Сделай Сам Свою Работу на 5

Математическая обработка и анализ результатов





Констатирующий этап

Цель:выявить уровень сформированности математического словаря детей.

На этом этапе использовалась методика логических игр с применениум сюжета: «Назови что в руке»,Логические блоки Дьенеша («Найди все фигуры как эта» (по форме, по размеру), «Найди все фигуры не такие как эта» (по форме, по размеру), «Цепочка», «Второй ряд», «Домино»), а также

рамки и вкладыши Монтессори.

Методика оценки: +, -

Перед исследованием, для того чтобы определить уровеньвладения детей знаниями о ширине, высоте и длине им были предложены следующие вопросы:

1. Ты знаешь что такое ширина?

2. Покажи на этом кубике ширину.

3. А если кубик перевернуть то у него ширина изменится?

4. А что такое длина?

5. Покажи мне длину.

6. Что такое высота?

7. Покажи на кубике высоту.

8. Посмотри внимательно у кубика высота, длина и ширина разные или одинаковые.

9. Покажи на себе высоту и ширину.

10. Есть ли у шара ширина, высота и длина?

Во время опроса я использовали раздаточный материал и игрушки, которые хорошо знакомы детям и находятся у них в группе.

Основной проблемой, которая была выявлена во время опроса, было непонимание детьми разницы таких параметров величины как ширина и длина, а также небольшой словарныё запас детей. Дети постоянно путали длину и ширину, показывая их одинаково, так как на рисунке 1.



Рисунок 1

Ширина

 

Длина

 

Иногда длину путали с высотой. Показывали ее поставив прямоугольник на ребро. (рис. 2)

Рисунок 2

 
 


Длина

Все это говорит о не правильном понимании детьми таких параметров как ширина, высота и длина. Сами слова: ширина, длина и высота, не всем детям были понятны, то есть видно, что воспитателем не уделялось должное внимание занятиям по теме «размер предметов». Но на данном этапе ребята проявляли большой интерес к раздаточному материалу и проявляли познавательную активность. На следующем этапе уточняются знания детей о высоте, ширине и длине с помощью логических игр с применением сюжета.

 

Оценка опроса по итогам констатирующего этапа.
Таблица 1
ФИО ребенка Возраст Самостоятельность Сформированность словаря Эмоциональность Познавательная активность Желание заниматься
Авешникова Анжелика 5 лет - + + - -
Агейкина Аргентина 5 лет + + + - -
Бредихин Владик 6 лет - + + + +
Калеев Алеша 6 лет + + - + -
Колупаев Ваня 5 лет + + + + +
Корнев Витя 6 лет + + + + +
Кулакова Соня 5 лет - - - + +
Лебедева Вера 6 лет + - - + +
Логунова Маша 6 лет + + + - -
Миронцев Вова 5 лет + + + + +
Печенюк Маша 5 лет - + + - -
Погулова Таня 6 лет - + + - -
Понасюк Вика 6 лет + + + - -
Протасова Настя 6 лет - + - + +
Сушков Петя 5 лет - + + + +
Толстых Лера 6 лет - + + + +
Шуленин Данила 6 лет + + + + +
Шуленин Саша 5 лет - + + + +
Сущеня Ольга 6 лет + + - - +
Узваров Кирилл 6 лет - + + + +

 



Формирующий этап

Цель:обосновать эффективность восприятия и сравнения величины на формирование математического словаря детей.

На основе данных полученных во время констатирующего этапа эксперимента я построила следующую методику по совершенствованию умений детей сравнивать предметы. Мною были выбраны следующие игры:



«Назови что в руке» Ведущий раскладывает на столе различные фигуры. Дети их рассматривают и называют. Убрав фигуры, ведущий по очереди вызывает детей к столу. Сзади в руку ребенку дают одну из убранных фигур, а он должен на ощупь определить и вслух назвать фигуру.

Логические блоки Дьенеша (Приложение №4):

1. «Найди все фигуры как эта» (по форме, по размеру)

2. «Найди все фигуры не такие как эта» (по форме, по размеру)

3. «Цепочка»

4. «Второй ряд»

5. «Домино»

Рамки и вкладыши Монтессори

Во время проведения этих игр использовался один и тот же прием, сюжет, мы просили ребенка выполнить какие либо действия для того чтобы построить забор для домика, или разобрать кирпичики для стройки и т.д. дети с большим удовольствием играли в эти игры. Им нравилось помогать сказочным персонажам, изображать из себя строителей и т.д.

ЛОГИЧЕСКИЕ БЛОКИ ДЬЕНЕША

 

Логический материал представляет собой набор из 48 логических блоков, различающихся четырьмя свойствами:

1. формой- круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные;

2. цветом- красные, желтые, синие;

3. размером- большие и маленькие;

4. толщиной- толстые и тонкие.

Использование логических блоков в играх с дошкольниками позволяет моделировать важные понятия не только математики, но и информатики: алгоритмы, кодирование информации, логические операции; строить Высказывания с союзами "и", "или", частицей "не" и.др. Подобные игры способствуют ускорению процесса развития у дошкольников простейших логических структур мышления и математических представлений. С помощью этих игр дети успешно овладевают в дальнейшем основами математики и информатики.

Основная цель использования дидактического материала (по имени автора называемого "блоки Дьенеша"): научить дошкольников решать логические задачи на разбиение по свойствам.

Основное умение, необходимое для решения логических задач - это умение выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, адекватно обозначать словом их отсутствие, абстрагировать и удерживать в памяти одно, одновременно два или три свойства, обобщать объекты по одному, двум или трем, свойствам с учетом наличия или отсутствия каждого.

С детьми уместны и простые игры и упражнения, цель которых освоение свойств, слов "такой же", "не такой" по форме, цвету, размеру, толщине.

 

1. "Найди все фигуры (блоки), как эта" по цвету (по размеру, форме). "Найди не такую фигуру, как эта" по цвету (по форме, размеру).

 

2. Найди все такие фигуры, как эта по цвету и форме (по форме и размеру, по размеру и цвету).

"Найди не такие фигуры, как эта" по цвету и размеру (по цвету и форме, по форме и размеру; по цвету, размеру и форме).

"Найди такие же, как эта" по цвету, но другой формы или такие же по форме, но другого размера или такие же по размеру, но другого цвета.

Более сложный вариант: найди такие же, как предъявляемая фигура, по цвету и форме, но другие по размеру (такие же по размеру и цвету, но другие по форме; такие же по форме и размеру, но другого цвета).

3. "Цепочка"

От произвольно выбранной фигуры постарайтесь построить как можно более длинную цепочку. Варианты построения цепочки:

а) чтобы рядом не было фигур одинаковой формы (цвета, размера, толщины);

б) чтобы рядом не было одинаковых по форме и цвету фигур (по цвету и размеру, по размеру и форме, по толщине и т.д.);

в) чтобы рядом были фигуры одинаковые по размеру, но разные по форме и т.д.;

г) чтобы рядом были фигуры одинакового цвета и размера, но разной формы (одинакового размера, но разного цвета).

 

4. "Второй ряд"

Выложить в ряд 5-6 любых фигур. Построить под ним второй ряд, но так, чтобы под каждой фигурой верхнего ряда оказалась фигура другой формы (цвета, размера); такой же формы, но другого цвета (размера); другая по цвету и размеру; не такая по форме, размеру и цвету.

 

5. "Домино"

В этой игре одновременно может участвовать не более четырех детей. Фигуры делятся поровну между участниками. Каждый игрок поочередно делает свой ход. При отсутствии фигуры ход пропускается. Выигрывает тот, кто первым выложит все фигуры. Ходить можно, по-разному.

Например:

а) фигурами другого цвета (формы, размера);

б) фигурами того же цвета, но другого размера или такого же размера, но другой формы;

в) фигурами другого цвета и формы (цвета и размера, размера и толщины);

г) такими же фигурами по цвету и форме, но другого размера (такими же по размеру и форме, но другими по цвету);

д) ход фигурами другого цвета, формы, размера, толщины.

 

Контрольный этап

Цель:выявить эффективность применения логических игр в процессе сравнения величины предметов.

ФИО ребенка Возраст Самостоятельность Сформированность словаря Эмоциональность Познавательная активность Желание заниматься
Авешникова Анжелика 5 лет - + + - -
Агейкина Аргентина 5 лет + + + - -
Бредихин Владик 6 лет + + + + +
Калеев Алеша 6 лет + + - + -
Колупаев Ваня 5 лет + + + + +
Корнев Витя 6 лет + + + + -
Кулакова Соня 5 лет - - - + +
Лебедева Вера 6 лет + + + + +
Логунова Маша 6 лет + + + - -
Миронцев Вова 5 лет + + + + +
Печенюк Маша 5 лет - + + + +
Погулова Таня 6 лет - + + + +
Понасюк Вика 6 лет + + + + +
Протасова Настя 6 лет - + - + +
Сушков Петя 5 лет + + + + +
Толстых Лера 6 лет - + + + +
Шуленин Данила 6 лет + + + + +
Шуленин Саша 5 лет - + + - +
Сущеня Ольга 6 лет + + - - +
Узваров Кирилл 6 лет - + + + +

Таблица 2

На данном этапе мы провели опрос, используя те же вопросы, что и на констатирующем этапе, но с усложнением.

С этими вопросами дети справились гораздо лучше. Однако, некоторые дети остались на прежнем уровне знаний. Все изменения выделены в таблице. Это можно объяснить невнимательностью и отсутствием интереса к занятиям.

Контрольный этап

Цель:выявить эффективность применения логических игр.

Математическая обработка и анализ результатов

Определение среднего арифметического величины показателей вычислялось по формуле:

- знак суммирования

- варианты или значения признака (данные одного ребенка)

n – количество детей

Средняя арифметическая величина позволяет сравнивать и оценивать группы изучаемых явлений в целом.

Затем определялось среднеквадратичное отклонение:

 

Хмакс – наибольшее значение варианта

Хмин – наименьшее значение варианта

R – табличный коэффициент

Ошибка среднеарифметической величины определялась по формуле:

n- число вариантов

- среднеквадратичное отклонение

Уровень достоверности различий вычисляется по формуле:

 

t =

 

Х1 – среднеарифметическое значение экспериментальной группы

Х2 – среднеарифметическое значение контрольной группы

Средние значения показателей констатирующего эксперимента приведены в таблице 3.

Таблица 3

 

Показатель Контрольная группа Х± m Экспериментальная группа Х ± m t Р
Сформированно сть словаря   3,1±0,2   3,5 ± 0,3     >0,05

 

Разработанная система дидактических игр и апробация этой системы предусматривала отбор дидактических игр в соответствии со следующими критериями:

- соответствие игрового материала задачам исследования;

- включенность тех психических процессов, которые несут преимущественную нагрузку в процессе обучения;

-доступность и эмоциональная привлекательность игрового материала.

Средние значения показателей контрольного эксперимента показаны в таблице 4.

Таблица 4

 

Показатель Экспериментальная группа Х± m Контрольная группа Х± m t Р
Сформированность Словаря   5,82 ± 0,2   4,3 ± 0,2   5,0   <0,05

 

Таким образом, проделанная работа по формированию у детей математических представлений дала свои положительные результаты. Полученные данные дают возможность предположить, что у детей в исследуемых группах произошёл прирост в средних показателях математического развития. Сформированность математического словаря составляет-27,2 %

В контрольной группе соответственно-12 %


График результатов исследований:

 
 


Контрольная группа

Экспериментальная группа

Улучшение показателей в экспериментальной группе обусловлено использованием предложенной системы дидактических игр. Стабильная, систематическая работа в данном направлении позволила повысить уровень сформированности словаря у детей экспериментальной группы, у них был сформирован соответствующий уровень.

 

 

Выводы

На основе анализа особенностей восприятия детьми размеров предметов сделаны выводы:

1. Дети часто признак размера закрепляют за кон­кретными предметами и поэтому далеко не сразу познают относительность в оценке размеров.

2. Нередко испытывают большие затруднения в различении разных видов протяженности иоцен­ке размеров, так как, с одной стороны, не всегда точно используют слово, определяющее тот или иной вид протяженности.

3. Путают параметры предмета если его форма сложнее чем у прямоугольника.

4. Лучше ориентируются в размерах после игры на данную тему с игрушками и сюжетом.

Элементарные знания по математике, определённые современными требованиями, в основном усваиваются детьми, но необходимо углубление и дифференциация индивидуальной работы с каждым ребёнком.

2. Обновление и качественное улучшение системы математического развития дошкольников позволяет педагогам искать наиболее интересные формы работы, что способствует развитию элементарных математических представлений.

1. Дидактические игры дают большой заряд положительных эмоций, помогают детям закрепить и расширить знания по математике.

Практические рекомендации:

2. Использование логических блоков Дьенеша даёт возможность приобщить детей к выполнению простых игровых действий на классификацию по совместным свойствам, причём как по наличию, так и по отсутствию свойства.

3. Для эффективного повышения уровня математических знаний предлагается методика использования различных видов детской деятельности преимущественно игрового характера.

4. Целенаправленное развитие элементарных математических представлений должно осуществляться на протяжении всего дошкольного периода.

Учение должно быть радостным!

Поэтому я рекомендую воспитателям старших групп использовать логические игры с использованием сюжета в процессе обучения детей.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.