|
Основные идеи биологического дополнительного образования
Опубл. в журн. «Исследовательская работа школьников» №1 (35), 2011, с. 15-18
В современных вариантах реализации, в основе дополнительных занятий по биологии лежат всего три основных идеи.
1. Сформировать у обучающихся, а заодно, по возможности, у их близких родственников и знакомых, бережное отношение к природе и адекватные представления («здравый смысл») в сфере природопользования. Общая закономерность: чем шире целевая аудитория для того или иного запланированного действия, тем более «топорным», низкоквалифицированным, оказывается содержание этого действия. Например, огромное значение для любого человека имеет непосредственный контакт с дикими животными и неповреждёнными человеком природными ландшафтами. Однако и то и другое требует специальных знаний и умений, поэтому массовые природоохранные мероприятия сводятся к уборке мусора, заполнению жителями заранее подготовленных анкет и посадке заранее приготовленных деревьев. Руководитель кружка природоохранной направленности вынужден всё время выбирать между образовательной ценностью и массовостью (= общественным резонансом) проводимых мероприятий. Сложной для кружков этого направления является проблема профессионального развития их участников. Дело в том, что работа в сфере охраны природы требует не только знаний, но и умений, основное из которых – умение быстро принять квалифицированное решение и отстаивать его правильность. А последнее невозможно для школьника, по юридическим причинам не способного взять на себя существенную ответственность. Один из путей решения – тесный контакт с «взрослыми» природоохранными организациями (например, с Дружинами по охране природы), исследовательскими институтами соответствующей направленности и т.п.
2. Создать у школьников опыт самостоятельной «взрослой» работы. Это сразу переводит проблему профориентации в чисто практическую область. «Хочешь в будущем заниматься биологией? Отлично, вот тебе всё необходимое, начинай!»
Обучение в этом случае связано с получением знаний в соответствующей области биологии: сначала чисто практических, затем – более широких, позволяющих поставить задачу исследования и осмыслить его результаты. Биология разнородна, поэтому выбор её конкретной области определяется, во-первых, возможностями руководителя, и, во-вторых, желанием обучающегося. Это порождает проблемы: часто выбор обучающегося не совпадает с возможностями руководителя, возможности руководителя ограничены его квалификацией в разных областях биологии и имеющимся оборудованием. Некоторое время назад важным ограничивающим фактором был доступ к специальной литературе, т.е. к научным статьям по выбранной теме. Эти времена закончились под влиянием быстрого развития Интернета: появились поисковые системы, производящие поиск по заданным ключевым словам исключительно в научной литературе (см. Приложение) и сайты, облегчающие получение необходимых статей (по опыту, тексты нужных статей удаётся получить в среднем за 2-4 часа). Кроме того, стало легко за считанные часы найти нужных специалистов и связаться с ними: задать вопросы, переслать текст на рецензию, получить недостающий фактический материал. И от руководителя теперь требуются прежде всего способность быстро разобраться по литературе в нужной теме, понять, какие задачи реально выполнить при имеющихся возможностях, и соотнести это со спектром интересов школьника. Поэтому научная ценность выполненной школьником исследовательской работы определяется прежде всего научной «дееспособностью» руководителя. Выделились целые области биологии, в пределах которых явно возможна эффективная работа школьников. Например, изучение структуры поведения животных. Развитие цифровой видеотехники в последние 20 лет сделало возможной качественную видеозапись поведения животных в природе. Поведение разбивается на элементарные двигательные акты (ЭДА - элементы поведения, выполняемые всегда одинаково и всегда до конца), видео анализируется в замедленном виде и превращается в этограмму. Например, в программе Excel составляется таблица, в которой для каждой секунды указан выполняемый в этот момент ЭДА. И далее производится сравнение поведения разных животных или одного и того же животного в разных ситуациях. Для статистической обработки сравниваемые этограммы «режутся» на фрагменты, например, по 5 минут, и из этих фрагментов уже составляются сравниваемые выборки. Примеры таких работ, выполненных с участием школьников - http://www.itep.ru/SCHOOL/?terr.html Примеры совсем других областей биологии, в которых могут плодотворно работать школьники – изучение анатомии и гистологии малоизученных в этом отношении видов животных, выделение новых штаммов бактериофагов из природных субстратов и т.п. Но здесь уже требуется некоторое оборудование. Наоборот, существуют области, в которых научная новизна выполненных школьниками работ почти неизбежно окажется ничтожной. Например, оценка экологического состояния того или иного природного водоёма. Во-первых, существуют стандартизованные методики таких оценок и санэпидстанции, планомерно занимающиеся подобного же рода мониторингом всех сколько-нибудь крупных водоёмов. Во-вторых, доступные для школьников методики (определение биотических индексов по Вудивиссу или по Пантле-Букку) дают прикидочные результаты, неочевидно связанные с характером и масштабами антропогенного влияния на данный водоём, и зависящие также от межгодовых различий в количестве осадков и средней температуре и многих других факторов. Поэтому для того, чтобы разобраться в картине происходящих в водоёме процессов, их приходится дополнять многофакторными химическими анализами, делать все эти исследования многократно на протяжении нескольких лет и в разные сезоны и т.п. А результат всех этих усилий с высокой вероятностью подтвердит закономерности, и так известные для водоёмов подобного типа.
3. Обеспечить высокую конкурентоспособность при поступлении в вузы биологической специализации и успешность дальнейшего обучения в этих вузах. Развитие научно-популярной литературы и дополнительного образования приводят к тому, что типичный «биологический» школьник знает намного больше обычной школьной программы, и любая олимпиада неизбежно следует за этой тенденцией, тем дальше «отрываясь» от школьной программы, чем выше её статус. Единственный способ уменьшить этот «отрыв» - задавать вопросы, требующие не столько фактических знаний, сколько эффективных размышлений и рассуждений, и оценивать количество и качество выдвинутых участником разумных идей. Эта тенденция («задачи по биологии») зародилась в 70-е годы в рамках Школьной биологической олимпиады МГУ (http://shbo.ru/ ) и далее широко распространилась.
Современная биология неразрывно связана с химией, физикой и математикой. Это обстоятельство определяет достаточно объёмную и сложную программу по указанным предметам в вузах биологической специализации, и проведение конкурса в вузы «комплектом» из нескольких предметов. Поэтому и олимпиады по биологии закономерно включают материал по химии и физике. Эта тенденция сейчас усиливается: если результаты олимпиад так или иначе влияют на зачисление в вуз, то и организаторы олимпиад, и вузы опасаются ситуации, когда «биологический» школьник знает и любит только биологию, и будет закономерно отчислен за неуспеваемость по математике или химии. Из этих соображений вопросы нашей Олимпиады устроены так: вариант каждого класса обычно содержит 2-3 вопроса по биохимии и 2-3 вопроса по биофизике, из 4х вариантов ответа на каждый вопрос два обычно содержат утверждения, подтверждаемые либо опровергаемые школьными учебниками, а 2 – требуют дополнительных знаний.
Летние школы тоже становятся многопрофильными. Кроме описанных выше соображений, этому способствует следующая логика развития событий. Пусть на биологическую Школу приглашён очень интересный преподаватель-математик. Если ему удастся создать у ребят сильный интерес к своему предмету, к следующему году у него закономерно появятся ученики, желающие более серьёзных занятий. Если поддержать этот интерес, ещё через год на Школе нужно будет открывать математическое отделение. И организаторам Школы целесообразно на это пойти, чтобы не лишать Школу некоторой части интересных преподавателей и думающих школьников. Кроме того, интересы большинства школьников переменчивы. До открытия математического отделения всерьёз заинтересовавшиеся ею ребята вынуждены были покидать Школу, теперь они смогут заняться математикой, не меняя привычной и приятной для них компании. Таким примерно способом любая успешная Летняя школа постепенно превращается в многопредметную с характерной численностью в несколько сотен человек. Крупнейшие и старейшие российские школы – Красноярская летняя школа (http://klsh.org/ ), Летняя экологическая школа(http://lesh.org.ru/ ), Кировская летняя школа (http://www.cdoosh.ru/lmsh/about.html ), см также http://ru.wikipedia.org/ , статья «Летняя школа».
Приложение.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|