Сравнительные характеристики рутинных и инновационных игр
ГЛАВА 8. Инновационные игры
Принятие решений в быстро меняющихся условиях с каждым годом становится все более сложной деятельностью, — растет количество информации, которую необходимо учитывать, усложняются внутри- и межорганизационные связи, интенсифицируются производственные и социальные процессы, возрастает риск непредвиденных последствий.
В таких условиях попытки использовать новые методы и техники в ситуациях конкретных предприятий столкнулись с тем, что специфика условий жизнедеятельности каждой организации требует серьезной модификации этих средств, приспособления их к сложившимся в организации традициям, стилю управления, особенностям технологии и оргструктуры, величине организации, ее окружению и статусу в объемлющих системах. Такая модификация потребовала принципиально иного поиска и разработки таких методологических и теоретических средств, которые могли бы послужить основой построения искомого средства изучения организации и воздействия на неё.
Понятие и сущность деловых игр: инновационные игры
Одним из эффективных методов подготовки квалифицированных кадров, получившим широкое распространение среди других форм обучения, являются деловые игры. Методики современных деловых игр позволяют рационально сочетать профессиональный интерес учащихся к новым методам обучения, дух соперничества и коллективизма.
Исследователи утверждают, что вкладывать средства в обучение персонала гораздо выгоднее, нежели в производство. По мнению главного экономиста Американского общества содействия обучению и развитию, в 90-е годы ХХ столетия рост экономики за счет повышения степени обученности работников составил 2,1%, за счет роста населения – 0,4%, за счет увеличения капитала – всего – 0,5%.
По статистике, 1 доллар, вложенный в развитие персонала, приносит от 3 до 8 долларов дохода. Главное – определиться с методом обучения.
Деловые игры представляют собой метод обучения, наиболее близкий к реальной профессиональной деятельности обучающихся. В условиях деловых игр создаются исключительно благоприятные возможности творческого и эмоционального включения участников в отношения, подобные действительным отношениям в производстве
Деловая игра это имитация хозяйственной или иной деятельности предприятия (организации, коллектива) в учебных, производственных или исследовательских целях, выполняемая группой лиц на модели объекта.
Существует множество разновидностей деловых игр:
· организационно-деятельностные;
· проектные;
· организационно-мыслительные;
· ориентированные на продукт;
· ориентированные на процесс;
· рекреационные;
· приоритет – личность / приоритет – команда;
· поведенческие / стратегические;
· игра «эксперимент»;
· игра «учебная тревога» и др.
Все деловые игры можно разделить на два класса:
1. общие управленческие игры, или игры по управлению хозяйственными организациями в целом (создаются на высшем управленческом звене);
2. функциональные игры, которые создаются для обучения конкретным приемам управления в таких направлениях как маркетинг, управление запасами, издержками производства и т.д. (создаются на низшем и среднем управленческом звене).
К числу общих управленческих деловых игр относятся следующие:
· проблемные деловые игры;
· проблемно-ориентированные деловые игры;
· апробационно-поисковые деловые игры;
· инновационные деловые игры.
Для фирмы наиболее важным является умение персонала мыслить нестандартно. От персонала требуется не просто объединение в команды, а еще и умение работать в команде. По этим двум важным признакам следует выделить два основных вида игр, несущих наибольшую образовательную нагрузку, так как все остальные являются производными от них. Этими видами являются инновационные игры и ансамблевые игры. Имитационные или ролевые игры позволяют обучать персонал практически с нуля, в то время как два предыдущих вида больше связаны с развивающим обучением.
Инновационные деловые игры представляют собой особый тип игр, существенно отличающийся от традиционных деловых, имитационных («рутинных») игр (табл. 8.1.1.).
Таблица 8.1.1
Сравнительные характеристики рутинных и инновационных игр
Рутинные игры
| Инновационные игры
| Жесткие (по требованию выполнения правил, играния ролей и т.д.)
| Нежесткие, свободные
| Требуют обширной цифрован информации
| Не требуют незнакомой участникам информации (каждый знаком с решаемой проблемой)
| Ориентированы на рациональные действия участников
| Ориентированы на личностную, эмоциональную включенность участников
| Закрытые (для развития)
| Открытые, саморазвивающие
| Решения предопределены
| Решения неизвестны
| Обучающие
| Развивающие
| Ориентированы на выработку навыков и действий в стандартных ситуациях
| Ориентированы на выработку навыков и действий в нестандартных ситуациях
|
Под инновационной игрой подразумевается совокупность мероприятий, направленных, прежде всего, на обучение персонала мыслить перспективно, нестандартно, а также на обучение специальным методам и приемам ориентирования в нестандартных ситуациях. Игра помогает обрести навыки системного анализа ситуации, группового метода работы и умение активно взаимодействовать с окружающими.
Метод инновационных игр (ИНИ) был предложен B.C. Дудченко в 1981 г. Его группа к 1990 г. провела около 70 игр, в ходе которых ставились задачи разработать стратегию развития отрасли, перехода организации на хозрасчет, внедрения системы подготовки и продвижения руководителей, концепцию производственно-экономической учебы и т.д.
Общими признаками инновационных игр являются:
· участники работают над решением «размытой», а не жестко структурированной задачи;
· основой игры является групповая работа, в процессе которой вырабатывается непредсказуемый интеллектуальный продукт;
· в ходе игры возникает феномен групповой сплоченности ориентация на совместные ценности;
· в группах постоянно формируется установка на инновационное поведение;
· в процессе выработки инновационного проекта резко возрастает интерес участников к своим собственным профессиональным проблемам, решение которых они находят в работе группы;
· возникают навыки совместного решения инновационных проблем;
· формируется потребность в деловом и межличностном общении участников игры.
Для организации ИНИ необходимо выполнение следующих условий:
1. Участие руководителя высшего уровня.
2. Проведение игры в непривычной для участников обстановке.
3. Продолжительность – не менее пяти, максимальная – одиннадцать дней.
4. Рабочий день – не менее 14 ч с перерывами на обед и ужин.
5. Не допускаются опоздания к началу работы и досрочный уход.
6. Общая численность участников игры – 35 – 50 чел. вместе с консультантами (по одному на каждые 7 игроков).
7. Численность группы - не более 9 чел. Число групп – 3 – 6.
8. Участники распределяются по группам равномерно, с таким расчетом, чтобы творческий потенциал групп был примерно равным. Группы комплектуются с учетом пола, возраста, статуса, уровня образования. Желательно объединять в одной группе конфликтующих участников.
9. Обычный день на игре включает следующие фазы: групповая работа, дискуссия, общение в «клубном» режиме. В последней фазе организуются лекции и рекреационные формы деятельности.
10. Этапы игры: а) диагностика проблемы; б) анализ ситуации; в) формулирование проблемы; г) определение целей; д) выработка решений; е) разработка проблемы; ж) формирование программы реализации проекта.
Организация ИНИ предполагает также следующие принципы.
· системность, заключающаяся в программировании и развертывании ИНИ как целостной системы человеческой деятельности: выработка решений, группообразование, обучение;
· коллективная ответственность консультантов и заказчиков за организацию и результат игры;
· единоначалие руководителя игры;
· самопрограммирование, позволяющее по ходу проведения ИНИ вводить новые «правила», выбирать «формы и методы работы»;
· саморазвитие, ИНИ как метод, учитывая развитие социальной среды и специфику конкретных задач, «выращивает» себя для решения все более сложных проблем. Каждая последующая игра непохожа на предыдущую;
· контролируемая борьба, заключается в конкурсности и соревновательности групп;
· развивающее обучение, ориентирует участников не на расширение объема знаний, а на освоение, разработку и поиск новых решений проблемных ситуаций. Задача консультантов - не найти решение проблемы, а научить этому игроков.
Важный момент в проведении ИНИ делается упор на достижение максимально возможных результатов и на высокий уровень подготовки. По ходу игры участники убеждаются, что используют свой творческий потенциал лишь в незначительной мере, и учатся реализовывать свои скрытые возможности.
При обучении в ходе ИНИ целесообразно давать информацию большими объемами, формируя для человека информационно насыщенную среду.
Важным фактором проведения ИНИ является создание личной заинтересованности в результатах работы, или мотивирование.
Основной эффект игры заключается в «перевороте» сознания сотрудников от традиционного способа мышления к инновационному.
ИНИ позволяет посредством исследовательских процедур определять базовые социальные и другие условия для развития организации, посредством же рабочего процесса (групповой работы) - вырабатывать наиболее перспективные стратегии этого развития и осуществлять начальные фазы реализации этих стратегий через развитие участников как носителей деятельности управления и через развитие самой этой деятельности.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2025 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|