Сделай Сам Свою Работу на 5

Культурный релятивизм (относительность)

Этнология как наука. Предмет этнологии

 

Этнологию можно адресовать к Месопотамии и Древнему Египту. Тогда появились первые сведения об окружающих народах и их особенностях. Хотя информация не всегда была истиной. Отцом этнографии можно назвать Геродота. Изменение отношения к такому материалу произошло в Риме в начале империи. Появился принцип «разделяй и властвуй». Для этого принципа требовалось иметь информацию о соседних народах. Греки говорили, что есть греки и варвары, а римляне – есть римляне и дикие.

Этноцентризмделение народов по уровню развития. Эталоном служил свой собственный народ.

После распада Римской империи начались тёмные века (467 год). Этнологической информации было очень мало до XI века. В то время появились крестоносцы и крестовые походы. Выяснилось, что европейцы знали о противниках меньше, чем те о них. Это объясняется тем, что существовала Византия и на территории Средней Азии существовали обломки прошлого (эллинизм). Позже начались походы (Марко Поло и т.д.). Проводились или субсидировались церкви. После противостояние между церковной и светской властью, победила последняя. Началась эпоха великих исторических открытий, продлившаяся в плоть до VIII века, до эпохи Просвещения, которая принесла: географический детерминизмобусловленность географическими условиями уровня развития народа.

Жан Жак Руссо принёс в педагогику идею обучения на ошибках, т.е. по желанию, а не методом принуждения. В 1784 году Анри Шаван предложил, изучая другие народы, объединить деятельность под одним названием – этнология - наука о народах. В 1839 году в Париже было учреждено Парижское этнологическое общество. В 1842 году оно появилось в Нью-Йорке.

Проблемы этнологии:

· Адаптация к изменениям;

· Относительность понятий «примитивный» и «развитый»;

Необходимо знать восприятие мира; как изменяется восприятие; какие особенные орудия имеются. Как вообще изменяется народ.

Традиционный народ – «отсталый» народ. Традиционная – это материальная культура, технологический уровень, ритуалы и обычаи разных народов, система их воспитания, социальная, политическая и экономическая структуры общества, процессы этногенеза, демографические процессы.



Соответствие наук друг другу:

· Науки имеют точки соприкосновения;

· Одна наука подчиняется другой;

· Одна наука использует другую как научную базу;

 

Основные научные школы в этнологии

· Научные направления конца XIX века: эволюционизм, диффузионизм, социологическая школа;

· Научные напрпаления первой половины XX века: функционализм, психологическая антропология;

· Научные направления второй половины XX века: культурный релятивизм, неоэволюционизм, научные концепции 70-80-ых годов;

 

Эволюционизм

 

Тезисы Эдуарда Бернетта Тейлора и Джеймса Джорджа Фрезера:

· В основе исторического процесса лежит однолинейно направленное развитие от простого к сложному и наоборот;

· Каждый этнос проходит общие стадии, однако, с разной скоростью. Скорость зависит от внешних условий: природно-климатических и политических;

· Человеческий разум в своей основе един;

Адольф Бастиан исходил из материалов своих экспедиций. Он полагал, что в основе развития людей лежит психология. Люди обладают единой психической системой. Он брал тезис Фрезера о том, что люди действуют одинаково в критических ситуациях. Принцип «тяни-толкая». Принцип действия основывался на взаимодействии народов.

Этнология в США – Льюис Генри Морган. Он изучал быт и деятельность индейских племён – Ирокезов. Был энтузиастом, т.е. не имел высшего образования. Вскоре начал заниматься только институтом родов, семей и т.д. Морган сделал вывод, что род (родство) является основой древнего общества. Отталкиваясь от развития рода и семьи, он выделяет два периода: социальная организация строится на родстве (ранний период) и организация политическая, построенная на территории и собственности (поздний период). Так же Морган предложил использовать новые методы:

· Метод ретроспективы (ретроспекции) – реконструкция прошлого на основе остатков пережитков в настоящем;

· Метод подобия – достаточно изучить систему у существующих примитивных народов и можно её реконструировать у других;

В начале XX века эволюционизм оказывается в кризисе за: универсализм, теоретизацию, излишнюю схематичность процессов, теорию развития. Решений проблем было несколько.

 

Диффузионизм

 

Диффузионизм – центрально-европейское направление. Основатель: Фридрих Ратцель. Последователи: Лео Фробениус, Эрланд Норденшельд. Ратцель предложил сосредоточиться на развитии культур. Он полагал, что она в максимальной степени отражает историю народа и его передвижений. Предложил изучать миграцию предметов, и тем самым прослеживается переселение народов и происходит диффузия. Народ перемещает предмет:

· Полностью, со всеми представлениями о нём – оккультуризация (наркотики, одежда, украшения и т.д.);

· Только перенос предмета (орудия труда и т.д.);

Идея Фробениуса – изучая пути миграции предмета, нужно руководствоваться принципом «кругов на воде».

 

Социологическая школа

 

Представители: Эмиль Дюркгейм, Люсьен Леви-Брюль. Они обратили внимание на общество. Дюркгейм сделал теорию социальных фактов: «общество – закрытая статичная система, чтобы понять которую, нужно знать две составляющих взаимодействия между людьми: порядок и хаос». Сделать это можно было с помощью социально-значимых фактов. Событий, на которые должна последовать реакция. Учения о коллективных представлениях:

· Личная плоскость – личный опыт;

· Общественная плоскость – коллективный опыт, перечень норм, прав и алгоритмов;

Леви-Брюль развил теорию коллективных представлений. Он пытался ответить на вопрос: «что из себя представляет?». Суть его книги, «Первобытное мышление», в главном отличии первобытного мышления от современного: оно не отделяется от эмоций и не нуждается в объяснении действительности.

 

Функционализм

 

Зародился в Германии. Представители: Рихард Турнвальд, Бронислав Малиновский. Объектом была культура, но в отличие от диффузионалистов, они пытались понять суть системы смешивания культур. Для этого нужно понять, какую функцию выполняет элемент культуры для человека. Культура является исполнителем потребностей человека:

· Базовые (физиологические) потребности;

· Производные (распределение пищи, мануфактура, защита) потребности;

· Интегративные (чувство безопасности, гармонии, поиск успеха и смысла жизни) потребности;

Малиновский и его последователи делали два допущения:

· Учёный может не понять назначение всех элементов культуры, но лишних нет и не бывает;

· Чтобы понять назначение каждой культуры, нужно взглянуть на неё глазами носителя;

История народа является субъективным взглядом исследователя.

 

Психологическая антропология

 

Основатель: Франц Боас. Предложил дать стать изучению антропологии с нуля, т.е. отказаться от всего. Он считал, что для науки необходимо больше качественного материала. Наблюдения должны были быть повторяющимися, а наблюдатель должен был попытаться вжиться в народ. Главный тезис, который критиковал Боас: принцип единства. Единства нет и общего принципа не существует. У каждого народа есть своя судьба, свой уникальный путь развития.

Рут Бенедикт и Маргарет Мид – ученицы Боаса. Первая попыталась дать ответ на вопрос о том, что находится в центре культуры. В каждой культуре лежит свой этос. Это, по сути, культурная тема, которая выстраивает все элементы культуры в определённом порядке. В результате, одни элементы притягиваются, а другие – нет, т.е. человек – творец культуры. Маргарет Мид больше занималась анализом того, как эта культура себя проявляет. Процесс взросления она описывала с процесса создания человека из родившегося младенца.

 

Культурный релятивизм (относительность)

 

Более радикальное направление, начавшееся после Второй Мировой войны. Возникновение вызвано ростом освободительных движений «неисторических» народов: Индонезия, Индия, Азия, Филиппины и т.д. Релятивисты предлагали отказаться от стандартов, по которым измеряли другие культуры. Представитель: Мелвилл Джин Херсковиц. Исторический процесс - сумма разнонаправленных развивающихся культур. Культурный фокус – наиболее существенная черта данной культура. Идея изменения культур: стабильность и изменчивость одновременно, т.е. с изменением культур.

 

Структурализм

 

Французское направление, зародившееся в Англии. Клод Леви-Стросс: «Мир состоит из бесконечного количества структур, а все структуры – производные от первой модели». Он пытается восстановить первую модель через изучение мифологии и верований. Он использовал приём бинарной оппозиции. Главным в сознании человека было противопоставление природы и культуры. Слабость подхода в том, что Леви-Стросс пришёл к идеалам, имеющим мало общего с реальностью.

 

Неоэволюционизм

 

Учёные попытались отойти от ошибок своих коллег прошлого. Лесли Уайт и Джулиан Стюарт: «Универсальных исторических закономерностей нет, а эволюция – любое изменение, т.е. история – сума многолетних развивающихся систем. Источником развития является культурная энергия. Критерием развитости культуры является затраты на создание этой энергии».

 



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.