Сделай Сам Свою Работу на 5

социализации и индивидуализации личности.





Тема 1. Руководитель вокально – хорового коллектива

Как ведущее и организующее звено в творческом процессе.

Составляющие облика руководителя хора:

· Дирижер как руководитель (психологический портрет личности руководителя);

· Дирижер как хормейстер и исполнитель (музыкально – культурологический портрет);

· Дирижер как учитель и воспитатель.

Профессионально – педагогические способности и личностные качества руководителя хорового коллектива; наличие черт характера, специальных и общих знаний, способностей, уровень культуры на примерах выдающихся хормейстеров.


Основные функции руководителя творческого коллектива исходят из специфики его деятельности, многообразия видов отношений и общения, системы ценностных ориентаций, возможностей творческой самореализации личности.

Принимая во внимание указанные особенности, мы выделяем следующие основные функции —

 

· гносеологическую,

· гуманистическую,

· коммуникативную,

· информационную,

· нормативную,

· обучающую

· воспитывающую.

 

1. Гносеологическая функция обеспечивает целостность представлений о педагогической деятельности, о реальных путях ее познания и освоения. Гносеологическая функция проявляется в целенаправленном исследовании, отборе и систематизации научных знаний о субъектах и объектах образовательного воспитательного процессов.




Гносеологическая функция направлена не только на познание и анализ педагогических явлений, но и на изучение и осознание руководителем самого себя, своих индивидуально-психологических особенностей, уровня профессионализма.

 

2. Гуманистическая функция руководителя самодеятельного коллектива утверждает в учебно-воспитательном процессе общечеловеческие ценности, создает условия для развития способностей и дарований человека, служит укреплению сотрудничества, равенства, справедливости, гуманности в совместной деятельности.


Суть гуманитаризации состоит в формировании у участников профессионально-нравственного отношения к действительности, т. е. таких качеств, как служение истине, интеллигентность, самостоятельность в суждениях, ответственность и инициатива, настойчивость в достижении цели и т. д.




Реализация гуманистической функции объединяет противоположные, но тесно связанные между собой процессы:

социализации и индивидуализации личности.

 

3. Коммуникативная функция занимает особое место в силу того, что педагогический процесс немыслим вне общения, вне установления многообразных коммуникативных связей между обучающими и обучаемыми.

Коммуникативная активность личности руководителя обусловлена его интеллектуальными, психологическими, возрастными и другими особенностями.
Коммуникативная функция реализуется более успешно в том случае, если у субъектов общения совпадают точки зрения на выбор средств и методов общения, есть заинтересованность в своем собеседнике. Осуществление коммуникативной функции требует перехода от авторитарной позиции руководителя и субординированной позиции участника к личностному, равноправному сотрудничеству и сотворчеству.


Большое значение для общения имеет речевая культура руководителя, т.е. знание норм речи, умение правильно использовать языковые формы, что облегчает усвоение передаваемой информации, воспитывает речевую грамотность воспитанников, дисциплинирует их мышление.

 

 

4. Обучающая функция реализуется в деятельности руководителя, направленной на овладение участником определенной системой знаний, умений, навыков, социальным опытом, на развитие его интеллекта и способностей.

 

Успешная реализация обучающей функции обусловлена рядом факторов:



· уровнем профессиональной подготовки руководителя, включающей специальную, дидактическую, технологическую и методическую подготовку;

· уровнем готовности обучающихся к овладению знаниями, навыками, умениями;

· наличием соответствующей материально-технической базы обучения;

· наличием необходимого и достаточного времени (сроками обучения);

· индивидуально-психологическими особенностями обучающих и обучающихся и др.


Общий контур обучающей функции создается следующей совокупностью проблем:

«знать», «уметь», «успевать», «оценивать».

В данном перечне проблем заложены поиски ответов на более конкретные вопросы: «чему учить», «как учить», «кому и кого учить».

Готовность найти ответы на эти вопросы составляет основу педагогического мастерства руководителя.

5. Воспитывающая функция отражает область воспитательной деятельности руководителя коллектива.

Наряду с учебной, исследовательской, общественно-педагогической деятельностью руководитель призван осуществлять целенаправленную воспитательную работу.

 

 

Руководитель самодеятельного коллектива как педагог, ученый и воспитатель силой своего авторитета, эрудицией, профессионализмом прямо и опосредованно влияет на становление личности участника.

 

 

Основными направлениями воспитательной деятельности руководителя остается воспитание нравственной, экологической, эстетической, экономической, валеологической (общая теория здоровья), физической культуры личности.

 

6. Нормативная функция поддерживает равновесие в системе деятельности руководителя, уменьшает влияние дестабилизирующих факторов в педагогической среде.

Любое регулирование деятельности исходит из определенных требований, норм, которые устанавливаются ее участниками.


Руководитель коллектива является субъектом различных правовых отношений, которые складываются в процессе профессионального взаимодействия с участниками и коллегами, руководителями разных уровней и строятся на основе равенства, взаимных прав и взаимной ответственности. Так, требовательность руководителя опирается не только на педагогические, но и на правовые основы, обязательные как для руководителя, так и для участника. Правовая культура руководителя выступает необходимым условием организации учебно-воспитательного процесса, соблюдения гуманистических начал, прав и свобод личности.


Нормативная функция культуры динамична, она имеет отношение ко всем видам педагогической культуры, но наиболее полно проявляется в правовой и управленческой культуре, культуре организации педагогического труда, культуре поведения.

 

7. Информационная функция выступает основой педагогической преемственности разных эпох и поколений. Характер педагогической деятельности при этом постепенно усложнялся от передачи простейших практических умений и навыков до трансляции систематизированной, абстрактной информации, запечатленной в виде знаний, теорий, принципов поведения и деятельности. Овладение систематизированной информацией и ее передача становились уделом определенной группы людей — ученых-педагогов, их интеллектуальной собственностью.


Ценности педагогической культуры хранятся и накапливаются в виде рукописей, книг, технических приспособлений, норм народной педагогики и др. Увеличение информационного потока, дифференциация и интеграция научного знания потребовали от педагогов специального умения обращаться с информацией, т.е. определенной информационной культуры. Абстрактно-обобщенный способ передачи информации предполагает не простое воспроизведение, а индивидуально-творческое использование системы знаний.

Следует признать, что эффективность влияния руководителя будет тем выше, чем больше накопленный им объем информации и чем оперативнее он пользуется ею.

 


Требования к навыкам и умениям руководителя творческого коллектива предусматривают:

· умение планировать работу коллектива;

· умение организовать репетиционную и исполнительскую работу;

· владение специальной терминологией;

· в работе с коллективом учитывать возрастные и индивидуально-психологические характеристики участников.

Чтобы успешно решать возложенные на коллектив задачи, руководитель должен быть квалифицированным специалистом.


Руководитель должен обладать исполнительскими умениями и навыками на профессиональном уровне.


Руководитель должен быть знатоком истории и теории данного вида искусства, уметь передать свои знания, следить за достижениями в области культуры и искусства и привлекать к ним внимание участников.


Руководителю самодеятельного коллектива мало быть художником, он должен быть педагогом.


В настоящее время самодеятельные коллективы нуждаются не только в педагогах-художниках, но и психологах.


Руководитель должен в совершенстве владеть педагогическим тактом. Это означает уважение к личности и индивидуальности каждого участника. Опытный педагог умеет в соответствии с конкретной обстановкой правильно использовать приемы воздействия с учетом психологии человека. С одним — провести разговор с глазу на глаз, с другим — на миру, третьему достаточно одного взгляда, с четвертым нужен большой, обстоятельный разговор и т. д.


Руководитель призван быть организатором всей художественно-педагогической деятельности коллектива.


Руководитель должен уметь гармонично сочетать разнообразные формы занятий с чередованием интенсивных и небольших нагрузок, сосредоточенность — с расслабленностью.


Педагогическое самообразование руководителя предполагает самостоятельное овладение совокупностью педагогических ценностей, технологий, творчества.


Профессия руководителя коллектива имеет свою специфику: он работает с Человеком, а значит, его собственная личность является мощным «рабочим инструментом».


Ориентация на успех в своей профессиональной деятельности должна быть свойственна любому педагогу и любому специалисту — руководителю творческого коллектива. Это люди без «комплекса неполноценности», которые добились положения, уважения, испытывают самоуважение, живут в ладу со своей совестью. Их называют победителями. Оказалось, что общим у этих самых различных людей были

основополагающие жизненные установки.


Первая установка — высокая самооценка. Это необходимо каждому человеку, чтобы сохранить себя как личность. Если человек не видит ничего из того, что можно в нем оценить, как его смогут ценить другие?


Вторая установка — позитивное отношение к жизни. Люди, умеющие видеть положительные стороны жизни, находят поддержку в самых неожиданных местах. Если мы видим в жизни только негативное, что будет с нашей жизнью? А между тем очень многие люди чрезвычайно критично относятся ко всему, что их окружает. Повышенная критичность часто рассматривается как отсутствие личностной самодостаточности.


Третья установка — вера в добро. Вера в добро — мораль сильного человека. Пока мы верим в добро, мы сохраняем свою силу. Разуверившись в добре, мы уступаем злу и становимся перед ним безоружными.


Четвертая установка — умение видеть и чувствовать свою сопричастность к происходящему, даже если в той или иной ситуации мы оказываемся «ни при чем». При этой установке реализуется ответственность за происходящее, присутствует мудрость, ощущение себя частицей социального организма, всей Природы, Вселенной.


Пятая установка — умение меняться, учиться у жизни, умение рисковать, использовать новые формы бытия.

 


 


В области хорового творчества (хоровым и музыкальным коллективам) необходимо

знать:

 

• технику дирижирования;

• основы первичного звукоизвлечения и технику дыхания;

• методы и способы аранжировки;

• элементарную теорию музыки, гармонию, музыкальную литературу;

• методику детского музыкального воспитания;

 

уметь:

• работать с хором (ансамблем), применяя навыки дирижирования;

• читать хоровые партитуры;

• применять навыки игры на фортепиано;

• использовать приобретенные певческие и ансамблевые навыки;

• аранжировать произведение для хорового коллектива;

• проводить уроки музыки.


 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.