Сделай Сам Свою Работу на 5

Картельные соглашения. Условия стабильности стратегии.





Картельное соглашение – это устная или письменная договоренность между двумя или несколькими компаниями, направленная на ограничение рыночной конкуренции и получение дополнительной прибыли.

Картельное соглашение – это один из видов монополии (наряду с синдикатом и трестом), противозаконный сговор сторон, являющийся мощным ограничителем конкуренции на рынке. По российскому законодательству картель – это объединение независимых друг от друга структур, которые ставят своей задачей самостоятельное регулирование цен, производство и проведение маркетинговых операций. Картельные соглашения во многих странах являются незаконными, а юридические лица, заключившие такие сделки, привлекаются к административной и уголовной ответственности. Основная задача – увеличить индивидуальный и общий доход за счет снижение объемов выпуска продукции и повышения цены. При этом все действия осуществляются синхронно для достижения максимального эффекта.Все картельные соглашения можно условно поделить на два вида:

- горизонтальные. При таком виде соглашения в картельном сговоре участвуют представители двух или большего числа компаний, работающих в одном секторе и имеющими одинаковую специализацию;



- вертикальные. Такие договора возможны между предприятиями из различных сфер деятельности. Основная цель в этом случае – ограничение гибкости рынка и установление монополии.

Помимо возможности и стимулов для нарушения условий картельного соглашения, на его устойчивость существенно влияют такие факторы, как вероятность обнаружения и наказания регулирующими органами, число предприятий-участников картеля, заменяемость продукта предприятий, входящих в картель, различая структуры затрат картеля. Ограниченное число предприятий - участников картеля и однородность товаров разных предприятий создают предпосылки для повышения результативности контроля выполнения картельного соглашения.

 

В-42.Естественные монополии.

Монополия — это единоличное право на владение кем (чем)-либо, будь то предприятие или какой-либо вид деятельности; присутствие только одного «хозяина» в данной сфере; установление своих правил на какой-то определенной территории, в каком-либо вопросе.



Естественная монополия — вид монополии, занимающий привилегированное положение на рынке в силу технологических особенностей производства (в связи с эксклюзивным обладанием необходимыми для производства ресурсами, крайне высокой стоимостью или исключительностью материально-технической базы). Чаще всего, естественные монополии — это фирмы, управляющие трудоёмкими инфраструктурами, повторное создание которых другими фирмами экономически неоправданно или технически невозможно (например: системы водоснабжения, системы электроснабжения, железные дороги).

К отраслям естественной монополии во многих странах относят большинство видов деятельности, продукция которых является «предметом общественного пользования», — коммуникации, линии электропередач, нефте- и газопроводы, железнодорожный транспорт, кабельное телевидение, системы связи, водоснабжение и канализация и др. К сферам деятельности субъектов естественных монополий относят такие виды деятельности: транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, транспортировка газа по трубопроводам, услуги по передаче электрической и тепловой энергии, железнодорожные перевозки, услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов, услуги общедоступной электрической и почтовой связи.

Плюсы:

-возможность максимально использовать эффект от масштаба производства, что приводит к снижению издержек на производство единицы продукции;

-возможность мобилизации значительных финансовых ресурсов для поддержания средств производства на должном уровне;



-возможность использования достижений научно-технического прогресса;

-возможность следования единым стандартам на производимую продукцию и предоставляемые услуги;

-возможность замены рыночного механизма, т. е. рыночной экономической организации;

-внутрифирменной иерархией и системой контрактных отношений, что позволит сократить потери, связанные с риском и неопределенностью.

Минусы:

-возможность определять уровень продажной цены, создавать искушение переложить издержки в значительной мере на конечного потребителя, который не в состоянии оказывать обратного влияния на производителя;

-возможность блокировать технический прогресс;

-возможность «экономить» за счет снижения качества производимой продукции и предоставляемых услуг;

-возможность принимать форму административного диктата, подменяющего экономический механизм.

Способы регулирования естественной монополии

Прямое государственное регулирование (возможности и границы)

Считается, что прямое государственное регулирование посредством определения тарифов или решающего влияния на них естественных монополистов достаточно простой и понятный способ, позволяющий снизить роль негативных факторов, существующих в их деятельности. В частности, в российском законодательстве данному способу уделяется первостепенное внимание.

При реализации данного подхода возникают сразу же несколько проблем: 1) необходимость создания органа государственного контроля за деятельностью естественного монополиста или придания таковых функций уже действующей антимонополистической структуре, 2) сложность точного определения реальных издержек производителя услуг — естественной монополии.

Торги за франшизу (возможность использования и эффективность в различных условиях)

Другой способ регулирования естественной монополии связан с использованием механизма экономической организации. Это торги за франшизу (право на ведение такой деятельности). Торги за франшизу позволили в США решить проблемы с некоторыми естественными монополиями, причем лучшим способом по сравнению с другими способами их регулирования. Это относится к дерегулированию грузовых автоперевозок, к организации работы местных авиалиний, почтовой службы, к работе кабельных телевизионных сетей, в ряде случаев — к работе коммунальных служб, к проблеме дерегулирования железных дорог.

Ценовая дискриминация

Возможность использования ценовых дискриминаций имеется как у естественной монополии для увеличения чистого дохода, так и у регулирующих субъектов для снижения общего негативного эффекта от деятельности данного предприятия естественного монополиста. Что такое ценовые дискриминации? Экономическая теория дает на этот вопрос следующий ответ — практика установления разных цен на один и тот же товар при условии, что различия в ценах не связаны с затратами.

Практика использования ценовой дискриминации может быть применена обществом не только в случае прямого государственного регулирования естественной монополии, но и в случае торгов за франшизу. Таким образом, ценовая дискриминация становится «обоюдоострым орудием», которое с успехом может быть использовано и естественной монополией, и обществом для достижения своих целей. В результате возникает определенный «баланс интересов» и острота проблемы со стороны естественной монополии смягчается (сглаживается, снимается).

 


В-43 Особенность отраслевых рынков с естественной монополией. Виды естественных монополий.
Естественной монополией называют отрасль, в которой совокупный объем спроса может быть эффективно удовлетворен одной фирмой.
Причинами возникновения естественной монополии могут быть
o особенности технологии, обладающей положительной отдачей от масштаба при любом выпуске продукции
o экономия на разнообразии продуктовой фирмы, выпускающей различные наименования продукции, используя одни и те же производственные мощности
o недостаточная емкость рынка по сравнению с минимально эффективным выпуском
Для многопродуктовой фирмы различают два вида средних издержек:
1. средние издержки товарного набора
2. средние издержки производства товара
В связи с этим для многопродуктовой фирмы могут быть характерны два вида экономии:
1. экономия на масштабе производства всего товарного набора (при увеличении числа товаров в наборе совокупные издержки товарного набора увеличиваются в меньшей пропорции). Эта экономия порождается положительными внешними эффектами одновременного использования ресурсов при производстве различных товаров.
2. экономия на производстве каждого отдельного товара благодаря положительной отдаче от масштаба.
Если естественная монополия возникла вследствие экономии от масштаба производства, кривая долгосрочных издержек имеет так называемый «L-образный» вид (рис.1). Кривая издержек естественной монополии, возникшей в результате недостаточной емкости рыночного спроса, может иметь стандартный «U-образный» вид (

Во втором случае, если спрос на продукцию незначителен (D1), при цене, обеспечивающей нормальную прибыль, объем спроса равен минимально эффективному выпуску. В этом случае фирма может установить цену, ограничивающую вход на рынок других фирм. При незначительном увеличении спроса (D2) ее преимущество не теряется, т.к. средние издержки фирмы, производящей количество (Q2 - Q1), будут выше, чем у производителя Q1. И лишь если рыночный спрос увеличивается до размеров D3, монополист теряет свое рыночное преимущество.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.