Сделай Сам Свою Работу на 5

СПИСОК ГОР, ПЛОСКОГОРИЙ, НАГОРИЙ, РАВНИН МАТЕРИКОВ





МИНОБРНАУКИ РОССИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Вологодский государственный университет»

(ВоГУ)

 

 

Г.А. Воробьев, О.С.Орлова

 

общее землеведение

Практикум

Часть 2

 

Направление подготовки: 050100 Педагогическое образование

Профиль подготовки:Географическое образование

 

Квалификация (степень) выпускника: бакалавр

Форма обучения: заочная

Кафедра географии

 

Вологда, 2015

Рабочий план дисциплины Общее землеведение

Третий семестр
Лекции Лабораторные занятия
Рельеф земной поверхности. Равнины и горы Морфотектонический рельеф. Горы и равнины
Морфоскульптурный рельеф Морфоскульптуры суши. Флювиальный рельеф
Ледниковый рельеф
Рельеф дна Мирового океана Рельеф дна Мирового океана
Биосфера. Учение В.И.Вернадского о биосфере.  
Структура и закономерности географической оболочки   Широтная зональность и высотная поясность гор.
Природные комплексы. Физико-географическое районирование.
Географический ландшафт
Глобальные изменения в географической оболочке. Географическая среда и общество
  Зачет
Четвертый семестр
Курсовая работа Экзамен

 



 

ВЫПИСКА ИЗ УЧЕБНОГО ПЛАНА

 

Код по УЦ ООП Наименование дисциплины Трудоёмкость Семестр 2, 3 Форма промежуточной аттестации
Зачетные единицы Академ. часы В том числе
Аудиторные занятия Само-стоятельная работа Лк Пр. Лаб.
Б3.В.2 Общее землеведение - Зачет 2 семестр Контр. р. 3 семестр Экзамен 4 семестр КР - 4 семестр

Практикум по общему землеведению

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 ЗЕТ (108 часа), в том числе в семестрах:

Семестр № 3 Трудоемкость РПР, курсовая работа, курсовой проект Форма промежуточной аттестации
Всего Аудиторная СРС Экз.
ЗЕТ час. час. час. час.
      зачет

Лабораторные занятия третьего семестра

Т е м а 1.Морфотектонический рельеф. Горы и равнины

Цель:Познакомиться с классификацией морфотектонического рельефа, получить представление о соотношении гор и равнин на материках.



Ответить на вопросы

1. Дать определение понятий «морфотектонический рельеф», «геотектуры», «морфоструктуры», «равнины», «горы».

2. Как разделяются по высоте горы и равнины?

3. Как классифицируются горы и равнины по их происхождению?

Задания

1. Схематически изобразить генетическую классификацию форм эндогенного рельефа материков.

2. Пользуясь таблицей 1, построить столбиковые диаграммы распространения основных типов геотектуры и морфоструктуры по материкам и на суше в целом. Дать анализ, указав какие типы морфоструктур (равнинно-платформенных или горных) наиболее распространены на поверхности суши и на материках.

Таблица 1. Площади основных типов морфоструктур континентов (%)

 

Морфоструктуры Европа Азия Африка Северная Америка Южная Америки Австралия Суша в целом
Равнины на платформах 69,5 43,0 84,1 62,0 76,4 74,2 65,0
Горы 30,5 57,0 15,9 38,0 23,6 25,8 35,0

 

3. По блок-диаграммам (с.136-137 Практикума) определить изображенные на них морфоструктуры равнинных (плоскогорье, равнина – цокольная, пластовая, аккумуля-тивная, плато) и орогенических (складчатые, глыбовые, глыбово-складчатые) областей. Определение обосновать.

Пособия: Пашканг К.В. Практикум…, 2000; Миллиметровая бумага

 

 

Т е м а 2. Морфоскульптуры суши. Флювиальный рельеф

Ответить на вопросы

Цель:познакомиться с классификацией и распространением типов морфоскульптуры суши, получить навыки схематического изображения речных долин.



1. Какие процессы рельефообразования относятся к экзогенным?

2. Определите понятие «морфоскульптура», назовите основные типы морфоскульптур суши.

3. Какие формы рельефа относятся к флювиальным?

4. Из каких основных элементов состоит речная долина? Как образуются пойма реки и речные террасы?

3. Какими породами сложены аккумулятивные, эрозионные, цокольные террасы?

Задания

1. Дать анализ распространения основных типов морфоскульптуры суши (таблица 2):

– Какие типы морфоскульптуры суши занимают наибольшую и какие наименьшую площадь?

– Каковы закономерности распространения основных типов морфоскульптур в пределах каждого материка?

Таблица 2. Распространение основных типов морфоскульптуры суши

Материк, часть света Тип морфоскульптуры
криогенная ледниковая флювиальная аридная
тыс. км2 % тыс. км2 % тыс. км2 % тыс. км2 %
Европа 52,2 0,5 4794,0 45,9 5441,5 45,9 156,7 1,5
Азия 608,6 1,4 7434,3 17,1 24867,7 57,2 10564,4 24,3
Африка 17356,0 57,6 12776,0 42,2
Северная Америка 617,5 2,8 11643,4 52,8 8269,5 37,5 1521,6 6,9
Южная Америка 1509,3 8,5 14703,0 82,8 1544,7 8,7
Австралия 107,6 1,2 4862,3 54,2 4001,1 44,6
Суша в целом 1287,3 1,0 25488,6 19,1 75500,0 56,9 30564,5 23,0

2. Сделать три схематических рисунка, на которых показать: а) речную долину с

тремя аккумулятивными террасами; б) речную долину с одной цокольной и двумя аккумулятивными террасами; в) речную долину с одной эрозионной, одной аккумулятивной и одной цокольной террасами.

На рисунках обозначить пойму (П), надпойменные террасы (I, II, III), типы террас (А, Ц, Э). Показать схематически последовательные этапы развития каждой долины

(1, 2,3…)

3. Пользуясь таблицей, сравнить материки по интенсивности современной внутрикон-тинентальной эрозии. Ответить на вопросы:

На каком из них интенсивность эрозии наибольшая и на каких наименьшая?

С чем связаны различия в интенсивности современной эрозии между материками? Как влияют на них размеры материка, особенности рельефа, степень увлажнения, хозяйственное освоение территории?

 

Таблица 3.Современная интенсивность внутриконтинентальной эрозии

Материки, части света Площадь, млн км2 Годовая интенсивность эрозии
модуль, т/км2 год слой смыва, мм масса, млн.т
Европа 9,8 0,036
Азия 40,8 0,093
Африка 29,5 0,028
Северная Америка 21,1 0,049
Южная Америка 17,7 0,068
Австралия с Океанией 7,6 0,024
Вся суша 126,5 0,056

 

 

Т е м а 3. Ледниковый рельеф

Цель:научиться делать описание форм ледникового рельефа по фрагментам карт и блок-диаграммам.

Ответить на вопросы

1. Какую роль играло плейстоценовое оледенение в формировании рельефа

северных материков?

2. Назовите ледниковые эпохи плейстоцена на Восточно-Европейской равнине. Какое оледенение здесь было максимальным по площади?

3. Назовите формы рельефа, созданные в основном ледниковой денудацией, ледниковой и водно-ледниковой аккумуляции.

4. Какие формы рельефа характерны для перигляциальных областей?

Задания

1. На контурную карту мира нанести южные границы максимального распространения льдов и последнего четвертичного покровного оледенения, а также центры оледенения в Евразии и Северной Америке. Граница оледенения проводится синим цветом, центры оледенения обозначаются на карте внемасштабным знаком. Объяснить причины убывания ледникового покрова в Евразии с запада на восток.

2. По фрагментам карт и блок-диаграмм (Пашканг, 2000, рис. 81-87) дать описание ледниковых и водно-ледниковых форм и типов рельефа. Данные занести в таблицу.

Таблица выполняется на развернутом листе. В графе «План характеристики» последовательно заполняются графы: 1. Вид в плане (рисунок). 2. Вид на профиле (рисунок). 3. Размеры (Длина. Ширина. Высота. Площадь). 4. Крутизна склонов.5. Простирание. 6.Слагающие породы. 7. Происхождение (литология, слоистость). 8. Преимущественно встречаются (область ледниковой аккумуляции, перигляциальная область).

Таблица 4.Характеристика ледниковых и водно-ледниковых форм рельефа

План характеристики Формы рельефа
Моренный холм Друмлинный холм Кам Озовая гряда Озерно-ледниковая равнина Водно-ледниковая равнина

 

Пособия: Пашканг К.В. Практикум…, 2000., карта плейстоценовых оледенений, картины, контурные карты мира.

 

 

Т е м а 4.Рельеф дна Мирового океана

Цель:получить навык изображения на контурной карте форм рельефа дна Мирового океана.

Вопросы для повторения

Задания

1. На контурную карту мира нанесите и подпишите основные формы рельефа дна Мирового океана.

Методические указания

При выполнении заданий следует воспользоваться физическими картами, на которых показан рельеф дна океанов. Хребты и горы наносятся на контурную карту в виде линий коричневого цвета, поднятия и плато следует оконтурить, а внутреннюю часть заштриховать линиями коричневого цвета. Желоба обозначаются двумя параллельными линиями синего цвета, а котловины – контуром с соответствующей штриховкой внутри синего цвета. Элементы рельефа дна океана следует аккуратно подписать. В том случае, если название не умещается на карте, его следует вынести за рамку, обозначив номером. Все условные знаки должны быть обозначены в легенде карты.

Формы рельефа дна Мирового океана Тихий океан
Хребты, поднятия, плато, горы
Южно-Тихоокеанское поднятие Кокосовый хребет
Восточно-Тихоокеанское поднятие Наска, хребет
Гавайский хребет  
Котловины
Центральная Филиппинская
Южная Беллинсгаузена
Северо-Восточная Чилийская
Северо-Западная Перуанская
Глубоководные желоба
Алеутский Идзу-Бонинский
Кермадек Курило-Камчатский
Марианский Перуанский
Тонга Филиппинский
Чилийский Японский
Атлантический океан
Хребты
Африкано-Антарктический Китовый
Рейкьянес Североатлантический
Южноатлантический  
Возвышенности
Бермудская Роколл
Риу-Гранди  
Глубоководные желоба
Пуэрто-Рико Романш
Южно-Сандвичев  
Котловины
Ангольская Аргентинская
Бразильская Гвинейская
Североамериканская Лабрадорская
  Южноантильская
Индийский океан
Хребты, поднятия
Австрало-Антарктическое поднятие Восточноиндийский хребет
Аравийско-Индийский хребет Мадагаскарский хребет
Западноиндийский хребет Центральноиндийский хребет
Глубоководные желоба
Зондский Восточноиндийский
Оби Чагос
Котловины
Австрало-Антарктическая Аравийская
Крозе Сомалийская
Мозамбикская Центральная
Северный Ледовитый океан
Хребты
Гаккеля Ломоносова
Менделеева Мона
Котловины
Бофорта Макарова
Нансена  
  2. Ответить на вопросы: 1) Под воздействием, каких эндогенных и экзогенных процессов формируется рельеф дна Мирового океана? 2) В какие геотектуры дна Мирового океана входят глубоководные желоба? Каково их происхождение? 3) Что такое «спрединг»? Как объяснить происхождение срединных океанических хребтов? 4) Что называется субдукцией? Как объясняется происхождение переходной зоны от океана к суше? 5) В состав какой геотектуры входят глубоководные желоба? Каково их происхождение? Пособия: Атласы для 7 класса, карты дна океанов Т е м а 6.Зональность и высотная поясность гор Цель: сформировать представление о широтной и высотной зональности географической оболочки. Ответить на вопросы: 1. В чем сущность закона географической зональности? 2. Какими факторами определяются зональность природных процессов и явлений? 3. Каковы причины нарушения зональности? 4. По каким принципам выделяются географические пояса, природные зоны, подзоны? Задания 1. Заполнить таблицу 5, сделать выводы о структуре зональности северного и южного полушарий, приокеанических и внутриконтинентальных секторов материков: А) Чем отличается структура зональности северного и южного полушария? Объяснить различия. Б) Какие природные зоны характерны для влажных приокеанических и сухих континентальных секторов материков, какие зоны имеют кругополярное распространение? Объяснить причины. Таблица 5. Географические пояса и зоны Земли
Географи-ческий пояс Радиационный баланс, ккал/см2год Природные зоны (секторы) Тип высотной поясности
приокеанический внутри- континентальный

 

2. Объяснить особенности типов высотной поясности гор, находящихся во

влажных и сухих секторах материков.

Пособия:Пашканг К.В. Практикум…, 2000.

Карты Географические пояса и природные зоны;

График географической зональности.

 

Т е м а 7.Природные комплексы. Физико-географическое районирование

Цель:закрепить знания о природных комплексах, познакомиться с принципами физико-географического районирования различных территорий.

Ответить на вопросы:

1. Что понимается под «природным комплексом»? Какими особенностями обладают природные комплексы?

2. Какие компоненты входят в состав природно-территориальных комплексов?

3. Какие природные комплексы относят к глобальным, региональным, локальным (топологическим)?

Задания

1. Познакомиться с картой физико-географического районирования Северо-Западного региона (Состояние окружающей среды, с. 12), определить зонально-ландшафтную структуру и таксономические единицы районирования.

2. Ознакомившись с картой ландшафтного районирования в Атласе Вологодской области, ответить на вопросы:

Какие таксономические единицы приняты при ландшафтном районировании области?

Какие принципы положены в основу выделения ландшафтных областей и районов?

Сколько ландшафтных районов выделяется на территории Вологодской области?

3. Изобразить схему таксономических единиц ландшафтного районирования Вологодской области и их соподчиненности.

Пособия: Атлас Вологодской области. СПб, Череповец, 2007.

Состояние окружающей среды Северо-Западного и Северного регионов России. – СПб, Наука, 1995.

 

Т е м а 8.Географический ландшафт

Цель:Получить навыки анализа морфологической структуры географического ландшафта, познакомиться с принципами типизации ландшафтов.

Задания

1. Пользуясь картами в Атласе Вологодской области – Ландшафтное районирование (с. 60) и Ландшафтная карта (с.58), определить фоновые виды природных комплексов в каждой из четырех ландшафтных областей. Объяснить их происхождение. Заполнить таблицу.

Таблица 6. Фоновые типы урочищ ландшафтных областей

Ландшафтная область Природные комплексы-доминанты Тип ландшафтной структуры

 

2. Дать анализ морфологической структуры одного из ландшафтов Вологодской области по следующему плану:

- название ландшафта;

- ландшафтная область;

- форма рельефа;

- типы природных комплексов (доминанты, субдоминанты, редкие, единичные);

- тип ландшафтной структуры.

При определении соотношения природных комплексов, преобладающих по площади (доминантов), широко распространенных (субдоминантов), редких и единичных на территории ландшафта следует использовать ландшафтную карту Вологодской области.

Пособия: Атлас Вологодской области. СПб, Череповец, 2007.

 

 

Т е м а 9.Географическая среда и общество (семинар)

Цель:Получить представление о современных тенденциях взаимодействия общества с окружающей средой.

Вопросы для обсуждения:

1. Что такое географическая среда и какова ее роль в развитии общества?

  1. В чем заключается сущность географического детерминизма и географического нигилизма?
  2. В чем заключается «власть» человека над природой? Какова связь человека с природой в современную эпоху? Привести примеры.
  3. Как влияет природная среда на производство? Может ли быть ее влияние на развитие тех или иных отраслей хозяйства или производств определяющим? Приведите примеры.
  4. Каковы формы воздействия человека на природу и как они проявляются?
  5. Что понимается под природными условиями и природными ресурсами, какое между ними соотношение? Как классифицируются природные ресурсы?
  6. Что такое рациональное природопользование? Что понимают под культурным ландшафтом, каковы его главные особенности?
  7. Что понимается под антропогенными ландшафтами и природно-техническими системами? Как классифицируются антропогенные ландшафты?
  8. Каковы критерии культурного ландшафта?
  9. Что понимается под устойчивостью природно-территориальных комплексов (ПТК)? Приведите примеры наиболее устойчивых ПТК и наиболее уязвимых.
  10. Перечислите глобальные экологические проблемы современности и объясните причины их возникновения.
  11. Какие регионы нашей страны характеризуются наиболее сложной экологической ситуацией, с чем она связана?

Литература

Савцова,Т.М. Общее землеведение: учебник для студентов учреждений высшего проф. образования, обучающихся по направлению подготовки "Педагогическое образование". - М. : Академия, 2011.

Любушкина С.Г. Общее землеведение: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по спец. «География»/ С.Г.Любушкина, К.В.Пашканг, А.В.Чернов; Под. Ред. А.В.Чернова. – М.: Просвещение, 2004.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

По темеМорфотектонический рельеф

1. Определить понятия, ответить на вопросы:

Определить понятия: рельеф, формы рельефа, элементы рельефа, типы рельефа.

Каки процессы рельефоообразования относятся к эндогенным и какие к экзогенным?

Как влияют на процессы рельефообразования геологические и географические факторы? Какую роль для развития рельефа играет фактор времени?

Как классифицируются формы рельефа по занимаемой площади? Приведите примеры.

Какие формы рельефа относятся к планетарным?

3. Знать и уметь определить географические положение крупнейших гор, нагорий, равнин материков (Приложение 1).

 

По темеКарстовый рельеф

1. Ответить на вопросы: Под воздействием каких процессов образуются карстовые формы рельефа? Как классифицируется карстовый рельеф?

2. Пользуясь рисунком 1, объяснить последовательные стадии развития карстового рельефа на равнинных территориях в умеренных широтах. Назовите формы рельефа, типичные для каждой из стадий. Укажите, какие особенности и формы рельефа наиболее характерны для карста в стадии молодости (А), зрелости (Б), старости (В, Г).

 

 

По темеРаспределение биомассы и продуктивности живого вещества

Цель: установить закономерности в распределении биомассы и продуктивности живого вещества

Вопросы для повторения

1. 1. Как формируют понятие «биосфера» Ж.Б. Ламарк, В.И. Вернадский?

2. 2. Каковы границы и структура биосферы?

3. 3. Какова роль живого вещества в эволюции атмосферы, гидросферы, литосферы?

Задания:

1. На основании данных таблицы определить долю биомасс (в %) суши и океана. Объяснить полученные результаты.

Таблица 7. Распределение биомассы Земли между сушей и океаном

Компонент биомассы Общая масса в млрд. т сухого вещества
земля суша % океан %
Фитомасса 1770,2   0,17  
Зоомасса 19,8 16,5   3,3  
Биомасса 1786,5   3,5  

 

1. 2. Пользуясь данными таблицы 8, составить матрицу «Зависимость продуктивности фитомассы от радиационного баланса и условий увлажнения».

При выполнении задания на оси абсцисс откладываются значения радиационного баланса по зонам (в 1 см – 30 ккал/см2 в год) на оси ординат в виде столбиков коэффициент увлажнения (1 см – 25%). Для построения матрицы высчитывать средние значения. Продуктивность природных зон показывается на совмещенном с матрицей графике в масштабе – в 1 см 50 ц/га.

Таблица 8. Продуктивность фитомассы в различных географических зонах Земли

Зоны Радиационный баланс (ккал/см2 год) Увлажнение ( % ) Продуктивность фитомассы (ц/га)
Тундровая
Таежная 140-100
Широколиственная 149-100
Лесостепная 99-60
Степная 50-30
Субтропических лесов 99-60
Пустынная 50-70 25-13
Саванновая 50-30
Влажные экваториальные леса 150-100

1. В каких природных зонах отмечается наибольшая и наименьшая продуктивность фитомассы?

2. Объяснить, как продуктивность связана с радиационным балансом и условиями увлажнения?

Приложение 1

СПИСОК ГОР, ПЛОСКОГОРИЙ, НАГОРИЙ, РАВНИН МАТЕРИКОВ

ЕВРАЗИЯ Горы Алтай Альпы Андалузские Апеннины Балканские Большой Кавказ Большой Хинган Бырранга Верхоянский хр. Восточные Гаты Гималаи Гиндукуш Джукджур Загрос Западные Гаты Карпаты Копетдаг Куньлунь Монгольский Алтай Наньшань Памир Пенинские Понтийские Перенеи Саяны Сихоте-Алинь Скандинавские Тавр Уральские Хибины Черского хр. Эльбурс   Плоскогорья, нагорья, плато Декан Иранское Среднесибирское Тибет   Равнины, низменности Восточно-Европейская Западно-Сибирская Индо-Гангская Прикаспийская АФРИКА Горы Атлас Драконовы Капские Плоскогорья, нагорья, плато Ахаггар Восточно-Африканское Тибести Эфиопское   СЕВЕРНАЯ АМЕРИКА Горы Аляскинский хр. Аппалачи Береговые горы Брукса хр. Восточная Сьера-Мадре Западная Сьера-Мадре Кордильеры Маккензи Скалистые Плоскогорья, нагорья, плато Колорадо Мексиканское   ЮЖНАЯ АМЕРИКА Горы Анды Нагорья Бразильское Гвианское   Низменности Амазонская АВСТРАЛИЯ Горы Большой Водораздельный хребет Плоскогорья Западно-Австралийское Низменности Центрально-Австралийская АНТАРКТИДА Горы Земля Виктории Земля Королевы Мод

Вопросы к экзаменам по общему землеведению. 2 курс ОЗО.

По темам «Земля – планета», «Атмосфера»

1. Планета Земля: положение в Солнечной системе, форма и размеры, внутреннее строение, геофизические поля.

2. Осевое вращение и орбитальное движение Земли, их географические следствия.

3. Атмосфера Земли, ее значение, границы, состав и строение. Воздушные массы и атмосферные фронты.

4. Солнечная радиация, ее распределение на земной поверхности. Изменение солнечной радиации при прохождении через атмосферу.

5. Радиационный и тепловой баланс земной поверхности и атмосферы.

6. Тепловой режим атмосферы: процессы нагревания, суточный и годовой ход температуры воздуха, анализ карты изотерм января и июля.

7. Влагооборот в атмосфере, испарение и испаряемость, влажность воздуха.

8. Конденсация и сублимация влаги на поверхности и в воздухе. Туманы, облака.

9. Атмосферные осадки, распределение осадков по земной поверхности.

10. Атмосферное давление, изменение давления с высотой, карты изобар, центры действия атмосферы.

11. Ветер, характеристики ветра, ветры циклонов и антициклонов.

12. Общая циркуляция атмосферы: факторы формирования, циркуляция тропических, умеренных, полярных широт.

13. Погода: понятие, элементы погоды, типы погод, прогноз погоды.

14. Климат: понятие, процессы и факторы климатообразования, классификация климатов.

15. Характеристика климатических поясов и типов климата.

По теме «Гидросфера»

1. Состав и структура гидросферы, влагооборот в гидросфере, водный баланс.

2. Происхождение и свойства природных вод.

3. Мировой океан и его части. Водные массы и океанические фронты.

4. Физико-химические свойства вод Мирового океана.

5. Циркуляция воды в Мировом океане: волнение, течения.

6. Подземные воды: образование, классификация, значение в географической оболочке.

7. Реки: основные понятия, морфометрическая характеристика реки.

8. Питание и водный режим рек. Классификация рек по условиям питания и водного режима.

9. Речной сток, характеристики и распределение стока.

10. Озера, классификация озер по площади, происхождению озерных котловин, водному балансу.

11. Физико-химические свойства озерных вод, термический и ледовый режим озер, эволюция озер.

12. Болота, типы и развитие болот.

13. Водные ресурсы Земли, загрязнение природных вод и их последствия.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.