Сделай Сам Свою Работу на 5

Политическая экономия как теория богатства и теория рынка: Вклад У.Петти





Родоначальниками классической политической экономии по праву считают У.Петти (в Англии) и П.Буагильбера (во Франции).

У. Петти (1623-1687 гг.) являлся основателем нового теоретического направления, в котором переплелись положения как меркантилизма, так и классической школы. Он является автором таких работ как «Трактат о налогах и сборах» (1662 г.), «Политическая арифметика» (1676 г.), «Разное о деньгах» (1682 г.) и др., в которых высказывается мысль о неприятии протекционистских идей меркантилистов. У.Петти имел степень доктора физики, был профессором музыки и анатомии и, вместе с тем, первым профессиональным экономистом.

Уильям Петти

В исследовании экономических процессов У. Петти стремился перейти от описания явлений к анализу их сущности и выявлению глубинной зависимости экономических явлений, что положило начало разработке метода научных абстракций.

У.Петти внес большой вклад в развитие:теории богатства и денег. Он считал, что богатство образуют не только драгоценные металлы и камни (включая деньги), но и земля, дома, корабли, товары, домашняя обстановка и т.д. Богатство, по его мнению, создается трудом и его результатами. («Труд есть отец и активный принцип богатства, а земля его мать»). Был сторонником количественной теории денег;



теории стоимости. У.Петти является первым автором трудовой теории стоимости, ставшей одним из главных признаков классической политэкономии. Он считал, что стоимость товара обусловлена участием в ее создании труда и земли (затратный подход);

теории доходов. Доходы рабочих, по мнению У.Петти, должны обеспечивать только средства к жизни. Доходы предпринимателей и землевладельцев он охарактеризовал понятием «рента». Рентой с земли он называл разницу между стоимостью хлеба и издержками на его производство (по сути, прибыль фермеров). Цена земли определялась У.Петти как годичная рента за 21 год. Процентные выплаты, по его мнению, возмещают неудобства, связанные с тем, что владелец денег не может ими воспользоваться. Уровень процентной ставки он определял земельной рентой как основной формой дохода. Ставка процента не должна быть ниже ренты.

В своих трудах У.Петти доказывал необходимость точного количественного анализа, мечтая выражать экономические явления на «языке чисел, весов и мер». С его именем связано создание основ экономической статистики. Он одним из первых исчислил величину национального дохода, составил нечто вроде платежного баланса Англии, изучал демографические процессы.



32 Экономический романтизм – направление экономической мысли, выражающее интересы мелкой буржуазии.

Причины возникновения:

• промышленный переворот и буржуазная революция, в результате которых происходило разорение мелких ремесленников и крестьян;

• появление огромной армии безработных.


35 Жан Шарль ЛеонарСимонд де Сисмонди (1773 – 1842) является завершителем классической школы во Франции и родоначальником экономического романтизма. Основной труд С. Сисмонди называется «Новые начала политической экономии» (1819 г.). В нем он критикует систему капитализма, показывая всю невыгодность положения рабочего.

С. Сисмонди считал, что политическая экономия – это нравственная наука, за основу в которой взят человеческий фактор (чувства, потребности и т.д.). Дня него характерна абстрактная трактовка нравственных категорий («свобода», «счастье» и др.), представление, согласно которому изучение истории должно служить для извлечения из нее практических уроков.

Идеальной экономической системой он считал мелкое товарное производство; защищал патриархальность быта и цеховую регламентацию производства.

С. Сисмонди глубоко изучил процесс реализации совокупного продукта.

Его взгляды в этом вопросе идут вразрез с классической школой. Он считает кризисы перепроизводства постоянным явлением в экономике, так как для полной реализации продукта стоимость должна соответствовать доходам общества. Причина кризисов – недопотребление из-за существования процесса накопления. Слабое место в теории кризисов С. Сисмонди в том, что он не различал производственное и личное потребление.



Конкуренция и наемный труд, по С. Сисмонди, являются причинами возникновения неравенства. В условиях капитализма свободная конкуренция сталкивает интересы товаропроизводителей, и поэтому ее следует законодательно ограничивать. К законодательным мерам по ограничению конкуренции следует относить:

• поощрение мелкого капитала;

• ограничение использования новой техники;

• участие рабочих в процессе формирования прибыли.

Государство должно руководить процессами производства и распределения богатства в интересах мелкого производителя.

С. Сисмонди разработал социальные программы реформ по улучшению экономического положения рабочего класса.

Его экономические взгляды были восприняты народниками, отстаивавшими особый, некапиталистический путь развития России.

 

36 Пьер-Жозеф Прудон (1809 – 1865) – идеолог мелкобуржуазной политической экономии в период сложившегося капитализма.

Главной работой является труд под названием «Что такое собственность», где собственность описывается как причина нарушений равенства. При этом П. Ж. Прудон не выступает против собственности – его возмущают факты злоупотребления ею.

Перед лицом усиливающегося могущества крупного капитала и развития фабрично-заводской промышленности ученый счел необходимым переход крупных промышленных предприятий и железнодорожного транспорта в руки ассоциаций рабочих и служащих, но продолжал отстаивать сохранение частной собственности на средства производства во всей остальной промышленности и в стране.

Другой широко известный труд П. Ж. Прудона – «Система экономических противоречий, или Философия нищеты» (1848 г.). В нем автор стремится достигнуть в обществе равенства путем создания акционерных обществ.

П. Ж. Прудон выработал практическую программу социальной реформы.

Суть реформы – создание банка на началах акционерного общества.

П. Ж. Прудон был противником ростовщичества, так как считал процент основной формой присвоения прибавочного труда.

Развивая свои концепции в годы Второй империи, Прудон сделал вывод, что решение общественных противоречий мыслимо лишь посредством уравновешивания действующих в обществе социальных сил, в осуществлении идеи справедливости и моральном совершенствовании личности человека. Одно из условий воплощения в жизнь своих идеалов Прудон видел в отказе женщин от работы в промышленности и от участия в общественной жизни.

 

Социалисты-утописты

Социализм – теория, в основе которой лежит равенство (материальных благ, объема прав и обязанностей) и общность собственности. Социалистическое течение ставило целью достижение счастливой и справедливой жизни общества.В позднее средневековье ( XVI - XVII ) в экономической мысли Западной Европы происходят значительные изменения, вызванные глубоким процессом развития мануфактурного производства. Великие географические открытия, ограбление колоний ускорили процесс накопления капитала.

В этот период возникают социальные утопии. Одним из основоположников утопического социализма был Томас Мор (1478-1532). В 1516 г. им было опубликовано знаменитое сочинение "Утопия", положившее начало утопическому социализму и давшее ему название. Мор подверг резкой критике господствовавшее в Англии социальные порядки, методы первоначального накопления капитала. Первопричину возникновения нищеты он видел в частной собственности, выступал её противником.К числу ранних представителей утопического социализма принадлежит итальянский мыслитель Томмазо Кампанелла (1568-1639), вышедший из среды бедного крестьянства. В работе "Город Солнца"(1623) он подверг критике социальный строй Италии того времени. Общество будущего рисовалось как совокупность сельскохозяйственных общин, к работам в которых привлекаются все граждане. Кампанелла признавал индивидуальность жилья и семьи, всеобщность труда, отвергал тезис о том, что после отмены собственности никто не будет работать. Потребление в городе Солнце, считал он, будет общественным при изобилии материальных благ, исчезнет нищета.

Однако ни Т. Мор, ни Т. Кампанелла не знали реальных путей к новому обществу.Выражая мечты зарождающегося пролетариата о будущем обществе, великие социалисты-утописты Сен-Симон, Шарль Фурьеи Роберт Оуен выступали с разоблачительной критикой капитализма. Великие утописты внесли ценный вклад в экономическую науку, впервые указав на исторически переходящий характер капитализма, отметив, что капиталистические отношения не являются вечными и естественными. Свои идеи социалисты-утописты распространяли среди людей путем отправления писем.

К. А. Сен-Симон видел смысл истории в постепенном переходе от одной формации к другой (от рабовладельческой к феодальной, а от последней к промышленной) под воздействием роста знаний и развития экономики.

Считал, что будущее принадлежит крупному индустриальному производству и промышленному классу (предприниматели, рабочие, ученые).

Отстаивал организованный труд, в основе которого лежит принцип: от каждого по способности, каждому по его делам.

Для создания общества будущего, с точки зрения К. А. Сен-Симона, необходимо перестроить не только материальные условия жизни, но и развивать духовные качества людей.

 

Шарль Фурье (1772 – 1837) считал, что для успеха нового общества необходим рост производительности труда, обеспечивающий богатство для всех, для чего общественный доход должен распределяться соответственно: 4/12 – капиталу, 5/12 – труду и 3/12 – таланту. С укреплением и развитием строя ассоциации эти пропорции, как предполагал Ш. Фурье, будут изменяться в пользу труда. Строй ассоциации создаст крупное коллективизированное и механизированное сельское хозяйство, соединенное с промышленным производством. Это соединение произойдет в первичных ячейках общества – «фалангах», располагающихся в огромных дворцах – «фаланстерах». Таким образом, состоится переход к общественной собственности в масштабах трудовых коллективов. При этом, по мнению Ш. Фурье, конкуренцию сменит соревнование, от которого будут выигрывать все.

Средства для создания и функционирования фаланг должны дать капиталисты.

Ш. Фурье не исключал возможности существования при этом частной собственности. Роль государства в таком обществе ничтожно мала и является пережитком прошлого.

Роберт Оуэн (1771 – 1858) в отличие от вышеприведенных утопистов свои теоретические воззрения осуществлял на практике.

Основным врагом общества Р. Оуэн считал частную собственность. Деньги предлагал заменить квитанциями, в которых указано количество труда, затраченного работником. По этому принципу он намеревался организовать рынок справедливого обмена.

В 1800 году Р. Оуэн стал управляющим прядильного предприятия в Нью-Ленарке (Шотландия), где и осуществил свои идеи на практике. Он постарался создать на этом предприятии так называемую идеальную промышленную общину, гарантирующую, по его убеждению, как благополучие трудящихся и высокую производительность, так и высокие прибыли. Р. Оуэн приучал рабочих к организованности и порядку, сократил рабочий день до 10,5 часов. Под его руководством строились детские сады, культурный центр и т. д.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.