Культура древних цивилизаций
Цивил, цивилис – государство, город, городской.
Появление государства, городов и письменности – главные признаки появления государств. Первые государства были рабовладельческие, а так же был единый правитель. Зарождались государства около рек.
Появляется социальная пирамида. Идет концентрация власти в руках правителя. Наличие рабовладения. Начинается процесс дифференциации культуры – выделение различных сфер: религия, рождение философии, права, появление системы образования. Характерен монументализм. Царь представляет свой народ. В культуре происходит разнообразие норм. Первые цивилизации возникли 4 тыс. д.н.э.
Культура опирается на мифологию, мифологические представления. В древних цивилизациях появляется письменность, которая обусловлена развитием. Письменность предполагает закрепление определенного значения за каждым знаком. Сначала было иконографическое письмо – оно сохраняло в значках некоторый образ предмета ( иероглиф ) Слоговое письмо – значок обозначает часть слова ( слог ), азбучное письмо – значок закреплен за звуком и становится буквой – можно записывать любые слова, изобрели его Финикийцы, которую потом заимствовали Греки, а затем уже в нашу азбуку. Нормативность – следование канону. Культ солнца – связан с земледельем.
17.11.2011
Античная культура ( древней Греции и Древнего Рима )
Античный – от латинского слова антик ( древний ) Греко-римская культура.
Древние рабовладельческие государства.
Отличие Греко-Римской культуры от древних цивилизаций:
1) Европейские древние цивилизации ( стоят у истоков древней культуры, колыбель Европейской культуры )
2) В них была развитая демократия, то чего не знал древний Восток и Египет. Демократия древних городов-государств ( Полисы ) 5 веков республики в Риме прежде, чем пришли к Империи. Демократия рабовладельческих государств. Сознание свободного гражданина. Одно быть подданным великого царя, а другое дело быть самостоятельной единицей общества. Античная Культура опирается на демократию.
3) Греческая культура сильно повлияла на Римскую: распространение греческой философии, но она их ассимилировала.
Своеобразие античной культуры:
1) Космология Античного мира – особое представление о космосе, как о едином гармоническом целым. Они считали, что космос – это упорядоченный мир. Космос противопоставлен хаосу. Тайна гармонии в числах, по мнению, Пифагориской школы – влечение к математике.
2) Гуманизм – мировоззрение, которое утверждает высокую ценность человека. Впервые заговорили в эпоху ренессанса. В условиях демократии возрастает ценность человека – выделяется как самостоятельно значимая единица в обществе. Идеал зафиксирован в таком калокагатия – хороший человек, это идеал прекрасного, гармоничного человека, предполагающие единство физическое и духовное. Человек обладал некой целостностью т.е. не было разрыва души и тела.
3) Материалистические тенденции мировоззрения – появляются признание материальности мира. Фалес писал: «Мир произошел из влаги». Демокрит: «Мир произошел из мельчайших неделимых тел ( атомов )». Получает развитие пластическое искусство.
4) Рационализм - мировоззрение, которое ставит главным познанием мира разумом. В античности появляется учение о Логосе. Греки ищут разумную меру и оно распространялось на все.
Культура Древней Греции расцвела в 1 тыс.лет до н.э.
Первая Европейская цивилизация была на острове Крит. Гомер написал «Илиада» - поэма о Троянской войне. «Одиссея». Европейцы долго считали, что Гомер все это выдумал, но в 19 веке ученые нашли остатки Трои. Крит повлиял на древнюю культуру. 1900г. Эванс провел раскопки и нашел остатки лабиринта на острове Крит. Эта цивилизация погибла в результате природного катаклизма.
Эпоха древней Греции.
В Греческой культуре развивались разные сферы: философия, науки, искусства, скульптура, архитектура и т.д.
Полис – это город. В центре города находится Акрополь – священный холм, вокруг него располагался Полис. За пределом города располагалось кладбище. Сам город строился не по планировке. Рыночная площадь и народное собрание называлось – Агора. В городе строились общественные постройки. Гимнасии, палестры – это учебные заведения. Греко-римское наследие называют, обычно, классическим. Стадий – это длина, на которое осуществляли забег спортсмены ( 180 м ), строились театры, трибуны для ораторов. Храмы – прямоугольное здание, украшенное колонами.
Типы колон:
1) Дорический ордер, капитель представлена в виде простой каменной подушки.
2) Ионический ордер, колона была стройная, капитель декоративно усложняется
3) Коринфский ордер, похож на ионическую, но капитель «растительная»
· Периптер – обрамление колонами по периметру.
· Ряд колон называется портик.
· Здание с фронтонами
Развивалась керамика:
1) Амфора.
2) Канфоры.
3) Кратор.
Меандр – это квадратная спираль.
24.11.2011
Греческая скульптура – откровение о прекрасной человеческой природе.
Скульптуры: Фидий – создал статую Зевса, возглавил реконструкцию Акрополя, Поликлет – изучал пропорции человеческого тела Дорифорт – копьеносецз, Мирон, Пракситель – работы выполнены из мрамора «Гермес и Дионис», первый начал выполнять работы женщин обнаженных, Леохар – «Аполлон», Лисипп.
В Греческой скульптуре сочетается реализм с идеализацией. Им важно было показать идеального человека , потому не характерно изображение стариков, больных. Акме – высшая степень чего-то, у человека это молодость. Состояние человека передается через пластику тела.
В Лувре находится «Афродита», «Ника самофракийская»
Философия развивалась очень большими шагами. Греки пришли к рациональному мышлению. В эпоху классики 5-4 веках до н.э. Сократ, Платон и Аристотель.
Сократ жил в 5 веке до н.э. не оставил ни одного письменного сочинения. Развивал искусство философского диалога. Как от мира мнений к миру идей. Зашли в пересказе в сочинениях Платона. Сократ показал, что на истинность можно взглянуть с разных сторон. Это показалось Афинскому правительству опасно. Сократа арестовывают, его приговорили к смертной казни. Платон был разочарован деятельностью государства, но позже он вернулся в Афины и основал там философскую школу «Академию» в древние времени они ходили по аллеи роще и рассуждали. Труд «Государство» он предложил не демократическое, а жесткое иерархическое государство умные и мудрейшие управляют государством, затем сословие войной и сословие тружеников. Платон основатель объективного идеализма, первичен мир идей, затем идет мир вещей.
Аристотель учился в «Академии Платона». Аристотель был учителем Александра Македонского. Он основывает свою школу «Ликей» развивает со своими учениками другую философию, которая ближе к материальному миру. Перепатетики – ученики этой школы.
Развивалась и поэзия. Гомер написал великие свои поэмы, кроме эпоса была лирика. Эпос – это рассказ летописца о событиях. Лирика – это выражение автором своих чувств. Алкей, Сафо ( Сапфо ). Начинает выделятся личностное начало.
В Греческой культуре формируется театр. Родился из культа бога Диониса – бог виноделия. Песнь в часть Диониса называлась дифирамб. Греческий театр был полукруглый. Яма – орхестра, скена. Драматический агон – состязание. Трагедия ( песнь Козлов ), Комедия, Сатировская драма.Эсхил, Софокл, Еврипид.
01.12.2011
Катарсис – это облагораживающие трагедии через страх и сострадание героям. Очищающие воздействие искусства. Очищение через страдание. Сопереживание этой трагедии.
Трагедия ставила проблемы рока, судьбы, нравственного выбора человека и проблема человеческого достоинства. Греки были уверены, что рок судьбы преодолеть невозможно.
Трагедия ставит вечные проблемы человечества. Еврипид показывает бездны человеческих страстей, он является игрушкой внутренних страстей. Выделение отдельных наук из философии в 3-4 веках.
Культура древнего Рима.
Плененная Греция подчинила некультурных завоевателей.
Римская культура строится совсем на другой идеи, общее это опыт демократии. Римская культура по характеру иная – для римлян важнее великий Рим, которые является главной идеей. Главная ценность - Римское государство.
Развивалось военное дело, строительство, право, ремесла и т.д. Римское частное право разработано очень подробно. Римское право необходимо было по простой причине: создать сильное государство. Римская волчица вскормила Ромула и Рема. Хранится до сих пор, на Капиталистском холме Ромул убил Рема. Латынь являлась основным языков в Риме. В конце 6 века до н.э. утвердилась Республика. Юлий Цезарь «Жребий брошен – Рубикон перейден». Власть, безграничная, может деформировать человека. Сенека был учителем Нерона. Атрибуты Римской власти он отправил в Константинополь. В конце своей истории Рим распался на две части: Западный и Восточный. Каждый император становился судьбой Рима. «Характер человека – это его судьба». Недостаточно создать великое государство – нужно ещё создать систему права. Развивается искусство скульптурного портрета. Цицерон – юрист.
08.12.2011
Римляне были хорошими строителями. Они использовали не только колоны и носили более фундаментальный характер, было предрасположение к грандиозности. Они также использовали арку. Арки использовались, как проемы в стенах, ворота. Колизей, рядом статуя Колоса. Также разыгрывали сцены морских сражений. Акведук – Римский водопровод. Триумфальная арка. Они также хорошо строили дороги.
Инсулы – это многоэтажные здания. Рим был городом миллионером
Базилика – здания для судопроизводства. Закон требует уважения.
Развивалась литература – они долго считали, что Латынь – это жесткий язык. Катул - лирика, Вергилий – энеида , Гараций – оды, Овидий – искусство любви. Появляется проза: Петроний. Трагедия – Сенека. В 4 веке Рим распался. Западная с центром в Риме, в Восточной Константинополь. В 476г. Рим пал. Христиан сначала преследовали, затем она была признана.
Христианская культура.
Новый тип культуры т.к. предполагает новые идеалы, ценности, формы. Эта религия оказалась востребована в Риме, потому получила развитие.
1) Эта религия давала новую веру. Языческая вера изживала себя, начинала собираться в облике одного божества. «Вряд ли боги сидят, там, на Олимпе» - писал Цицерон. Единобожие отвечает уже другим представлением
2) Религия давала новую надежу.
3) Религия давала новую этику, любовь и т.д. Люди хотели покоя.
Пришла в целом новая культура, новые представления о мире ( онтология ), представления о человеке, новое представление о способах познания, новая хронология и т.д.
Новое представление о мире: она стала дуализмом ( мир божественный и земной ). «Град Божий и Град Мирской». Представление о человеке тоже присутствует дуализм – состоит из души и тела ( презренная плоть ) между ними существует противоречия: духовное противопоставлено телесному. Представление о времени тоже изменилось – движение от сотворения мир до его конца. Меняется гносеология – первичен бог не ставится цель научных исследований материального мира, рациональное сознание вытесняется верой ( иррациональные методы постижения мира ). Науки вытеснялись теологией ( богословием ) постижение божественных истин. Этика теперь ставит акцент на духовности, эта другая религия – всматривается в духовный мир человека. Появляется новая эстетика уходит изображение природы, тела, все становится теперь символичным, она показывает через формы и символы. Крест – главный символ, пересечение бесконечности и бытия. Опирается на священные писания – Библия ( книги ). Апокалипсис – страшный суд – учение о конце свете. Подарила новые формы.
15.12.2011
Встреча 23.12.2011 в пятницу 15:00
Языческие храмы – это дом бога, а храм христианский – дом молящихся.
Два типа храмов:
1) Базиликальный.
2) Крестово-купольный.
Развивается искусство эмали, мозаики. Сложилась иконопись.
Средневековий мир А.Я. Гуревич, Ж. Ле Гофф.
Время расцвета христианской культуры с 5 по 13 века, 14-16 – ренессанс.
Поздний период начинает складываться с 8-9 веках, империя Карла Великого, потом она распадается на Францию, Германию, Италию. Стало складываться единство культуры. Это феодализм. Велика роль церкви. С 11 века происходит раскол христианства на православие и католическую. Общество очень иерархическое, она была также продиктована религиозностью.
Романский стиль – это стиль крупных простых геометрических форм, узкие окна, высокие башни, конусообразные крыши, подвесные мосты, типичный замок.
Готика – проявилась с 12 века в зданиях соборах. Подчеркнутая вертикальная вытянутость, имел символику отрешенности от земного мира и стремление к миру божественному. Витраж – это изображение на стекле.
Распространяется рыцарство – это сословие мелкого дворянства.
Появляется рыцарская поэзия – изысканная, о любви.
Бродячие ваганты.
Так же появлялись университеты, болонский университет и т.д.
Культура ренессанса.
Одним из центров была Флоренция. Один из творческого рассвета, перехода от феодализма к капитализму. Ренессанс начинается освобождение от средневековых догм, табу, запреты и т.д. Освобождаются его творческие способности, меняется мировоззрение, представление о боге: появляется пантеизм, оно теперь есть везде это божественное начало. Усиливаются материалистические тенденции. Человек – не раб божий, а он становится творцом. Гармония духовного и внешнего. Возрождение античного гуманизма. Человек – это великое существо, первые зачетки были в античном мире. В античности это телесное, а в ренессансе – это художественное начало, лица, выражения глаз. Появляется индивидуализм, который связан с утверждением отдельного я за счет других. Меняется архитектура, характер жизни. Шекспир.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|