Сделай Сам Свою Работу на 5

Постоянное присутствие руководства на производстве.





Американская модель менеджмента.

Особенности и основные черты японской системы управления.

Западноевропейская модель менеджмента.

Становление и развитие российской системы управления.

Вопрос.

Система менеджмента в любой стране мира базируется на общественно-экономическом укладе данной страны и отражает ее исторические особенности, культуру и общественную психологию.

На сегодняшний день в менеджменте существует три основные национальные школы: американская, японская и европейская.

Так как впервые наука и практика менеджмента сформировалась в США, то изучение американской модели представляет особый интерес.

Американская модель управления зарождалась на рубеже 19-20 веков, когда США переживали экономический бум и именно там образовался крупнейший в мире рынок капитала. Предпосылками к этому явились: свободная рыночная экономика, развитое индивидуальное предпринимательства, господство средних и малых предприятий.

Обычным способом накопления капитала в Америке является акционирование. Поэтому основными участниками американской модели менеджмента выступают управляющие (менеджеры), директора и акционеры корпораций. При этом система управления в США законодательно ориентирована на удовлетворение финансовых интересов как индивидуальных (внутренних) акционеров, так и независимых от предприятий внешних акционеров – аутсайдеров.



В американской школе менеджмента принято считать, что успех фирмы зависит от внутренних факторов, и прежде всего, от рациональной организации производства, от уровня эффективности использования всех видов ресурсов, включая человеческий капитал.

Так, рационализация производства выражается в высокой степени специализации отдельных работников и структурных единиц фирмы и жестком разграничении их прав и обязанностей.

Преимущества специализации заключаются в том, что она позволяет увеличить уровень профессионализма работников, повысить их производительность труда, отделить квалифицированный труд от неквалифицированного, и, следовательно, дифференцировать уровень заработной платы.

Поэтому карьерный рост в Америке происходит строго в рамках профессиональной специализации.



В американской системе управления решения чаще всего принимаются индивидуально, уровень ответственности же находится в управленческой пирамиде на одну-две ступени выше. Это означает, что именно руководитель отвечает за деятельность своих подчиненных.

Американская фирма функционирует в социальной среде, которая проповедует равноправие. Поэтому рабочие здесь являются более мобильными, легко меняют место работы в поисках индивидуальной выгоды.

На предприятиях поощряется внутренняя конкуренция между сотрудниками, поэтому американцы – ярко выраженные индивидуалисты, плохо работающие в команде.

Для американской школы менеджмента характерна иерархическая модель управления, то есть разграничение процессов принятия стратегических и оперативных решений по уровням управления.

В настоящее время в США получили распространение четыре основные формы привлечения рабочих к управлению:

· Участие рабочих в управлении трудом и качеством продукции на уровне цеха;

· Создание совместных комитетов рабочих и управляющих;

· Разработка систем участия в прибыли;

· Привлечение рабочих в советы директоров корпораций.

 

Черты поведения американских менеджеров:

· Действуют прямолинейно;

· Прибегают к приказу в процессе переговоров;

· Не делают долгих отступлений, а сразу решают вопросы один за другим.

 

Вопрос.

Японские методы управления в корне отличны от европейских и американских. В бедной естественными ресурсами стране традиционно культивируется принцип: «наше богатство – человеческие ресурсы».



Шесть характерных признаков японского управления.

Гарантия занятости и создание обстановки доверительности.

Такие гарантии ведут к стабильности трудовых ресурсов и уменьшают текучесть кадров. Стабильность служит стимулом для рабочих и служащих, она укрепляет чувство корпоративной общности, гармонизирует отношения рядовых сотрудников с руководством. Освободившись от давящей угрозы увольнения и имея реальную возможность для продвижения по вертикали, рабочие получают мотивацию для укрепления чувства общности с компанией.

Гарантии занятости в Японии обеспечивает уникальное явление - система пожизненного найма.

2.Гласность и ценности корпорации.

Когда все уровни управления и рабочие начинают пользоваться общей базой информации о политике и деятельности фирмы, развивается атмосфера участия и общей ответственности, что улучшает координацию действий и повышает производительность труда.

Японская система управления старается также создать общую для всех работников фирмы базу понимания корпоративных ценностей, таких, как приоритет качественного обслуживания, услуг для потребителя, сотрудничество рабочих с администрацией, сотрудничество и взаимодействие отделов. Менеджмент стремится постоянно прививать и поддерживать корпоративные ценности на всех уровнях.

3.Управление, основанное на информации.

Сбору данных и их систематическому использованию для повышения экономической эффективности производства и качественных характеристик продукции придается особое значение.

Во многих фирмах, собирающих телевизоры, применяют систему сбора информации, при которой можно выявить, когда телевизор поступил в продажу, кто отвечал за исправность того или иного узла. Таким образом, выявляются не только виновные за неисправность, но, главным образом, причины неисправности, и принимаются меры для недопущения подобного в будущем.

Руководители ежемесячно проверяют статьи доходов, объем производства, качество и валовую выручку, чтобы убедиться в достижении плановых показателей и понять предстоящие проблемы.

4.Управление, ориентированное на качество.

При управлении производственным процессом главная забота президентов компаний и управляющих - получение точных данных о качестве продукции. Эффективная система контроля качества – это всегда личная гордость руководителя.

Постоянное присутствие руководства на производстве.

В целях оперативного решения возникающих проблем, японцы часто размещают управленческий персонал непосредственно в производственных помещениях. По мере разрешения каждой проблемы вносятся небольшие нововведения, что приводит к накоплению дополнительных новшеств.

В Японии для содействия дополнительным нововведениям широко используется система новаторских предложений и кружки качества.

6.Поддержание чистоты и порядка.

Одним из существенных факторов высокого качества японских товаров являются чистота и порядок на производстве. Руководители японских предприятий стараются установить такой порядок, который может служить гарантией качества продукции и способен повысить производительность благодаря чистоте и порядку.

Таким образом, японское управление отличает упор на улучшение человеческих отношений: согласованность, групповую ориентацию, моральные качества служащих, стабильность занятости и гармонизацию отношения между рабочими и управляющими.

Японские корпорации активно используют преданность своих служащих компаниям. Отожествление служащих с корпорацией ведет к высокой эффективности. Японская система управления стремится усиливать это отожествление, доводя его до жертвенности интересам фирмы.

Существуют также особенности японской системы управления качеством, отличающая ее от западной системы:

· управление качеством на уровне фирмы - участие всех звеньев в управлении качеством.

· подготовка кадров и обучение методам управления качеством.

· деятельность кружков качества.

· инспектирование деятельности по управлению · использование статистических методов.

· общенациональные программы по контролю качества.

Авторитет и власть в Японии зависят от стажа, а не от заслуг. Следовательно, не всегда руководитель является компетентным человеком. Он часто не может объяснить тонкости своего бизнеса- настоящая работа осуществляется его подчиненными. Лидер должен хорошо управлять людьми. Он должен быть способен воодушевлять свою команду, должен уметь вызвать и сохранить любовь и преданность своего персонала.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.