Становление источниковедения как науки
Источниковедение
Елена Витальевна Кустова
16.09.2011.
Что требуется сделать за семестр (за месяц до конца семестра):
1. Источниковедч анализ какой-либо темы (по курсовой можно).
2. Кроссворд на 20-25 слов.
Главные книги и учебники:
1. Голиков А.Г., Круглова Т.А. «Источниковедение отечественной истории» М. 2000г или позже
2. Данилевский И.М. «Источниковедение. Теория. История. Метод» М.1998г.
3. «Источниковедение истории СССР» под ред. И.Д. Ковальченко. М.1981г.
- Ковальченко И.Д. занимался методикой количественного анализа источников.
- Медушевская занималась теорией источниковедения.
- Пронштейн А.Б. Пишет просто и понятно.
Источниковедение как наука
Прошлое <- Теории истории <- Историк <- Источники <- прошлое
Прошлое историка не равно истинной истории
Историки – историография;
Источник – источниковедение;
Прошлое – история.
Источниковедение как наука имеет: свой предмет (это источник), метод (источниковедческий анализ) и свою методологию (роль исследователя в процессе познания истории).
Понятие исторического источника. Его виды и типы
История прошлого изучается на основе фактов.
Факт истории – это явление объективной реальности, которое нельзя воспроизвести заново (ист необратима) и наблюдать.
Есть 3 вида фактов:
1. Историческое событие (событие – неповторимый единичный факт)
2. Явления – неоднократно повторяющ в истории факты (революции, войны…)
3. Исторический процесс – факты, взаимосвязанные во времени и пространстве причинно-следственными связями (процесс ассимиляции, процесс разделения труда).
Историч источник – памятник прошлого, кот отражает исторические факты.
Выделяется 2 основных типа источников:
1. Исторические реликты или остатки – это остатки непосредственной деятельности людей, прямые свидетели исторических фактов (материальное: манеты, украшения).
2. Исторические традиции или предания – это отражения какого-либо факта в источнике. Она является результатом такого впечатления, какой этот факт произвёл на современников и потомкам (как преломил событие в сознании людей) (например, былины).
Виды источников:
1. Вещественные (памятник археологии: здания, манеты…)
2. Этнографические (одежда, жилища, предметы быта, орудия труда, обычаи, традиции, культы)
3. Лингвистические («башмак» из тюркского – значит тюркское влияние.) – слова могут говорить о влиянии в различные периоды истории тех или иных народов или стран (из Византии церковные термины, и греческие слова, такие как математика…; Тюрки: башмак, тулуп, сарафан, атаман, караван, карандаш, сундук, барабан – повт гласные в одном слове.; Варяги: якарь, Ольга, сеть; Франция: браслет, медальон, пальто, сюртук, дирижёр…; Италия: соната, карнавал… - муз термины).
Поскольку каждое слово в языке имеет свою определённую «жизнь» они помогают датировать источники древней и средневековой Руси. («Слово о полку Игориве» споры подделка или нет. Выявлено, что все слова употр именно в 12, а не 13в проанализировав каждое слово.)
4. Устные – фольклор (песни, придания, сказания, фольклор). Кедров, Пропп доказ, что в сказках отраж представления опред…
5. Письменные.
6. Фото-кинодокументы.
7. Фонодокументы. (запись местных говоров) «Словарь вятских говоров» есть.
Основой исследования, как правило, явл письменные источники, по скольку охватывают очень широкий круг исторических явлений. Они позволяют говорить не только о материальной культуре народа, но и о его сознаниях.
Следует отличать источники от исследований, основанных на источниках. Вместе с тем разграничение между ними условно. При утрате подлинных документов первоначальное историческое исследование может стать источником. (Татищев «История Российская» - опирался на документы, которые утрачены, значит эти места считаем источником. Историография – всё источники).
Предмет источниковедения. Письменные источники и их классификации
Источниковедение имеет своим предметом письменные источником. Сегодня существует множество классификаций.
Типы классификац;
1. По происхожден
А) служебные, официальные (манифесты, указы)
Б) личные (письма, очерки)
2. По способу отражения и передачи фактов:
А) актовые – непосредственно фиксируют и отражают к.л. факт (купчая)
Б) повествовательные – отражают событие опосредованно через личность автора. Они возникают не сразу, а через определённое время, как результат размышления автора о событии. Этим источникам больше присуща субъективность в отражении фактов.
3. А) массовые – отражают массовые факты, т.е. обладающие одинаковыми, повторяющимися чертами.
4. Б) уникальные («Русская Правда», Манифест …г.)
5. По технике и способам раздел текста
А) рукописные
Б) печатные (изданное произв)
В) машинописные (делается на печатн машинке от руки)
6. А) деловые – документы соответствующим образом оформленные и подписанные
Б) черновые документы – представляют проекты и варианты утверждённого позднее документа
7. А) оригинал – первые, уникальные, часто единичные документы, возникшие на основе проектов и черновиков. Могут быть размноженные оригиналы, когда существует несколько экземпляров документов, имеющие одинаковую юридическую силу, например, официальный указ, опубликованный в газете. (завер нотариусом док – оригиналом счит)
Б) копии – повторное воспроизведение оригинала, не имеющие юридической силы.
В исследов след пользов подлинными документами – беловыми документами, оригиналами. Черновые документы следует использовать с осторожностью, поскольку в окончательный вариант могли быть внесены изменения.
Когда речь идёт о Средних Веках, как правило, используются копии, поскольку число оригиналов не велико. Следует иметь ввиду, что при копировании в текст могут быть внесены искажения. В этом случае это будет подлог или фальсификация.
2 фрмы подлога:
- материальный подлог, при котором искажение истины производится с нарушением подлинных форм документа. Указанные наддокументы подпись, печать явл подделанными, при этом, обстаятельства, указанные в документе, как правило, не соответствуют действительности.
- интеллектуальный, при котором нарушение истины производится без нарушения подлинных форм документов. Подлинная печать, подпись, но в него внесены ложные данные.
8. По характеру и служебной роли:
А) законадат и другие правовые материалы (законы, указы, манифесты, акты)
Б) делопроизводственные (отчёты, доклады, прошения)
В) документы статистики
Г) публицистика
Д) источники личного происхождения (мемуары, дневники, письма)
9. Летописи и берестяные грамоты
10. Периодика
Становление источниковедения как науки
Источниковедение выделилось не из истории, а из филологии и богословия. Впервые о нём заговорили учёные, которые исследовали произведения античности и Священное Писание. Благодаря их работе к началу 19в складываются общие принципы понимания текста, проникновение в их глубины смысла.
Истоки этой дисциплины лежат в работах немецких учёных. Общее учение об изучении произведения как источника на основе текстов Нового Завета сформулировал немецкий теолог Фридрих Шлейермахер (1768-1834). Разрабатывал герменефтику – толкование, понимание текстов. Говорил о необх понимания, выявления подлинности…
Одним из основателем изучения источников в истории считается немецкий учёный Бартольд Нибур (1776-1831) – историк-античник, изуч Древний Рим. Впервые заметил, что история о Ромуле и Реме это легенда.
С начала 19в в Германии начинается масштабная работа по сбору, критике и публикации источников. План этой работы был разработан немецким историкам Георгом Пертцем. Он положил начало известной серии памятников германской истории, которая издаётся поныне. Один из редакторов этой серии – Георг Вайц ввёл понятие «источниковедение».
В 19в с источниковедением было тесно связано архивное дело. Впервые задача истории архивов была осознана во Франции, после событий Великой Французской Революции (желание уничтожить всё что было, появл и те, кто осознают ценность). Стал заниматься историк Пьер Дону (1761-1840). Активн деят революц, разрушал – осознал- сохр.
1921г в Париже создана Школа Хартии. Её целью была подготовка архивистов и библиотекарей для работы с документами по Средневековой истории Франции. Здесь преподавалась палеография (умение прочтения старых текстов), дипломатика (об актовых документов). В след за этим подобные школы появляются и в других странах Европы. Архивы в это время стали центрами научных исследований.
Собирание и издание источников стало стимулом для научной критики источников.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2025 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|