Сделай Сам Свою Работу на 5

ЭВОЛЮЦИЯ ИДЕОЛОГИЧЕСКИХ ПРИОРИТЕТОВ КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (АНАЛИЗ ПРОГРАММ)





Министерство образования и науки РФ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Красноярский государственный педагогический университет им.В.П.Астафьева

(КГПУ им.В.П.Астафьева)

 

Факультет Исторический факультет
   
Кафедра Политологии и права
   
Специальность (направление) Политология
   

 

 

Допускаю к защите
  Научный руководитель   Змановский Г.Р.
   
   
(подпись)  
«________» ______________ 2015 г.

 

 

Курсовая работа по дисциплине:

 

ЭВОЛЮЦИЯ ИДЕОЛОГИЧЕСКИХ ПРИОРИТЕТОВ КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (АНАЛИЗ ПРОГРАММ)

 

 

Выполнил: студент 24 группы Кузнецов Р.Д      
Научный руководитель: к.пол.наук.,доцент Змановский Г.Р    
  Дата защиты  
Оценка  
     
         
             

 



 

Красноярск 2015

 

Содержание

Введение………………………………………………………............................. ….3

Глава 1. Эволюция идеологических приоритетов.…………………………….......5

1.1. Основные понятия……....……………………………………………….5

1.2. Эволюция коммунистической идеологии (1917-1991) …..…………...9

1.3. Идеология КПРФ сегодня……………………………………………..19

Глава 2. Сравнительный анализ программ КПСС (1961) и КПРФ (2008) …..…24

2.1. Основные установки программы КПСС (1961)….............................24

2.2. Основные установки программы КПРФ (2008)...……..……………..39

2.3. Сходства и различия программ КПСС (1961) и КПРФ (2008)……..35

Заключение………………………………………….…………………………........40

Список использованной литературы…………...…….……………………. … …42

 

 

Введение.

Актуальность данной темы заключается в том, что ситуация в современной России обостряется под давлением различных социальных проблем. Под воздействием либеральных реформ они обретают новую остроту. Существование социального неравенства и ухудшение жизни многих граждан способствует осмыслению ушедшего Советского Союза и политики КПСС. Данная обстановка в нашей стране способствует проведению сравнительного анализа коммунистической идеологии, реализуемой в программах партий КПСС и современной КПРФ.



Коммунистическая идея во многом определяла политическую жизнь 20 века. Большое влияние на жизнь советского общества оказывала КПСС. Это влияние проходило через идеологические и теоретические установки, которыми руководствовалась партия в своей политике. Из теоретических и идеологических установок состоял важнейший документ партии – программа.

Сравнительный анализ эволюции коммунистической идеологии в программах партии способствует, пониманию проблем коммунистической идеологии в частности соотношения идеала и его практической реализации.

Исследование эволюции коммунистической идеологии так же носит характер политической задачи. На данный момент в нашей стране существует коммунистическая партия — КПРФ, которая является самой большой оппозиционной левой силой.

КПРФ – позиционирует себя как преемница КПСС. Соответственно именно эта партия во многом даёт повод обратиться к советскому опыту нашей страны и претворить в жизнь лучшие его проявления. При установлении преемственности КПРФ и КПСС возникают определённые проблемы. Данные проблемы проявляются через анализ программ этих партий.

Степень изученности данной темы обширна. Проблема эволюции идеологических приоритетов, преемственности КПРФ и КПСС, анализ программ и взгляд на коммунистическую идеологию отображен в научной литературе и публицистике.



Целью данной работы является выявить степень идеологической преемственности КПРФ и КПСС.

В данной работе поставлены следующие задачи:

1) Раскрыть основные понятия, связанные с эволюцией идеологических приоритетов

2) Проследить эволюцию идеологических приоритетов.

3) Сравнить программы КПСС и КПРФ.

Объектами исследования являются Коммунистическая партия Российской Федерации и Коммунистическая партия Советского Союза.

Предметами исследования являются программы партий и идеологические приоритеты.

Источники исследования характеризуются тем, что они представлены в различных монографиях, научных статьях, публицистических статьях. Так же теоретические и идеологические установки самих партий отражены в материалах съездов и программных документах.

Практическая значимость данной работы состоит в том, что результаты проведенного анализа могут быть использованы в публичных дискуссиях отвечая на вопрос, является ли КПРФ преемницей КПСС, могут быть использованы при разработке программы КПРФ и организации практической работы отделения КПРФ в Красноярском крае.

 

Глава 1. Эволюция идеологических приоритетов.

1.1 Основные понятия

Прежде чем рассматривать эволюцию идеологических приоритетов нужно дать определения основным понятиям, сквозь которые она будет рассматриваться.

ИДЕОЛОГИЯ – система политических, социальных, правовых, философских, нравственных, религиозных, эстетических идей и взглядов, исповедуемых партиями, политическими течениями, общественными движениями, научными школами, отражающих их мировоззрение, идеалы, целевые установки. В идеологии осознаются, отражаются, оцениваются отношения людей к окружающей действительности, общественные отношения, социальные проблемы, положение социальных групп и слоёв, их интересы, цели социально-экономического развития. [1]

Данное определёние наиболее полно раскрывает содержание термина.

В содержании политической идеологии центральное место занимает политическая власть. Трактовка этой власти как таковой, её отношение к политическим институтам, представление о лучшем устройстве государства - всё рассматривается сквозь призму идеологии. Формируются и обосновываются общественные идеалы. Как правило, политические идеологии конкретизируются в различных доктринах и программах. Цель идеологии – формирование сознания, поведения, ценностей людей. Идеология выражает интересы людей и обосновывает необходимость их защищать с помощью государственной власти.

Идеология имеет функциональный характер. Основная функция идеологии это обеспечение легитимности власти. Это обоснование права на власть действующего руководства. Она формирует положительный образ политики власти и стоящих у власти сил. Политическая идеология овладевает массовым сознанием, внедряет в него определённые критерии оценки различных явлений (например, прошлого будущего настоящего и.т.п.).

Не менее важна интегративная функция. Идеология с её помощью создаёт единую социально-политическую сущность. Воспитывает коллективные чувства и вырабатывает определённую степень сплочённости. Таким образом, формируется политическое сообщество с определёнными политическими взглядами.

Так же в идеологии присутствуют следующие функции:

Конструктивная – формирует реализацию политической программы на практике посредством мотивирования с помощью идеалов как отдельных индвидидов, так и целых социальных групп на активное участие в политической жизни.

Мобилизующая – направляет социальные слои на определённые действия, воодушевляя на борьбу во исполнение своих интересов.

Критическая функция – идеология формирует критический взгляд на осмысление действительности (ниспровержение неприятия других авторитетов и кумиров противоположных идеологий)

Когнитивная функция – идеология несёт знания об обществе и его конфликтах (поскольку она является отражением действительности, то неизбежно несёт противоречия). Таким образом, через политические ориентиры обеспечивает государственные и межгосударственные коммуникации для восприятия социальной реальности.

Нормативная функция – идеология играет ценностно-ориентирующую роль. Она определяет направленность социализации, способы социализации (между классами слоями элитами партиями и.т. п.) руководствуясь фиксированным политико-идеологическим императивом.

Идеология как термин возникла в 1796 году. Его ввёл в научный оборот французский философ Дестютт де Траси. Он стремился в своих работах разработать методологию (общую теорию идей) задача которой являлась систематизация идей мыслителей Нового времени. Идеологию он рассматривал как учение об идеях которое исследует всеобщие принципы (которые можно раз и навсегда установить для жизни)

К вопросу о идеологии необходимо привести точку зрения К.Маркса и Ф.Энгельса. Идеология рассматривалась ими с классовых позиций. Идеология в данном понимании позиционировалась как часть «надстройки», которая стоит над экономическим базисом (который в свою очередь опосредован социальной структурой общества). Термин «идеология» так же использовался для обозначения определённого вида сознания. В этом сознании знания об обществе и его внутренних конфликтах рассматриваются сквозь совокупность социально-классовых интересов. К.Маркс и Ф.Энгельс подчеркивали, что у идеологии есть типичная черта – иллюзорное отражение бытия. Иллюзорное восприятие действительности превращается в опору идеологических конструкций, становится движущей силой, которая носит первичный характер по отношению к реальным интересам. Исходя из этого, они определяют, что поскольку реальные интересы не имеют первичного характера (его имеет движущая сила руководимая иллюзией) то сквозь призму идеологии может произойти искажение действительности, искажение понятий об общественной жизни. Идеология - это призма, через которую классы смотрят на мир. Эта призма является классовым интересом. Поэтому такой взгляд отчасти носит спекулятивный характер. В политическом плане идеология с точки зрения марксизма это теоретическое обоснование политического бытия с точки зрения интересов классов. Что немало важно К.Маркс и Ф.Энгельс не позиционировали своё учение как идеологию. Они подчеркивали, что в отличии от идеологии их учение носит научный характер.

В.И Ленин ввёл понятие «научная идеология». Его точка зрения на идеологию заключалась в том, что не всякая идеология является научной. Научной идеологией является такая идеология, которая объективно отражает действительность, отвечает интересам общества, совпадает с потребностями социального развития, раскрывает и обосновывает закономерности исторического процесса (таковой, по его мнению, является коммунистическая идеология).

ЭВОЛЮЦИЯ – в широком смысле – представление об изменениях в обществе и природе, их направленности, порядке, закономерностях; определяет состояние какой-либо системы рассматривается как результат более или менее длительных изменений ее предшествовавшего состояния; в более узком смысле – представление медленных, постепенных изменениях в отличии от революции.[2] Процесс, рассматриваемый в работе, носит эволюционный характер. Из данного определения выделяем, прежде всего, узкий смысл - постепенность развития событий.

ИДЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПРИОРИТЕТ – основа формирования воззрения партии. Именно идеологические приоритеты определяют развитие идеологии. В зависимости от смены идеологических приоритетов можно охарактеризовать их эволюцию. Задача идеологического приоритета перед обществом – формирование усиленного восприятия отдельных моментов политического курса, идеологии, программы правящей партии посредством облачения их в привлекательные для народа формы.

 

1.2 Эволюция коммунистической идеологии (1917-1991).

Коммунистическая идеология первоначально оформлялась на теоретических базисах основоположников марксизма. Она носила характер именно научной теории, которая могла в себе нести плюсы и минусы, различные недочёты и быть далёкой от идеала.

Позже она стала стремительно идеологизироваться. Данный процесс происходил в политической борьбе за власть. Марксизм стал выражаться в определенных схемах канонах и догмах. Именно в таком виде его выражала радикально настроенная часть интеллигенции в России.

Большевики сосредотачивались на конкретных целях борьбы трудящихся - социализме, коммунизме. Необходимость некоего догматизма обосновывалась низкой политической грамотностью населения.

В.И Ленин сопротивлялся догматизму. Он считал, что социализм не есть готовый идеал. Владимир Ильич писал: «Социализм – не готовая система, которой будет облагодеятельственно человечество. Социализм есть борьба теперешнего пролетариата, идущего от одной цели сегодня к другой завтра во имя коренной цели, приближаясь к ней с каждым днём».[3]

Однако в дальнейшем, когда начали открываться перспективы к власти, то и сам Ленин пошёл по догматическому пути, ориентируясь на идеал.

Этот идеал представлял из себя общественное устройство, на которое исходя из своих интересов ориентировались общественно-политические силы и классы. Когда совершится социалистическая революция, возникнет государство диктатуры пролетариата. Именно оно осуществит переход от капитализма к первой фазе коммунистического общества – социализму.[4] Далее следовала социалистическая форма организации власти, при которой будет общенародное государство. Оно уже и подготовит условия для перехода от социализма к коммунизму. Таким образом, возникает уже социалистическое общество. На фоне этого государство начинает постепенно отмирать, передавая функции общественным институтам. С наступлением коммунизма государство отмирает полностью и наступает общественное самоуправление.

Этот социальный идеал был сформулирован Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом: « …после того как исчезнет порабощающее человека подчинение его разделению труда; когда исчезнет вместе с этим противоположность умственного и физического труда; когда труд перестанет быть только средством для жизни, а станет сам первой потребностью жизни; когда вместе с всесторонним развитием индвидидуумов вырастут и производительные силы, и все источники общественного богатства польются полным потоком,- лишь тогда… общество сможет написать на своём знамени: «Каждый по способностям, каждому по потребностям» [5]

Ленин дополняет: « Тот момент, когда осуществится этот принцип, станет гранью отделяющей социализм от «полного коммунизма», при котором отомрёт государство».[6]

Таким образом, был рождён первый идеологический приоритет, который стал составляющей государственной идеологии. Первая эволюция идеологических приоритетов коммунистической партии от научной теории – к социальному идеалу.

Так же присутствовал курс на мировую революцию после свершения, которой построится коммунизм во всём мире. Устранение классовых различий.

Построение социалистического общества ставило задачу дальнейшего движения вперёд. В марте 1919 года были определены перспективы социалистического строительства. Это строительство осуществляется в переходный момент – от капитализма к социализму. В процессе социалистического строительства возникла проблема – классовая структура общества.

Общая установка на ликвидацию классовых различий – оказалась недостаточной. Стало очевидно, что ликвидация эксплуататорских классов и устранение классовых различий между рабочими и крестьянами – разные процессы. Ликвидация эксплуататорских классов должна происходить в рамках переходного периода, а ликвидация классовых различий – на первом этапе уже коммунистической формации – социализме.

Данный переходный период был пройден. XVIII съезд ВКП(б) постановил – что социализм в целом построен. Провозглашалось усиление классовой борьбы и революционной бдительности.

XVIII съезд указал, что в СССР: «окончательно ликвидированы все эксплуататорские классы, полностью уничтожены причины, порождающие эксплуатацию человека человеком и разделение общества на эксплуататоров и эксплуатируемых».[7] Положение о скором отмирании государства было признано ошибочным.

Марксистко-ленинская идея в условиях уже построенного в целом социализма стала двигаться в двух направлениях. Перспективы дальнейшего социалистического строительства и выявление перспектив мирового революционного процесса становления соцсистемы. Сама же партия постепенно ставила вопрос о том, что ее руководящая роль возрастает по мере движения к социалистическому обществу. Делался акцент на построение социализма в отдельно взятой стране.

 

Идеологический приоритет сменился. Идеология стала развиваться уже в рамках в целом достигнутого обещанного большевиками идеала – социализма. Причём что не маловажно – в капиталистическом окружении (а значит курс на «мировую революцию» стал нерентабелен). Провозглашалось движение вперёд уже социалистического общества (усиление классовой борьбы и революционной бдительности).

С 1953 года наступила хрущёвская «оттепель». Произошло смягчение политического режима. Важным моментом здесь является «десталинизация». Её можно поделить на два этапа:

1. От смерти Сталина до XX съезда партии

2. После доклада о «культе личности».

На первом этапе критика сталинизма была представлена как абстрактная критика «культа личности» она в принципе не затрагивала, каких-то политических и идеологических моментов. Большее внимание было сделано на личности. Она исчезала из печати и всё реже упоминалась.

На втором этапе преемники Сталина стали официально критиковать идеологию. В противовес культу личности как политической категории в сфере партийной жизни активно подчеркивалось значение принципа коллективного руководства.[8] Взамен «революционной бдительности» и «обострения классовой борьбы» возникает ослабление репрессионных мероприятий (в частности амнистия тех, у кого срок до 5 лет, упразднение Особого совещания МВД СССР, военных трибуналов). За критикой культа личности прослеживается попытка обновить идеологию снять с неё догматичность.

На XXI съезде партии провозглашено, что социализм построен окончательно. Что нет таких сил, которые могли бы восстановить капитализм в стране. Поставлены задачи дальнейшего упрочнения советского строя, дружбы народов. Развитие советской демократии, активности масс, расширение функций общественных организаций. Роль партии – организатор и воспитатель масс. Идеологическая работа заключалась в выработке коммунистической сознательности у трудящихся (новые формы общественных отношений). Это есть импульс вступления в строительство коммунизма. Коммунизм провозглашался как высшая цель исторического развития. На XXII съезде уже в программе утвердился вывод сделанный съездом о перерастании СССР как государства диктатуры пролетариата в общенародное государство и КПСС – в партию всего народа.[9]

Эволюция идеологических приоритетов здесь связанна с тем, что социализм уже полностью построен. Прослеживается реформирование и смягчение системы.

Однако идеологические приоритеты стали заметно принижаться до прагматических, потребительских лозунгов («Догоним и перегоним Америку»). А сам социальный идеал – коммунизм подвергся недопустимой утопичности («Нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме») и примитивному толкованию людям объясняли, что коммунизм – это бесплатный проезд в городском транспорте.

В дальнейшем со сменой руководства (октябрьский пленум ЦК КПСС 1964 г.) идеология стала отходить на консервативные позиции. В отчетном докладе по резолюции на XXIII съезде было выделено, что первостепенное значение для движения к коммунизму имеют решения пленума ЦК КПСС (октябрьского).

Поскольку на нём был избран Л.И Брежнев – то вывод можно сделать следующий – укрепление власти. Уже не имели весомой силы решения XX съезда КПСС. Но при этом принцип коллегиального руководства сохранялся.

Идеология стала трансформироваться в сторону стабильности. Это означало, что все реформы и нововведения стали пресекаться.

Идеологический приоритет того времени заключался в том что советское общество это идеал. Советское общество, ставшее социалистическим представляет из себя лучшую государственность, которая только может существовать. Соответственно его нельзя «реформировать» а только «усовершенствовать» для устранения недостатков.[10] Слово «реформа» даже не было включено в политический словарь. В этой связи прослеживается искоренение курса реформ.

Важным элементом идеологии стала концепция «развитого социализма» Именно она стала обоснованием нового политического курса. Л.И Брежнев в 1966 году заявил, что в стране построено «развитое социалистическое общество».[11] Советское общество позиционировалось как идеальное и бесконфликтное. Концепция «развитого социализма» по своей сути отодвигала наступления коммунизма на неопределённый срок. Общество всё-таки ещё было неготовое к коммунистическому самоуправлению, потому что существуют некие условия этому препятствующие. Для преодоления этих препятствий нужно было развитой социализм совершенствовать. Данное идеологическое обоснование отодвигало вопросы об отмирании государства даже теоретически

Менялись взгляды и на сам социализм. Социализм уже не как какой-то период «незрелого коммунизма» а конкретный общественный строй со своей системой отношений. Его основой был уже не коммунизм, а определенные социалистические отношения и существование социализма как такового. Тем не менее, в конституции СССР 1977 года было отмечено что: «в СССР построено развитое социалистическое общество, являющееся закономерным этапом на пути к коммунизму»[12]

Важным идеологическим приоритетом является руководящая роль партии. Она понималась как «объективно-политическая реальность» Эта концепция, по сути, представляла собой альтернативу марксистской концепции «отмирания государства» при коммунизме. Согласно данной концепции партия как общественно политический институт унаследует функции государства. Государственные органы заменятся партийными органами. Из этого можно сделать вывод, что государство не отмирает, а заменяется партией. Соответственно сохраняется ее господствующее положение.

Руководящая роль партии в советском обществе была так же закреплена в Конституции 1977 г.

Концепция развитого социализма продолжала существовать дальше. В 1982 году к власти пришёл Ю.В. Андропов. У концепции появился новый импульс для развития. Исследователь А. Шубин считает, что в тот период времени Андропов задумался о длительности периода развитого социализма, о его ступенях роста.[13]

Действительно идеология отходит от строительства коммунизма всё дальше. Обещание построить его в скором времени стало дискредитировать идеологию. Андропов в статье «Учение К.Маркса и некоторые вопросы социалистического строительства в СССР» отмечает, что страна находится в начале длительного исторического этапа и концепция развитого социализма предполагает, что понадобиться определённое время для того чтобы подтянуть тылы и двигаться вперёд. Нужно трезво осознавать, где государство находится.

Июньский пленум 1986 года закрепил идеологические приоритеты. Поднятие идеологической, воспитательной работы на уровень высоких задач, которые решает партия в процессе совершенствования развитого социализма. Предостережение от преувеличений в понимании степени приближения страны к коммунизму.

Само понятие «развитой социализм» трактовалось как фактор, способствующий более реалистичной оценке действительности. Что путь перехода в коммунизм только начинается.

Эволюция идеологии продолжалась. Апрельский пленум ЦК КПСС (1985) год. Возникли новые идеологические приоритеты. Сначала было провозглашено, что проблема социализма лежит не в его недостатках, а в том, что он недостаточно был использован в полную силу, нераскрыты его потенциальные возможности.[14] Проблема социализма в его застойности, консервативности.

Стержнем решения социалистических проблем являлась политика «ускорения». Она трактовалась, как наращивание темпа экономического развития позже расширила свои цели и была призвана обеспечить «ускорение социально экономического развития страны. Более того в дальнейшем она не сводилась только к темпам роста а рассматривалась как быстрое продвижение к новому качественному состоянию общества.[15]

Однако данный идеологический приоритет всё же изменился. Когда стала понятна недостаточность политики «ускорения» возник новый термин – перестройка. Этот лозунг стал ключевым. Цель перестройки – это дальнейшее совершенствование социализма. Обновление всех сторон общества придание социализму современных общественно организационных форм.[16]

Подразумевалось, что кризис в социализме наступил не из-за консервативности, а из-за прямого нарушения социалистических принципов. Их возрождение – это цель всех перемен. Немаловажная деталь – характеристика советского общества. Образовался некий механизм торможения, который не позволял использовать все преимущества социализма. Этот механизм трактовался как целостная система общественных отношений. Ведь социалистические принципы были нарушены, а значит, и общественные отношения были неправильными.

Таким образом, если раньше полагалось, что советский социализм был здоров, и его необходимо было лишь ускорять, то теперь выявились недостатки, что побудило создать новую – демократическую модель социализма.

Появляются новые приоритеты: «гласность» «демократизация» «новое мышление»

Гласность была призвана бороться против недостатков социализма через раскрытие принятия решений и информации. Однако именно она позволила выйти на поверхность альтернативным (да и откровенно антисоветским) мнениям. Что в целом приносило ущерб партии и государству.

Демократизация – это программа изменения политической системы (основная движущая сила перестройки). Соответственно в приоритет ставилась активная пропаганда демократических принципов. Провозглашалось, что только с помощью демократизации может раскрыть свои способности социалистическое общество. Более того считалось что вообще без нее развитие СССР невозможно.[17]

В рамках демократизации была выдвинута новая концепция «совершенствования социализма». Ее суть была проста и выражена в лозунге «Больше демократии – больше социализма!»[18]

Идеологема «новое мышление» касалась внешней политики. Она представляла собой отказ от идеологической нетерпимости. Т.е идеология уходила из сферы внешней политики. Полностью теряет своё значение тезис о том что «мирное сосуществование» это не более чем «специфическая форма классовой борьбы»[19]

Таким образом, делается вывод, что идеологические приоритеты перестройки являются ревизией марксизма ленинизма и включением в идеологию совершенно новых принципов.

Сам коммунизм рассматривался всё же, как историческая перспектива. Первоочередная задача состояла в построении социализма с человеческим лицом. Именно такой социализм является первой фазой движения на пути к коммунизму. Первоочередная задача – строительство данного социализма. Появляется новая идеологическая концепция – «социализм с человеческим лицом»

Все эти идеологические приоритеты были направлены на либерализацию режима. Ослабление контроля привело к обострению социальной активности, которая уже не смогла входить в рамки социалистических традиций. Таким образом, коммунистическая идеология постепенно переставала быть основой мировоззрения и государственной идеологией. На фоне активно развивающейся многопартийности к 90-м годам она исчезла как государственная вовсе.

 

 

1.3 Идеология КПРФ сегодня.

В период правления М.С Горбачева была провозглашена политика многопартийности. На базе оппозиционных коммунистических платформ, которые не принимали курс «перестройки» возникла идея движения за создание самостоятельной партии КП РСФСР. Данную идею поддержало большинство коммунистов. (Устав КПСС предусматривал свои компартии в республиках и РСФСР не была исключением)

После августовского путча Борис Ельцин издал указ о приостановлении, а затем и запрете КП РСФСР (и КПСС) на территории Российской Федерации.[20] Данный указ по своей сути спровоцировал политическую активизацию коммунистов. Учитывая то, что к августу 1991 сформировалось большое количество протопартий (Марксистская платформа, Большевистская платформа) и они имели свою идеологию, свою программу и кадровый потенциал - то появилась возможность на этой базе сложить и укрепить центр консолидации сил оппозиции.

Возникла необходимость в единой организации. Этому во многом поспособствовал вердикт Конституционного суда по «делу КПСС». Указ Ельцина о запрете компартии был признан неконституционным. Возникла возможность создания единой партии. Пройдя через множество идеологических разногласий, сформировалась партия, которая серьезно претендовала на лидерство – КПРФ.

КПРФ – провозглашает себя преемницей КПСС. КПСС являлась правящей партией, а КПРФ позиционирует себя как оппозицию. Один из тогдашних лидеров партии В.А Купцов отмечал, что для формирования образа партии в 21 веке необходимо осознавать ее оппозиционное положение.[21]

В идеологии КПРФ особый акцент сделан на государственнических идеях. С течением времени, а именно с 1994 года они приобрели преимущественный характер. Этому поспособствовало усиление влияния Г.А Зюганова и его сторонников в партии. Он считал, что многие положения пролетарского социализма К.Маркса и Ф.Энгельса уже не актуальны. КПСС плохо с точки зрения теории осознавала новые явления общественной жизни. Тот «ранний социализм», который был в СССР не смог подстроиться под изменившийся менталитет населения.[22]

Идеологические приоритеты расширены за счёт других заимствованных источников, которые вписываются в выдвигаемые идеологемы. Основные идеологемы это демократия, русская идея, и социализм. Немало важно то, что идеология отходит от марксистского подхода в истории. Зюганов не отвергает марксистский подход, но и не использует его. Для него ближе цивилизационный подход, чем формационный. Россия – это особая общность культуры, «особая цивилизация, принимающая в различные эпохи различные государственные формы существовавшая в разных границах с разным общественно политическим устройством, но всегда оставшейся неистребимо самобытной и внутренне самодостаточной».[23] В СССР же была задача построения советской социалистической интернациональной цивилизации, которая противостоит западной капиталистической цивилизации. Как особый тип цивилизации Россия продолжает традиции Киевской и Московской Руси Российской Империи и СССР. Она имеет свои особые культурные традиции и является стержнем евроазиатского континента.

Ценности российской цивилизации – соборность (коллективизм), державность (государственная самодостаточность) стремление к воплощению высших идеалов добра и справедливости.[24]

Здесь прослеживается явный уклон в сторону цивилизационного подхода. Круговорот и борьба цивилизаций – это дополнение к исходной коммунистической идеологии.

Важное место в идеологии занимает концепция государственного патриотизма. По мнению Зюганова государство без идеологии – существовать не может. Русская идея, которая дополнена реалиями современной жизни и социальные завоевания Советской власти – это есть идеология государственного патриотизма.[25] Возрождение России как великого государства – это цель коммунистов.

К.Маркс и Ф.Энгельс рассматривали государство как временное явление и орудие угнетения, средство защиты эксплуататорских классов. В ходе революции пролетариат должен был установить диктатуру пролетариата, а после вообще отправить государство на «свалку истории».[26] В.И Ленин несколько изменил отношение к государству, но все же говорил о нём как о временном явлении.

Зюганов же пересматривает всё полностью. Роль государства видится не как временный фактор, а как основа российской истории, фактор, являющийся ключевым в развитии. Русская нация – является носителем идеологии её стержнем.

Таким образом, очевидно, что идеология государственного патриотизма не несёт марксистский характер.

Значительное место занимает такая идеологема как «русская идея» (концепция особой судьбы русского народа).

Русский народ возник не только на основе этнической общности, но и духовной. Он является уникальной этнополитической и духовно идеологической общностью.[27] На фоне этого естественно отвергаются националистические тезисы о чистоте крови в поколениях. Потому что нация рассматривается как культурологическое понятие.

Затрагивается и пересекается с русской идеей вопрос о церкви. Зюганов считает, что во многом формированию русского народа в роли опоры русской идеи помогла церковь. Наука и религия не должны противопоставляться друг другу. Признается, что есть разные пути познания мира, и отсечение одного из них обедняет духовность.[28]

Социализм в идеологии рассматривается как новая концепция, которая является вкладом в общую теорию. Социализм XXI века. Данная модель социализма базируется на основе русской идеи и советского социализма. Для обоснования этой концепции Зюганов обращается к историческому опыту. Сам же коммунизм – отодвигается на неопределённую перспективу.

Характеризуя эволюцию идеологических приоритетов, следует отметить её крайне изменчивый характер. От научной теории – к социальному идеалу. Социальный идеал неуклонно менялся и в разных вариациях позиционировался. Социализм был построен сначала в целом, а потом окончательно. После того как он был построен окончательно – выделилась перспектива к созданию научно-технической базы коммунизма. Позже пришло осознание, что прогнозирование коммунизма оказалось преждевременным и социализм необходимо совершенствовать. В конце концов, пришли к финалу – перестройке, после которой социализм потерпел крушение и распался Советский Союз.

С выходом на политическую арену КПРФ идеология значительно сдвигается от марксизма-ленинизма. Во-первых, отказ от принципа революционного насилия и диктатуры пролетариата. Зюганов утверждает, что любая диктатура: пролетарская, дворянская, буржуазная – бесперспективная. Никакая партия в нынешних условиях не сможет обрести господство революционным методом. Во – вторых ясно видно, что социализм уже приобретает совершенно иную интерпретацию. Признаётся даже частная собственность. Огромное значение придаётся государственности. Поскольку партия позиционирует себя как обновлённая – данное явление в принципе закономерно. Но при этом она предлагает брать всё самое лучше из исторического опыта, который имеет наше государство.

 

 

Глава 2. Сравнительный анализ программ КПСС (1961) и КПРФ (2008)

2.1 Основные положения III программы КПСС (1961)

Прежде чем приступить к описанию положений III программы КПСС кратко обратим внимание на I и II программу партии.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.