Сделай Сам Свою Работу на 5

Семинар № 2. Природные основания культуры





ПРЕДИСЛОВИЕ

Чем выше человек по умственному и нравственному

развитию, тем он свободнее, тем большее

удовольствие доставляет ему жизнь.
А.П. Чехов

 

 

Культура – социальное явление высокой общности и соответствующее ему синтетическое научное понятие, наиболее полно и всесторонне характеризующее духовный и материальный мир человека, его творческие способности и нравственные установки во всех сферах общественной и повседневной деятельности.

Изучение феномена культуры, чем и занимается культурология, имеет не только самодовлеющее просветительское значение, но и определенным образом формирует человеческую личность на основе освоения духовного и материального богатства предшествующих поколений и ориентирует ее в окружающем мире.

Современное информационное и сциентистское общество предъявляет повышенные политические, нравственные, эстетические и иные требования к своим членам, поскольку наука и техника ХХI века с их колоссальными познавательными и производственными возможностями могут стать причиной как взлетов, так и падений (в том числе и гибельных) человечества.



И здесь судьбоносную роль в жизни общества призвана сыграть культура с ее гуманистическими нормами человеческого общежития и взаимоотношений, с ее набором стимулов и запретов.

Практические занятия по дисциплине культурология преследуют, по крайней мере, две важные цели: помочь студентам полнее и прочнее усвоить теоретические положения данного курса, в том числе идеи учебников и лекций, и пробудить их собственную мысль, развить умение самостоятельно оценивать явления культуры и окружающей жизни в целом.

Тематика практических занятий не дублирует тематику лекций и не охватывает всего содержания курса культурологии, но между ними существует внутренняя связь. Темы семинаров и вопросы для обсуждения могут выбираться для подробного изучения по желанию группы или отдельного студента при согласовании с преподавателем.

I. ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ

Семинар № 1. Феномен культуры

2 часа

1. Понятие и сущность культуры.

2. Ядро культуры и его метаморфозы.

3. Предмет культурологии и место ее в системе наук. Методология и конкретные методы исследования культуры.



4. Проблема экологии культуры как нравственная проблема общества.

Материал к семинару

1 сентября 1995 г. в Санкт-Петербургском Гуманитарном университете профсоюзов Д.С. Лихачев представил общественности проект Декларации прав культуры. По мысли ученого, современный этап развития цивилизации породил необходимость официального принятия международным сообществом, правительствами государств ряда принципов и положений, обеспечивающих дальнейшее сохранение и развитие культуры как достояния человечества. Министерство иностранных дел РФ добилось отражения ряда ее положений в принятых ЮНЕСКО Декларации о культурном разнообразии (2003 г.) и Конвенции об охране и поощрении разнообразия форм культурного самовыражения (2005 г.). В документе сформулирован новый подход к определению места и роли культуры в жизни общества. В нем прямо сказано, что культура представляет главный смысл и глобальную ценность существования человека. Культура – условие продолжения осмысленной жизни, дальнейшего развития человечества.

Задание. Проанализируйте, какие аспекты бытия культуры входят в круг проблем экологии культуры.

Декларация прав культуры

Статья 1.В настоящей Декларации под культурой понимается сотворенная человеком материальная и духовная среда обитания, а также процессы создания, сохранения, распространения и воспроизводства норм и ценностей, способствующих возвышению человека и гуманизации общества.

Статья 2.Культура является определяющим условием реализации созидательного потенциала личности и общества, формой утверждения самобытности народа и основой душевного здоровья нации, гуманистическим ориентиром и критерием развития человека и цивилизации. Вне культуры настоящее и будущее народов, этносов и государств лишается смысла.



Статья 3.Культура каждого народа, большого и малого, имеет право на сохранение своей уникальности и самобытности. Вся совокупность явлений и продуктов материальной и духовной культуры народа составляет органичное единство, нарушение которого ведет к утрате гармоничной целостности всей национальной культуры.

Статья 4.Культура каждого народа имеет право на сохранение своего языка как основного средства выражения и сохранения духовно-нравственного своеобразия нации, формы бытования национального самосознания, как носителя культурных норм, ценностей, идеалов.

Статья 5.Участие в культурной жизни есть неотъемлемое право каждого гражданина, поскольку человек является творцом культуры и ее главным творением. Свободный доступ к культурным объектам и ценностям, которые по своему статусу являются достоянием всего человечества, должен быть гарантирован законами, устраняющими политические, экономические и таможенные барьеры.

Статья 6.Культура каждого народа имеет право на участие в гуманистическом развитии всего человечества. Культурное сотрудничество, диалог и взаимопонимание народов мира являются залогом справедливости и демократии, условием предотвращения международных и межэтнических конфликтов, насилия и войн.

Статья 7.Культура обладает правом на международную защиту в ситуации войн и межэтнических конфликтов. Любые действия, ведущие к уничтожению памятников истории и культуры, включая периоды войн, межгосударственных и межэтнических конфликтов, должны быть в международно-правовом плане квалифицированы как преступление против человечества.

Статья 8.Культура обладает правом на поддержку со стороны государства, которое несет юридические и моральные обязательства перед прошлым, настоящим и будущим за сохранение и развитие культурного наследия всех народов и этносов, проживающих на его территории.

Статья 9.Государство обеспечивает равенство возможностей и условий культурного развития всех граждан, определяет направления, содержание и формы государственной поддержки культуры с учетом национальных традиций, уровня политического и экономического развития общества.

Статья 10.Государственная политика в сфере культуры должна строиться на уважении человеческого достоинства, обеспечении свободы выбора каждым членом общества форм участия в культурной жизни и творчестве.

Статья 11.На государственных организациях (воспитательных, образовательных, информационно-просветительных) лежит прямая обязанность воспитывать уважение граждан к отечественной культуре, ее истории, традициям, национальным языкам, к носителям национального самосознания, формировать представление о месте национальной культуры в духовном наследии человечества, ее вкладе в сокровищницу мировой культуры.

Статья 12.Как гарант сохранения и развития культурного наследия государство обязано: а) рассматривать в качестве приоритетной задачи сохранение культурного достояния нации и обеспечивать его передачу будущим поколениям, уделяя особое внимание системе образования и воспитания как социальному институту культурной преемственности; б) содействовать воспитанию у граждан интереса, любви и уважения к культурному наследию своего народа, к культуре других народов мира; в) обеспечивать художественное и эстетическое воспитание подрастающего поколения, поддержку молодых дарований и воспроизводство творческой элиты; г) способствовать интеграции культурного потенциала каждого этноса в духовную жизнь всей нации; д) брать под защиту объекты и памятники культуры, нуждающиеся в охране, консервации, реставрации и музеефикации; е) осуществлять финансовую и организационную поддержку в издании полных каталогов музейных фондов, а также особо ценных малых собраний и отдельных произведений, хранящихся в частных руках; ж) использовать для реставрации особо значительных памятников истории и культуры специалистов, имеющих международные дипломы высшей категории; з) привлекать к судебной ответственности виновных за уничтожение, искажение или нанесение какого-либо ущерба произведениям, предметам и объектам, имеющим культурную ценность; и) выявлять, учитывать и охранять составляющие достояние народа культурные ценности от незаконного ввоза, вывоза и передачи на них прав собственности; к) не допускать разрушения созданных как единое целое исторических центров, ансамблей памятников истории и культуры, имеющих общечеловеческое значение (здания, алтари, деисусы, диптихи, триптихи, гарнитуры мебели, библиотеки, коллекции и т. д.); л) обеспечивать стабильное местопребывание произведений культуры, имеющих национальное и общемировое значение, и допускать их перемещение только по особым причинам исключительно культурного характера; м) сохранять исторические поселения как единое культурное и стилевое целое.

Статья 13.Как субъект права государство обязано: а) обеспечивать законодательную базу поддержки и развития культурной жизни и принимать административные меры по неукоснительному соблюдению международных и государственных норм в области культуры; б) создавать систему социальных, экономических и правовых гарантий свободного творчества и профессио­нальной деятельности в сфере культуры; в) обеспечивать свободный доступ к памятникам, произведениям и предметам культуры, вне зависимости от того, в чьем владении они находятся; г) законодательно гарантировать выполнение воли жертвователей произведений и предметов культуры (как прижизненно, так и посмертно), имеющих общечеловеческую ценность; д) не допускать ущемления права граждан пользоваться своим языком, который является главной культурной ценностью любого народа, малого или большого; е) обеспечивать возможность получения среднего и высшего образования на родном языке представителям национальных меньшинств в местах их компактного проживания.

Статья 14.Как субъект власти государство обязано: а) рассматривать культуру как основу духовной безопасности народа, как базовую предпосылку и критерий выработки моделей общественных преобразований; б) считать главной целью национальной культурной политики создание системы экономических, правовых и иных условий, способствующих спасению, сохранению и развитию культуры как духовной основы существования народа и предпосылки воплощения личностного потенциала каждого гражданина; в) создавать условия для развития науки как важнейшего интеллектуального и духовного ресурса нации; г) всесторонне поддерживать систему образования как ведущего социального института, обеспечивающего приобщение человека к отечественной и мировой культуре; д) вырабатывать механизмы противодействия экспансии массовой коммерческой культуры, ведущей к деградации личности, угрожающей как сохранению самобытности национальных культур, так и культурному развитию человечества в целом; е) обеспечивать минимум культурного развития членам общества, испытывающим трудности в реализации одного из фундаментальных прав человека на участие в создании, сохранении, распространении и потреблении культурных ценностей; ж) поощрять создание материальной базы, отвечающей задачам культурной политики, развивать и укреплять сеть культурных и художественных учреждений как в крупных центрах, так и в небольших городах и сельской местности; з) поддерживать негосударственные организации, способствующие развитию культурной жизни, обеспечивать правовые гарантии и создавать реальные условия для развития благотворительности в сфере культуры (включая налоговую политику); и) стимулировать инициативу и участие различных групп населения в создании, сохранении, распространении и потреблении ценностей культуры; к) осуществлять государственную политику в области подготовки компетентных кадров, способных осуществлять организационно-управленческую, консультативную, художественно-творческую, научно-исследовательскую, экспертную деятельность в сфере культуры; л) обеспечивать сохранение национальной культуры как гармоничной целостности и информировать общественность о возможных негативных последствиях для духовного здоровья нации утраты даже отдельных ее явлений и объектов.

Статья 15.Как субъект международного права государство обязано: а) способствовать установлению международных контактов и сотрудничества в области сохранения и развития культурных богатств, поощрять распространение культурных ценностей, благоприятствующих укреплению мира и безопасности; б) участвовать в международном сотрудничестве с целью возвращения незаконно вывезенных с территории того или иного государства культурных ценностей; в) неукоснительно соблюдать требования «Конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта» от 14 мая 1954 года, поскольку основной ущерб культура несет от военных действий; Культура как целостная средаг) осуществлять международное культурное сотрудничество на основе признания права культуры каждого народа и этноса на самобытность и целостность.

Статья 16.Для обеспечения выполнения положений Декларации при ЮНЕСКО по решению Генеральной конференции учреждается комиссия по соблюдению прав культуры, действующая на основе положения, выработанного Исполнительным советом.

Словарь терминов

Аккультурация (англ. аcculturation, неологизм от лат. аd – к и cul­tu­ra – возделывание, обработка, развитие) – процесс взаимопроникновения и взаимовлияния культур разных групп народов, при котором оригинальные культурные модели могут трансформироваться, но группы сохраняют свою целостность.

Аксиология (греч. axia – ценность и logos – учение) – раздел философии, в котором изучаются вопросы, связанные с природой и структурой ценностей, их роли в качестве социальных и культурных факторов.

Гуманизм (лат. humanus – человеческий, человечный, образованный) – этическая жизненная позиция и мировоззрение, признающее высшей ценностью человека, его достоинство, право на свободное гармоничное развитие, считающее благо человека критерием оценки социальных институтов, а принципы равенства, справедливости, человечности -нормой отношений между людьми.

Духовность:

а) социокультурное качество, присущее отдельной личности, группе людей или обществу, основанное на приоритете нематериальных ценностей и гуманистических идеалов Истины, Добра и Красоты, характеризующееся внутренней свободой жизни духа.

б) способность переводить универсум внешнего бытия во внутреннюю вселенную личности; способность создавать тот внутренний мир, благодаря которому реализуется себетождественность человека, его свобода от жесткой зависимости перед постоянно меняющимися ситуациями.

Историзм – научный принцип рассмотрения предметов, явлений, событий в их историческом развитии.

Культура (лат. cultura – возделывание, обработка, развитие) – в самом широком смысле слова это понятие обозначает все созданное руками и духом человека (материальная и духовная культура) - «вторую природу», в отличие от первозданной природы – натуры.

Манкуртизм (от тюрк. «манкурт» – человек, лишенный прошлого, исторической памяти, раб настоящего) – тенденция в духовной культуре современности, основанная на забвении коренных духовных ценностей и традиций.

Семиотика (греч. semios – знак) – учение о знаках и знаковых системах.

Экология культуры (греч. oikos - дом, родина, logos — учение) — понятие, характеризующее отношение к культуре и культурно-исторической памяти. Сохранение культурной среды — задача не менее важная, чем сохранение окружающей природы. Природа необходима человеку для его биологической жизни, а культурная среда не менее необходима для его духовной жизни, нравственной самодисциплины и социальности.

Список литературы

1. Антология исследований культуры. Интерпретации культуры /отв. ред. и сост. Л.А. Мостова. – 2-е изд. – М., СПб. : Изд-во СПб. ун-та, 2006.

2. Бачинин В.А. Культурология: энцикл. словарь / В.А. Бачин. – СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2005.

3. Беломоева О.Г. Универсализм культуры: опыт культурного анализа / О.Г Беломоева. – Саранск: Изд-во Мордовского ун-та, 2005.

4. Жидков В.С. Искусство и картина мира / В.С. Жидков, К.Б. Соколов – СПб.: Алетейя, 2003. – Гл. 3.

5. Культурология: учеб. для вузов / Г.В. Драч, О.М. Штомпель, Л.А. Штомпель, В.К. Королев. — СПб.: Питер, 2011.

6. Культурология: учеб. для вузов [Электронный ресурс] / Г.В. Драч, О.М. Штомпель, Л.А. Штомпель, В.К. Королев. - Режим доступа : http://www.studfiles.ru/preview/430234/

7. Культурология: учеб. для вузов по дисциплине «Культурология»/ В. М. Дианова [и др.] ; под ред. Ю. Н. Солонина, М. С. Кагана; С.-Петерб. гос. ун-т. – М.: Юрайт, 2011.

Семинар № 2. Природные основания культуры

2 часа

1. Культура и природа. Культура и цивилизация.

2. Обусловленность культуры «географическим образом» Земли.

3. Роль ландшафта и климата в формировании своеобразия локальных (местных) культур.

4. Местные природные материалы и их влияние на складывание особенностей местных художественных школ.

Материал к семинару

В. И. Вернадский (1863-1945), один из представителей русского космизма и создатель науки биогеохимии, писал: «Биогеохимия изучает биосферу в ее атомном строении и составляет лик планеты, то есть географический образ и причины его проявления». Мысль об обусловленности природой всех сторон человеческой деятельности мы находим у представителей географического детерминизма. К. Риттер (1779—1859) утверждал, что «мир человека в своем физическом и духовном развитии многообразно обусловлен земною корою», что «существует решительная зависимость человека от географии страны».

Под «географическим образом» и «земною корою» понимается ничто иное как природные, ландшафтно-климатические условия существования человека и творимой им культуры.

В. И. Вернадский писал, что «человек живет в биосфере, от нее неотделим. Он только ее может непосредственно исследовать всеми своими органами чувств – может ее ощущать – ее и ее объекты; … человеческий ум … неотделим от биосферы». Человек культурный есть составная часть природы, и окружающую его природу он переживает непосредственно всеми своими чувствами. В.И. Вернадский создал методологическую основу понимания и изучения локальных местных культур в контексте их природного окружения, или поднял вопрос о природных основаниях культуры.

Выдающийся «природник» И.-В. Гете мыслил взаимоотношения природы и человека в их единстве: на ранних этапах своего творчества – пантеистически, позднее считал человека «теснейшим образом сплетенным с окружающей природой».

Взаимообусловленность природы и культуры приводит к пониманию следующего факта - что природа едина, сочленена из объективного и субъективного, а потому человек, как одновременно природное и культурное существо, «играет в мире двойную роль: действительную и идеальную». При этом «действительное» и «идеальное» должно пониматься как жизнь действительная (реальная, практическая, обыденно-природная, физическая) и идеальная (творческая, креативная, метафизическая).

В этом можно убедиться на примере рассмотрения такой эстетической категории, как цвет. Мир, и прежде всего мир природы, имеет ярко выраженную колористическую окрашенность, воспринимаемую человеком, наделенным от природы органом восприятия цвета: «Цвет есть закономерная природа в отношении к чувству зрения». Органом зрения непосредственно является глаз, составная часть природы человека, имеющая свои физические «обязанности» (по мнению Леонардо да Винчи, глаз живописца выполняет десять обязанностей различения – мрака, света, тела, цвета, фигуры, места, удаленности, близости, движения и покоя).

Однако глаз человека не был бы глазом человека, если бы выполнял только перечисленные выше физические функции, он универсален, неотделим от души конкретного человека, и, соответственно, от отдельной конкретной культуры: «… при помощи глаз … душа представляет все различные предметы природы».

Приведенные свидетельства раскрывают нам понимание локальной местной культуры в ее природном окружении и позволяют постичь ее суть. Как данность она есть проявление места, существующего по своим внутренним законам «суверенности»: «Живая вещь не может быть измерена вне ее находящимся» (И.-В. Гете).

Локальная местная культура как «живая вещь», как целостное самодостаточное явление, как конкретно закрепленный опыт познается и объясняется сначала изнутри, в себе, а затем – извне, в окружающей реальности, системно, в совокупности внешних и внутренних факторов.

Человек как культурный феномен природен и творит культуру, адекватную (точнее, аутентичную) своему личному природному окружению. Именно благодаря этому синкретическому состоянию человека сложилось в биологической науке представление о четырех локальных адаптивных типах – «арктическом», «высокогорном», «континентальном» и «тропическом». Обратим особое внимание на понятие «адаптивный», которое имеет принципиальное смысловое значение в контексте наших размышлений. Оно происходит от позднелатинского adaptatio – приспособление, что в биологии трактуется как «совокупность морфофизиологических, поведенческих, популяционных и других особенностей биологического вида, обеспечивающая возможность специфического образа жизни особей в определенных условиях внешней среды». Адаптацией называется и сам процесс выработки приспособлений; в физиологии и медицине этот термин обозначает также процесс привыкания.

Совокупность всех свойств природной среды формирует, приспосабливает к себе совпадающий с ней тип субъекта, который определяется как культурный адаптивный тип. В целом это определение (вспомним, что cultura значит возделывание, воспитание, образование) обозначает креативное бытие данного типа в соответствующих природных условиях, где процесс адаптации является взаимным для природы и человека. Тип биосоциокультурного человека адаптивен именно потому, что соответствует взрастившей его среде обитания (бытия). И понимать конкретный адаптивный тип можно лишь в контексте сформировавшего его и сформированного им природного ландшафта, природной среды места.

Культура природна в своем местном «адресе», природен и носитель культуры. Высокий, стройный, пластичный негр экваториальной Африки и низкорослый, широкий в кости житель северных земель – чукча или алеут принадлежат к разным самоценным культурным генотипам по природному признаку (в данном случае, экваториальному и арктическому), сформированному разными окружающими природными ландшафтами. Они адаптивны своей природе и культуросообразны своей среде, как природной, так и рукотворной – творимой руками сообразно окружению. Как в природном, так и в культурном аспектах негр органичен экваториальной природной среде и подобен высокой, стройной пальме. Чукча или алеут адаптивны природному ландшафту Севера, лишенному вертикальной ориентации. Тундра имеет тяготеющую к плоскости организацию пространства, в котором развертывается бытие человека со всеми характерными особенностями и признаками: бескрайняя снежная или зеленая (на короткое летнее время) равнина, чум, яранга, сани, олени. Северный человек адаптивен суровой природе и культуросообразен ей в своей деятельности охотника, оленевода и рыболова. Природные условия диктуют потребность в теплой одежде, полностью закрывающей тело, и дают все, что для нее необходимо – шкуры оленя и рыбью кожу, сухожилия, кость для изготовления украшений. Аналогично природе и минимальное количество одежды тропического человека: южное тепло обусловливает органичность, естественность обнаженного тела. Необходимость культурного соответствия природе определяет практически-эстетическую составляющую бытия. Чукча украшает свои одежды цветным бисером, полихромия которого компенсирует скупость красок окружающего ландшафта; в природе, окружающей негра, адекватны ярко раскрашенные тела и лица, причудливые украшения, фантастические маски. Г. Монтескье подчеркивал, что «различия в потребностях порождаются различиями в климате, а отсюда происходит и различие в образе жизни». Действительно, во всех условиях – природных или суперурбанистических – законы среды будут действовать безотказно. Применительно к природе, мы видим приспособление человека к природе и порождаемой ею культуре. И это позволяет нам вновь подчеркнуть локальный местный характер культуры, адекватный месту ее географического бытия.

Г.Д. Гачев в книге «Космо-Психо-Логос: национальные образы мира» рассказывает о чрезвычайно продуктивных по выявлению «местности мышления» интерактивных занятиях, которые он проводил в 1960-е гг. со студентами литературного института в Москве. В частности носители конкретных культур по-разному описывали жилище в зависимости от того, что оно представляет собой в том или ином ландшафте: «юрта круглая, видимо, от равномерной открытости во все стороны»; «если человек равнины строит стены, одевает веществом пустоты, то жителю гор надо добывать пустоту, рыть жилища в горах». На основе анализа многочисленных материалов Г. Гачев делает обобщающее заключение: «Национальный образ мира есть диктат национальной природы в культуре».

Задания для самостоятельной работы

1. «Средиземноморье оказалось – и это явилось потрясающим открытием – пространством без государства, пространством реальным, то есть пейзажем, диалогом человека с землей и климатом, извечным сражением человека с материальным миром вещей, без государственного посредничества, без ограничивающих права человека национальных пределов с их административной географией и границами» (П. Шоню). Из текста видно, что определяющим в культуре является природное начало. Опровергните или подтвердите данное мнение.

 

Греция. О-в Санторини.

 

 

2.К.С. Петров-Водкин в своем известном произведении «Пространство Эвклида» писал, что по берегам рек вокруг Новгорода образуются гальки из цветных земель, глина имеет цвета от синих через красные баканы (багряные краски – прим. авт.) до светло-охристых, что именно этот природный материал предопределил все неповторимое богатство росписей. «Становится ясным, откуда возник колорит росписи Спаса-Нередицы, Пророка Илии и вообще древней новгородской школы».

 

Спас Нерукотворный. Фреска церкви Спаса на Нередице. 1198

 

Найдите в истории изобразительного искусства аналогичные примеры использования природных материалов.

3. «Церковь … была макрочеловеком, у нее была глава, под главою шея барабана, плечи. Окна были очами храма. Над окнами были бровки» (Д. С. Лихачев). В этом высказывании очевиден антропоморфный характер описания православного храма. Найдите истоки подобного понимания здания церкви.

4. Проиллюстрируйте визуальными примерами антропоморфные названия частей керамического сосуда:плечо, губа, устье, венчик, ручка, шейка, корень ручки, тулово, перехват, основание-ножка.

Контрольные вопросы

1. Поясните цитату: «мир человека в своем физическом и духовном развитии многообразно обусловлен земною корою» (К. Риттер)?

2. Назовите четыре типа культурного адаптивного человека.

3. Назовите десять «обязанностей глаза человека» (по Леонардо да Винчи) и охарактеризуйте их значение в культурной деятельности человека.

4. Что значат слова Леонардо: «Природа – учительница живописцев»?

5. Как соотносятся понятия «культура» и «локальная местная культура»?

6. Что означает термин «культурные гнезда»?

Словарь терминов

Архитектура – зодчество, строительное искусство, выражающее в художественно-образной форме представления человека о мире.

Биосфера – область активной жизни, охватывающей нижнюю часть атмосферы, гидросферу и верхнюю часть литосферы.

Ноосфера – новое эволюционное состояние биосферы, при котором разумная деятельность человека становится решающим фактором ее развития; научное толкование ноосфере, как и биосфере, дал В. И. Вернадский.

Палладианство– направление в европейской архитектуре XVII-ХVIII вв., развивавшее в рамках классицизма идеи и принципы знаменитого итальянского архитектора ХVI в. Андреа Палладио: естественность, компактность, завершенность композиции в органической связи с окружающей природой.

Парк – ограниченное пространство природного ландшафта или ландшафта с искусственными сооружениями и насаждениями.

Цивилизация (лат. civilis – гражданский, государственный): а) синоним культуры; б) уровень, ступень общественного развития материальной и духовной культуры; в) ступень общественного развития, следующаяза варварством (Л. Мор­ган, Ф. Энгельс); г) эпоха упадка и деградации культуры (О. Шпенглер).

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.