Сделай Сам Свою Работу на 5

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1. РАЗВИТИЕ МОДЕРНИЗМА В ЛИТЕРАТУРЕ ХХ В. И ТВОРЧЕСТВО Ф. КАФКИ («ПРЕВРАЩЕНИЕ», «ПРОЦЕСС»)

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ ВЕКА» ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ ФФ, ФБФЖ ГРУПП «Р/О», «Т/О», «Б/О», «ЖУРН.»

1. Периодизация зарубежной литературы ХХ в., общая характеристика двух основных периодов.

2. Реализм как ведущее направление литературы ХХ в. Новые тенденции в развитии реализма после первой мировой войны. Обновление содержания и формы реалистического искусства. Основные течения. Особенности поэтики.

3. Модернизм как ведущее направление литературы ХХ в. Отказ от прежних форм искусства. Открытие абсурда как качества новой реальности. Философские предпосылки модернизма. Основные течения. Особенности поэтики.

4. Немецкая литература первой половины ХХ в. Основные направления и жанры, проблематика. (А. Деблин, Т. Манн, Г. Гессе, Э.Р. Ремарк, Г. Фаллада и др.). Эстетика и поэтика экспрессионизма, поиск новых художественных форм в поэзии и драматургии экспрессионизма (Э. Толлер).

5. Творчество Г. Манна после первой мировой войны. Дилогия о Генрихе IV. Своеобразие историзма и решение актуальных проблем современности. Проблема положительного героя в дилогии. Образ Генриха IV.

6. Творчество Т. Манна после первой мировой войны. Формирование жанра «интеллектуального романа». Анализ романов «Волшебная гора» и «Лотта в Веймаре».

7. Творчество Т. Манна после первой мировой войны. Прошлое и настоящее в романе «Доктор Фаустус». Фаустовская тема в немецкой литературной традиции и своеобразие ее трактовки у Т. Манна. Философия и музыка в романе. Образы повествователя и Адриана Леверкюна.

8. Творчество Б.Брехта. Становление теории и практики «эпического театра». «Очуждение» и принципы его осуществления в брехтовском театре. Тема войны в драме Б.Брехта «Мамаша Кураж и ее дети».

9. Творчество Б. Брехта. Проблема личной ответственности в пьесе «Жизнь Галилея». Диалектика добра и зла в фантастической драме-параболе «Добрый человек из Сезуана».

10. Творчество Э.М. Ремарка и литература «потерянного поколения» Анализ романа «На западном фронте без перемен» (проблематика, поэтика, образ главного героя).



11. Феномен немецкоязычной австрийской литературы. Творчество Ф. Кафки и развитие модернизма в ХХ в. Строение мира и место человека в нем (романы «Процесс», «Замок», новеллы «Превращение», «В исправительной колонии»).

12. Французская литература первой половины ХХ в. Основные направления и жанры, проблематика. (М. Пруст, А. Жид, Р. Роллан, Р. Мартен дю Гар и др.). Формирование эстетики сюрреализма (Г. Аполлинер, Т. Тцара, А. Бретон).

13. Творчество М. Пруста. Цикл романов «В поисках утраченного времени» и поиски способов раскрытия индивидуального сознания. М. Пруст и А. Бергсон. Концепция времени и пространства, инстинктивной памяти. Трактовка творческой личности.

14. Творчество Р. Роллана после первой мировой войны. Особенности мировоззрения писателя. Тетралогия Р. Роллана «Очарованная душа»: идейный замысел романа и особенности композиции, проблематика, образная система. Аннета Ривьер – вариация типа творческой личности.

15. Творчество Ж.-П. Сартра. Художественное своеобразие романа «Тошнота» (проблематика, поэтика). Феномен тошноты как отображение сущности реакции человеческого духа на пребывание в мире.

16. Творчество А. Камю. Хроника-притча «Чума». Идея личной и коллективной ответственности за все, что происходит в абсурдном мире. Поэтика и образная система романа. Историческая основа аллегоризма. «Миф о Сизифе» – манифест экзистенциализма. Повесть «Посторонний» – «немотивированное» поведение свободного человека и его столкновение с официальной моралью. Поэтика повести.

17. Английская литература первой половины ХХ в. Основные направления и жанры, проблематика. (Д. Джойс, В. Вульф, О. Хаксли, Г. Уэллс, Б. Шоу и др.).

18. Модернистское мифотворчество и роман Дж. Джойса «Улисс». Поток сознания как основной повествовательный прием. Образы Л. Блума, С. Дедала, Молли. Мифологический универсум романа и парадигмы человеческих отношений.

19. Творчество В.Вульф и «психологическая школа». Традиции импрессионизма, эстетика «момента существования» («Миссис Дэллоуэй», «На маяк»).

20. Творчество Р. Олдингтона и литература «потерянного поколения». Роман «Смерть героя»: проблематика, система образов, поэтика.

21. Творчество Г.Уэллса после первой мировой войны. Путь писателя от научной фантастики к социально-политическим романам. «Мистер Блетсуорси на острове Рэмполь» – сатирическая картина современного мира.

22. Творчество Б.Шоу после первой мировой войны. «Дом, где разбиваются сердца» и развитие в творчестве драматурга жанра «политической экстраваганцы». Символика в пьесе. Интерпретация образа легендарной героини в хронике «Святая Иоанна». Сатира на современную действительность в «политической экстраваганце» «Тележка с яблоками».

23. Развитие жанра антиутопии в творчестве О. Хаксли («О дивный новый мир»). и Дж. Оруэлла («Скотный двор», «1984»). Концепция нового общества и неверие в социальный и нравственный прогресс человечества.

24. Американская литература первой половины ХХ в. Основные направления и жанры, проблематика. (Э. Паунд, Т.С. Элиот, Г. Миллер, Ф.С. Фицджеральд, Т. Драйзер, У. Фолкнер, Э. Хэмингуэй и др.).

25. «Американская мечта» и ее реализация в американской литературе 1920–1930-х гг. «Американская трагедия» Т. Драйзера – проблема личности, герой и конфликт. Раскрытие противоречий между мечтой и действительностью.

26. Творчество Э. Хемингуэя и литература «потерянного поколения». Роман «Прощай, оружие!»: индивидуалистический характер протеста против войны, утверждение человеческого достоинства через утраты и поражения. Техника «айсберга».

27. Жанровое своеобразие повести Э. Хемингуэя «Старик и море». Философские проблемы и их решение. Символика.

28. Творчество У. Фолкнера и миф американского Юга. Мировоззрение, эстетика, своеобразие художественного метода. Роман «Шум и ярость» как роман «потока сознания».

29. Французская литература второй половины ХХ в. Основные направления и жанры, проблематика. (Э. Ионеско, С. Беккет, Н. Саррот, Р. Мерль и др.).

30. Французский модернизм второй волны. «Театр абсурда», или «антидрама», Э. Ионеско и С. Беккета. Тотальный абсурд и десемантизация речи в пьесе «Лысая певица». Образ тоталитаризма, идеология и личность в пьесе «Носороги». Метафизические проблемы бытия в пьесах «В ожидании Годо», «Счастливые дни».

31. Литература ФРГ. Основные направления и жанры, проблематика. («Группа 47»: Г.В. Рихтер, Г. Белль, Г. Грасс, З. Ленц и др., «Группа 61»). Творчество В. Борхерта и литература «потерянного поколения». Суд над прошлым и настоящим Германии в пьесе «На улице перед дверью».

32. Творчество Г. Белля. Военная тематика (роман «Где ты был, Адам?»). Настоящее сквозь призму истории в романе «Бильярд в половине десятого». Образная система и поэтика романов.

33. Литература ГДР и традиции антифашистской литературы. Основные направления, жанры, проблематика. (Б. Брехт, А. Зегерс, К. Вольф, М.-В. Шульц, Г. Кант, С. Гейм). Тема расчета с прошлым и тема новой Германии в романистике ГДР 1960-х гг. «Актовый зал» Г. Канта и «Мы не пыль на ветру» М.-В. Шульца.

34. Английская литература второй половины ХХ в. Основные направления, жанры, проблематика. (Дж. Оруэлл, Э. Берджесс, Дж. Осборн, Г. Грин, У. Голдинг, Дж. Фаулз, П. Акройд, Дж. Барнс и др.).

35. Творчество У. Голдинга. Притчи «Повелитель мух», «Шпиль». Особенности символики. Влияние экзистенциализма на английскую литературу.

36. Творчество Г. Грина. Распад колониальной системы и антиколониальная тема в английской литературе второй половины ХХ в. Детективно-приключенческая форма романов Г. Грина и политически-актуальное содержание. Анализ романов «Тихий американец» и «Почетный консул».

37. Творчество Д. Фаулза. Проблема разума и насилия в романе «Коллекционер». Роль шекспировских аллюзий в создании образов главных героев. Переосмысление традиций викторианского романа ХIХ в. в «Женщине французского лейтенанта». Эстетика интертекстуальности.

38. Американская литература второй половины ХХ века. Основные направления и жанры, проблематика (Дж. Апдайк, А. Гинсберг. Дж. Керуак, У. Берроуз, Н. Мейлер и др.). Творчество Дж. Сэлинджера. Нравственный кризис в душе главного героя и способы его выражения в романе «Над пропастью во ржи». Реализация метафоры игры и гуманизм романа.

39. Постмодернизм как ведущее направление литературы последней трети ХХ в. Теория (Р. Барт, Ю. Кристева, Ж. Деррида) и практика постмодернизма. Основные художественные принципы постмодернизма. Разнообразие литературных практик и художественных миров: П. Зюскинд, У. Эко, П. Акройд. Д. Барнс и др.

40. Творчество У. Эко. Постмодернистская эстетика в романе «Имя розы». Жанровая многослойность произведения (черты интеллектуального романа, детектива, хроники, исторического романа и др.). Интертекстуальные и стилевые коды произведения. Система персонажей.

 


ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1. РАЗВИТИЕ МОДЕРНИЗМА В ЛИТЕРАТУРЕ ХХ В. И ТВОРЧЕСТВО Ф. КАФКИ («ПРЕВРАЩЕНИЕ», «ПРОЦЕСС»)

1) Модернизм как направление в литературе и культуре первой половины ХХ в. Основные эстетические принципы модернизма;

2) Творческий путь Ф. Кафки (1883–1924) и развитие модернизма в австрийской литературе;

3) Идейно-художественный анализ новеллы «Превращение» (1915):

а) характер конфликта и система образов;

б) развитие сюжета и особенности композиции;

в) «Превращение» как метафора одиночества и отверженности; персонификация категории отчуждения в образе Грегора Замзы;

4) Идейно-художественный анализ романа «Процесс» (1915, опубл. в 1925):

а) абсурд и способы его воплощения;

б) образ Йозефа К. и проблема вины и наказания;

в) развитие сюжета и особенности композиции;

5) Философско-этический смысл произведений Ф. Кафки;

6) мировое значение творчества Ф. Кафки.

Литература

Основная:

1) Кафка Ф. Превращение. Процесс (любые издания).

2) Кафка Ф. Дневники 1910–1923. СПб., 1999.

***

3) Беньямин В. Франц Кафка / Пер. с нем. М., 2000.

4) Брод М. О Франце Кафке / Пер. с нем. СПб., 2000.

5) Брод М. Франц Кафка. Узник абсолюта. М., 2003.

6) Давид К. Франц Кафка. Харьков, Ростов н/Д., 1998. URL: http://www.kafka.ru/biografy.

7) Киселева М.В. Превращение человека в насекомое: Отголоски «Человека из подполья» Достоевского в творчестве Кафки и Музиля // Вопросы философии. 2012. № 2. С. 155-158.

8) Набоков В. Франц Кафка (1883–1924). «Превращение» (1915) // Набоков В. Лекции по зарубежной литературе / Пер. с англ. М., 1998. С. 325-364.

9) Ноткин Г. В контакте с Набоковым: «Превращение» Ф. Кафки // Звезда. 2011. № 5. С. 206-218.

Дополнительная:

1) Адорно Т. Заметки о Кафке / Пер. Г. Ноткина // Звезда. 1996. № 12. С. 120-139.

2) Гулыга А. В призрачном мире бюрократии // Иностранная литература. 1988. № 3.

3) Затонский Д.В. Австрийская литература в ХХ столетии. М., 1985.

4) Ишимбаева Г. Франц Кафка – модернист // Учитель Башкортостана. 2001. №7.

5) Днепров В.Д. Идеи времени и формы времени. Л., 1980.

6) Канетти Э. Другой процесс. Ф. Кафка в письмах // Иностранная литература. 1993. № 7.

7) Карельский А.В. Австрийский лиро-мифологический эпос (Франц Кафка) // Зарубежная литература ХХ века: Учебник / Под ред. Л.Г. Андреева. М., 1996. С. 249-260.

8) Карельский А.В. Лекция о творчестве Франца Кафки // Карельский А.В. Метаморфозы Орфея: беседы по истории западных литератур. Вып. 2. Хрупкая лира. М., 1999.

9) Манн Ю.В. Встреча в лабиринте: Франц Кафка и Николай Гоголь // Вопросы литературы. 1999. № 2.

10) Манн Ю.В., Стукалова О.В. «Голый среди одетых» (Франц Кафка) // Манн Ю.В., Зайцев В.А., Стукалова О.В., Олесина Е.П. Мировая художественная культура. ХХ век. Литература. СПб., 2008. С. 77-81.

11) О творчестве Ф. Кафки: URL: http://fantlab.ru/autor96.

12) Сайт о творчестве Ф. Кафки на англ. яз.: URL: http://www.kafka.org.

13) Сайт о творчестве Ф. Кафки: URL: http://www.kafka.ru.

14) Седельник В.Д. Франц Кафка // Зарубежная литература ХХ века: Учеб пособие для студ. высш. учеб заведений / В.М. Толмачев, В.Д. Седельник, Д.А. Иванов и др.; Под ред. В.М. Толмачева. М., 2003. С. 103-116.

 

 



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.