В связи с выходом на сушу у первых растений сформировались
Единый государственный экзамен по БИОЛОГИИ
Демонстрационный вариант 2005 г.
Инструкция по выполнению работы
На выполнение экзаменационнойработы по биологии дается 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 50 заданий.
Часть 1 включает 37 заданий (А1 – А37). К каждому заданию приводится 4 варианта ответа, один из которых верный.
Часть 2 содержит 7 заданий (B1 – B7): 3 – с выбором нескольких верных ответов из шести, 3 – на соответствие, 1 – на установление последовательности биологических процессов, явлений, объектов.
Часть 3 содержит 6 заданий со свободным ответом (С1 – С6). При выполнении задания С1 надо дать ответ из одного-двух предложений, а заданий С2 – С6 – полный развернутый ответ.
Внимательно прочитайте каждое задание и предлагаемые варианты ответа, если они имеются. Отвечайте только после того, как вы поняли вопрос и проанализировали все варианты ответа.
Выполняйте задания в том порядке, в котором они даны. Если какое-то задание вызывает у вас затруднение, пропустите его и постарайтесь выполнить те, в ответах на которые вы уверены. К пропущенным заданиям можно будет вернуться, если у вас останется время.
За выполнение различных по сложности заданий дается один или более баллов. Баллы, полученные вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
Желаем успеха!
Часть 1
При выполнении заданий этой части в бланке ответов № 1 под номером выполняемого вами задания (А1 – А37) поставьте знак « ´ » в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.
Одно из положений клеточной теории –
| 1)
| при делении клетки хромосомы способны к самоудвоению
| | 2)
| новые клетки образуются при делении исходных клеток
| | 3)
| в цитоплазме клеток содержатся различные органоиды
| | 4)
| клетки способны к росту и обмену веществ
|
О сходстве клеток эукариот свидетельствует наличие в них
| 1)
| ядра
| | 2)
| пластид
| | 3)
| оболочки из клетчатки
| | 4)
| вакуолей с клеточным соком
|
Ферментативную функцию в клетке выполняют
| 1)
| белки
| | 2)
| липиды
| | 3)
| углеводы
| | 4)
| нуклеиновые кислоты
|
Главным компонентом ядра являются
| 1)
| рибосомы
| | 2)
| хромосомы
| | 3)
| митохондрии
| | 4)
| хлоропласты
|
Значение энергетического обмена в клеточном метаболизме состоит в том, что он обеспечивает реакции синтеза
| 1)
| ферментами
| | 2)
| витаминами
| | 3)
| молекулами АТФ
| | 4)
| нуклеиновыми кислотами
|
Мейоз отличается от митоза наличием
| 1)
| интерфазы
| | 2)
| веретена деления
| | 3)
| четырех фаз деления
| | 4)
| двух последовательных делений
|
К автотрофным организмам относят
| 1)
| мукор
| | 2)
| дрожжи
| | 3)
| пеницилл
| | 4)
| хлореллу
|
При партеногенезе организм развивается из
| 1)
| зиготы
| | 2)
| вегетативной клетки
| | 3)
| соматической клетки
| | 4)
| неоплодотворенной яйцеклетки
|
Парные гены гомологичных хромосом называют
| 1)
| аллельными
| | 2)
| сцепленными
| | 3)
| рецессивными
| | 4)
| доминантными
|
У собак черная шерсть (А) доминирует над коричневой (а), а коротконогость (В) – над нормальной длиной ног (b). Выберите генотип черной коротконогой собаки, гетерозиготной только по признаку длины ног.
| 1)
| AaBb
| | 2)
| aabb
| | 3)
| ААBb
| | 4)
| AABB
|
Мутационная изменчивость, в отличие от модификационной,
| 1)
| носит обратимый характер
| | 2)
| передается по наследству
| | 3)
| характерна для всех особей вида
| | 4)
| является проявлением нормы реакции признака
|
В селекции для получения новых полиплоидных сортов растений
| 1)
| скрещивают особей двух чистых линий
| | 2)
| скрещивают родителей с их потомками
| | 3)
| кратно увеличивают набор хромосом
| | 4)
| увеличивают число гомозиготных особей
|
Какие особенности жизнедеятельности грибов указывают на их сходство с растениями?
| 1)
| использование солнечной энергии при фотосинтезе
| | 2)
| неограниченный рост в течение всей жизни
| | 3)
| синтез органических веществ из неорганических
| | 4)
| выделение кислорода в атмосферу
|
К какой группе относят растения, состоящие из клеток, недифференцированных на ткани?
| 1)
| мхов
| | 2)
| хвощей
| | 3)
| водорослей
| | 4)
| лишайников
|
У насекомых с полным превращением
| 1)
| личинка похожа на взрослое насекомое
| | 2)
| за стадией личинки следует стадия куколки
| | 3)
| во взрослое насекомое превращается личинка
| | 4)
| личинка и куколка питаются одинаковой пищей
|
Ядовитые вещества, попавшие в организм человека с пищей, обеззараживаются в
| 1)
| почках
| | 2)
| печени
| | 3)
| толстом кишечнике
| | 4)
| поджелудочной железе
|
Малокровие у человека возникает вследствие
| 1)
| недостатка кальция в крови
| | 2)
| уменьшения витаминов в организме
| | 3)
| уменьшения содержания гемоглобина в крови
| | 4)
| нарушения деятельности органов пищеварения
|
Какой буквой на рисунке обозначен отдел головного мозга, в котором расположен центр дыхания?

Зрение человека зависит от состояния сетчатки, так как в ней расположены светочувствительные клетки, в которых
| 1)
| образуется витамин А
| | 2)
| возникают зрительные образы
| | 3)
| черный пигмент поглощает световые лучи
| | 4)
| формируются нервные импульсы
|
Заражение человека финнами бычьего цепня может произойти при использовании
| 1)
| в пищу немытых овощей
| | 2)
| воды из стоячего водоема
| | 3)
| плохо прожаренного мяса
| | 4)
| плохо вымытой посуды, которой пользовался больной
|
К какому критерию вида относят область распространения северного оленя?
| 1)
| экологическому
| | 2)
| генетическому
| | 3)
| морфологическому
| | 4)
| географическому
|
Исходным материалом для естественного отбора служит
| 1)
| борьба за существование
| | 2)
| мутационная изменчивость
| | 3)
| изменение среды обитания организмов
| | 4)
| приспособленность организмов к среде обитания
|
Направляющий фактор эволюции –
| 1)
| дрейф генов
| | 2)
| видообразование
| | 3)
| естественный отбор
| | 4)
| географическая изоляция
|
Формирование приспособленности у организмов происходит в результате
| 1)
| освоения видом новых территорий
| | 2)
| прямого воздействия среды на организм
| | 3)
| дрейфа генов и увеличения численности гомозигот
| | 4)
| сохранения отбором особей с полезными признаками
|
В связи с выходом на сушу у первых растений сформировались
| 1)
| ткани
| | 2)
| споры
| | 3)
| семена
| | 4)
| половые клетки
|
К социальным факторам антропогенеза относят
| 1)
| прямохождение
| | 2)
| появление речи
| | 3)
| мутационный процесс
| | 4)
| борьбу за существование
|
Сигналом к осеннему перелету птиц служит
| 1)
| понижение температуры воздуха
| | 2)
| увеличение количества осадков
| | 3)
| наступление первых заморозков
| | 4)
| сокращение длины светового дня
|
Какой организм отсутствует в приведенной цепи питания:
листовой опад ® …… ® еж ® лисица?
| 1)
| крот
| | 2)
| кузнечик
| | 3)
| дождевой червь
| | 4)
| плесневые грибы
|
Что служит главным источником энергии, обеспечивающим круговорот веществ в экосистемах?
| 1)
| АТФ
| | 2)
| солнечный свет
| | 3)
| живые организмы
| | 4)
| органические вещества
|
В чем причина смены одного биоценоза другим?
| 1)
| изменение погодных условий
| | 2)
| сезонные изменения в природе
| | 3)
| колебание численности популяций одного вида
| | 4)
| изменение среды обитания живыми организмами
|
Окислительно-восстановительная функция живого вещества планеты связана с
| 1)
| эволюцией организмов
| | 2)
| климатическими условиями
| | 3)
| обменом веществ и энергии
| | 4)
| освоением организмами новых мест обитания
|
Наибольшую концентрацию ядовитых веществ в экологически загрязненной наземно-воздушной среде можно обнаружить у
| 1)
| хищников
| | 2)
| древесных растений
| | 3)
| травянистых растений
| | 4)
| травоядных животных
|
Гидролитическое расщепление высокомолекулярных веществ в клетке происходит в
| 1)
| лизосомах
| | 2)
| рибосомах
| | 3)
| хлоропластах
| | 4)
| эндоплазматической сети
|
Какой процент растений ночной красавицы с розовыми цветками можно ожидать от скрещивания растений с красными и белыми цветками (неполное доминирование)?
| 1)
| 25%
| | 2)
| 50%
| | 3)
| 75%
| | 4)
| 100%
|
Мхи – более высокоорганизованные растения по сравнению с водорослями, так как они
| 1)
| имеют органы и ткани
| | 2)
| размножаются спорами
| | 3)
| многоклеточные организмы
| | 4)
| способны поглощать газы и воду из атмосферы
|
Человек, в отличие от животных, услышав слово, воспринимает
| 1)
| высоту составляющих его звуков
| | 2)
| направление звуковой волны
| | 3)
| содержащийся в нем смысл
| | 4)
| степень громкости звука
|
Какой из перечисленных ароморфных признаков позволил млекопитающим освоить разнообразные среды обитания?
| 1)
| теплокровность
| | 2)
| гетеротрофное питание
| | 3)
| легочное дыхание
| | 4)
| рефлекторная нервная деятельность
|
Часть 2
Ответы к заданиям этой части запишите в бланке ответов № 1 справа от номера задания В1 – В7. Каждую букву пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведенными в бланке образцами.
В заданиях В1 – В3 выберите несколько ответов из шести. Запишите выбранные буквы в алфавитном порядке сначала в текст работы, а затем перенесите их в бланк ответов № 1 без пробелов и других символов.
В каком случае поведение животных можно отнести к инстинктам?
| А)
| нерестовые миграции рыб
| | Б)
| реакции инфузории на поваренную соль
| | В)
| сбор нектара и пыльцы пчелами
| | Г)
| передвижение эвглены зеленой в освещенное место
| | Д)
| реакция аквариумных рыб на постукивание кормушки
| | Е)
| откладывание кукушкой яиц в гнезда чужих птиц
|
Ответ: ____________. (Запишите соответствующие буквы в алфавитном порядке.)
В связи с прямохождением у человека
| А)
| освобождаются верхние конечности
| | Б)
| стопа приобретает сводчатую форму
| | В)
| большой палец руки противостоит остальным
| | Г)
| таз расширяется, его кости срастаются
| | Д)
| мозговой отдел черепа меньше лицевого
| | Е)
| уменьшается волосяной покров
|
Ответ: ____________. (Запишите соответствующие буквы в алфавитном порядке.)
В чём сходство природной и искусственной экосистем?
| А)
| небольшое число видов
| | Б)
| наличие цепей питания
| | В)
| замкнутый круговорот веществ
| | Г)
| использование солнечной энергии
| | Д)
| использование дополнительных источников энергии
| | Е)
| наличие продуцентов, консументов, редуцентов
|
Ответ: ____________. (Запишите соответствующие буквы в алфавитном порядке.)
При выполнении заданий В4 - В6 установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов. Впишите в таблицу буквы выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов № 1 без пробелов и других символов.
Установите соответствие между признаками организмов и группами, для которых они характерны.
| | ПРИЗНАКИ ОРГАНИЗМОВ
|
| ГРУППЫ ОРГАНИЗМОВ
| | 1)
| выделяют в особое царство
| А)
| грибы
| | 2)
| тело представляет собой слоевище
| Б)
| лишайники
| | 3)
| имеют плодовое тело
|
|
| | 4)
| по способу питания – авто-гетеротрофы
|
|
| | 5)
| вступают в симбиоз с корнями растений
|
|
| | 6)
| представляют симбиоз грибов и водорослей
|
|
|
Установите соответствие между кровеносными сосудами человека и направлением движения крови в них.
|
| КРОВЕНОСНЫЕ СОСУДЫ
|
| НАПРАВЛЕНИЕ ДВИЖЕНИЯ КРОВИ
| | 1)
| вены малого круга кровообращения
| А)
| от сердца
| | 2)
| вены большого круга кровообращения
| Б)
| к сердцу
| | 3)
| артерии малого круга кровообращения
|
|
| | 4)
| артерии большого круга кровообращения
|
|
|
Установите соответствие между особенностями обмена веществ и организмами, для которых они характерны.
|
| ОСОБЕННОСТИ ОБМЕНА ВЕЩЕСТВ
|
| ОРГАНИЗМЫ
| | 1)
| использование энергии солнечного света для синтеза АТФ
| А) Б)
| автотрофы гетеротрофы
| | 2)
| использование энергии, заключенной в пище, для синтеза АТФ
|
|
| | 3)
| использование только готовых органических веществ
|
|
| | 4)
| синтез органических веществ из неорганических
|
|
| | 5)
| выделение кислорода в процессе обмена веществ
|
|
|
При выполнении задания В7 установите правильную последовательность биологических процессов, явлений, практических действий. Запишите в таблицу буквы выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов № 1 без пробелов и других символов.
Установите последовательность процессов, вызывающих смену экосистем.
| А)
| уменьшение ресурсов, необходимых для существования исходных видов
| | Б)
| заселение среды обитания особями других видов
| | В)
| сокращение численности исходных видов
| | Г)
| изменение среды обитания в результате действия экологических факторов
| | Д)
| формирование новой экосистемы
|
Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1.
Часть 3
Для ответов на задания этой части (С1 - С6) используйте бланк ответов №2. Запишите сначала номер задания (С1 и т.д.), затем на задание С1 дайте краткий ответ из одного-двух предложений, а на задания С2 – С6 – полный развернутый ответ.
К каким последствиям может привести внесение в почву избытка минеральных удобрений?
Почему в горячих цехах для утоления жажды рекомендуют пить подсоленную воду?
Что произойдет с клетками эпителиальной ткани, если их поместить в воду? Ответ обоснуйте.
Объясните, почему при половом размножении появляется более разнообразное потомство, чем при вегетативном.
Объясните, почему людей разных рас относят к одному виду.
Отсутствие малых коренных зубов у человека наследуется как доминантный аутосомный признак. Определите возможные генотипы и фенотипы родителей и потомства, если один из супругов имеет малые коренные зубы, а у другого они отсутствуют и он гетерозиготен по этому признаку. Какова вероятность рождения детей с этой аномалией?
Ответы к заданиям демонстрационного варианта по биологии
Часть 1
| № задания
| Ответ
| № задания
| Ответ
| № задания
| Ответ
| | А1
|
| А14
|
| А27
|
| | А2
|
| А15
|
| А28
|
| | А3
|
| А16
|
| А29
|
| | А4
|
| А17
|
| А30
|
| | А5
|
| А18
|
| А31
|
| | А6
|
| А19
|
| А32
|
| | А7
|
| А20
|
| А33
|
| | А8
|
| А21
|
| А34
|
| | А9
|
| А22
|
| А35
|
| | А10
|
| А23
|
| А36
|
| | А11
|
| А24
|
| А37
|
| | А12
|
| А25
|
|
| | | А13
|
| А26
|
|
| |
Часть 2
| № задания
| Ответ
| | В1
| АВЕ
| | В2
| АБГ
| | В3
| БГЕ
| | В4
| АБАБАБ
| | В5
| ББАА
| | В6
| АББАА
| | В7
| ГАВБД
| За верное выполнение заданий В1 – В6 выставляется 2 балла. Если в ответе содержится одна ошибка, то экзаменуемый получает один балл. За неверный ответ или ответ, содержащий 2 и более ошибок, выставляется 0 баллов.
За верный ответ на задание В7 выставляется также 2 балла. 1 балл ставится в том случае, если в ответе неверно определена последовательность двух последних элементов или они отсутствуют. В других случаях выставляется 0 баллов.
Часть 3
К каким последствиям может привести внесение в почву избытка минеральных удобрений?
//Ответ:
| Содержание верного ответа
(допускается иная формулировка ответа, не искажающая его смысла)
| Балл
| | К загрязнению окружающей среды
|
| | Ответ включает названный выше элемент и не содержит биологических ошибок
|
| | Ответ неправильный
|
| | Максимальный балл
| 1
|
Почему в горячих цехах для утоления жажды рекомендуют пить подсоленную воду?
//Ответ:
| Содержание верного ответа
(допускается иная формулировка ответа, не искажающая его смысла)
| Балл
| | Элементы ответа:
1) у человека в горячих цехах нарушается водно-солевой баланс в связи с потерей вместе с потом воды и минеральных солей;
2) подсоленная вода восстанавливает нормальный водно-солевой баланс между тканями и внутренней средой организма
|
| | Ответ правильный и полный, включает два названных выше элемента, не содержит биологических ошибок
|
| | Ответ правильный, но неполный, включает один из названных выше элементов ответа
|
| | Ответ неправильный
|
| | Максимальный балл
| 2
|
Что произойдет с клетками эпителиальной ткани, если их поместить в воду? Ответ обоснуйте.
//Ответ:
| Содержание верного ответа
(допускается иная формулировки ответа, не искажающая его смысла)
| Балл
| | Элементы ответа:
1) концентрация веществ в клетке выше, чем в окружающей её воде;
2) вода поступает в клетку, объем которой увеличивается;
3) под давлением воды плазматическая мембрана разрывается, клетка погибает.
|
| | Ответ правильный и полный, включает все названные выше элементы ответа, не содержит биологических ошибок
|
| | Ответ правильный, но неполный, включает 2 из названных выше элементов ответа и не содержит биологических ошибок, ИЛИответ включает 3 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки
|
| | Ответ неполный, включает 1 из названных выше элементов ответа и не содержит биологических ошибок, ИЛИ
ответ включает 1-2 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки
|
| | Ответ неправильный
|
| | Максимальный балл
| 3
|
Объясните, почему при половом размножении появляется более разнообразное потомство, чем при вегетативном.
//Ответ:
| Содержание верного ответа
(допускается иная формулировка ответа, не искажающая его смысла)
| Балл
| | Элементы ответа:
1) у потомства при половом размножении комбинируются признаки обоих родителей;
2) причина комбинативной изменчивости – кроссинговер, митоз и случайное сочетание гамет при оплодотворении;
3) при вегетативном размножении потомки сходны друг с другом, имеют большое сходство с родительским организмом, из соматических клеток которого они формируются.
|
| | Ответ правильный и полный, включает все названные выше элементы ответа, не содержит биологических ошибок
|
| | Ответ правильный, но неполный, включает 2 из названных выше элементов ответа и не содержит биологических ошибок, ИЛИответ включает 3 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки
|
| | Ответ неполный, включает 1 из названных выше элементов ответа и не содержит биологических ошибок, ИЛИ
ответ включает 1-2 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки
|
| | Ответ неправильный
|
| | Максимальный балл
| 3
|
Объясните, почему людей разных рас относят к одному виду.
//Ответ:
| Содержание верного ответа
(допускается иная формулировки ответа, не искажающая его смысла)
| Балл
| | Элементы ответа:
1) люди разных рас содержат в клетках одинаковый набор хромосом;
2) от межрасовых браков родятся дети, которые при достижении половой зрелости способны размножаться;
3) люди разных рас сходны по строению, процессам жизнедеятельности, развитию мышления.
|
| | Ответ правильный и полный, включает все названные выше элементы ответа, не содержит биологических ошибок
|
| | Ответ правильный, но неполный, включает 2 из названных выше элементов ответа и не содержит биологических ошибок, ИЛИответ включает 3 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки
|
| | Ответ неполный, включает 1 из названных выше элементов ответа и не содержит биологических ошибок, ИЛИ
ответ включает 1-2 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки
|
| | Ответ неправильный
|
| | Максимальный балл
| 3
|
Отсутствие малых коренных зубов у человека наследуется как доминантный аутосомный признак. Определите возможные генотипы и фенотипы родителей и потомства, если один из супругов имеет малые коренные зубы, а у другого они отсутствуют и он гетерозиготен по этому признаку. Какова вероятность рождения детей с этой аномалией?
//Ответ:
| Содержание верного ответа
(допускается иная формулировки ответа, не искажающая его смысла)
| Балл
| | Элементы ответа:
1) генотипы и фенотипы Р: аа – с малыми коренными зубами,
Аа – без малых коренных зубов;
2) генотипы и фенотипы потомства: Аа – без малых коренных зубов, аа – с малыми коренными зубами;
3) вероятность рождения детей без малых коренных зубов – 50%.
|
| | Ответ правильный и полный, включает все названные выше элементы ответа, не содержит биологических ошибок
|
| | Ответ правильный, но неполный, включает 2 из названных выше элементов ответа и не содержит биологических ошибок, ИЛИответ включает 3 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки
|
| | Ответ неполный, включает 1 из названных выше элементов ответа и не содержит биологических ошибок, ИЛИ
ответ включает 1-2 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки
|
| | Ответ неправильный
|
| | Максимальный балл
| 3
|
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2025 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|