась 3) Лето и зима 4) Огурец и помидор 5) Сирень и шиповник 6) Шкаф и диван 7) День и ночь 8) Слон и муравей 9) Июнь и июль 10) Дерево и цветок

 

Тест «Логические операции» для учащихся 3, 4 классов

I субтест

Инструкция: Выбери правильный вариант ответа и запиши его в бланк

Вопрос Варианты ответов
У пиджака всегда есть…? брошь рукав нитка карман пуговица
В тёплых краях не живёт…? кенгуру обезьяна морж тигр воробей
Месяц осени…? март август ноябрь февраль июль
Самая крупная река нашей области…? Томь Обь Иртыш Чулым Пасол
Время суток…? лето обед отдых ночь год
У растения всегда есть…? плоды цветы корень листья ветки
Отец старше своего сына…? часто всегда никогда редко иногда
Птицы улетают на юг…? зимой ночью далеко осенью холод
Молоко всегда…? сладкое свежее белое жидкое вкусное
В нашей стране не живет…? соловей аист журавль фламинго синица


II субтест

Инструкция: Запиши лишнее слово в бланк или укажи номер столбика.

стол ковер кресло кровать диван
приставка предлог суффикс окончание предложение
треугольник отрезок длина квадрат круг
запятая точка тире союз двоеточие
дождь снег осадки град иней
дуб берёза ольха тополь ясень
секунда час вечер год неделя
самолёт пароход техника поезд дирижабль
футбол баскетбол хоккей плавание баскетбол
смелый храбрый решительный злой отважный

 

III субтест

Инструкция: Внимательно прочитай эти примеры. Нужно установить логическую связь между словами. Правильный ответ запиши в бланк или укажи цифру.

Примеры: Варианты ответов
В лесу – деревья, а в библиотеке -…? (выбираем слово – книги) сад двор город театр книги
Если бежать – кричать, то стоять-..? (выбираем слово – молчать) молчать ползать шуметь звать плакать

 

Вопрос Варианты ответов
Лошадь- жеребёнок, корова-…? пастбище рога молоко телёнок бык
Яйцо-скорлупа, картофель-…? курица огород капуста суп шелуха
Коньки - зима, лодка…? лёд каток весло лето река
Ухо - слышать, зубы…? видеть лечить рот щётка жевать
Ложка-каша, вилка…? масло нож тарелка мясо посуда
Собака -шерсть, щука…? овца ловкость рыба удочка чешуя
Пробка - плавать, камень…? пловец тонуть гранит возить каменщик
Чай-сахар, суп…? вода тарелка крупа соль ложка
Дерево-сук, рука…? топор перчатка нога работа палец
Дождь-зонтик, мороз…? полка холод сани зима шуба

IV субтест Инструкция: «Эти пары слов можно назвать одним словом, например:
Брюки, платье, пиджак ... — это одежда. Придумай название к каждой паре слов. Ответ запиши в бланк.

1) нефть и торф 2) трава и гриб 3) нож и ложка 4) дом и дача 5) автомобиль и поезд 6) нога и рука 7) Пушкин и Лермонтов 8) конфета и торт 9) глаза и уши 10) плюс и минус

 

Бланк ответов к тесту «Логические операции»:

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.