Сделай Сам Свою Работу на 5

Аксиологическая концепция культуры





Культурология.

5. Культурологические концепции: игровая, семиотическая, символическая, аксиологическая.

Игровая теория(по Й. Хейзинге и др.) исходит из признания того, что источник культуры находится в природной способности человека к игровой деятельности. Игра присуща и животным, но только у человека она стала осмысленным видом жизнедеятельности.

Человек играющий, по мнению Й. Хейзинги, выражает такую же существенную функцию, как и человек созидающий.

Игра издревле заполняла жизнь и тем самым побуждала расти формы архаической культуры. Культ перерос в священную игру, игрой были музыка и танец.

Из обычаев социальной игры выделилось право. Эти наблюдения привели Й. Хейзингу к выводу, что культура зачиналась именно в игре.

Символическая концепция(по Э. Кассире— ру)объясняет возникновение культуры тем, что человек на определенном этапе своей эволюции утратил инстинкты и вынужден был существовать по подобию. Это привело к постепенной выработке определенной системы ориентиров – символов, обеспечивших приспособление человека к миру.

Семиотическая стратегия (Р. Барт, К. Леви-Стросс, У. Эко, М. Фуко, Ю. М. Лотман и др.) понимает культуру как систему знаков. Наиболее универсальная знаковая система - это язык (для характеристики культуры используются также концепты текста, дискурса, письма). Проводя аналогию между принципами организации языка и культуры, данная стратегия рассматривает последнюю как сферу функционирования и циркуляции знаков в соответствии с определенными правилами. При этом понятия «текст» и «язык» понимаются не как лингвистические феномены, а интерпретируются предельно широко: «текст культуры», «язык культуры». Акцент здесь делается на самодостаточном статусе языка (знак получает свое значение посредством других знаков, т. е. в рамках самого языка), что определяет идеологически-репрессивную функцию языка по отношению к индивидам и культуре в целом. Фактически язык организует социальное пространство, определяя устойчивую матрицу мировоззрения, коммуникации и деятельности в той или иной культуре



Аксиологическая концепция культуры

В рамках этой концепции культура - совокупность материальных и духовных ценностей. В современной литературе ценность понимается:- как предмет, имеющий какую-либо пользу и удовлетворяющий ту или иную потребность человека;- как идеал (представление о желаемом);- как значимость чего-либо для индивида или социальной группы.



Различают ценности:

1. Витальные (жизнь, здоровье); 2. Социальные (комфортная работа, социальное благополучие); 3. Политические (свобода, правопорядок); 4. Нравственные (добро, честь); 5. Эстетические (красота); 6. Религиозные (бог); 7. Семейно-родственные (взаимоотношения).

Выделяет различные ценности: ценности-ЦЕЛИ (высшие, абсолютные), Ценности-СРЕДСТВА (инструментальны). Ценности определяют общую стратегическую регуляцию поведения человека. Кроме ценностей регулятивную функцию выполняют и другие элементы культуры, прежде всего - нормы (теснейшим образом связаны с ценностью, вытекают из неё). Та или иная культурная ценность предстаёт как желательный, конкретный вид поведения. Нормы выражают специфику той культуры, в которой они функционируют. Особое значение имеет выделение правовых и моральных норм. Правовые нормы выступают, главным образом, в виде закона, они контролируются государственной властью, их несоблюдение ведёт за собой конкретные санкции. Моральные нормы опираются на силу общественного мнения, убеждения человека в необходимости того или иного поведения, чувство ответственности, долга, совести. Правовые нормы исторически выросли из моральных норм, юридически закрепляли их. Нормы можно подразделить на запрещающие, побуждающие. Запрещающие нормы во все времена играли заметную роль. С помощью этих норм общество определяло ту сферу деятельности, выход за рамки которой мог угрожать безопасности других людей или обществу в целом. В разных культурах сфера запретной регламентации различна. Побуждающие нормы имеют иную силу. Они представляют человеку определенную свободу. В обществе существует механизм социального контроля принятых в обществе ценностей и норм. Он включает в себя различные санкции (способы реагирования окружающих на поведение человека в виде поощрения или наказания). Различают формальные и неформальные санкции. Неформальные санкции имеют силу морального поощрения или осуждения. Формальные санкции опираются на силу закона, они чётко обозначены. Их осуществление контролируется государственными органами. К формальным санкциям относятся и административные санкции.



6. Культурные универсалии как инструмент анализа культуры.

 

Культурные универсалии — это такие нор­мы, ценности, правила, традиции и свойства, которые присущи всем культурам независимо от географиче­ского положения, исторического времени и социаль­ного устройства общества.

В 1959 году Джордж Мердок выделил более 70 уни­версалий — общих всем культурам элементов: возрас­тная градация, спорт, нательные украшения, кален­дарь, соблюдение чистоты, общинная организация, приготовление пищи, кооперация труда, космология, ухаживание, танцы, декоративное искусство, гада­ние, толкование снов, разделение труда, образование, эсхатология, этика, этноботаника, этикет, вера в чу­десные исцеления, семья, празднества, добывание огня, фольклор, табу на пищу, похоронные ритуалы, игры, жестикулирование, обычай дарить подарки, правительство, приветствие, искусство укладывания волос, гостеприимство, домохозяйство, гигиена, за­прет кровосмешения, право наследования, шутки, родственные группы, номенклатура родственников, язык, закон, суеверие, магия, брак, время принятия пищи (завтрак, обед, ужин), медицина, благопристой­ность в отправлении естественных надобностей, тра­ур, музыка, мифология, число, акушерство, каратель­ные санкции, личное имя, полиция, послеродовой уход, обращение с беременными, право собствен­ности, умилостивление сверхъестественных сил, обычаи, связанные с наступлением половой зрело­сти, религиозные ритуалы, поселенческие правила, сексуальные ограничения, учение о душе, статусная дифференциация, изготовление орудий труда, тор­говля, хождение в гости, отучение ребенка от груди, наблюдение за погодой.

Культурные универсалии возникают потому, что все люди, в какой бы части света они ни жили, физиче­ски устроены одинаково, они имеют одни и те же био­логические потребности и сталкиваются с общими про­блемами, которые ставит перед человеческим родом

7. Духовная культура первобытного человека: религия и мифология.

Духовная культура первобытного общества

Культура первобытного человека имела синкретичный характер (первобытную культуру называют также первобытным синкретическим комплексом). Это означает, что научные знания, религия и мифология, искусствосуществовали не изолированно друг от друга, а в неразрывном единстве, и каждый член племени был носителем всех составляющих культуры.
Первые научные знания носили прикладной характер и были многочисленны. Для обеспечения выживания рода человек должен был хранить сведения об особенностях растений, о повадках животных, о циклических изменениях в природе и т. д. и т. п. Естественно, что основной формой памяти в данное время становится коллективная память, ориентированная на воспроизводство известного, бывшего в практике, эта форма памяти не требовала наличия письменности (стимулом для ее появления становится событие чрезвычайное, требующее фиксации, - война, воцарение, природный катаклизм), но опиралась на огромное количество символов, ритуалов, обрядов, основной функцией которых была гармонизация человека в обществе.
Одними из важнейших ритуалов древности были распространенные повсеместно обряды инициации (посвящения). В ходе инициации неофит подвергался различным испытаниям, которые должен был стойко перенести. В этот же период ему сообщались мифы племени, знания о мире, нормы и правила поведения во взросломколлективе, в том числе и в брачных связях. Сам обряд ухода из общины подростком и возвращение в нее через определенное время уже в статусе взрослого мужчины воспринимался сородичами как второе рождение после смерти.
Инициация была важным культурным явлением в жизни первобытного общества. За время таинств подросток успевал пережить пограничные состояния и получал необходимый для успешного функционирования в коллективе социальный опыт. Через инициацию в коллективе и у индивида фиксировалась важность нового, взрослого состояния в жизни человека.
Первым этапом развития письменности была пиктография - рисунчатое письмо, в это же время или чуть ранее появляются первые системы счета: сначала - это счет множества, способность различать большое и малое, полное (например, отара) или нет, затем - счет по адекватности одних предметов другим (раковины могли приравниваться головам скота). Впоследствии исчисление стало производиться посредством подключения подсобного материала (зарубок, узелков, пальцев). Появление же абстрактных чисел произошло достаточно поздно, вместе с появлением письменности и, по-видимому, с появлением цивилизации.
Во многих памятниках материальной и духовной жизни человека присутствуют астрономические мотивы: это и первобытные наскальные изображения созвездий, и специальные огромные каменные сооружения - кромлехи - (к примеру, Стонхедж в Англии), служащие как обсерваториями, так и выполняющие ритуальные функции, и мифы, содержащие представления об обустройстве Вселенной. Проводить астрономические наблюдения людей заставляли как нужды повседневной жизни, так и вера во влияние небесных тел и явлений на судьбы людей (характерно, что древние календари появляются раньше, чем произведения искусства).
Основными типами календарей становятся лунный, ориентирующийся на фазы Луны (он приводит к появлению шестеричной системы счисления), и солнечный (формирует десятеричную систему счисления). Во времена архаики господствует мифологическое - циклическое - восприятие времени. Причиной этого стала тесная связь человека того времени с циклическими изменениями, происходящими в природе. Для появления же линейного восприятия времени необходим, во-первых, отрыв человека от циклизма природы, что характерно для городской цивилизации, и, во-вторых, какое-либо сверхвыдающееся событие, которое может стать вехой и разделить все время на два отрезка: «до» и «после» (потопа, Рождества Христова, Сотворения мира и т. п.). Линейное восприятие времени станет характерным для христианской и последующих эпох и принесет новое представление о прогрессе.

8. Культура Древнего Египта.

Египет - одно из древнейших государств мира, а его искусство – один из самых ранних вкладов в историю культуры стран Древнего Востока. Вознесение египетской державы было предопределено тем, что на ее территории имелись все необходимые ископаемые для хозяйственной деятельности, и она занимала выгодное географическое положение. Первые государства в долине Нила возникли шесть тысяч лет тому назад, в конце 4-начале 3 тыс. до н. э.. Они были объединены в централизованную деспотию. К этому времени относятся величайшие произведения древнеегипетского изобразительного искусства, архитектуры, письменности и др. Египетские пирамиды, храмы с рельефами и росписями, скульптурные портреты, развития мифология – все это свидетельствовало о большой художественной одаренности одного из древнейших народов мира. В искусстве Египта нашла отражение его величественная природа. Дыхание ветров пустыни, пепельный цвет песчаных равнин, обилие в недрах гор различных пород камня, заросли папируса в дельте Нила, цветы священного лотоса и др. – во многом определили суровую красоту египетского искусства. На протяжении веков в нем выработались совершенные способы изображения и выразительные средства, при помощи которых был воссоздан сложный и величавый образ человека, отражено богатство мифологических представлений. История культуры Древнего Египта делится на следующие этапы: додинастический период (V-IV тыс. до н.э.), Раннее царство
(ок. 3000 – 2000 г.г. до н.э.), Древнее царство (XXVIII – XXIII вв. до н.э.), Среднее царство (XXI – XVIII вв. до н.э.), Новое царство (XVI – XI вв. до н.э.), Поздний период (XI – IV вв. до н.э.).

Сакральный характер древнеегипетской культуры проявляется в ее глубокой символичности. Главные символы: сфинкс, фараон, боги Ра и Осирис, пирамида, анкх.

Важнейшая составная часть культуры Древнего Египта – рисуночное символическое письмо (иероглифы).Характерно, что в дальнейшем оно превратилось в слоговое. Тайна древнеегипетских иероглифов разгадана лишь в XIX веке французским ученым Франсуа Шампольоном.

В духовной культуре особое значение приобретают просвещение (создание при дворцах фараонов, а затем и в храмах первоначальных школ, позднее в крупных государственных учреждениях, где шло обучение чтению, письму, счету); техника (мотыги, арки, гончарный круг, журавль, водоподъемное колесо и др.); технология (обработка металла, бронзы, меди, золота, серебра, керамики, ткачество); наука – астрономия (знаки зодиака, изобретение календаря); математика (введение десятичной системы исчисления, дроби, элементы алгебраических исчислений, вычислена поверхность шара и др.); медицина (бальзамирование, знание анатомии, зачатки терапии, хирургии, стоматологии); география, торговля и военные экспедиции расширили познания в этой области. В целом следует считать, что зарождение и развитие научных представлений египтян тяготело к естественным наукам. Не случайно греки всегда смотрели на египтян как на страну древнейшей мудрости и считали египтян своими учителями. Сокровища египетской культуры оказались притягательными для видных греческих ученых, философов, государственных деятелей. Греки восприняли египетскую идею сакрального (священного) царства, поклонялись священным быкам и овнам, строили храмы египетским богам, соперничавшие по своей монументальности с постройками эпохи пирамид. Позднее культура Древнего Египта вплетается в культуру Египта исламского, и ее наследие доживет до наших дней в отдельных чертах быта и верований египетских мусульман.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.