Сделай Сам Свою Работу на 5

Сущность проектного метода





Контрольная работа

 

 

По дисциплине «Системно-деятельностный подход в начальном математическом образовании»

 

Тема: «Методика организации проектной деятельности в начальной школе.».

 

Выполнила Макаричева Наталья Юрьевна

Факультет начального образования

магистратура

2 курс заочного отделения

Преподаватель Зиновьева Валентина Николаевна

 

Калуга, 2015.

Содержание.

Введение

1. История возникновения и развития метода проекта

2. Сущность проектного метода

3. Классификация проектов

4. Этапы работы над проектом

5. Особенности учебной проектной деятельности младших школьников на математическом содержании.

Заключение

Литература

 

 

Введение

Вопросы о том, почему в школе нужна проектная деятельность, почему в школе возможна проектная деятельность, возникают регулярно. Это связано во многом со следующим. Проектная деятельность еще не стала нормой организации образовательного процесса. И для того чтобы начать ее осознанное осуществление как раз и требуется ответить на эти вопросы. И каждый педагог отвечает на эти вопросы самостоятельно, увязывая смыслы своей профессиональной деятельности с обстоятельствами развития общества и цивилизации.



В педагогике проектное обучение рассматривается как «тип развивающего обучения, базирующегося на последовательном выполнении учебных проектов с информационными паузами для усвоения базовых теоретических знаний (4,с.67) Оно ориентировано на личность, позоляет учиться на собвственном опыте и опыте других, стимулирует познавательный интерес, учит получать удовольствие от результатов своего труда и создает ситуацию успеха в области обучения.

Проект как форма саморганизации настоятельно требует практики. Собственно, в чистой науке возможно только исследование. Проект возникает как форма работы с практической ситуацией. К.Н. Поливанова в своей книге «Проектная деятельность школьников» отмечает: «обсуждая материал проектирования, необходимо видеть все богатство ситуаций и, главное, все богатство потенциальных действий школьника, тех действий, которые составят основу школьных проектов» (3,с. 15 ). Проектирование это обязательно практическая деятельность. Учитель ставит практическую задачу, ученики ищут под эту конкретную задачу свои средства, котрые могут быть в разной степени. В целом, критерием оценки успешности проекта является его продукт.



Важно уметь отличать проектную от исследовательской деятельности. Сегодня об исследовательской деятельности, говорят, смешивая ее с проектной. Это – неверно, так как «исследование на выходе имеет новое знание, а проектная деятельность – продукт, направленный на изменение реальной ситуации» (3,с. 17). «Рождение знания» – это собственно и есть исследовательская деятельность. Использование знаний как средства – это, в том числе, и проектная деятельность.

В настоящее время российские школы обеспечивают качественную подготовку учащихся в части академических знаний, но при этом проявляется дефицит способности использования знаний как средства для решения задач практико-ориентированного характера, в том числе и проектного характера. Следовательно, в данной работе возникает потребность разобраться более подробно в особенностях проектного метода обучения и регулярно использовать в учебном процессе для развития способностей использования теоретических знаний на практике.

 

История возникновения и развития метода проекта.

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в 20-е годы ХХ века в США. Его называли также методом проблем и связывали с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В.Х. Килпатриком. Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Чрезвычайно важно было показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Здесь важна проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо использовать имеющиеся знания. Учитель может подсказать новые источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельной работы. Но в результате ученики должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему. Вся проблема, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности.



Сущность метода проекта состоит в стимулировании интереса учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний.

Метод проектов привлек внимание русских педагогов еще в начале ХХ века. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. В 1905 году под руководством русского педагога С.Т. Шацкого была организована небольшая группа сотрудников, пытавшихся активно использовать проектные методы в обучении. При советской власти, эти идеи стали довольно широко внедряться в школу, но недостаточно продуманно и последовательно, и постановлением ЦК ВКП(б) “О начальной и средней школе” в 1931 году метод проектов был осужден. В дальнейшей педагогической практике России метод проектов не применялся.

За рубежом (США, Англия, Германия, Дания, Италия и др.) все эти годы проектный метод развивался и совершенствовался.

Теперь уже несомненно эта технология относится к технологиям XXI века, формирующая умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека современного общества.

 

 

Сущность проектного метода

В основе проектной деятельности учащихся лежит развитие познавательных навыков, умение самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве.

В современном понимании, существует достаточное количество трактовки данного понятия. Приведем основные разъяснения, отражающие его ключевые аспекты. Таким образом, проектная деятельность – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, методы и способы, направленные на достижение общего результата. Иными словами, можно сказать, что проектная деятельность – это также способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Что касается термина проект, тоего можно определить каккомплекс действий, специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися, который завершается созданием творческого продукта.

Метод проектов рассматривается как совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельной деятельности учащихся обязательной презентацией этих результатов.

Метод проектов позволяет:

1) сделать обучение значимой деятельностью для каждого ученика, ведь ученик в данном случае не только обучаемый, но и искатель, практик, экспериментатор, он не пассивен, он активно участвует в получении, накоплении и применении знаний;

2) интегрировать знания учащегося по различным дисциплинам.ю показать их взаимосвязь;

3) развивать творческие задатки каждого ученика, поскольку ученик сам выбирает формы и методы исследования и фиксирования результатов;

4) развивать у учащегося критическое мышление, навыки поиска ответов на вопросы и принятия решений;

5) реализовать потребности каждого ученика в самовыражении и самореализации, а так же потребность в общении;

6) дифференцировать процесс обучения, поскольку каждый ученик может выбрать в проекте тот уровень и тот вид деятельности, который ему более по душе или лучше получается;

7) реализовать идеи компетентностно-ориентированного и личностно-ориентированного обучения.

Классификация проектов

Существует множество подходов к классификации проектов. Приведем несколько наиболее популярных из них.

Е.С. Полат является одним из авторв, который предложил выделить типы проектов по характеру их деятельности.Дадим им расшифровку.

•Практико-ориентированные – отличаются четко обозначенным с самого начала результатом деятельности участников проекта. Причем этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников.

•Исследовательские – требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, обоснования актуальности предмета исследования для всех участников, обозначения источников информации, продуманных методов, результатов.

•Информационные – требуют от участников изначальной направленности на сбор информации о каком-либо объекте, явлении; ознакомления участников проекта с этой информацией, ее анализа и обобщения фактов, предназначенных для широкой аудитории.

•Творческие – предполагают соответствующее творческое оформление, не имеют детально разработанной структуры совместной деятельности участников.

•Ролевые – участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы.

I. А.С.Сиденко предлагает следующую классификацию:

1. По характеру результата(информационный,исследовательский,обзорный,проекты-инсценировки).

2. По форме (видеофильм, рекламный ролик, телепрограмма, интервью с известными людьми, журнальный репортаж, рок-опера).

3. По профилю знаний (монопроекты, межпредметные проекты).

4. По числу участников (личностные, парные, групповые)

Некторые авторы выделяют более детальныее аспекты для классификации. Например, А.Г. Раппопорт предлагает классифицировать проекты по типу объекта проектирования:

•Морфологические – проектирование вещей

•Социальные – проектирование организаций, норм, сложных социально-морфологических объектов

•Экзистенциальные – проектирование личностного развития человеческого “Я” в процессе построения своей судьбы

Проанализировав различные виды классификаций, я выбрала самые распространенные , на мой взгляд, типы проектов и представила их в следующей таблице:

по количеству участников по продолжи- тельности по характеру деятельности по количеству предметов
личностные (индивидуальные) мини-проекты практико-ориентированнные моно-проект
парные краткосрочные исследовательские межпредметный
групповые средней продолжительности (недельные) информационные  
  долгосрочные (годичные) творческие  

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.