Сделай Сам Свою Работу на 5

Специфика филологического знания. Этапы исследования текста. Филология на современном этапе и ее основные принципы: плюрализм, демократизм и др.





По С.С. Аверинцеву, Филология (греч. philologia, букв. – любовь к слову, от phileo – люблю и logos – слово) – содружество гуманитарных дисциплин - языкознания, литературоведения, текстологии, источниковедения, палеографии и др., изучающих духовную культуру человечества через языковой и стилистический анализ письменных текстов. Текст во всей совокупности своих внутренних аспектов и внешних связей – исходная реальность филологии. Таким образом, это определение устанавливает: Статус филологии ( филология - «содружество гуманитарных дисциплин») и состав входящих в нее наук (языкознание, литературоведение, текстология, источниковедение, палеография и др.); Объект изучения филологии – духовная культура человечества; Методы исследования – языковой и стилистический анализ; Материал исследования – письменные тексты.

Филологическими науками являются языкознание (языковедение, лингвистика) и литературоведение.

В число филологических научных дисциплинвходит несколько групп научных дисциплин.

1) Дисциплины, существующие на стыке лингвистики и литературоведения. Главные из них: риторика, поэтика; стилистика.



2) Вспомогательные филологические дисциплины: текстология (изучает рукописные и печатные тексты источниковедение), библиография.

3) К числу вспомогательных относятся и дисциплины историко-филологической принадлежности: палеография и археография.

3) Дисциплины, существующие на стыке филологии и других наук. Укажем некоторые из них: семиотика (др.-греч. semeiotike — учение о знаках), изучающая знаки и знаковые системы. Центральное понятие семиотики — знак;

• герменевтика (др.-греч. hermeneutike (techne) — истолковательное (искусство)), изучающая способы толкования смысла. Центральные понятия герменевтики: смысл, понимание;

теория текста, которая изучает текст в семиотическом смысле.

Каждая из филологических наук и дисциплин имеет особое внутреннее устройство, свои собственные связи с другими филологическими, гуманитарными и естественными науками и дисциплинами.

Вопрос о сути филологии как науки и учебной дисциплины актуализируется в связи с перестройкой системы отечественного высшего образования, появлением бакалавриата и магистрату- ры по направлению «Филологическое образование». В средней школе возникают классы филологического профиля. Назрела необходимость в соответствующих программах и учебных кни- гах.



Понимание объекта, предмета, цели и задач у филологов весьма разнится. Литературовед убеждён, что у филологии как дисциплины более общего, чем лингвистика и литературоведе- ние, объединяющего их уровня объектом является слово, а пред- метом — особенности словоупотребления, общие для лингвисти- ки и для литературоведения, а также частные законы словоупо- требления в смежных искусствах [Марков 1979: 50]. Для культу- ролога цель филологии — объяснить смысл и функции того или иного текста в общем культурном контексте. Центром филоло- гических усилий являются художественные словесные тексты как наиболее сложные по организации типы текстов. Дешиф- руя разные уровни смысла произведений словесного искусства, лингвистика и литературоведение, более или менее ясно диффе- ренцированные в области теории, в конкретном анализе бывают столь тесно слитыми, что разделение их делается весьма затруд- нительным, и это обязывает филолога четко ориентироваться в методологии этих наук [Лотман 1979: 47].

Наше понимание филологии близко к определениям Ю.С. Степанова («область гуманитарного знания, имеющая сво- им непосредственным объектом главное воплощение человече- ского слова и духа — текст» [Степанов 1998: 592]) и М.И. Шапи- ра («Главный предмет филологии — текст и его смысл. Только филологию интересует «текст как целое то есть уникальное, неповторимое единство смысла во всей полноте и в любых тон- костях его материального воплощения в чувственно восприни- маемой форме» [Шапир 2002: 57]). Объект филологии — текст. Предмет — смыслы и связанные с ними неявные закономерности текста.



 

 

Этапы исследования текста Текст всегда признавался объектом филологии. Филология и возникла в связи с необходимостью прочитать, понять и сохранить древние тексты. Во времена возникновения филологии древними считались тексты, например, Гомера (на Западе, в Древней Греции) и «Ригведы» (на Востоке, в Древней Индии).

В современной филологии круг задач изучения текста существенно изменился.

В центре ее внимания находится задача постижения жизни текста. Текст рассматривается в его отношениях к человеку, действительности, другим текстам, — словом, в среде его существования.

На современном этапе общественного развития мир текстов заполнил все пространство человеческой жизни: тексты — в книгах, СМИ, Интернете, в сфере деловой жизни, управления... Недаром среди части журналистов распространено мнение, что в мире происходит лишь то, о чем сообщено в СМИ. Многообразие мира текстов очевидно: в нем присутствуют и оригинальные произведения классиков литературы, и научные труды, и книги типа «100 лучших сочинений», «1000 рефератов по экономическим наукам»; произведения литературы и многочисленные театральные, кино- и телевизионные версии этих произведений (или версии «по мотивам»); тексты подлинных исторических документов и тексты публицистических, художественных, мемуарных и иных интерпретаций исторических событий... Многообразие мира текстов и отношений между ними повышает значимость текста как объекта филологии, создает предпосылки для складывания в филологии ряда направлений, изучающих разные типы, виды текстов в их отношениях. (См. в приводимых ниже материалах для чтения фрагменты книги современного российского философа И.Т. Касавина.)

Филология до середины — конца XX в. имела дело преимущественно с текстами письменными, печатными, устными. Английский философ Г.М. Маклюэн в середине XX в. заявил: «Средство коммуникации есть сообщение». Если учесть это суждение, то можно понять, что материал и орудия создания текста: камень и скребок, пергамент и стило, бумага и ручка или карандаш, писчая бумага и наборно-пишущее устройство, речевой аппарат человека — имеют свои возможности и ограничения в передаче сообщения. Дело в том, что, как замечает Г.М. Маклюэн, «сообщением» любого средства коммуникации является «то изменение масштаба, скорости или формы, которое привносится им в человеческие дела»3. Ср. в этом плане, например, письмо, отправляемое обычной почтовой доставкой, и письмо, отправляемое электронной почтой.

В конце XX — начале XXI в. возникает еще один тип фактуры текста — электронный. Появление и развитие электронной коммуникации привело к тому, что человек, создающий текст, реально ощущает сам процесс производства текста, так как имеет возможность варьировать создаваемый текст, вносить в него фрагменты ранее созданного своего или чужого текста, получать ответ на отправленное сообщение и в непосредственном общении (в режиме онлайн) вносить изменения в текст, «помещать» его в гипертекстовое пространство. Текст обретает очертания живого «организма» — существует в акте коммуникации. Таким образом, здесь сочетаются преимущества «традиционных» фактур текста — устной, письменной и печатной — с преимуществами электронной: масштабом, скоростью и формой.

Наконец мир текстов отличается своего рода многолико- стью. В современной культуре текст предстает как источник, памятник, произведение, сообщение.

Все составляющие филологию науки имеют дело с текстом как источником. Исследование и в лингвистике, и в литературоведении предполагает обращение к тексту. Изучается ли записка как речевой жанр, обращение, например, в студенческой среде, духовный кризис или подъем писателя NN, внутренний мир романа, трансформация рассказа писателя в киносценарий и далее в кинофильм, тематика современного анекдота, способы достижения успеха в деловых переговорах, филологические различия между блоггингом и твиттером, воздействующая сила слова университетского лектора... — во всех случаях материал исследования отыскивается в текстах. Текст — источник фактического материала в филологии. Это письменные и печатные тексты, магнитофонные или диктофонные записи, тексты радио- и телевизионных программ, интернет-тексты и др.

Вместе с тем текст — это памятник. Таково предназначение текстов древних, принадлежащих прошлому. В число памятников письменности входят разнообразные произведения: надписи на монетах, печатях, гербах, камнях, иконах, тексты на папирусе, пергаменте, бумаге, рукописи, книги, грамоты и др. Все они имеют ценность как свидетельство, воплощение истории и культуры и отдельного человека, и конкретного народа, и человечества в целом на определенных этапах развития. Назовем ряд памятников устного народно-поэтического творчества народов России: алтайского «Мадай-Какра», башкирского «Урал-Батыр», осетинского «Нарты», якутского «Якутские олонхо» и др.

Понятие текста как произведения используется главным образом в литературоведении. Вопрос о разграничении текста и произведения — один из трудных в филологии. Текст и произведение разграничиваются, если произведение словесного творчества рассматривается в разных аспектах. В таком случае текстом называется произведение, рассматриваемое в речевом аспекте (Ю.М. Лотман: текст — это «один из компонентов художественного произведения»). Произведение, рассматриваемое в других аспектах: предметно-образном (мир произведения) и идейно- смысловом (художественное содержание)4, — представляет собой литературное произведение в узком смысле этого термина. Однако понятия текста и произведения различаются не всеми специалистами. (См. в материалах для чтения фрагменты статьи Р. Барта.)

Понятие текста как сообщения возникает при рассмотрении текста с точки зрения его коммуникативной природы. Имея в виду любые явления культуры, в том числе и языковые тексты, Г.О. Винокур называет сообщением «не только слово, документ или различного рода вещи, которыми мы не просто практически пользуемся, но которые нам «говорят» о чем-нибудь». И далее: идеальным сообщением является письменный текст5. В этой характеристике текст рассматривается как высказывание, т.е. в его движении от говорящего (пишущего) к слушающему (читающему).

Итак, все филологические науки имеют дело с текстом. Это и позволяет сделать вывод, что текст является объектом (точнее, одним из объектов) современной филологии. Роль текста в филологии на всех этапах ее развития приводит ряд специалистов к мысли, что текст есть единственный объект филологии (С.С. Аверинцев, Ю.В. Рождественский, Ю.С. Степанов и др.).

 

6.2 Традиционные и современные представления о тексте. Понятие текста как объекта современной филологии

 

Что такое текст? Ответ на этот вопрос кажется простым: каждому из говорящих (пишущих) интуитивно ясно, что есть текст. Тем более что и современная школа предлагает учащимся ответ на поставленный вопрос.

Сложность же связана с тем, что текст принадлежит по крайней мере двум «хозяевам»: языку и человеку. Немецкий ученый середины XX в. П. Хартман пишет: «...язык становится видимым в форме текста». Это суждение соотносимо с приведенными в эпиграфе словами М.М. Бахтина: «Событие жизни текста, т.е. его подлинная сущность, всегда развивается на рубеже двух сознаний, двух субъектов».

Читателю видно, что в одном высказывании текст оценивается «от языка», а в другом — «от человека». Рассмотрим два представления о тексте, существующие в современной филологии. Одно из них, возникшее сравнительно давно, назовем традиционным, а другое, более новое, — современным.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.