|
Путь праведных предшественников в вопросах имён и атрибутов Аллаха Всевышнего.
Пусть Аллах поможет нам и тебе произносить такие слова и совершать такие дела, которыми Он доволен [1], и пусть Он убережет нас и тебя от отклонения от истины и ошибок. [2]
[1] [Это указывает на то, что самой важной целью мусульманина в течение его жизни является достижение довольства Аллаха Всевышнего. Довольство Аллаха Всевышнего – это самая великая цель человека. Поэтому автор книги, да помилует его Аллах, обратился за тебя, о читатель, с такой великой мольбой к Аллаху. Если Аллах Всевышний не окажет помощь Своему рабу, тот заблудится. Поэтому сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: «Если бы не Аллах, то мы бы не последовали по прямому пути, и не соблюдали пост, и не совершали молитву». Этот хадис передал аль-Бухари, 6620. А Аллах Всевышний сказал в Своём Писании: «Но Аллах привил вам любовь к вере, и представил ее прекрасной вашим сердцам, и сделал ненавистными вам неверие, нечестие и неповиновение. Таковы идущие правым путем по милосердию и милости Аллаха. Аллах — Знающий, Мудрый».(Сура аль-Худжурат, аяты 7-8). А также: «Они[некоторые бедуины]попрекают тебя(о, пророк)тем, что обратились в Ислам. Скажи(им): «Не попрекайте меня вашим обращением в Ислам.Это Аллах оказал вам милость тем, что привел вас к вере, если вы вообще говорите правду»».(Сура аль-Худжурат, аят 17) ].
[2] [А, ведь, только Аллах оберегает Своих рабов, и нет у них иного защитника, помимо Него. Именно поэтому Аллах Всевышний сказал: «Кто крепко держится за Аллаха, тот действительно наставлен на прямой путь».(Сура али ′Имран, аят 101). А также: «Разве Аллаха не достаточно для Его раба(как покровителя и защитника)?»(Сура аз-Зумар, аят 36) ].
Знай, что праведные предшественники и наилучшие представители последующих поколений, великие имамы и знающие мужи этой общины были единогласны в том, что каждый человек должен уверовать в Аллаха Всевышнего. Все они были единогласны в том, что:
- Аллах является Единственным и Самодостаточным. [1]
- Аллах является Живым и Поддерживающим жизнь. [2]
- Аллах является Слышащим и Видящим. [3]
- У Него нет ни сотоварища, ни помощника. [4]
- У Него нет ни подобного Ему, ни равного. [5]
- Аллах описывается предвечными атрибутами. [6]
[1] [Аллах Всевышний сказал: «Скажи: «Он – Аллах – один[нет у Него сотоварища], Аллах –Самодостаточный».Сура аль-Ихляс, аяты 1-2].
[2] [Аллах Всевышний сказал: «Аллах — нет божества, достойного поклонения, кроме Него, Живого, Поддерживающего жизнь».Сура аль-Бакара, аят 255].
[3] [Аллах Всевышний сказал: «Нет никого (и ничего) подобного Ему, и Он — Слышащий, Видящий».Сура аш-Шура, аят 11].
[4] [Аллах Всевышний сказал: «Скажи(о, пророк, этим многобожникам): «Призовите тех, кого вы считали божествами наряду с Аллахом». Они[ложные божества]не владеют даже мельчайшей частицей на небесах и на земле. Нет у них[у этих божеств]там[на небесах и на земле]никакого соучастия, и нет для Него среди них[среди ваших божеств]помощника».Сура Саба, аят 22].
[5] [Аллах Всевышний сказал: «Нет никого (и ничего) подобного Ему».(Сура аш-Шура, аят 11). А также: «Разве ты знаешь Ему соименного[у кого были бы такие же имена и особенности]?»(Сура Марьям, аят 65). А также: «…и нет никого, равного Ему».Сура аль-Ихляс, аят 4].
[6] [То есть: Аллах Всевышний был всегда описан этими атрибутами. Например, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, входя в мечеть, обращался к Аллаху со следующей мольбой: «Прибегаю к защите Великого Аллаха, посредством Его благородного ликаи Его предвечной власти, от проклятого шайтана». Этот хадис передал Абу Дауд, 466. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аби Дауд», 1/136-137. Этот хадис, в частности, указывает на то, что эта власть была присуща Аллаху всегда и без начала. Также Аллах Всевышний всегда был Слышащим, Видящим, Знающим, и так далее. Именно это имеет в виду автор книги, да помилует его Аллах, говоря о предвечных атрибутах].
Об атрибутах Всевышнего Аллаха повествует Его великое Писание, к которому не может подступиться ложь ни спереди, ни сзади. [Аллах Всевышний сказал: «Воистину, это[Коран]– однозначно, великое Писание. Ложь не подберется к нему ни спереди, ни сзади. Оно ниспослано от Мудрого, Достохвального».(Сура Фуссылят, аяты 41-42). Это Писание целиком и полностью является истиной, посему ты не должен сомневаться ни в чём, что содержится в этом великом Писании].
Это Писание ниспослано от Мудрого, Достохвального, а также достоверные предания от избранного и лучшего пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, который был господином рода человеческого.
Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, донёс послание своего Господа[целиком и полностью, без упущений или добавлений], искренне отнесся к своей общине [1],усердствовал на пути Аллаха должным образом, установил религию, разъяснил ясную дорогу [2],довёл религию до совершенства [3]и подавил неверующих. Он не оставил для безбожников и пустословов какой-либо возможности.
[1] [Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, был самым искренним по отношению к общине мусульман. Аллах Всевышний сказал: «Пророк ближе к верующим, чем они сами(по отношению друг к другу)».(Сура аль-Ахзаб, аят 6).].
[2] [Аллах Всевышний сказал: «Воистину, ты(о, Мухаммад)указываешь на прямой путь — путь Аллаха, Которому принадлежит то, что на небесах, и то, что на земле. Воистину, к Аллаху возвращаются дела».(Сура аш-Шура, аяты 52-53)].
[3] [Аллах Всевышний посредством этого посланника, да благословит его Аллах и приветствует, довёл Свою религию до совершенства. Не осталось такого религиозного постановления, которое не было бы разъяснено посланником, да благословит его Аллах и приветствует. Аллах Всевышний сказал незадолго до смерти этого посланника, да благословит его Аллах и приветствует: «Сегодня Я сделал завершённой (и совершенной) для вас вашу религию».(Сура аль-Маида, аят 3).].
Передается, что Тарик ибн Шихаб [ибн ′Абду-ш-Шамс аль-Баджали, Абу ′Абдуллах аль-Куфи. Скончался в 82-ом или 83-ем г.х.] сказал: ― Как-то раз один из иудеев пришёл к ′Умару ибн уль-Хаттабу,да будет доволен им Аллах, и сказал ему:«О, повелитель верующих! Есть в вашем Писании один аят, который вы читаете, (и я думаю, что) если бы он был ниспослан иудеям, то мы обязательно отмечали бы день (его ниспослания) как праздник». Тогда ′Умар,да будет доволен им Аллах, спросил у него:«Что же это за аят?!», на что иудей ответил:«Сегодня Я довёл до совершенства для вас вашу религию, и довёл до конца Свою милость вам, и одобрил для вас Ислам в качестве религии».Тогда ′Умар,да будет доволен им Аллах, сказал:«Поистине, мне известен этот день и то место, где (этот аят) был ниспослан посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Это был вечер пятницы, когда мы стояли на горе ‘Арафат». [Передал аль-Бухари (№ 45, № 4606), и Муслим (№ 3017).].
Праведные предшественники уверовали в то, о чём сообщил Аллах в Своём Писании, и в то, что достоверно передано от Его пророка, да благословит его Аллах и приветствует [1].Они принимали эти аяты и хадисы так, как те были переданы, не вдаваясь в образ этих атрибутов [2], не имея убеждений, что эти атрибуты подобны или схожи с атрибутами творений [3],и не отрицая их [4].Им было достаточно Сунны Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, и пути, которым доволен Аллах. [5]Они не переходили на путь скверных и губительных нововведений [6], и посредством этого достигли великих степеней и высокого положения.
[1]. [Как сказал имам аз-Зухри, да помилует его Аллах: «Аллах Всевышний отправил послание, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, был обязан донести его, а мы обязаны предаться (покориться) этому посланию». См. «Фатх уль-Бари», 13/513].
[2]. [То есть: не задаваясь вопросом «как?» Они не спрашивали: «А как Аллах видит?! А как Он слышит?! А как Он возвысился над небесами?!» Они знали, что человеческий ум не может постичь образ атрибутов Аллаха Всевышнего. Аллах Всевышний сказал:«Нет никого (и ничего) подобного Ему, и Он — Слышащий, Видящий».(Сура аш-Шура, аят 11). Аллах Всевышний сказал: «Не следуй(о, человек)за тем, чего ты не знаешь. Воистину, слух, зрение и сердце — все они будут(в День Суда)призваны к ответу».(Сура аль-Исра, аят 36). Поэтому передается, что как-то раз один человек спросил у имама Малика ибн Анаса, да помилует его Аллах: «Аллах сказал:«Милостивый вознесся над Троном»(Сура Та Ха, аят 5). Как Он вознесся?!» Тогда имам Малик разгневался и сказал: «Возвышение – известно, а как – неизвестно, верить в это обязательно, а расспросы об этом являются нововведением. И я думаю, что ты скверный человек, посему выйди из моего собрания».Передали Лялякаи в «Шарх Усуль И′тикад ахли-с-Сунна», 664; аль-Бейхакы в «аль-Асма уа-с-Сыфат», 867; Сказал Хафиз ибн Хаджар в «Фатх уль-Бари», 13/407: «Цепочка передатчиков этого сообщения крепкая (джеййид)».Передали также ад-Дарими в «ар-Рад ’аля-ль-Джахмийа», 104; Ибн ’Абд уль-Барр в «ат-Тамхид», 7/151, и многие другие].
[3]. [Праведные предшественники не говорили, что атрибуты Аллаха подобны атрибутам творений, однако они утверждали эти атрибуты так, как подобает Его величию. Они не говорили: «Аллах видит так же, как вижу я», но они говорили: «Аллах видит так, как подобает Его величию, а я вижу так, как подобает моей слабости». Аллах Всевышний сказал: «Нет никого (и ничего) подобного Ему, и Он — Слышащий, Видящий».(Сура аш-Шура, аят 11). А также: «Разве ты знаешь Ему соименного[у кого были бы такие же имена и особенности]?»(Сура Марьям, аят 65). А также: «…и нет никого, подобного Ему».(Сура аль-Ихляс, аят 4) ].
[4]. [И это отличало их от заблудших течений, которые отрицают или искажают атрибуты Аллаха Всевышнего. Например, читая слова Всевышнего: «Милостивый вознесся над Троном»(Сура Та Ха, аят 5), они ложно утверждают, что в этом аяте имеется в виду, что Аллах завладел Троном. Например, Аллах Всевышний сказал: «Его обе Руки простерты, и Он расходует, как пожелает».(Сура аль-Маида, аят 64). Аллах Всевышний в этом аяте сообщает, что у Него в действительности есть две руки, которые не подобны чьим-либо рукам, а заблудшие течения искажают этот аят и говорят, что на самом деле под словом «руки»здесь имеются в виду «милости». Подобных искажений с их стороны великое множество].
[5]. [Сподвижникам, да будет доволен ими Аллах, было достаточно Корана и Сунны. Аллах Всевышний сказал: «Неужели им не достаточно того, что Мы ниспослали тебе Писание[Коран], которое им читается? Воистину, в этом — милость и напоминание для верующих людей».(Сура аль-′Анкабут, аят 51). ].
[6]. [Автор книги, да помилует его Аллах, упомянул две великие основы, в которых заключено спасение.
- Строгое следование Cунне;
- Отдаление от нововведений.
Сообщается, что Абу Наджих аль-’Ирбад ибн Сарийа сказал: «(Однажды) посланник Аллаха rобратился к нам с увещеванием, от которого сердца наши испытали страх, а из глаз потекли слёзы, и мы сказали:“О посланник Аллаха, это похоже на увещевание прощающегося, так дай же нам наставление!”Он сказал:“Вот моё наставление вам: остерегайтесь наказания Всемогущего и Великого Аллаха и слушайте и повинуйтесь, даже если повелевать вами будет эфиопский раб. Поистине, тот (из вас), кто проживёт (достаточно долго), увидит много разногласий, и поэтому вам следует придерживаться моей Сунны и Сунны праведных халифов, ведомых правильным путём, схватитесь за нее своими коренными зубами и полностью избегайте новшеств, ибо каждое нововведение есть заблуждение!”».Этот хадис передали Абу Дауд, 4607; ат-Тирмизи, 2676; ибн Маджа, 42, и другие.
Нововведение (бид′а) – это то, что было внесено в религию и противоречит истине, пришедшей от посланника Аллаха, r, а затем было сделано прямым путём.См. «аль-Бахр ар-Раик шарх Канзу-д-Дакаик», 1/370.
Подробнее о нововведениях вы можете ознакомиться в книге «Разъяснение сорока хадисов ан-Науауи», автором которой является шейх Салих али Шейх, да хранит его Аллах].
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|